kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«россия – родина моя»

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ В РАМКАХ ФГОС. МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ». ТЕМА: «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ". 4 КЛАСС. УМК "НАЧАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««россия – родина моя»»

Муниципальная казённая общеобразовательная организация

Гвардейская средняя общеобразовательная школа

Муниципального образования Дубенский район

____________________________________________________________________________________

301164, Тульская область, Дубенский район, п. Гвардейский, ул. Молодежная, 12

Телефон / факс 8(48732)3-26-74

e-mail: [email protected]; www.gvarsosh.ucoz.ru





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

В РАМКАХ ФГОС


МОДУЛЬ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»


ТЕМА: «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»





Автор: Бутримова Светлана Викторовна,

учитель начальных классов высшей категории,

заместитель директора

Телефон: 89202784796

e-mail: [email protected]



п. Гвардейский

2022 год



Пояснительная записка

Учитель

 Бутримова Светлана Викторовна

Предмет

Учебник


ОРКСЭ

Студеникин М.Т. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.

Класс

УМК

4 класс

УМК "Начальная инновационная школа"

Дата

Сентябрь 2022 г.

Тема

«РОССИЯ – РОДИНА МОЯ»

Цель урока



Задачи

- расширить знания обучающихся о таких понятиях, как Россия, Родина, Отечество, семья, культурные традиции, духовный мир человека на основе систематизации знаний, полученных ранее.


- способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, творческих способностей обучающихся;

- организовать  совместную деятельность  через работу в парах, группах;

- развивать умения работать с информацией, вести диалог, рассуждать, делать выводы;

- содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала;
- способствовать формированию бережного отношения к традициям и культуре своей многонациональной страны, гордости за свое Отечество, уважения к государству и его символам.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты

- обучающиеся познакомятся с  целями и задачами нового  предмета «Основы светской этики»;
- усвоят понятия: духовный мир человека, культурные  традиции страны,   Родина, Отчизна;

- получат возможность научиться извлекать информацию из  разных источников,  выражать собственное мнение, вести диалог, приводить примеры из жизни;

-  приобретут навыки сотрудничества, работы в группе, паре.

Основные понятия

Россия. Родина. Отечество. Многонациональность.  Семья. Материальные и духовные ценности. Духовный мир человека. Культурные традиции страны.


Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык

Ресурсы
– основные
– дополнительные

Учебник, рабочая тетрадь.
Мультимедийный проектор, компьютер, презентация
Словарь, географическая карта, раздаточный материал.

Организация пространства

Фронтальная, групповая,  парная.
(парты  в классе  поставлены таким образом, чтобы удобно было пересаживаться)

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(1 мин)

Цели:

- актуализирует

требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;










- устанавливает

тематические рамки;

- намечает

шаги учебной деятельности.

Приветствие:

- Сегодня прекрасный осенний денёк! Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.

- Кто хозяин на уроке?

- А его помощники?

-Посмотрите, ваши помощники на месте?


- Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи в получении знаний.













- Начинаем изучать новый предмет, который называется «Основы светской этики». Мы вместе будем учиться различать добро и зло, поговорим о справедливости и моральном долге человека, узнаем много интересного и важного для нашей дальнейшей жизни.

Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах.

Приветствуют друг друга.



- Включаются в деловой ритм урока.



- Рассматривают учебник.

  -Готов к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

- знакомится с новым предметом «Основы светской этики»

-Знакомится с основными нормами светской морали, понимает их значение в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.


ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям.

РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика.

КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других.

ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя.



II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии, выявление места и причины затруднения

(5 мин)

Цели:

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

- организует фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

- выявляет место (шаг, операция) затруднения;

- фиксирует во внешней речи причину затруднения. 

Интерактивная технология 
«4 угла»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той,
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну –  наш общий дом. 
– Отвечая на мой вопрос, вы  выбираете  один из предложенных ответов и соответственно занимаете  определенный угол класса. 
1)–  Где вы отдыхали летом? Выберите вариант ответа  (дома с родителями,  в деревне у бабушки,  один в лагере,  поездка с родителями в другой город) 
– Обсудив  в группе,  ответьте на вопрос «Скучали ли вы во время летних каникул по дому?» 
– Если да, то, что необходимо человеку, чтобы отдыхая,  он чувствовал себя комфортно? (дом, семья, родные места)
–   Если нет, то почему ваш отдых можно считать самым замечательным?  Покажите на карте места, в которых  вы побывали? 
Доп. вопросы для тех, кто  выбрал ответ «был дома» «Как вы понимаете, что такое семья? Род?

2) – Что для Вас означает слово Родина? Выберите ответ (страна, в которой человек родился;  страна, гражданином которой является человек; место, где человек родился, где живут его родные и близкие; место, которое человеку дорого.)
Вопросы для обсуждения в командах: Для тех, кто считает, что это страна:  разгадайте кроссворд 

(Приложение 1
Для тех, кто считает, что это место:
Составьте «кластер».  Подберите однокоренные слова слову «родина».

(Приложение 2)

О каких важных словах мы сегодня будем говорить на уроке? 
Есть еще одно слово «Отечество»
– Почему Родину называют Отечеством,  вы узнаете, если прочитаете рассказ К. Д. Ушинского «Наше Отечество» (Приложение 3)
– Назовите синонимы к слову Родина. 
– Почему Родину называют Отечеством?
– Почему Матушкой?

Найдите в словаре С.И. Ожегова толкование слов «Отечество», «Родина». Сравните с текстом учебника на с. 4, 2-й абзац.
Отечество – страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит.
Родина – Отечество, родная страна. Место рождения, происхождения кого-нибудь.

Обсуждают в группе. Защищают своё мнение.

Работают с картой.

Образуют новые группы.

Работают в группе, разгадывают кроссворд.

Составляют кластер.

Индивидуально работают, читают текст, осуществляют поиск ответов на вопросы.


Работают со словарями.

- получает первоначальные представления о светской этике, о культуре, истории и современности России.

- называет синонимы к слову Родина. 


ПУУД: воспринимает информацию, строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа.

КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвует в обсуждении.

РУУД: учится ставить проблему.

ЛУУД: проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам; формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


III.Определение

действий

выхода из затруднения

(5 мин)

Цели:

- организует постановку цели следующего этапа урока;

- определяет средства.






Методика «Пометки на полях» или «Инсерт»

 

 

Как в стародавние времена  называли нашу страну (Русью). Почему?  Прочитайте об этом в рассказе С. Романовского «Русь» (Приложение 4)

Вспомните, по каким символам можно узнать ту или иную страну? – Какие символы государства тебе известны?
– Какие чувства вы испытываете, когда слышите музыку и слова гимна?
– Как выглядит Российский флаг?
Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы?
Что обозначает каждый цвет на флаге России? – Какой из представленных гербов является гербом Российской Федерации в данное время? 

– Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о её территории?
– Какие города вам известны?
– Назовите столицу России, покажите её на карте?
– Кто является главой нашего государства?

В состав нашего государства  входят: 21 республика, 7 краев, 9 автономных округов, 1 автономная область. По данным переписи, население России составляет около 143 миллионов человек. «Россия – многонациональная страна». Что означают эти слова? 
Как можно назвать всех людей, живущих в нашей стране  русскими или россиянами? Почему?

Россия – многонациональное государство, его населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. 
– Прочитайте стихотворение и найдите в тексте (подчеркните) о людях каких национальностей в нем говорится. (Приложение 5
– Прочитайте текст карточки. Отмечая свое мнение. 
Попробуйте  найти главную мысль текста (Приложение 6)

Россия – многонациональное государство. Неважно, какой  национальности  человек. Важно, что каждый внёс вклад в развитие страны, в которой живёт.

Слушают текст, осуществляют поиск ответов на проблемные вопросы.

Работают с картой.

Рассуждают.

Работают  с текстом.
Высказывают  мнения.

Отмечают:
«+» –  известную информацию, 
« – » – узнал впервые
«?» – непонятно и требует дополнительных сведений;
«!» –   удивило

  - получает первоначальные представления об становлении российской государственности.

- называет государственные символы.


ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: проговаривает последовательность действий на уроке;

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

РУУД: определяет и формулирует цель на уроке с помощью учителя.


Физминутка

Видеоклип «Мы дети твои, Россия»

Выполняют движения под музыку

 

ЛУУД: формирует ЗОЖ


 IV. Реализация планируемых

действий

(8 мин)

Цели:

- реализует дальнейшие действия в соответствии с планом;

- фиксирует преодоление затруднения.



 

 

 

 

 

 

 

 

- Каждый народ имеет свой язык, свои традиции, свою культуру. Мы все живем, трудимся, учимся и гордимся нашей Родиной.  Одни посвящают ей свои стихи, песни, другие пишут картины. А великий русский поэт А.С. Пушкин написал в своей поэме «Руслан и Людмила» следующее:
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух,…. там Русью пахнет!
– Как вы понимаете выражение русский дух? Подберите к слову дух однокоренные слова.
– Наш мир делится на внешний (материальный) и внутренний (духовный) мир. 

Рассуждают.
Высказывают  мнения.

Письменно  отвечают на вопросы.

Дают устные ответы  по желанию.


- извлекает информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, 
а, иллюстрация и др.)

 

ПУУД: воспринимает информацию, умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы.

 V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(9 мин)

Цели:

- реализует дальнейшие действия в соответствии с планом;

- фиксирует преодоление затруднения.





Методика «3 желания»



 

 

Интерактивная технология «4 угла»

 

 

 

 

.

О том,  как жили на Руси наши предки, какой быт был в семье, можно узнать из  народных сказок.  В них всегда люди мечтали о чудесах. Вот и мы с вами помечтаем.
– Приплыла  к вам золотая рыбка и говорит: «Исполню я ваши три самые заветные желания» Какие, запишите? (Приложение 7)

– Мир, который нас окружает, многообразен. Вещи, предметы, среди которых человек живет, явления природы – это материальный мир. Есть такие ребята, которым очень нужны материальные ценности. Какие? Может ли человек обойтись без этих вещей? 
–  Знания, которые содержатся в  книгах, произведениях искусств, отношения между людьми, отношение к миру – это  духовный мир  (мир культуры) Мир, который  отражается в  человеке,  образует его внутренний мир. В нем живут воспоминания, образы дорогих людей, всё, во что верит и к чему стремится человек. 
Есть такие ребята, которые пожелали счастья, здоровья, любви, благополучия. Может ли человек обойтись без этих духовных ценностей?
Для каждого человека важны такие ценности как: семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода.

– Возвращаемся к работе по группам. выберите то утверждение,  с которым вы согласны и займите соответствующее место.  
3) – Есть выражения спокойно на душе, тревожно на душе, радостно на душе, тяжело на душе. Обсудите в своей группе:  Объясните значение фразеологизмов (Приложение 8)
–  Как выдумаете, от чего на душе бывает хорошо, или от чего бывает тяжело?

4) Основой духовного мира человека любой национальности являются традиции его народа. Как вы понимаете словосочетание  «культурные традиции»? Выберите утверждение с которым согласны:  (– то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений, например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи;  –  это обычаи населяющих нашу Родину народов, пришедшие к нам из глубины веков;  – это богатство нашей многонациональной родины;  – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения.)
–   Традиции могут быть воинскими, национальными, семейными, школьными, народными.  Заполните таблицу, приведя примеры. (Приложение 9)
  –  Для чего существуют культурные традиции?

Обсуждают в группе. Защищают мнения.
Работают с  таблицей.

Индивидуально работают.  Читают текст по учебнику с.9.

- представляет информацию в виде текста, таблицы.

ПУУД: воспринимает информацию, умеет добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

ЛУУД: формирует

самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: определяет и формулирует цель для дальнейшей работы.

VI. Самостоятель

ная работа с самопроверкой по эталону.

(7 мин)

Цели:

- организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний;

- организует работу консультантов, самопроверку, самооценку;

- определяет цели для дальнейшей работы.

Вспомните  и запишите  в тетрадь  основные понятия урока или выполните тестовое задание (Приложение 10)

Выполняют самостоятельную работу и взаимопроверку.

- определяет правильность выполненного задания  на основе образца.

РУУД: учится вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

ПУУД: формулирует вывод на основе анализа, учится работать самостоятельно.


VII. Включение в систему знаний.

(5 мин)


Я узнал, что у меня есть огромная страна.
И тропинка, и лесок, в поле каждый колосок,
Речка, небо голубое – это все мое родное!
Это Родина моя, всех люблю на свете я! 
(С. Орлов «Родное»)
– Продолжи фразу
Моя Родина – это …
Когда вырасту, я хочу …
Я не хочу, чтобы моя Родина …
Я благодарен своей Родине, за то что …

Комментируют услышанное по желанию.


РУУД: учится вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

ПУУД: формулирует вывод на основе анализа.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3 мин)

Цели:

- организует обобщение по содержанию основных этапов урока;

- создаёт условия для рефлексии и оценивания учеником собственной учебной деятельности.

– У вас на столах лежат полоски со словами, выберите те слова, которые можно отнести к  сегодняшнему уроку. (Слова написаны на полосках двух цветов: зеленые: интересный,  заставляющий думать; красные: скучный, непонятный, сложный.)

Организуют выявление степени усвоения материала.


Отвечают на вопросы.

Характеризуют работу за весь урок.

Определяют цель следующего урока.


РУУД: анализирует содержание задания,

оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«россия – родина моя»

Автор: Светлана Викторовна Бутримова

Дата: 30.11.2022

Номер свидетельства: 618781

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Россия- родина моя "
    ["seo_title"] => string(21) "rossiia-rodina-moia-6"
    ["file_id"] => string(6) "165818"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422879550"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект внеурочного занятия на тему «Россия — Родина моя»."
    ["seo_title"] => string(59) "konspekt_vneurochnogo_zaniatiia_na_temu_rossiia_rodina_moia"
    ["file_id"] => string(6) "626026"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1676756032"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Россия-Родина моя!"
    ["seo_title"] => string(17) "rossiiarodinamoia"
    ["file_id"] => string(6) "297527"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456212160"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Классный час по теме "Россия - родина моя." "
    ["seo_title"] => string(43) "klassnyi-chas-po-tiemie-rossiia-rodina-moia"
    ["file_id"] => string(6) "186909"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426433030"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(35) "Россия- Родина моя. "
    ["seo_title"] => string(21) "rossiia-rodina-moia-5"
    ["file_id"] => string(6) "141074"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418053769"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства