kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Путешествие по храмам России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся с храмами России, с их назначением, устройством. Урок усвоения новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«конспект-урока Храм.2»





Модуль «Основы православной культуры»

УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры», рабочая тетрадь на печатной основе для 4-х классов: Т.А. Берсенева «Основы православной культуры»,

Тема урока: «Храм»

Место урока в системе уроков: № 14

Тип урока: традиционный, изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.

Задачи:

образовательные:

- познакомить учащихся с православными храмами, расположенными на территории Октябрьского района;

- дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;

- познакомить с устройством храма;

развивающие:

- развивать у учащихся навык критического слушания;

- развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;

- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;

- развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;

воспитательные:

- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).

Формы и виды деятельности: беседа, фронтальная работа комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, работа в группах.


Формируемые УУД:

- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;

- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.

Основные понятия урока: Храм, священник, церковь, благословение ,икона, иконостас, алтарь, Царские врата.

Оборудование: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М. 2010 г.; рабочая тетрадь Т.А. Берсенева «Основы православной культуры», М.; компьютер, проектор, мультимедийная презентация, приложения 1,2,3,4

Оформление доски: слова чудотворца Иоанна Шанхайского «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».





Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Источники

Мотивация

Создает эмоциональный настрой.

Учитель формулирует задание, вывешивает слова на доску.

Дети слушают колокольный звон.

Записывают слова ассоциации.

Аудиозапись

Слова-карточки:

*церковь

*священник

*собор

*храм

*икона

*колокол

Приложение1

Постановка и формулирование проблемы

Учитель организует мини-дебаты.

Учащиеся выбирают одно из предложенных высказываний, объясняют свою точку зрения. Формулируют цель урока.

Слова чудотворца Иоанна Шанхайского «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям»).

Процессное планирование деятельности

Учитель организует работу учащихся, планирует работу.

Ученики выбирают карточки и составляют план урока.

Приложение 2

Памятка-план урока

Процесс решения проблемы

1.Учитель показывает презентацию и рассказывает о внешнем облике православных храмов.

2. Учитель контролирует чтение учащихся, расширяет информацию о прочитанных понятиях.

3. Учитель использует приём работы с учащимися «Водоворот мнений»

1. Дети слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

2. Дети распределяются по группам и работают с текстом; находят понятия слов: храм, священник, кадило, канун, икона, иконостас, алтарь, Царские врата.

Дети отвечают на вопросы.

3. Представляют результаты работы в группе.



*презентация



*учебник


Применение знаний и умений

Учитель организует просмотр видеоролика «В храме» и разгадывание кроссворда.

Учащиеся смотрят видеоролик, разгадывают кроссворд (работают в паре).

Дают оценку своей деятельности.

*Видеоролик «В храме»


Приложение3

*кроссворд

Подведение итогов

Учитель проводит блиц-опрос.

Дети отвечают на вопросы.


Фразы записаны на доске

* Мне понравилось…

* Мне запомнилось…

* Я узнал…

* Мне бы хотелось…

Оценивание

Учитель организует самооценку учебной деятельности учащихся.

Дети раскрашивают символы.

Приложение4

Рефлексия

Учитель организует рефлексию учащихся, написание синквейна.

Дети формулируют свои фразы.

Учащиеся составляют синквейн к слову «храм». Зачитывают некоторые работы.


Домашнее задание

Учитель даёт задание по выбору.

1. Задание в тетради.

2. Пословицы, поговорки, загадки о храмах.

3. Рисунок храма.

4. Подготовить сообщение об одном из храмов Санкт-Петербурга.

Дети выбирают своё задание и записывают.

Рабочая тетрадь-урок14

Интернет-источники

































Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Источники

Выявление восприятия. Мотивация

Добрый день ребята, подарите мне свои улыбки. Я, надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете показать свои умения активно работать.

- Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.)

- Какую музыку вы сейчас слышали?

- Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите на листе бумаги слова, которые ассоциируются у вас с колокольным звоном. Назовите эти слова.

- Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?


Дети слушают колокольный звон.

















Записывают слова ассоциа-

ции.












Православный храм.

Аудиозапись















Приложение1

Слова-карточки:

*церковь

*священник

*собор

*храм

*икона

*колокол

Постановка и формулирование проблемы

- Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

- Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения:

* Я считаю, что человеку нужны храмы…..

* Я считаю, что человеку храмы не нужны…..

- Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке?


















Учащиеся выбирают одно из предложенных высказываний, объясняют свою точку зрения.







Формулируют цель урока.

Слова чудотворца Иоанна Шанхайского : «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям».

Процессное планирование деятельности

. - Что может нам помочь достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? Выберите карточки.




Ученики выбирают карточки и составляют план урока.

Памятка-план урока Приложение 2

Процесс решения проблемы








































































































Физкультминутка

1. Беседа учителя с учащимися по презентации

- А что такое храм?




Какими были первые русские храмы? Из чего они строились?



Ребята, какие храмы вы знаете?









Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов?

Какие храмы располагаются на территории нашего Октябрьского района?


- Ребята, вспомните, какую форму имели храмы?









- Кто может объяснить, что это обозначает?









- Что было отличительной чертой русских храмов?

- Какую форму имели купола?









- Какую роль играл храм в жизни людей?

.








2 Исследовательская работа в группах по тексту учебника(12 мин)

-А сейчас мы «войдем» в храм. Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма? Я думаю, что это вы расскажите сами.

1-я группа – «кадить», «икона», «иконостас»,

2-я группа – «Царские врата», «алтарь», «благословение»,
















Дети,если я назову слово связанное с темой нашего урока – вы встаете, а если слово не связано с темой урока - садитесь




- Это место для молитвы, для общения каждого человека с Богом


- Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов


Храм Христа Спасителя, Храм Василия Блаженного (Москва), Храм Покрова на Нерли (Владимир), храм Пресвятой Богородицы (Н. Новгород)….












- Купола, кресты, звонница.











-Многие храмы имеют форму корабля, но также могут строиться в форме креста, круга, восьмиугольника.

-Крест – основание спасения людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды

Многокупольность





-Форму «луковок» - подобие языка пламени над лампадой,

форму «маковок» - символ горящей свечи





- Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они несли в храм. Храмы строили на возвышенности или на живописном месте.

















К доске выходят 2 ученика, один объясняет каждое понятие, а другой работает на интерактивной доске, используя метод «Соответствия». Слева на доске расположены предложенные группам учащихся понятия, называющие предметы внутреннего интерьера храма, а внизу – их объяснения. Ученик соединят стрелками предложенные ему понятия с их объяснениями.


Здоровьесбережение

*презентация

*

учебник










































































учебник

Применение знаний и умений

Часто ли вы бываете в храме? Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет?



- Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме. Вы посмотрите небольшой видеоролик «В храме». Будьте внимательны, это поможет вам проверить, как вы запомнили понятия, разгадать кроссворд и запомнить правила поведения в храме

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?



- Разгадайте кроссворд. Работаем в паре.

- Какие понятия мы повторили?












Учащиеся смотрят видеоролик,

























разгадывают кроссворд (работают в паре).

Дают оценку своей деятельности.











*Видеоролик «В храме»























Приложение 3. *кроссворд.

Подведение итогов

- Что такое храм? Для чего он нужен? Зачем люди ходят в храм? Назови правила поведения в храме.-


Дети отвечают на вопросы.





















Фразы записаны на доске

* Мне понравилось…

* Мне запомнилось…

* Я узнал…

* Мне бы хотелось…

Оценивание

- Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы: какое задание я выполнял? Справился ли я с этим заданием? Сам справился или помогали?

- Раскрась звёздочку:

* я с заданием справился самостоятельно (красный)

* я с заданием справился с помощью других (жёлтый)

* я с заданием не справился (синий)


Дети раскрашивают символы.


Приложение 4


Рефлексия

Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась:

* Мне понравилось…

* Мне запомнилось…

* Я узнал…

* Мне бы хотелось…







- Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:

ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ

«Слушаясь папу, слушаясь маму,

Ты начинаешь дорогу ко храму.

Заповедь эта – к Богу ступень,

Нужно ей следовать каждый день»!

- Составьте синквейн к слову «ХРАМ».





Дети формулируют свои фразы.



















Учащиеся составляют синквейн к слову «храм». Зачитывают некоторые работы.

Храм

Величественный ,светлый,воздушный.

Восхищает, очищает, умиротворяет

Благославляет на добрые дела.











Домашнее задание

Учитель даёт задание по выбору.

1. Задание в тетради.

2. Пословицы, поговорки, загадки о храмах.

3. Рисунок храма.

4. Подготовить сообщение об одном из храмов Санкт-Петербурга.

Дети выбирают своё задание и записывают.

Рабочая тетрадь -урок 14

Интернет -источник

































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

церковь

священник

собор

храм

икона

колокол












Приложение 2
































Приложение 3

КРОССВОРД










6

Х















Р






8

С




7

1 И


К


О


Н


А







В





К





М







Е




2 С


О


Б


О


Р








Ч





Н










3 К


А


Д


И


Л


О















С







10

М






4 А


Л


Т


А


Р


Ь


9

К



О








А






А



Л








5 С


В


Я


Щ


Е


Н


Н


И


К












О



Т













Н



В














А





Вопросы к кроссворду.


ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

  1. Изображение Иисуса Христа, Богородицы, святого, евангельского или церковно-исторического события.

  2. Главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо.

  3. Богослужебная утварь для совершения каждения — сжигания на горящих углях ладана или фимиама в определенные моменты богослужения.

  4. Восточная, главная часть храма, в которой находится престол.

  5. Человек, совершающий все богослужения и таинства.


ПО ВЕРТИКАЛИ:

  1. Здание, предназначенное для совершения в нем религиозных обрядов и служб.

  2. Перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами.

  3. Осветительный прибор, который делают из воска, стеарина, парафина. Символизирует человеческую жизнь, ее краткость и беззащитность перед ветром судьбы.

  4. «Панихидный столик», на который ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.

  5. Обращение священника либо самого верующего к Богу, сверхъестественным силам с просьбой.













Приложение 4

* я с заданием справился самостоятельно (красный)

* я с заданием справился с помощью других (жёлтый)

* я с заданием не справился (синий)

задание

Работа с учебником

Работа в группе

Работа в паре

Учитель




ученик












Рабочая тетрадь. Урок 14

Храм

Задание 1.

Сделай подписи к картинкам.












Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.





Задание 2.

Возьми листочки бумаги и напиши две записочки. Первую - о здравии твоих родных и друзей.

Вторую записочку напиши об упокоении твоих близких.

Помни: в церковных записочках всегда пишутся полные имена в родительном падеже.



Литература:



  1. А.В. Кураев «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

учебник для 4 класса.

  1. ОПК Методические рекомендации к учебнику (http://cpk.odinedu.ru/).

  2. Интернет ресурсы: http://wiki.iteach.ru/, http://moi-mummi.ru/, 1и другие.

Просмотр содержимого презентации
«Храмы России»

«Храм»

«Храм»

Храм Преображения Господня в Кижах

Храм Преображения

Господня в Кижах

Самые известные Храмы России.

Самые известные Храмы России.

Храм Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя.

Собор Василия Блаженного.

Собор Василия Блаженного.

Успенский собор.

Успенский собор.

Храм Спас на  Крови

Храм Спас на

Крови

Храм Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли

Храмы Октябрьского района

Храмы Октябрьского района

Христорождественская церковь с Русский Сарс

Христорождественская церковь

с Русский Сарс

Нннннн
  • Нннннн

Никольская церковь

п. Тюш

Введенская церковь  с Мостовая

Введенская церковь

с Мостовая

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы с. Богородск

Церковь Рождества Пресвятой

Богородицы

с. Богородск

. Михайло-Архангельская церковь с Мосино Успенская церковь с. Алтынное

.

Михайло-Архангельская

церковь

с Мосино

Успенская церковь

с. Алтынное

Купола с крестами. Алтарь. Колокольня. Иконостас. Престол.

Купола с крестами.

Алтарь.

Колокольня.

Иконостас.

Престол.

Благодарим за внимание!

Благодарим за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Путешествие по храмам России"

Автор: Любовь Васильевна Ульянова

Дата: 10.01.2020

Номер свидетельства: 535090

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Проект " Путешествие по России. Петербург" "
    ["seo_title"] => string(46) "proiekt-putieshiestviie-po-rossii-pietierburgh"
    ["file_id"] => string(6) "186112"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426273786"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Музыкальная живопись и живописная музыка "
    ["seo_title"] => string(43) "muzykal-naia-zhivopis-i-zhivopisnaia-muzyka"
    ["file_id"] => string(6) "181932"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425412649"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Путешествие 1.  Откуда пошла земля русская        Тема 1. МЫ – МОСКВИЧИ. МОСКВА-ГЛАВНЫЙ ГОРОД РОССИИ. "
    ["seo_title"] => string(97) "putieshiestviie-1-otkuda-poshla-ziemlia-russkaia-tiema-1-my-moskvichi-moskva-glavnyi-gorod-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "110458"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406042649"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Презентация по познанию мира "Своя игра- Путешествие в мир природы" "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-po-poznaniiu-mira-svoia-ighra-putieshiestviie-v-mir-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "176829"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424501425"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект внеклассного занятия "Игра-путешествие "Кладовая природы" "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-vnieklassnogho-zaniatiia-ighra-putieshiestviie-kladovaia-prirody"
    ["file_id"] => string(6) "233038"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442987277"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства