kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ОРКСЭ Милосердие и сострадание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Милосердие и сострадание. Соответствует требованиям ФГОС.

Дети познакомятся с этимологией и смыслом слова «милосердие»; научатся понимать христианское значение слова «ближний»,

  осознают  суть христианского отношения к ближнему; поймут, каким должно быть отношение христианина к личным врагам;

 усвоят, что дела милосердия в большей степени изменяют к лучшему того, кто их совершает, чем тех, в отношении кого они делаются.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ Милосердие и сострадание »


















Автор: учитель начальных классов

МБОУ «Сар-Майданская СОШ»

Штыркова Наталья Николаевна









2014г

Тема: Милосердие и сострадание.


Цель: создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «забота о слабых», «милостыня», «ближний», «любовь к врагам», «сострадание», «взаимопомощь», «социальные проблемы общества».


Задачи:


Предметные:

- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, благотворительность, добро;

- формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.


Развивающие:

- развивать познавательный интерес к предмету;

- развивать  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

- развивать творческие способности.


Воспитательные:

- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

- формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому Человеку, адекватной самооценки; воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.


Планируемые результаты:


Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;


Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.


Основные понятия: долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, толковые словари русского языка С.И. Ожегова.


Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге.







Ход урока:


Учитель: Здравствуйте, дорогие дети и гости! Сегодня вы присутствуете на уроке, тема которого «Милосердие и сострадание»


Учитель: сегодня на уроке мы с вами узнаем: (слайд 4)

Чем милосердие отличается от дружбы.

Кого называют ближним.

Как христианин должен относиться к людям.


Учитель: Одно из самых красивых слов на свете– слово

-Милосердие- (Слайд5)

-В толковом словаре В.И. Даля дано следующее толкование: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».


Учитель: Прежде, чем мы с вами продолжим разговор о милосердии, давайте посмотрим замечательный добрый мультфильм «Просто так».

-просмотр мультика----

Учитель:

Создатели этого мультфильма подарили нам хорошее настроение. Просто так, потому что у них большие добрые сердца.

Как вы думаете, можно назвать героев этого мультфильма милыми? (дети отвечают)

Учитель : Мальчик проявил милосердие и подарил просто так, а не за вознаграждение букет грустному ослику, а ослик щенку, а щенок медвежонку А медвежонок?

Учитель: А сейчас мы проведем разбор слова МИЛОСЕРДИЕ по составу , на основании чего, и как могло возникнуть это слово

Первый корень мы выделяем «мил»

(Слайд 6 )

- Ребята, назовите слово с корнем «мил» (милый, Милость) Что думаете о значении этого слова?

Дети: « Милость» - это любовь, жалость

Если мы любим человека, мы его жалеем.

(Вспоминаем об отношении к пожилым людям и детям)
Итак, родственные слова - милый, милость, помиловать.
Учитель: - Ребята,  слышали ли вы когда-нибудь обращение « Сделай милость»? Как вы думаете, когда так говорят? Конечно, когда просят о чем-нибудь.  А вы когда-нибудь обращались друг к другу со словами « Сделай милость»? Нет? К сожалению, у нас не принято сейчас так говорить. А давайте попробуем? Я начинаю!
 Физкультминутка.
-Сделайте милость ,встаньте! Сделайте милость, улыбнитесь!

Кто продолжит?... Сделайте милость, посмотрите друг на друга добрыми глазами!
Учитель: Сделайте милость, садитесь!

Учитель : вторая часть слова МИЛОСЕРДИЕ –серд (слайд7)

Теперь подберем родственные слова с корнем «серд»

Слово «сердце» Частенько приходится слышать «Сердце болит», поясните, пожалуйста. (ответы детей) .  А как вы думаете, есть ли еще значение у фразы «Сердце болит» - (Душа болит). Когда мы так говорим?

 (Когда нам обидно.  Когда обидели.  Когда ругают,  а я не виноват и т.д.)

сердечного человека мы обычно называем (добрый)


Учитель: (слайд 8) Итак « МИЛОСЕРДИЕ» -это слово говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет

доброта жалость помощь прощение

всё это можно сказать одним словом--ЛЮБОВЬ

МИЛОСЕРДИЕ- ЭТО ЛЮБОВЬ.

Милосердие-это поступок, поступок добрый, во благо, поступок ,за который не ждут вознаграждения.

Мы с вами на прошлом уроке говорили о заповедях. Заповеди – это норма, это то, что положено делать, чтобы не навредить ближним и самому себе. Исполнение заповедей сохраняет наше душевное здоровье. Но есть нечто выше заповедей, выше закона. То, что способно творить чудеса, изменять сердце человека и делать его счастливым. Это – любовь.

Любовь бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

(Слайд 9 ).

Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его - «хороший» он или «плохой». Накормить голодного надо просто потому, что он голодный, а не потому, что он твой друг.

Учитель. Однажды Иисуса Христа спросили: какая самая главная среди множества заповедей? Он сказал: важнее всего любовь к Богу и к человеку. «Люби ближнего как самого себя».

А кто такой «Ближний"

- ответы детей-

(Слайд 10 )

Учитель: В самом деле, нет человека, который бы никого не любил. Но очень многие говорят: «Я люблю тех, кто любит меня, то есть мою семью и моих друзей. Это и есть мои ближние (близкие)».

Христос же на заданный Ему вопрос ответил притчей о добром самарянине:

На некоего человека напали разбойники, избили его и ограбили. Прохожие остались прохожими. Они проходили мимо. Каждый из них при виде окровавленного человека говорил своей совести, что он очень торопится, что у него впереди очень важные дела – и проходил. Но один приезжий человек, который даже не очень правильно говорил на местном языке, остановился. Раненый человек замер. Ведь совсем недавно он со своими приятелями недобро подшучивал над этим приезжим. Неужели сейчас он отомстит?.. А прохожий нагнулся, перевязал раны, отвез раненого в гостиницу и оплатил его лечение. На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке».
-слайд 11-

Притча Христа означает: ближний – тот, кто не оставит тебя в беде. И еще ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи

Если человеку больно – становится неважно, на каком языке он говорит и какая у него вера или цвет кожи. Кровь у всех людей одного цвета.

Учитель:

Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты проявляешь со чувствие, со страдание, со переживание. Помогая другим ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.(слайд 12)
-Вспомните, ребята, какую благотворительную помощь оказывали мы с вами? Слайд 13-14

Учитель:

Наверное, с каждым из нас было такое, что когда мы совершили что-то недоброе или поссорились с другом, на душе стало скверно, сердце разрывалось от боли и хотелось, чтобы к нам проявили милость. Подумайте, что мы имеем в виду, когда желаем милости к себе?

(дети отвечают) Мы хотим, чтобы нас простили.

Мы хотим мира. Мир лечит душу. Но если мы хотим, чтобы нас прощали, то, значит, и других мы должны учиться прощать, особенно, если у них случилась беда. Любовь начинается с прощения. Помните совет доброй старушки из притчи о молодой душе: добро – помнить, (дети вспоминают) зло – забывать.

(слайд 15)

Даже если этот человек виноват лично перед тобой, все равно в минуту его беды надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.

Нельзя поступать по принципу: «Как ты ко мне, так и я к тебе!» или «Так тебе и надо! Получай по заслугам!» (слайд 16) прочитать.

Фрагмент картины Рембрандта ‘'Возвращение блудного сына.»

Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

Учитель. – А сейчас дети, сделайте милость, повернитесь друг к другу и скажите шепотом: «Если я тебя обидел, прости меня!» Улыбнитесь друг другу!
(слайд 16)

Учитель: (слайд 17)

Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь…), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным

Стр. 44

Учитель: Однажды врач и священник обсуждали, как они могут помочь заключенным…. –читать-


Учитель:

А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)

(Слайд 18) Главная среди заповедей
«Люби ближнего, как самого себя»

(слайд19)

Учитель: Татьяна, дочь последнего русского императора НиколаяII, во время Первой Мировой Войны (1914-1918) являлась почётной председательницей «Татьянинского комитета» - организации, занимавшейся оказанием помощи беженцам и другим людям, пострадавшим в результате военных действий. Вместе с матерью-императрицей и старшей сестрой Ольгой регулярно работала в госпиталях и лазаретах. Занималась сбором пожертвований на оказание помощи раненым и пострадавшим.

( Слайд 20)

Княгиня Елизавета Федоровна была сестрой русской императрицы.

В Москве в 1915 году она посещала больницы и ухаживала за ранеными солдатами

Как вы думаете, она, Татьяна и Ольга, ухаживали за ранеными по обязанности или по своему выбору?

Их называли сестрами- милосердия. Почему?

Учитель : Слову милосердие есть противоположное.

Сейчас мы прочитаем два стихотворения

(слайд 21)

НИЩИЙ
Знавал я нищего: как тень,
С утра, бывало, целый день
Старик под окнами бродил
И подаяние просил;
Но все, что в день насобирал,
Бывало, к ночи раздавал
Больным, калекам и слепцам,
Таким же нищим, как и сам.
Я.П. Полонский

НИЩИЙ
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку
М. Ю. Лермонтов

Учитель: В каком из стихотворений мы видим проявление милосердия. Как можно назвать поступок кого-то кто положил камень вместо хлеба в руку просящего? -слайд 22. - жесткосердие

Учитель: Еще есть слово ЖЕСТОКОСЕРДИЕ, оно хорошо отражает свойство человека немилосердного, не умеющего творить добро, прощать, помогать в беде. Это ЖЕСТОКОСТЬ СЕРДЦА. Нрав у жестокосердного человека строптивый, он может насмехаться над людьми, пройти мимо, когда кому-то необходима помощь.

-слайд 23 -24-

Учитель: Одно из дел милосердия - милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай».

А святой Дорофей пояснял: -слайд -25 -

-когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.

-слайд 26-

Учитель: Великий русский историк Василий Ключевский описывал милостыню как встречу двух рук. Одна выражала просьбу Христа ради, другая же подавала во имя Христово. Историк говорит, что непросто решить, какая из этих рук несла больше добра. Благотворителю нужно было своим глазами видеть ту людскую беду, которую он облегчал. И тогда, давая деньги, он получал пользу для своей души. А нищий должен был видеть своего милостивца, чтобы знать, за кого молиться... «В рай входят святой милостыней», — говорили в старину.

-Слайд27 --

Учитель: Или: «Нищий богатым питается, а богатый молитвой нищего спасается». Эта ежедневная, молчаливая, тысячерукая милостыня ежедневно вливала потоки добра в людские отношения. Она приучала богачей видеть в бедняках людей, а бедняков отучала ненавидеть богатых.

Откройте учебник стр 435- прочитаем рассказ о святой Иулиании

-слайд 28 -

В конце 16 века в Муроме в знатной дворянской семье жила святая Ульяна (Иулиания). Когда она была девочкой, она шила из лоскутков платья и другую одежду и раздавала нищим. Когда Ульяна вышла замуж, она не брала денег от мужа или его богатых родителей. Она по прежнему помогала всей округе тем, что бесплатно шила для бедняков. Пришли голодные времена на Русь. И Ульяна, которая прежде питалась очень умеренно, вдруг стала просить себе все больше еды. Свекровь недоумевала: «раньше ты ела совсем не много, а что же сейчас ешь в три горла?». А на самом деле святая Иулиания тайком уносила пищу и раздавала голодным. В конце концов все запасы закончились.

-Слайд 29-

И когда в доме не осталось хлеба, святая Ульяна Муромская стала его печь из коры деревьев. Странно, но нищие, которым она его раздавала, говорили, что более вкусного хлеба они не ели никогда в жизни.

Учитель:

Что делала святая Иулиана Муромская, чтобы помочь бедным? (дети отвечают)

Шила одежду, мало ела, чтобы поделиться с нищими, пекла хлеб из коры деревьев. Т.е., она не просто отдавала излишки, но делилась тем, что ей нужно было самой, и посвящала делу милосердия свое время, иногда и не спала.

Учитель: Христос сказал, что когда подаете милостыню, пусть правая ваша рука не знает,что делает левая

Почему? Хорошо ли трубить всем вокруг о том, что ты помог кому-то?
А может ли человек даже не заметить, что он совершил доброе дело?

Учитель : (слайд 30)

Дорога милостыня в скудости. (рассказ о И.Х с учениками в церкви и подоянии бедной женщины)

Есть какая-то связь у любви и печали.

Те, кто сыт и удачлив, — не любят жалеть…

А те люди, что в жизни и сами страдали,

Как-то чаще способны любовью согреть.

Учитель: Милосердие, милость надо проявлять ко всем Но пожилым людям нужна особенно наша забота и уважение, как цветку – солнышко.
        Обними свою бабушку
        Добрым словом обогрей
        Улыбнется небо радужкой
        Обними и пожалей!


Подводим итог урока.

Задание1 (слайд 31)

Пословицы

Добро помни а з….. два века живёт

Истинное добро…вс.. добру и учит.

Доброе дело…...два а зло забывай.

Добрый человек ..д…. всегда просто.


Слайд 32 Отвечаем на вопросы

(слайд 33)

Милосердие в современной жизни. Беслан

Кто-то из вас, наверное, думает, что так жить очень трудно, может быть даже невозможно и вряд ли найдутся такие люди в наше жестокое время. Это, конечно, совсем не так.

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя другого человека.  
18 учителей погибли от рук террористов, спасая школьников. Среди них 74 – летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший 3 пули в спину.

Спасая детей при штурме школы погибли 10 спецназовцев .

Страшное бедствие всколыхнуло людей, помощь пострадавшим оказывали все народы России: сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили одежду, книги, сладости и игрушки детям.

Это, конечно, страшное событие, но и в повседневной жизни мы можем проявить любовь и милосердие.


Учитель : Итак друзья, мы в ходе нашего урока выделили

3 составляющие слова МИЛОСЕРДИЯ:

Любовь

Бескорыстие

Реальная помощь

Учитель. Перед вами Дерево Добра.

Сделайте милость, напишите на листочках от Дерева Доброты , какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня! (Дети пишут и прикрепляют))
Учитель: пока мы пишем, какое доброе дело мы можем сделать, дети прочитают нам стихотворения


Музыка. Проснись душа


Дети читают стихи.

Что такое доброта

(Богомаз Ирина в соавторстве с Сажневой Дианой)


Отчего, скажи скорей,

Мир становится добрей?

Оттого, что кто-то счастлив,

От простого слова «Здравствуй!»

И от смеха малышей,

И от солнечных лучей,

От подснежников в лесу,

Что я маме принесу.

От березки под окном,

Что стучится веткой в дом.

От прохлады ручейка,

От цветного мотылька,

И от радуги над речкой,

И от дров, трещащих в печке,

Оттого, что рядом друг,

И от бабушкиных рук.

От снежинок на ресницах,

И от сказки, что нам снится.

И от запаха сирени,

И от соловьиной трели.

Мир загадочный, огромный,

Посмотри, какой он добрый.

Так давай и я и ты

Ему добавим доброты.


***

Не стой в стороне равнодушно,

Когда, у кого то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря.


Учитель обращает внимание на сделанное дерево Доброты.


Молодцы, посмотрите, сколько добрых дел мы запланировали. Я верю, что мы с вами справимся и все их обязательно выполним.

. Физкультминутка. Комплименты.
Учитель:
 -А сейчас вы можете подарить частичку тепла каждому из нашего класса.

( Дети по очереди передают мягкое игрушечное сердце и говорят друг другу что-нибудь приятное)


Домашнее задание: ) поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;

б) найти милосердие и жестокосердие в притче о блудном сыне.

в)выполнить задание на листочках Милосердие-это

г) Читать стр. 42-45. Вопросы на стр. 45


У милосердия порою много лиц...

И странно видеть в чём оно одето...

Но, главное ведь в нём не это,

А удивительно, что нет ему границ!


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока ОРКСЭ Милосердие и сострадание

Автор: Штыркова Наталья Николаевна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 181075

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока ОРКСЭ "Милосердие" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-orkse-milosierdiie"
    ["file_id"] => string(6) "100927"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402399653"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "конспект урока ОРКСЭ на тему: Милосердие"
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekturokaorksenatiemumilosierdiie"
    ["file_id"] => string(6) "304398"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457710561"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Милосердие и сострадание" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-kursu-orkse-milosierdiie-i-sostradaniie"
    ["file_id"] => string(6) "123805"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414576249"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока по ОРКСЭ модуль ПК "Милосердие и сострадание" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-po-orkse-modul-pk-milosierdiie-i-sostradaniie"
    ["file_id"] => string(6) "142519"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418309883"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока с использованием мультимедийной презентации по ОРКСЭ "!Милосердие и сострадание""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_s_ispol_zovaniiem_mul_timiediinoi_priezientatsii_po_orkse_milosi"
    ["file_id"] => string(6) "373489"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482747362"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства