Просмотр содержимого документа
«Пенсионное обеспечение граждан России»
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рейнгардт И.А.
Конституционное право граждан на пенсионное обеспечение закреплено в статье 39 Основного закона, где каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и для воспитания детей, устанавливаемое в соответствии с федеральным законодательством.
В начале 2013 года Правительство России утвердило основные направления своей деятельности на период до 2018 года, где в одноименном документе определило приоритеты в развитии институтов социальной сферы.
В целях повышения устойчивости пенсионной системы и уровня пенсионных выплат Правительством отмечено, как основное:
сохранение накопительной составляющей системы обязательного пенсионного страхования;
создание новых стимулов для формирования дополнительных пенсионных накоплений, позволяющих повысить уровень пенсионного обеспечения;
совершенствование механизма формирования доходов на финансирование страховых пенсий, исходя из сложившегося уровня обязательств и их индексации;
стандартизация негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе в части порядка заключения договоров, условий и порядка уплаты пенсионных взносов, условий доходности пенсионных средств, а также создания механизма гарантирования их сохранности;
совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета и расширение информационного взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации с органами исполнительной власти и организациями с целью повышения эффективности управления в системе обязательного пенсионного страхования.
По состоянию на апрель 2017 г. социальными министерствами должен быть окончен третий этап законопроектной работы по реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
Поэтому сегодня, так или иначе, каждый работающий гражданин России сталкивается с изменениями пенсионной реформы.
Вместе с тем существующая нестабильность в пенсионном законодательстве России указывает на отсутствие ясности и понимания органами законодательной и исполнительной власти дальнейшей судьбы пенсионной реформы, что, в конечном счете, приводит к нарушениям конституционного права граждан на пенсионное обеспечение.
Настоящая пенсионная система сегодня выглядит следующим образом.
Начиная с 2019 года, каждый работник будет автоматически подключен к системе «добровольных» накоплений ИПК, так называемого - Индивидуального пенсионного капитала.
Включившись в ИПК, работающий гражданин должен будет начать сам «копить» себе на пенсию. То есть ежемесячно отчислять, помимо страховых пенсионных взносов, выплаченных работодателем, часть своей заработной платы на индивидуальный пенсионный капитал.
Ставка таких отчислений в обязательном порядке должна быть не меньше 6 %, в то время как ее максимальный размер не ограничен. При этом ставка подоходного налога для таких граждан станет чуть меньше установленных 13 % и составит 10 %.
Перечисление денежных средств предполагается проводить через специально созданного оператора, так называемого Центрального администратора, что является отдельным вопросом изучения в проектируемом виде пенсионной реформы.
Для тех работников, которые своим пенсионным правом воспользоваться не захотят и не станут формировать ИПК, для них НДФЛ будет повышен до 15 % и более. Соответственно, у работников через пару лет появится дополнительная обязанность: ежемесячно выплачивать налог на доход в повышенном размере.
Данная идея сформирована Министерством финансов и Центробанком на смену не реализовавшейся программы софинансирования пенсии, когда для того, чтобы стимулировать увеличение накопительной части пенсии, государство попыталось приумножить вложения граждан путем доплаты на индивидуальный счет каждого столько же денег, сколько внес сам гражданин. Сегодня накопительная часть пенсии перестала формироваться с 2013 года, и «заморожена» на три года.
При простых подсчетах, перечисляя в ИПК ежемесячно сумму в размере 2 000 рублей при стаже работы 20 лет и доходности пенсионных накоплений 4 % годовых, доплата к страховой части пенсии будущего пенсионера составит 2 627 руб., что нельзя признать существенным, так как почти равна сумме отчислений.
То есть реализация гражданами своего конституционного права на пенсионное обеспечение на относительно высоком уровне остается важной проблемой и существенность ее разрешения особенно очевидна.
Фактически задачи по долгосрочному развитию пенсионной системы Российской Федерации через принятие новых законопроектов, которые сегодня у нас представлены в правовых системах, в 2018 году не исполнены.