Просмотр содержимого документа
«Детям о правах в доступной форме (сказкотерапия)»
Внеклассное занятие «Права детей» в доступной форме «сказкотерапии» в 4 классе.
Воспитатель – Тендрякова О.В.
Цель: систематизировать и закрепить знания учащихся о правах ребенка. Задачи: формирование у детей знаний о правах человека - Обобщить и закрепить знания обучающихся о правах детей. - Развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников.
- Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности.
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу, взаимопомощь. Оформление: Выставка книг, костюмы для героев из сказок, рисунки детей, выпущенный детьми лэпбук на основе исследовательской деятельности. Предварительная работа: беседы о Правах ребенка; поиск пословиц, заучивание стихов; оформление лэпбука Ход мероприятия:
Воспитатель: - Добрый вечер друзья! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о вас, о детях, ваших правах и обязанностях. (Читает стихотворение с доски)
«У каждого ребенка
есть свои права.
Знать их должен каждый,
ведь это не игра!»
У вас, как и у каждого взрослого человека, есть гражданские права, они определены законами, которые никто не вправе нарушать.
Но права ребенка особые. Записаны они в законе «Конвенция о правах ребенка» (показ книги). Этот закон действует во всем мире, а также и в России. Сегодня мы совершим короткое путешествие в мир прав ребенка по страницам этого документа, а помогут нам в этом сказки знакомые всем с детства. Да, да не удивляйтесь именно сказки. Если человек родился Имя дать ему должны. Будет жить в любви, заботе, Гражданин своей страны. Воспитатель: - О каком праве говорится в стихотворении? (о праве на имя, гражданство статья 7 Конвенции )
Ребята при рождении вы получили имя и первый документ в своей жизни - свидетельство о рождении, где записаны ваше имя и национальность.
Имя каждому дано и у каждого оно одно! Иногда можно услышать, как вместо имени называют прозвище. Это правильно? (нет) Повторим правила (из лэпбука):
У каждого человека есть свое имя. Поэтому, обращаться друг к другу нужно вежливо, ласково, по имени. И, конечно же, недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку, обзывать - это нарушение его права на имя.
- Какая обязанность есть у вас, связанная с этим правом? (Обращаться и называть друг друга по имени). А известно ли вам, что имена растут вместе с вами. Вы растете - и ваше имя вырастает. Например: Оля –Ольга. Давайте назовем гостям ваши полные имена: «Меня зовут….»
А теперь мы будем знакомиться с иностранцами, именно иностранцами
Угадайте имя сказочного героя , а я назову страну где он родился, где его придумал автор, его гражданство (загадки из лэпбука. Подсказками служат книги с выставки на доске.
Воспитатель: Вы, граждане какого государства?
Дети: - России
Воспитатель: - Молодцы, ребята, это право усвоили. - Продолжаем путешествие по страницам. Читаем. В статье 6 Конвенции записано: «Все дети имеют право на жизнь и развитие ». - Назовите, пожалуйста, сказки где это право было нарушено? Подумайте, а помогут вам книги ( по 5 книг на парте среди которых : «Колобок», «Красная Шапочка», « Волк и семеро козлят» и др.). Найти и прочитать отрывок, в котором есть угроза жизни.
Воспитатель: Как много сказок встречается, где это право нарушается. А ведь жизнь – это самое дорогое, что есть у человека и покушаться на нее, никому не дано. Воспитатель:
«Коли есть отец и мать, то ребенку благодать», – гласит народная пословица. – Скажите, о каком праве пойдет сейчас речь? Читаем в статье 5 Конвенции «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».
Семья – это счастье, любовь и удача Семья – это летом поездки на дачу Семья это праздник, семейные даты Подарки, покупки, приятные траты. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы, Семья – это важно, семья – это сложно, Но счастливо жить одному - невозможно!
У каждого ребенка есть право жить и воспитываться в семье. Попробуйте по слогам произнести слово «семь я!»
Как вы думаете, что это значит? Что такое дружная семья?
Воспитатель: Самые близкие ребенку люди - его родители. И для родителей дети - смысл жизни.
Помните, счастливы дети тогда, когда у каждого ребенка дружная семья. Мы с вами тоже живем одной дружной семьей, а в хорошей и дружной семье все друг другу помогают, заботятся о членах семьи.
В какой сказке герои хотели жить дружной семьей?
Дети: Теремок.
Воспитатель: Назовите героев сказки, не нарушив права на имя.
Назовите еще сказки, где это право было нарушено?( «Гуси-лебеди», «12 месяцев», «Дюймовочка», «Снежная Королева» ) Воспитатель: - Родные заботятся о вас, и вы имеете обязанности дома? Вы наверняка, хорошие помощники. Как вы это делаете, сейчас покажете. Поиграем в игру « Что умеем мы не скажем, а что делаем – покажем» (Дети имитируют мытье посуды, полов, глажку белья, стирку белья, колют дрова, уборку снега). Отгадывают взрослые и дети. Воспитатель: - Неплохо потрудились и заслужили право на…?(отдых). Это право тоже закреплено в Конвенции статья 31. - Какая девочка из знакомой сказки, трудилась целыми днями, ей совсем не до отдыха было. Давайте посмотрим.
Входит Золушка, поет, имитирует уборку: - Дразнят Золушкой меня Оттого, что у огня силы не жалея В кухне я тружусь, тружусь С печкой я вожусь, вожусь, И всегда в золе я. Прячу я печаль свою Я не плачу, а пою, улыбаюсь даже, И не уж- то никогда Не уйти мне никуда, От золы и сажи?! Фея: - Здравствуй, дорогая крестница! Опять ты плачешь. Хочешь поехать на бал? Золушка: - Да, крестная, но… (смотрит на свое старенькое, грязное платье) Фея: - Не спорь, не спорь, ты поедешь на бал в отличном бальном платье. Вот этой волшебной палочкой буду делать чудеса! Обожаю эту работу! (девочка переодевается) Звучит песня «Золушка» (слова И.Резник, музыка И.Цветкова) радостная девочка танцует в бальном платье.
Фея:Обожаю эту девочку и приглашаю на наш праздник! Воспитатель: - Какие права были нарушены у Золушки? (право на отдых, свободу, заботу). -Как могут отдыхать дети?(Дети:гулять, смотреть телевизор, играть, ходить в театр и кино) – Ребенок имеет право на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься спортом. Это право закреплено в Конвенции статья 31 .
-Без отдыха человек может даже заболеть. Если дети заболели Плохо чувствуют себя И у них бронхит, ангина, Пневмания, скарлатина, Слышен детский крик и плач Вам поможет только…(врач)
Стук в дверь входит ребенок в костюме доктора Айболита. Доктор Айболит: - Что случилось, кто болеет? Есть проблемы со здоровьем? Или зуб у вас болит? К вам всегда придет на помощь, добрый доктор Айболит! Что такое? (трогает лбы, смотрит языки, ставит градусники) Неужели ваши дети заболели? - Что ж, осмотром я доволен, Из ребят никто не болен. Чтоб здоровыми остаться Нужно спортом заниматься. На зарядку становись! Дети встают и выполняют команды доктора:
- Попрошу всех дружно встать, И назначение доктора выполнять. Все дышите, не дышите, руки вверх все поднимите, Превосходно. Опустите. Наклонитесь, разогнитесь.
Влево, вправо повернитесь. Встаньте прямо, улыбнитесь Все в порядке , все садитесь.
Каждый весел и здоров, И к занятиям готов.
Вы узнали героя сказки? О каком праве говориться в этом произведении.
Воспитатель: - «Ребенок имеет право на медицинскую помощь» статья 24 .
Воспитатель: - Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, а вы постарайтесь их отгадать.
Я и в клетку и в линейку,
Написать по ним сумей-ка.
(Тетрадь)
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга)
Отгадай, что за вещица, - Острый клювик, а не птица, Этим клювиком она Сеет-сеет семена Не на поле, не на грядке - На листах твоей тетрадки. (Ручка)
Воспитатель: – Где необходимы вам эти предметы? (В школе, дети должны ходить в школу и учиться). – Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе? Дети:Право на образование. Воспитатель: - Правильно, это право позволило вам познакомиться с правами ребёнка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдёте полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права. -Нужно всем учиться в школе, Чтобы грамотными стать И никто у вас не может Это право отобрать.
– Все дети имеют право на получение образования статья 28. Так записано на следующей странице Конвенции.
Воспитатель - Для чего надо учиться? (быть грамотными, много знать)
Поиграем в игру «Продолжи пословицу». Я начну, а вы продолжайте: - Ученье – свет, а… (неученье – тьма); - Грамоте учиться - … (всегда пригодится); - Не стыдно не знать – стыдно… (не учиться);
- Мир освящается солнцем, а человек –…(знаниями)
- Повторенье - …( мать ученья). Воспитатель: Кто из сказочных героев не хотел учиться?
Дети : Буратино, Незнайка.
(работа в парах: задание - собрать картинку, назвать сказку и автора, определить право, которое было нарушено)
Воспитатель: Посмотрите, сколько прав героев этой сказки было нарушено. Вы знаете свои права, не позволяйте никому их нарушать и никогда не нарушайте права других людей. Сейчас мы проверим, воспользовались ли вы сегодня своим правом на образование или остались Незнайками.
Сказочная викторина ( презентация)
Воспитатель: - Молодцы! Вы хорошо справились с заданием, и я знаю, что на тему занятия даже подготовили стихи. Возьмите с доски рисунок, который подходит к вашему стихотворению.
(Дети читают стихи о правах, держа в руках рисунки с конкурса «Права ребёнка») 1 ученик: Вовочки и Леночки, Андрюшки и Иришки – Каждый день рождаются Девчонки и мальчишки, Пользуются с первых дней правами своими – Ведь с пелёнок человек получает имя. (Каждый ребёнок имеет право на жизнь и развитие, имя и гражданство) 2 ученик: Очень я хочу учиться, Обещаю не лениться! Переходим в пятый класс, Там всему научат нас! (Каждый ребёнок имеет право на образование) 3 ученик: Если жар, всё тело ломит, И совсем не до игры, То позвать врача на помощь, Тоже право детворы. (Каждый ребёнок имеет право на медицинскую помощь) 4 ученик: Положен отдых каждому От всяческих хлопот, От дела любой важности, Учёбы и забот. Играем и рисуем, Гуляем и танцуем, Смеёмся и поём.
Весело живем. (Каждый ребёнок имеет право на отдых и досуг) 5 ученик: Если я проголодаюсь – Пищу вправе получать. Ну-ка, детки, поспешите, И обед не пропустите, Постарались повара, Очень вкусная еда! (Каждый ребёнок имеет право на полезное и качественное питание) 6 ученик: Знают все на свете Взрослые и дети, Что семья наш лучший друг На большой планете. Без семьи ребятам трудно очень жить. Помните! Семьёю нужно - дорожить! (Ребёнок имеет право на сохранение семейных связей) 7 ученик: У взрослых – право на работу, Трудиться чтоб они всегда могли. А у детей есть право на заботу, Чтоб взрослые во всём им помогли ( ребёнок имеет право на заботу со стороны взрослых) 8 ученик: Я росточком не доволен И пока не так силён. Но не смей мне делать больно – Есть у нас такой закон! Дети – не куклы, любой Карабас Будет серьёзно наказан у нас! (Каждый ребёнок имеет право на защиту от физического и психологического насилия)
Путешествие по страницам Конвенции подошло к концу. Нас ждут новые страницы этого закона. Ну, вот и все, друзья, спасибо за внимание. Настало время расставанья. До новых встреч!