Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
Предметные
Раскрыть сущность понятия “справедливость”.
Сформулировать моральные правила справедливого поступка.
Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики.»
Ход урока.
I Операционно-познавательный этап урока. Повторение.
Учитель: Наш урок я хотела бы начать словами замечательного русского писателя К. Паустовского: Слайд 1
«Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек» - Почему мне захотелось произнести эти слова для вас?
Проверка домашнего задания:
- Ребята, внимательно прослушайте рассказ , и подумайте , о каком моральном долге нам напоминает В.Сухомлинский ?
СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ
Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.
-Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу,- сказала первая дочь.
-Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды,- проговорила вторая.
-Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, -сказала третья.
-Мне тяжело было без тебя, как пчеле без цветка, -щебетала четвёртая.
-Ты снилась мне, как розе снится капля росы, -промолвила пятая.
-Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу- помыть ноги.
( Ответ: о помощи родителям, о долге детей перед родителями.)
Учитель: - Как вы думаете, что труднее :говорить красиво или красиво поступать? Почему? (Ответ: красиво поступать труднее, потому что человек при выборе прилагает усилие , обдумывает свой поступок и оценивает его с точки зрения нравственности и морали.)
- Какие примеры моральных обязательств вы записали в тетрадь при выполнении домашнего задания, прочитайте.
II Вводно-мотивационный этап
- Как вы думаете, ребята, что для человека в жизни самое главное?
Вы видите названия качеств, необходимых в жизни человека. (Доброта, сила, честность, смелость, ум, ) Займите место у одной из надписей. Образуйте группу с теми, кто стоит рядом с вами и обоснуйте своё мнение. (За каждое высказывание учитель даёт карточку с буквой)
Вывод.
Учитель –
Ответ на эти вопросы люди искали во все времена. Они пытались понять: что значит человек, каково его назначение на земле, каков смысл человеческой жизни и как ее нужно прожить, чтобы оправдать это звание – Человек. И мы с вами на наших уроках и в разных жизненных ситуациях пытаемся в этом разобраться. Займите, пожалуйста, свои места
Сегодня на уроке мы поговорим о таком моральном качестве человека, которое включает в себя и эти и многие другие положительные качества человека.
- Составьте из букв на карточках слово. (СПРАВЕДЛИВОСТЬ)
Итак, какая тема нашего урока?
На какие вопросы мы должны ответить по ходу нашего урока?
Что такое справедливость
По каким признакам можно судить о справедливости?
Какие моральные правила нужно соблюдать, что быть справедливым?
– Что вы представляете, когда слышите слово «Справедливость».
( честность, правда, добродетель, понимание, долг, доброта и т.д.)
-Сформулируйте понятие, что такое справедливость. Запишите : «Справедливость –это……»
Дети зачитывают ассоциации и понятия.
III Операционно-познавательный: изучение нового материала.
Учитель: - Давайте проверим, насколько мы точны в своём определении справедливости.
Работа по группам:
Первая группа с помощью толкового словаря даст нам понятие слова «Справедливость».
(СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.)
- Какие ключевые слова вы услышали? ( Ответ: мораль, право, понятия о должном, обязанности, деяния и воздаяния, преступление и наказание).
Вторая группа попробует определить, откуда к нам пришло это слово, пользуясь этимологическим словарем.
(Справедливость образовано от старославянского слова праведный, правда. Синонимы - правда, правдивость, правосудие, правдивость, непредвзятость, приговор, закон.
- Как часто вы слышите слова «справедливость» и «несправедливость» в нашей повседневной жизни?
- В каких ситуациях вы их упоминаете?
Обсуждение в парах:
Одноклассник сел на твое место и не хочет его покидать. (Как ты поступишь?)
К тебе подошел одноклассник и сообщил тебе (грубо), что ты сидишь на его месте. (Как ты поступишь?)
Ты родитель, которому позвонил классный руководитель и сообщил, что твой ребенок грубо разговаривал с одноклассником (делили место за партой) и долгое время не давал начать вести урок. (Как ты поступишь?).
Учитель: - Скажите, вам трудно было прийти к одному решению? Что мешало быстро принять решение? Вывод: Главная трудность в различном толковании справедливости в том, что каждый понимает справедливость, так как он хочет. Одно и то же может казаться несправедливым для тебя и справедливым для другого, и наоборот.
Просмотр мультфильма «Лунтик. Справедливость»
Учитель: - Как вы оцениваете справедливость поступков героев ?
- Что помогло им остаться друзьями?
Знакомство с моральными правилами
Учитель: Познакомимся с моральными правилами, которые нам помогут быть более справедливыми. Стр. 29
Избегать в своих действиях зла.
Стремиться к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми , у которых они есть.
Признавать правоту других и сомневаться в своей.
Быть готовым пойти навстречу человеку, взглянув на ситуацию с его точки зрения.
Находить решение, которое устраивает всех.
- Закройте учебник и запишите в рабочий листок, те правила, которые вы для себя считаете необходимыми.
Учитель: - А кто же в нашем государстве определяет степень справедливости? Чем они руководствуются? ( Конституция, закон, правосудие)
Слайд 5-6
- Кто из вас знает кто это? ( Богиня правосудия Фемида)
-Что означает каждый элемент, расскажут ребята.
Фемида – богиня правосудия, дочь Зевса. Повязка на глазах Фемиды- символ беспристрастия, показывает ,что закон для всех людей один.
Весы в руках- древний символ веры и справедливости. На весах правосудия взвешивается добро и зло, совершенные поступки. Решение зависит от того, какая чаша перевесит.
Меч- символ возмездия, он обоюдоострый, что означает, что закон не только карает, но и предупреждает .
Учитель: - О чём вы думаете, глядя на эту богиню?
Учитель: А знаете ли вы, что справедливость бывает разной. Об этом вам расскажет притча. (Читает подготовленный ученик)
- Какой же бывает справедливость? (человеческая и божественная)
- А чем божественная справедливость отличается от человеческой?
IV Закрепление и обобщение пройденного материала на уроке.
-Умеем ли быть справедливыми и видеть справедливость или несправедливость в поступках других людей?
1) Проверка задания для 4группы
2) Рассмотрим ситуации.
Обсудить и разыграть ситуации:
!)-Сестра говорит:- Я старше, значит, мне надо больше кубиков.
Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.
-Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
2) Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить.–Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!
• Оцените поступок мальчика
3) Продолжи фразу …
1)Наставление мудрого отца ребенку: «Если ты у него отберешь то, что он отнял у тебя, это будет справедливо. Но это - не лучшее, что ты можешь сделать.
Ты можешь……
Ты можешь ему это подарить»
V. Итог урока: -Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?
- Что такое справедливость?(Моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, доходов, наказаний….)
- О каких признаках справедливости мы узнали?
-Что помогает нам поступать справедливо?
VI Рефлексия.
- Что вы запомнили и будете использовать в жизни?
- Что на уроке вас заставило задуматься?
- Где мы можем узнать и поучиться справедливости?
Наш урок я бы хотела закончить словами немецкого философа Иммануила Канта: Когда справедливость исчезнет, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей.
- Я желаю вам, чтобы ваша жизнь не потеряла ценности. А для этого нужно, чтобы не исчезла справедливость.
Так будьте же справедливыми. Творите справедливость. И пусть к вам окружающие тоже относятся справедливо.