Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ. "Милосердие"»
Тема «Милосердие». ОРКС. 4 класс
Цель: формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о слабых.
Задачи:
личностные
• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
метапредметные
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;
• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
предметные
• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;
• научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию..
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информациями, работа в малых группах, выполнение творческой работы.
Основные термины и понятия: милосердие, милостыня, взаимопомощь, сострадание, близкий.
Оборудование: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, В.И.Даля, «Словарь устаревших слов» (авт. Р.П.Рогожникова, Т.С. Карская); Большой Энциклопедический словарь, энциклопедия социологии; карточки для групповой работы; мультимедийный проектор; планшеты; презентация; видео и аудио материалы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте то, что бы вы хотели пожелать на сегодняшний урок своим одноклассникам. Я вам тоже желаю новых открытий и удачной работы на уроке.
II. Актуализация знаний опорных знаний. Сообщение темы с мотивирующим приемом.
Звучит музыка С.Рахманинова «Колокола»
_ Ребята, как почувствовали, прониклись музыкой?
_ Как вы думаете, почему для людей было важно спасти затонувшие колокола?
1) Организационный момент (стадия вызова)
Звучит песня «Вера» стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой.
Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека.
Что их объединяет?
(Приставка со-)
Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.
Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.
Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь предсказывает тебе: чужой беды не бывает! Совсем недавно этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
• Ребята, как вы думаете, о чем пойдет разговор на нашем занятии?
• Тема нашего занятия «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».
2) Коллективная работа над понятием темы «Милосердие, сострадание, взаимопомощь»
• Что такое милосердие?
• К кому мы проявляем милосердие?
• Можно ли научиться милосердию?
• Как стать милосердным?
3) Работа с определением (работа в группах со словарем)
• Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете лексическое значение слова «милосердие».
«Милосердие – сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся (больных, раненых, престарелых и др.); деятельное проявление милосердия – различного рода помощь, благотворительность и т.п.» (Большой энциклопедический словарь)
«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый словарь Ожегова С.И.)
«Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность». (Толковый словарь Даля В.И.)
«Милосердие – одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению». (Энциклопедия социологии)
(Представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение слова) (слайд 9)
• Значит милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце.
• Ребята, к кому по-вашему мы должны относиться с милосердием? (К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе)
• Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?
(С состраданием)
III. Совместное «открытие» знаний
Милосердие в религиях
А теперь давайте узнаем, как разные религии учат милосердию.
1)Христианство
а) Работа с притчей.
Отрывок «Притча о Страшном суде» (слайд 10)
Господь Царь Славы сядет на престоле и соберутся пред Ним все народы земные. Мёртвые воскреснут и предстанут пред Судом Божиим. И отделит Господь добрых от злых, как пастух отделяет овец от козлов: добрых поставит Он по правую сторону, а злых — по левую. Праведники, стоящие по правую сторону, услышат голос Царя: «Приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо Я был голоден, и вы дали Мне есть; Я жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники спросят Его: «Господи! Когда мы видели Тебя и помогли Тебе?» И Судия ответит им: «Когда в вашей жизни вы делали это одному из людей, меньших братьев Моих, то делали это Мне». И праведники пойдут в жизнь вечную, а стоящие слева, то есть не делавшие добрых дел ближним, пойдут в муку вечную. Эти слова Спасителя призывают нас любить Бога и ближнего. Но любить надо не на словах, а подтверждать свою любовь делом и всей жизнью. Только такая любовь поможет нам стать одесную Царя Славы и войти в Царствие Небесное.
• Как вы поняли смысл притчи?
(На последнем всеобщем Страшном суде все люди (даже христиане) будут судиться Богом только по их делам милосердия, или по отсутствию у них добрых дел).
Иисус Христос учил своих приверженцев тому, что они должны отдавать людям всё, что имеют.
Иисус учил своих последователей, что всякий добрый или, наоборот, дурной поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращён к Богу.
б) Работа с учебником стр. 72 (1-5 абзац).
в) Милостыня.
Одно из дел милосердия – милостыня.
Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, остальное ты принес самому себе.
Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай».
Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», другая подает «во имя Христова». (слайд 11)
Христианская церковь уже много веков помогает больным, бездомным, малоимущим, детям инвалидам, тем, кто попал в беду, находится в тюрьмах. (слайд 12)
г) Обобщение по подтеме «Милосердие в христианстве»
• Как проявляется милосердие в христианстве?
2)Ислам
Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия.
Сердце мусульманина должно быть переполнено милосердием, поскольку Аллах тоже требует от мусульманина милосердия. Отсутствие милосердия в сердце – это беда и несчастье.
Милосердие мусульманина (обсуждение).
а) Милосердие мусульманина – это закят и милостыня. (слайд 13)
• Что значит каждое из понятий?
• В чем их отличие?
(комментированное чтение)
Для каждого мусульманина есть обязательный размер пожертвований – это закят.
Закят – это материальная помощь ближнему.(слайд 14)
Каждый мусульманин может и должен творить дела милосердия.
Вот хадис об этом.
Хади́с – изречение пророка Мухаммада. Хадисы передавались посредством сподвижников пророка.
«Каждая частичка человеческого существа должна творить милостыню, каждый день с восхода солнца;
справедливо рассудить двух людей – милостыня;
доброе слово – это милостыня;
каждый шаг по направлению к мечети – это тоже милостыня».
Милостыня – необходимое ежегодное воздаяние состоятельных мусульман в конце месяца Рамадан в пользу бедных и нуждающихся.(слайд 15)
После завершения коллективной молитвы мусульмане отправляются на праздничную трапезу, в ходе которой принято угощать не только родных и близких, но и соседей, знакомых (независимо от вероисповидания).
«Быть мусульманином – значит заботиться о родителях, муже или жене, детях, всех близких, соседях, помогать тем, кто нуждается в милосердии, у кого нет крова, одежды или еды. Все мироздание – это творение Бога. Поэтому мусульманин должен чувствовать свою ответственность за природу, все живое, каждую травинку и живое существо».
б) Работа по учебнику стр. 72 (6 абзац), стр. 73 (1-2 абзац).
г) Обобщение по подтеме «Милосердие в исламе»
• Как проявляется милосердие в исламе?
3) Буддизм
а) Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам.
Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире. (слайд 16)
Одним из примеров самоотверженности и милосердия в буддизме являются бодхисатвы.
Бодхисатва – «существо, стремящееся к просветлению».
Бодхисатвы отказываются от нирваны, чтобы спасать другие живые существа.
(слайд 17)
Богиня Милосердия – богиня Гуаньинь.
В буддизме Гуаньинь почитают как сострадательную спасительницу, бодхисатву милосердия.
(слайд 18)
Авалокитешвара (Владыка, Взирающий на Мир) – воплощение милосердия и сострадания в буддизме. Его часто изображают с одиннадцатью лицами.
Согласно легенде, однажды он спустился в ад и увидел страдания его обитателей. От ужаса голова Авалокитешвары раскололась на 10 частей.
Будда Амитабха собрал эти части, превратил их в отдельные головы – девять мирных и одну гневную, для решительных действий. Сверху он скрепил их своей собственной головой.
Каждая голова имеет три глаза, что указывает на способность Авалокитешвары охватывать взглядом все сферы мироздания. Кроме того, у Авалокитешвары – тысяча рук, а в ладони каждой из них есть глаз. Благодаря этому он обладает даром всевидения и всегда готов прийти на помощь.
б) Работа по учебнику стр. 73 (3 абзац).
в) Обобщение по подтеме «Милосердие в буддизме»
• Как проявляется милосердие в буддизме?
4) Иудаизм (слайд 19)
Благотворительность – одно из основных предписаний иудаизма. Необходимо не забывать о нуждающихся в праздничные дни и всегда иметь в виду нужды бедняков.
В праздник Пурим принято приносить друг другу сладости и сладкую выпечку («посылка яств») и давать деньги нуждающимся. (слайд 20)
В еврейской общине создают кассу благотворительности.
а) Обобщение по подтеме «Милосердие в иудаизме»
• Как проявляется милосердие в иудаизме?
Вывод:
• Чему учат религии резных народов?
Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным.
Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца!
(слайд 21-24)
Это наше время, наша жизнь, наша окружающая действительность. Она бывает жестокой и страшной.
В России на сегодняшний день около 700 тыс. детей сирот, более 2 миллионов детей и подростков абсолютно неграмотные. Многие люди живут в бедности, даже в нищете, не имеют работы. И очень много жестоких людей.
Как теперь жить? В страхе спрятаться дома?
(Ответы детей)
Мир всегда был жестоким, но и сейчас есть люди, которые не ожесточились.
Я хочу рассказать вам о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям.
(слайд 25)
(Движение сестер милосердия. Императрица Александра Федоровна. Мать Тереза. Красный крест).
Надо любить мир, все живое. Приносить свой вклад в дела милосердия.
Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как?
(Делать добрые дела и совершать добрые поступки).
В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание?
IV. Рефлексия
• Над чем заставил задуматься этот урок?
• Что означают понятия «милосердие», «сострадание»?
• Захотелось ли вам сделать добрые дела?
• Ребята, перед вами ладошки (из бумаги красного цвета). Напишите на них слова напутствия, обращения к окружающим с призывом к милосердию. Из этих ладошек мы сделаем большое сердце – символ милосердия. (Учащиеся пишут пожелания, примеры добрых дел и поступков, прикрепляют на доску).
V. Итог урока. Синквейн
Подведем итог в виде синквейна (работа в группах на карточках). (слайд 26)
Милосердие
отзывчивый, человеколюбивый
заботиться, помогать, прощать
Доброта должна спасти мир
любовь
По капле, по кирпичику – медленно строится мир доброты. Он хрупкий и его надо защищать.
Спешите делать добро! (слайд 27)
VI. Домашнее задание
В России в 1896 году было 3555 благотворительных фондов. Поработайте с информацией и узнайте о благотворительных фондах в России в настоящее время. Чем они занимаются, кому помогают и есть ли такие в нашем городе.
Литература:
1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012. – 80с.
2. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012.
3. Чимитдоржиев В.Л. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012.
4. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012.