РЕСПУБЛИКА КРЫМ
 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИЗУМРУДНОВСКАЯ ШКОЛА»
 ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА
 
 
 
 Муниципальный этап республиканского конкурса педагогического мастерства «Урок нравственности»
 
 
 
 НОМИНАЦИЯ
 «Педагог начального общего образования»
 
 
 
 ТЕМА
 «Уважение к родителям и старшим»
 
 
 
 
 
 
 
 
 Директор МОУ «Изумрудновская школа»  
 Липеха Лариса Ивановна
 тел.: +79788104302
 e-mail: [email protected]
  
 
 Автор:
 Аджимефаева Алиме Решатовна
 учитель начальных классов, специалист высшей  
 квалификационной категории, стаж работы 10 лет.
 Тел.: +79788773745
 e-mail:emila_87@mail.ru
 
 
  Конспект урока на муниципальный этап  республиканского конкурса педагогического мастерства«Урок нравственности».
 Подготовила и провела учитель начальных классов Аджимефаева Алиме Решатовна.
  Класс: 4
  Предмет: ОРКСЭ (Модуль «Основы светской этики»)
 Тема:«Уважение к родителям и старшим».
  Цель урока: формирование у учащихся уважительного отношения к родителям и взрослым.
  Задачи:
  Воспитательные:
  - воспитывать чувства уважения к своим близким и старшим по возрасту людям;
  ценностное отношение к прекрасному;
  - формировать представления об эстетических идеалах и ценностях в семье у людей разных вероисповеданий;
   Образовательные:  
  - создать условия для осознания школьниками ценности взаимоотношений с родителями на личностно-значимом уровне;
  - ознакомить учащихся с понятием «уважение»;
  - укреплять нравственность, основанную на свободе воли и духовных традициях мировых религий, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
  Развивающие:
  - развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.  
  Планируемые результаты:
  Предметные:
  Ученик научится:
  – раскрывать содержание понятия «уважение»; как ценностной ориентации, понимать его значение в жизни каждого человека.
  Ученик получит возможность научиться:
  – развивать нравственную рефлексию, совершенствовать морально-нравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики
  Личностные: 
  – формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к учению через открытие новых знаний,  
  – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися.
  Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность):
  Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблем, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.
  Познавательные УУД: развитие умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы и выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
  Коммуникативные УУД: развитие умения эффективно сотрудничать, признавать возможность существования различных точек зрения, грамотно излагать собственную точку зрения и обосновывать суждения, проявлять активность для решения познавательных задач, вести диалог, соблюдать правила общения.
  Методы обучения: 
  – репродуктивные: словесные, наглядные, практические;
  – продуктивные: проблемный, частично-поисковые.
  Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная, дифференцированная групповая работа
  Средства наглядности:  мультимедийное оборудование, толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И., раздаточный материал с ребусами, презентация, картинки на магнитах с изображением яблок.
 Ход урока
  1. Организационный момент
  Создание эмоционального фона  (Слайд 2)
  - Здравствуйте, ребята! Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
  На фоне музыки учитель читает стихотворение Ольги Фоминой:  
  Плачет яблоня: на ветке
 Одно яблоко висит,
 Разлетелись листья-детки,
 Дождь холодный моросит.
 И напрасно льются слёзы,
 Сердце яблони грустит:
 Под ногою снег морозный
 Спелым яблоком хрустит.
  - Приходилось ли вам видеть плачущие деревья?  
  - Отчего, по-вашему, они плакали?
  - Бывает ли у вас такое настроение, когда хочется плакать?
  - Кто первым спешит вас утешить? (мама, родные)
  2. Актуализация знаний  
  1) Создание проблемной ситуации
  - Послушайте притчу об одном прекрасном дереве, которое тоже много плакало за свою жизнь.  
  Просмотр видео притчи «Мальчик и Яблоня»(Слайд 3)
  Обсуждение притчи (Слайд 4)
  - Изменилось ли у вас настроение после просмотра притчи? Почему? (Стало грустно, жалко яблоню)
  - Был ли Мальчик другом Яблоне?  
  - Он забирал или Яблоня сама отдавала? (Сама отдавала)
  - А почему Яблоня без сожаления отдавала всё, что нужно было Мальчику? (Яблоня любила Мальчика)
  2)Постановка проблемного вопроса.
  - Яблоня – это наши родители. Детьми мы очень любим их и играем с ними. Когда вырастаем, оставляем их одних. Возвращаемся к ним, когда нуждаемся в их помощи и когда у нас проблемы. Родители всегда готовы принять нас и отдать все, что можно, чтобы сделать нас счастливыми. Вы можете подумать, что Мальчик был жесток с деревом, но разве мы сами порою не так же относимся к своим родителям? А как мы должны к ним относится и почему?
  - В конце урока мы постараемся ответить на эти вопросы. Поможет нам в этом наша Яблоня. Но, к сожалению, от неё остался только пенёк... Я предлагаю возродить нашу Яблоньку! А для этого нам нужно работать очень дружно. (Слайд 5)
  3. Сообщение темы и целей занятия.
  1) Работа в группах с ребусами. (Слайд 6)
  - Для успешного достижения цели вы будете работать в группах. Вспомните правила работы в группе. (Дети называют правила)
  - Чтобы вновь появился ствол дерева, вам нужно узнать тему нашего урока, поможет в этом ребус. У каждой группы свой ребус, разгадайте его и объедините слова в фразу. (Приложение 1)
  2)Постановка темы и целей урока. (Слайд 7)
  - Как будет звучать тема нашего урока? (Уважение к родителям и старшим)  
  - Какие цели мы поставим перед собой? (Узнаем, почему надо уважать родителей и старших)
  У Яблони появляется ствол, на стволе указана тема урока. (Слайд 8)
  4. Изучение материала.
  1) Работа с понятием «уважение». (Слайд 9)
  - В настоящее время существует проблема отношения к пожилым людям. Раньше дети беспрекословно слушались старших, но сейчас внуки пререкаются и грубо разговаривают с бабушками и дедушками, считая их не понимающими и не очень образованными. При этом многие дети также поступают и со своими родителями и даже не стесняются проявлять свое грубое отношение в обществе. Ребята, сегодня мы с вами поговорим об уважении к старшим, о чуткости и отзывчивости.
  А что – же такое уважение? Давайте порассуждаем.  (Уважение — это чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств, заслуг, высоких качеств).
  - В жизни приходится встречаться с разными людьми. Уважать людей – независимо от их вероисповедания, недостатков – значит уметь прощать им эти недостатки. Любой человек достоин уважения только потому, что он человек. Уважать – значит почитать кого-либо, признавать их достоинства.
  2) Работа в группах со словарями. (Слайд 10)
  - Какое значение слов «уважать» и «уважение» даётся в толковых словарях?
  В. И. Даль
  Уважать – почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства, ценить высоко;
  Уважать – почитать человека достойным вниманья, ставить завелико, принять за причину, убедиться и уступить, согласиться.
  С. И. Ожегов
  Уважать – относиться с уважением к кому-либо. Считаться с кем-либо, принимать во внимание и соблюдать ч-л интересы. Любить. Иметь пристрастие к кому-либо.
  3) Выступления подготовленных учеников (проектная деятельность). (Слайд 11)
  Уважение старших – закон жизни людей.
  - Как вы понимаете выражение «Уважай старших»? (Здороваться со старшими, дать дорогу, уступить место, вежливо обращаться к ним, помочь в чем-либо и т. д.).
  У разных народов, во всех религиях положение о любви и уважении к родителям является одной из важнейших основ вероучения.
  Сегодня ребята нашего класса подготовили сообщения об отношении к родителям и старшим у людей разных вероисповеданий.
  Ученик 1.(Иудаизм). Приложение 2. (Слайд 12)
  Ученик 2. (Христианство). Приложение 3. (Слайд 13)
  Просмотр видео ролика песни-заповеди «Почитай родителей своих». (Слайд 14)
  Ученик 3. (Ислам). Приложение 4.  (Слайд 15)
  Ученик 4.(Буддизм). Приложение 5. (Слайд 16)
  4) Анализ услышанного, составление памятки. (Слайд 17)
  - Итак, прослушав выступления одноклассников, скажите, чему учат нас мировые религии в отношениях к родителям и взрослым? (Варианты детей)
  - Создадим памятку «Правила поведения детей по отношению к родителям и взрослым» . (С помощью учителя составляют памятку)
  5) Физминутка. (Слайд 18)
  - Покажите, как вы умеете помогать маме.
  Дружно маме помогаем – пыль повсюду вытираем.
  Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
  Подметаем все кругом и бегом за молоком.
  Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
  Маму крепко обнимаем.
  (Подражательные движения по тексту.)
  - У нашего дерева появились ветви – это поступки, с помощью которых мы проявляем своё уважение к старшим. (Слайд 19)
  6) Решение проблемного вопроса, поставленного в начале урока. Работа в группах. (Слайд 20)
  - Создав памятку, мы ответили на вопрос: как нужно относиться к родителям и старшим.  
  - Обсудите в группах и попробуйте ответить на следующий вопрос: «Почему мы должны уважать родителей и старших?» (Отвечают на вопрос).
  На дереве появляются листочки. (Слайд 21)
  5. Рефлексия деятельности
  - Чего не хватает на нашем дереве? (яблок, плодов).
  - На столе у каждого из вас лежат по 3 яблока (картинки на магните) – красное, жёлтое, зелёное.
  - Если после этого урока вы будете стараться выполнять правила уважительного отношения – украсьте дерево красным яблочком, жёлтым – если вы задумаетесь над этим вопросом, зелёным – если этот вопрос вы отложите на будущее. (Дети прикрепляют яблоки к интерактивной доске.) 
  6. Подведение итогов
  - Урок подошёл к концу. Посмотрите на наше дерево: оно стало красивым, ярким и снова улыбается. Пусть и на лицах ваших родителей, бабушек и дедушек всегда будет улыбка. Придя сегодня домой, поблагодарите их за заботу и любовь, которую они вам дарят. Ведь самая незначительная услуга, самая простая ласка, оказанная вовремя, с охотою, всегда обрадует и утешит родительское сердце. Не требуется тут ни трат больших, ни богатства: нужна одна искренняя любовь.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Источники:
 1. Организационный этап урока. Психологический настрой. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/orghanizatsionnyi_etap_uroka_psikhologhichieskii_nastroi_iz_opyta_raboty
  2. Отношение к родителям в мировых религиях. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/02/24/otnoshenie-k-roditelyam-v-mirovykh-religiyakh
 3. Отношение к родителям в исламе. https://islamiconline.ru/stati/otnoshenie-k-roditelyam-v-islame.html
 4. Генератор ребусов. http://kvestodel.ru/generator-rebusov
 5. Притча «Мальчик и яблонька». https://www.youtube.com/watch?v=1jvt7upBsLk
 6. Стихотворение О.Фоминой. https://stihi.ru/2012/08/28/8048
 7. Физминутка. https://infourok.ru/kartoteka-fizminutok-na-temu-semya-3223809.html
 8. Видео песни-заповеди «Почитай родителей своих». https://yandex.ru/video/preview?text=песня%20заповедь%20почитай%20родителей%20своих%20скачать&path=wizard&parent-reqid=1605230971706339-979187289488412095500275-prestable-app-host-sas-web-yp-103&wiz_type=vital&filmId=5304745067735189245
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Приложение 1
   
 
 
 
 
 
 Приложение 2
  Ученик 1.(Иудаизм).   
  В иудаизме семья – это величайшая ценность. К исполнению заповеди о почитании родителей следует относиться с особым вниманием, так как Тора приравнивает почитание родителей к почитанию Самого Всевышнего. Тора говорит: "Чти отца своего и мать свою", "Бойтесь каждый матери своей и отца своего" и "Бога, Всесильного твоего, бойся". Из этих примеров мы видим, что Тора проводит четкую параллель между почитанием родителей и чувством боязни перед ними и благоговением пред Всевышним. Отец и мать равноправны со Всевышним в создании человека: родители создают тело ребенка, а Всевышний дает ему душу - оба "вклада" важны в равной степени, так как при отсутствии любого из них человек не может существовать.  
 
 
 
 
 Приложение 3
  Ученик 2. (Христианство).  
  Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению. Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, - гласит пятая заповедь Закона Божия; и еще: злословящий отца или мать смертью да умрет. И множество есть таких примеров, когда родительское благословение низводило благодать на души своих детей. И наоборот - проклятие родительское подвергало ужасным страданиям, мучениям детей непокорных.  
  Заповедь о почитании родителей дана с обетованием долголетия и благоденствия. Больше всего дети должны дорожить родительским благословением. Поэтому всячески надо стараться получить его, а для этого заботиться, чтобы родительское сердца было отверсто к ним, а не закрыто.  
  В основном своем смысле 5-я заповедь говорит о почитании родителей. Но, конечно, сюда относятся и все, заступающие их место для христианина: учителя, воспитатели и т. п.
 Приложение 4
  Ученик 3. (Ислам).   
  Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей». Аллах предупреждает нас о том, чтобы мы остерегались выражать свое раздражение по отношению к своим родителям, так как многие их слабости и недостатки во многом обусловлены возрастом. Согласно требованиям религии, дети не вправе выражать свое недовольство даже слабым вздохом родителей.  
  Как требует относиться к родителям Ислам.
  1.Проявлять уважение к своим и чужим родителям.
 2.Не оскорблять и не обращаться с ними грубо.
 3.Слушаться и благодарить их.
 4.Просить прощения у родителей, в случае если они обиделись.
 5.Тратить с имущества в первую очередь на родителей.
 6.Наставлять их с мудростью и хорошими манерами.
 7.Не покидать родителей, даже если они являются немусульманами.
 8.Не доводить дело до того, что бы родители обращались к Аллаху
 с мольбами против детей.
 9.Возносить мольбы за родителей и просить у Аллаха прощения их
 грехов.
 10.Проявлять почтение к родителям после их смерти.
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
  
 
 Приложение 5
  Ученик 4.(Буддизм).  
  В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Согласно учению Будды, существует пять способов, при помощи которых дети должны выражать свою любовь и уважение к родителям:
  • поддерживать своих родителей;
  • исполнять свои обязанности по отношению к ним;
  • поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции;
  • вести себя так, чтобы быть достойными наследства;
  • исполнять свой религиозный долг и приносить религиозные дары родителям даже после их смерти.
  Будда говорил, что дети никогда не смогут отплатить своим родителям за то, что те дали им жизнь, за всю любовь и доброту, которые те подарили им. Если же родители не живут в соответствии с правилами предписания, дети должны не отвергать их, а помочь им измениться.