РЕСПУБЛИКА КРЫМ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИЗУМРУДНОВСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА
Муниципальный этап республиканского конкурса педагогического мастерства «Урок нравственности»
НОМИНАЦИЯ
«Педагог начального общего образования»
ТЕМА
«Уважение к родителям и старшим»
Директор МОУ «Изумрудновская школа»
Липеха Лариса Ивановна
тел.: +79788104302
e-mail: [email protected]
Автор:
Аджимефаева Алиме Решатовна
учитель начальных классов, специалист высшей
квалификационной категории, стаж работы 10 лет.
Тел.: +79788773745
e-mail:emila_87@mail.ru
Конспект урока на муниципальный этап республиканского конкурса педагогического мастерства«Урок нравственности».
Подготовила и провела учитель начальных классов Аджимефаева Алиме Решатовна.
Класс: 4
Предмет: ОРКСЭ (Модуль «Основы светской этики»)
Тема:«Уважение к родителям и старшим».
Цель урока: формирование у учащихся уважительного отношения к родителям и взрослым.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать чувства уважения к своим близким и старшим по возрасту людям;
ценностное отношение к прекрасному;
- формировать представления об эстетических идеалах и ценностях в семье у людей разных вероисповеданий;
Образовательные:
- создать условия для осознания школьниками ценности взаимоотношений с родителями на личностно-значимом уровне;
- ознакомить учащихся с понятием «уважение»;
- укреплять нравственность, основанную на свободе воли и духовных традициях мировых религий, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
Развивающие:
- развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик научится:
– раскрывать содержание понятия «уважение»; как ценностной ориентации, понимать его значение в жизни каждого человека.
Ученик получит возможность научиться:
– развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики
Личностные:
– формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний,
– развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность):
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
Познавательные УУД: развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развитие умения эффективно сотрудничать, признавать возможность существования различных точек зрения, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, вести диалог, соблюдать правила общения.
Методы обучения:
– репродуктивные: словесные, наглядные, практические;
– продуктивные: проблемный, частично-поисковые.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, дифференцированная групповая работа
Средства наглядности: мультимедийное оборудование, толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И., раздаточный материал с ребусами, презентация, картинки на магнитах с изображением яблок.
Ход урока
1. Организационный момент
Создание эмоционального фона (Слайд 2)
- Здравствуйте, ребята! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
На фоне музыки учитель читает стихотворение Ольги Фоминой:
Плачет яблоня: на ветке
Одно яблоко висит,
Разлетелись листья-детки,
Дождь холодный моросит.
И напрасно льются слёзы,
Сердце яблони грустит:
Под ногою снег морозный
Спелым яблоком хрустит.
- Приходилось ли вам видеть плачущие деревья?
- Отчего, по-вашему, они плакали?
- Бывает ли у вас такое настроение, когда хочется плакать?
- Кто первым спешит вас утешить? (мама, родные)
2. Актуализация знаний
1) Создание проблемной ситуации
- Послушайте притчу об одном прекрасном дереве, которое тоже много плакало за свою жизнь.
Просмотр видео притчи «Мальчик и Яблоня»(Слайд 3)
Обсуждение притчи (Слайд 4)
- Изменилось ли у вас настроение после просмотра притчи? Почему? (Стало грустно, жалко яблоню)
- Был ли Мальчик другом Яблоне?
- Он забирал или Яблоня сама отдавала? (Сама отдавала)
- А почему Яблоня без сожаления отдавала всё, что нужно было Мальчику? (Яблоня любила Мальчика)
2)Постановка проблемного вопроса.
- Яблоня – это наши родители. Детьми мы очень любим их и играем с ними. Когда вырастаем, оставляем их одних. Возвращаемся к ним, когда нуждаемся в их помощи и когда у нас проблемы. Родители всегда готовы принять нас и отдать все, что можно, чтобы сделать нас счастливыми. Вы можете подумать, что Мальчик был жесток с деревом, но разве мы сами порою не так же относимся к своим родителям? А как мы должны к ним относится и почему?
- В конце урока мы постараемся ответить на эти вопросы. Поможет нам в этом наша Яблоня. Но, к сожалению, от неё остался только пенёк... Я предлагаю возродить нашу Яблоньку! А для этого нам нужно работать очень дружно. (Слайд 5)
3. Сообщение темы и целей занятия.
1) Работа в группах с ребусами. (Слайд 6)
- Для успешного достижения цели вы будете работать в группах. Вспомните правила работы в группе. (Дети называют правила)
- Чтобы вновь появился ствол дерева, вам нужно узнать тему нашего урока, поможет в этом ребус. У каждой группы свой ребус, разгадайте его и объедините слова в фразу. (Приложение 1)
2)Постановка темы и целей урока. (Слайд 7)
- Как будет звучать тема нашего урока? (Уважение к родителям и старшим)
- Какие цели мы поставим перед собой? (Узнаем, почему надо уважать родителей и старших)
У Яблони появляется ствол, на стволе указана тема урока. (Слайд 8)
4. Изучение материала.
1) Работа с понятием «уважение». (Слайд 9)
- В настоящее время существует проблема отношения к пожилым людям. Раньше дети беспрекословно слушались старших, но сейчас внуки пререкаются и грубо разговаривают с бабушками и дедушками, считая их не понимающими и не очень образованными. При этом многие дети также поступают и со своими родителями и даже не стесняются проявлять свое грубое отношение в обществе. Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости.
А что – же такое уважение? Давайте порассуждаем. (Уважение — это чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств, заслуг, высоких качеств).
- В жизни приходится встречаться с разными людьми. Уважать людей – независимо от их вероисповедания, недостатков – значит уметь прощать им эти недостатки. Любой человек достоин уважения только потому, что он человек. Уважать – значит почитать кого-либо, признавать их достоинства.
2) Работа в группах со словарями. (Слайд 10)
- Какое значение слов «уважать» и «уважение» даётся в толковых словарях?
В. И. Даль
Уважать – почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства, ценить высоко;
Уважать – почитать человека достойным вниманья, ставить завелико, принять за причину, убедиться и уступить, согласиться.
С. И. Ожегов
Уважать – относиться с уважением к кому-либо. Считаться с кем-либо, принимать во внимание и соблюдать ч-л интересы. Любить. Иметь пристрастие к кому-либо.
3) Выступления подготовленных учеников (проектная деятельность). (Слайд 11)
Уважение старших – закон жизни людей.
- Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место, вежливо обращаться к ним, помочь в чем-либо и т. д.).
У разных народов, во всех религиях положение о любви и уважении к родителям является одной из важнейших основ вероучения.
Сегодня ребята нашего класса подготовили сообщения об отношении к родителям и старшим у людей разных вероисповеданий.
Ученик 1.(Иудаизм). Приложение 2. (Слайд 12)
Ученик 2. (Христианство). Приложение 3. (Слайд 13)
Просмотр видео ролика песни-заповеди «Почитай родителей своих». (Слайд 14)
Ученик 3. (Ислам). Приложение 4. (Слайд 15)
Ученик 4.(Буддизм). Приложение 5. (Слайд 16)
4) Анализ услышанного, составление памятки. (Слайд 17)
- Итак, прослушав выступления одноклассников, скажите, чему учат нас мировые религии в отношениях к родителям и взрослым? (Варианты детей)
- Создадим памятку «Правила поведения детей по отношению к родителям и взрослым» . (С помощью учителя составляют памятку)
5) Физминутка. (Слайд 18)
- Покажите, как вы умеете помогать маме.
Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
(Подражательные движения по тексту.)
- У нашего дерева появились ветви – это поступки, с помощью которых мы проявляем своё уважение к старшим. (Слайд 19)
6) Решение проблемного вопроса, поставленного в начале урока. Работа в группах. (Слайд 20)
- Создав памятку, мы ответили на вопрос: как нужно относиться к родителям и старшим.
- Обсудите в группах и попробуйте ответить на следующий вопрос: «Почему мы должны уважать родителей и старших?» (Отвечают на вопрос).
На дереве появляются листочки. (Слайд 21)
5. Рефлексия деятельности
- Чего не хватает на нашем дереве? (яблок, плодов).
- На столе у каждого из вас лежат по 3 яблока (картинки на магните) – красное, жёлтое, зелёное.
- Если после этого урока вы будете стараться выполнять правила уважительного отношения – украсьте дерево красным яблочком, жёлтым – если вы задумаетесь над этим вопросом, зелёным – если этот вопрос вы отложите на будущее. (Дети прикрепляют яблоки к интерактивной доске.)
6. Подведение итогов
- Урок подошёл к концу. Посмотрите на наше дерево: оно стало красивым, ярким и снова улыбается. Пусть и на лицах ваших родителей, бабушек и дедушек всегда будет улыбка. Придя сегодня домой, поблагодарите их за заботу и любовь, которую они вам дарят. Ведь самая незначительная услуга, самая простая ласка, оказанная вовремя, с охотою, всегда обрадует и утешит родительское сердце. Не требуется тут ни трат больших, ни богатства: нужна одна искренняя любовь.
Источники:
1. Организационный этап урока. Психологический настрой. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/orghanizatsionnyi_etap_uroka_psikhologhichieskii_nastroi_iz_opyta_raboty
2. Отношение к родителям в мировых религиях. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/02/24/otnoshenie-k-roditelyam-v-mirovykh-religiyakh
3. Отношение к родителям в исламе. https://islamiconline.ru/stati/otnoshenie-k-roditelyam-v-islame.html
4. Генератор ребусов. http://kvestodel.ru/generator-rebusov
5. Притча «Мальчик и яблонька». https://www.youtube.com/watch?v=1jvt7upBsLk
6. Стихотворение О.Фоминой. https://stihi.ru/2012/08/28/8048
7. Физминутка. https://infourok.ru/kartoteka-fizminutok-na-temu-semya-3223809.html
8. Видео песни-заповеди «Почитай родителей своих». https://yandex.ru/video/preview?text=песня%20заповедь%20почитай%20родителей%20своих%20скачать&path=wizard&parent-reqid=1605230971706339-979187289488412095500275-prestable-app-host-sas-web-yp-103&wiz_type=vital&filmId=5304745067735189245
Приложение 1
Приложение 2
Ученик 1.(Иудаизм).
В иудаизме семья – это величайшая ценность. К исполнению заповеди о почитании родителей следует относиться с особым вниманием, так как Тора приравнивает почитание родителей к почитанию Самого Всевышнего. Тора говорит: "Чти отца своего и мать свою", "Бойтесь каждый матери своей и отца своего" и "Бога, Всесильного твоего, бойся". Из этих примеров мы видим, что Тора проводит четкую параллель между почитанием родителей и чувством боязни перед ними и благоговением пред Всевышним. Отец и мать равноправны со Всевышним в создании человека: родители создают тело ребенка, а Всевышний дает ему душу - оба "вклада" важны в равной степени, так как при отсутствии любого из них человек не может существовать.
Приложение 3
Ученик 2. (Христианство).
Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, - гласит пятая заповедь Закона Божия; и еще: злословящий отца или мать смертью да умрет. И множество есть таких примеров, когда родительское благословение низводило благодать на души своих детей. И наоборот - проклятие родительское подвергало ужасным страданиям, мучениям детей непокорных.
Заповедь о почитании родителей дана с обетованием долголетия и благоденствия. Больше всего дети должны дорожить родительским благословением. Поэтому всячески надо стараться получить его, а для этого заботиться, чтобы родительское сердца было отверсто к ним, а не закрыто.
В основном своем смысле 5-я заповедь говорит о почитании родителей. Но, конечно, сюда относятся и все, заступающие их место для христианина: учителя, воспитатели и т. п.
Приложение 4
Ученик 3. (Ислам).
Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей». Аллах предупреждает нас о том, чтобы мы остерегались выражать свое раздражение по отношению к своим родителям, так как многие их слабости и недостатки во многом обусловлены возрастом. Согласно требованиям религии, дети не вправе выражать свое недовольство даже слабым вздохом родителей.
Как требует относиться к родителям Ислам.
1.Проявлять уважение к своим и чужим родителям.
2.Не оскорблять и не обращаться с ними грубо.
3.Слушаться и благодарить их.
4.Просить прощения у родителей, в случае если они обиделись.
5.Тратить с имущества в первую очередь на родителей.
6.Наставлять их с мудростью и хорошими манерами.
7.Не покидать родителей, даже если они являются немусульманами.
8.Не доводить дело до того, что бы родители обращались к Аллаху
с мольбами против детей.
9.Возносить мольбы за родителей и просить у Аллаха прощения их
грехов.
10.Проявлять почтение к родителям после их смерти.
Приложение 5
Ученик 4.(Буддизм).
В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Согласно учению Будды, существует пять способов, при помощи которых дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям:
• поддерживать своих родителей;
• исполнять свои обязанности по отношению к ним;
• поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции;
• вести себя так, чтобы быть достойными наследства;
• исполнять свой религиозный долг и приносить религиозные дары родителям даже после их смерти.
Будда говорил, что дети никогда не смогут отплатить своим родителям за то, что те дали им жизнь, за всю любовь и доброту, которые те подарили им. Если же родители не живут в соответствии с правилами предписания, дети должны не отвергать их, а помочь им измениться.