Модуль «Основы православной культуры»
УМК: учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры», рабочая тетрадь на печатной основе для 4-х классов: Т.А. Берсенева «Основы православной культуры»,
Тема урока: «Храм»
Место урока в системе уроков: № 14
Тип урока: традиционный, изучение нового материала.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.
Задачи:
образовательные:
- познакомить учащихся с православными храмами, расположенными на территории Октябрьского района;
- дать учащимся понятие о том, почему храм называют «Домом Божьим»;
- познакомить с устройством храма;
развивающие:
- развивать у учащихся навык критического слушания;
- развивать у учащихся навык и умение изучающего чтения;
- развивать у детей навык и умение работать с иллюстративным материалом;
- развивать у учащихся навык и умение работать с текстом учебного пособия;
воспитательные:
- воспитывать у детей чувство уважения к истокам и традициям православной культуры;
- воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим людям, их мнениям (при работе с учителем, одноклассниками).
Формы и виды деятельности: беседа, фронтальная работа комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, участие в учебном диалоге, работа в группах.
Формируемые УУД:
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; развитие навыков продуктивного чтения;
- коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
- личностные: умение соотносить события с принятыми этическими принципами.
Основные понятия урока: Храм, священник, церковь, благословение ,икона, иконостас, алтарь, Царские врата.
Оборудование: учебник А.В. Кураев «Основы православной культуры», М. 2010 г.; рабочая тетрадь Т.А. Берсенева «Основы православной культуры», М.; компьютер, проектор, мультимедийная презентация, приложения 1,2,3,4
Оформление доски: слова чудотворца Иоанна Шанхайского «Храмы нужны не Богу, престол которого небо и подножие земля. Храмы нужны людям».
Технологическая карта урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Источники |
Мотивация | Создает эмоциональный настрой. Учитель формулирует задание, вывешивает слова на доску. | Дети слушают колокольный звон. Записывают слова ассоциации. | Аудиозапись Слова-карточки: *церковь *священник *собор *храм *икона *колокол Приложение1 |
Постановка и формулирование проблемы | Учитель организует мини-дебаты. | Учащиеся выбирают одно из предложенных высказываний, объясняют свою точку зрения. Формулируют цель урока. | Слова чудотворца Иоанна Шанхайского «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям»). |
Процессное планирование деятельности | Учитель организует работу учащихся, планирует работу. | Ученики выбирают карточки и составляют план урока. | Приложение 2 Памятка-план урока |
Процесс решения проблемы | 1.Учитель показывает презентацию и рассказывает о внешнем облике православных храмов. 2. Учитель контролирует чтение учащихся, расширяет информацию о прочитанных понятиях. 3. Учитель использует приём работы с учащимися «Водоворот мнений» | 1. Дети слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. 2. Дети распределяются по группам и работают с текстом; находят понятия слов: храм, священник, кадило, канун, икона, иконостас, алтарь, Царские врата. Дети отвечают на вопросы. 3. Представляют результаты работы в группе. | *презентация *учебник |
Применение знаний и умений | Учитель организует просмотр видеоролика «В храме» и разгадывание кроссворда. | Учащиеся смотрят видеоролик, разгадывают кроссворд (работают в паре). Дают оценку своей деятельности. | *Видеоролик «В храме» Приложение3 *кроссворд |
Подведение итогов | Учитель проводит блиц-опрос. | Дети отвечают на вопросы. | Фразы записаны на доске * Мне понравилось… * Мне запомнилось… * Я узнал… * Мне бы хотелось… |
Оценивание | Учитель организует самооценку учебной деятельности учащихся. | Дети раскрашивают символы. | Приложение4 |
Рефлексия | Учитель организует рефлексию учащихся, написание синквейна. | Дети формулируют свои фразы. Учащиеся составляют синквейн к слову «храм». Зачитывают некоторые работы. | |
Домашнее задание | Учитель даёт задание по выбору. 1. Задание в тетради. 2. Пословицы, поговорки, загадки о храмах. 3. Рисунок храма. 4. Подготовить сообщение об одном из храмов Санкт-Петербурга. | Дети выбирают своё задание и записывают. | Рабочая тетрадь-урок14 Интернет-источники |
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Источники |
Выявление восприятия. Мотивация | Добрый день ребята, подарите мне свои улыбки. Я, надеюсь, что наш урок пройдёт интересно, оставит у вас добрые чувства, и вы сможете показать свои умения активно работать. - Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.) - Какую музыку вы сейчас слышали? - Какие первые ассоциации у вас возникли, что напомнил вам колокольный звон? Запишите на листе бумаги слова, которые ассоциируются у вас с колокольным звоном. Назовите эти слова. - Какое слово встречалось в ваших ответах чаще всего? Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? | Дети слушают колокольный звон. Записывают слова ассоциа- ции. Православный храм. | Аудиозапись Приложение1 Слова-карточки: *церковь *священник *собор *храм *икона *колокол |
Постановка и формулирование проблемы | - Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям». - Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения: * Я считаю, что человеку нужны храмы….. * Я считаю, что человеку храмы не нужны….. - Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке? | Учащиеся выбирают одно из предложенных высказываний, объясняют свою точку зрения. Формулируют цель урока. | Слова чудотворца Иоанна Шанхайского : «Храмы нужны не Богу, престол которого – небо и подножие земля. Храмы нужны людям». |
Процессное планирование деятельности | . - Что может нам помочь достигнуть цели урока? Откуда мы можем получить информацию? Выберите карточки. | Ученики выбирают карточки и составляют план урока. | Памятка-план урока Приложение 2 |
Процесс решения проблемы Физкультминутка | 1. Беседа учителя с учащимися по презентации - А что такое храм? Какими были первые русские храмы? Из чего они строились? Ребята, какие храмы вы знаете? Посмотрите еще раз на экран и ответьте на вопрос: что общего у всех храмов? Какие храмы располагаются на территории нашего Октябрьского района? - Ребята, вспомните, какую форму имели храмы? - Кто может объяснить, что это обозначает? - Что было отличительной чертой русских храмов? - Какую форму имели купола? - Какую роль играл храм в жизни людей? . 2 Исследовательская работа в группах по тексту учебника(12 мин) -А сейчас мы «войдем» в храм. Что же является неотъемлемыми частями любого православного храма? Я думаю, что это вы расскажите сами. 1-я группа – «кадить», «икона», «иконостас», 2-я группа – «Царские врата», «алтарь», «благословение», Дети,если я назову слово связанное с темой нашего урока – вы встаете, а если слово не связано с темой урока - садитесь | - Это место для молитвы, для общения каждого человека с Богом - Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов Храм Христа Спасителя, Храм Василия Блаженного (Москва), Храм Покрова на Нерли (Владимир), храм Пресвятой Богородицы (Н. Новгород)…. - Купола, кресты, звонница. -Многие храмы имеют форму корабля, но также могут строиться в форме креста, круга, восьмиугольника. -Крест – основание спасения людей, круг – вечность церкви, восьмиугольник – символ Вифлеемской звезды Многокупольность -Форму «луковок» - подобие языка пламени над лампадой, форму «маковок» - символ горящей свечи - Жизнь людей была связана с храмом. Все лучшее, что было в их жизни, они несли в храм. Храмы строили на возвышенности или на живописном месте. К доске выходят 2 ученика, один объясняет каждое понятие, а другой работает на интерактивной доске, используя метод «Соответствия». Слева на доске расположены предложенные группам учащихся понятия, называющие предметы внутреннего интерьера храма, а внизу – их объяснения. Ученик соединят стрелками предложенные ему понятия с их объяснениями. Здоровьесбережение | *презентация * учебник учебник |
Применение знаний и умений | Часто ли вы бываете в храме? Знаете ли вы, что в храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет? - Ребята, сейчас вы сможете заочно побывать в храме. Вы посмотрите небольшой видеоролик «В храме». Будьте внимательны, это поможет вам проверить, как вы запомнили понятия, разгадать кроссворд и запомнить правила поведения в храме О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм? Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь? Как мы заходим в храм? Как мы стоим во время богослужения? - Разгадайте кроссворд. Работаем в паре. - Какие понятия мы повторили? | Учащиеся смотрят видеоролик, разгадывают кроссворд (работают в паре). Дают оценку своей деятельности. | *Видеоролик «В храме» Приложение 3. *кроссворд. |
Подведение итогов | - Что такое храм? Для чего он нужен? Зачем люди ходят в храм? Назови правила поведения в храме.- | Дети отвечают на вопросы. | Фразы записаны на доске * Мне понравилось… * Мне запомнилось… * Я узнал… * Мне бы хотелось… |
Оценивание | - Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы: какое задание я выполнял? Справился ли я с этим заданием? Сам справился или помогали? - Раскрась звёздочку: * я с заданием справился самостоятельно (красный) * я с заданием справился с помощью других (жёлтый) * я с заданием не справился (синий) | Дети раскрашивают символы. | Приложение 4 |
Рефлексия | Закончи урок фразой, которая вам больше понравилась: * Мне понравилось… * Мне запомнилось… * Я узнал… * Мне бы хотелось… - Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас: ЗАПОВЕДЬ ДЛЯ ТЕБЯ «Слушаясь папу, слушаясь маму, Ты начинаешь дорогу ко храму. Заповедь эта – к Богу ступень, Нужно ей следовать каждый день»! - Составьте синквейн к слову «ХРАМ». | Дети формулируют свои фразы. Учащиеся составляют синквейн к слову «храм». Зачитывают некоторые работы. Храм Величественный ,светлый,воздушный. Восхищает, очищает, умиротворяет Благославляет на добрые дела. | |
Домашнее задание | Учитель даёт задание по выбору. 1. Задание в тетради. 2. Пословицы, поговорки, загадки о храмах. 3. Рисунок храма. 4. Подготовить сообщение об одном из храмов Санкт-Петербурга. | Дети выбирают своё задание и записывают. | Рабочая тетрадь -урок 14 Интернет -источник |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
церковь
священник
собор
храм
икона
колокол
Приложение 2
Приложение 3
КРОССВОРД
| | | | | | | | | 6 Х | | | | |
| | | | | | | | | Р | | | | |
| 8 С | | | | 7 1 И | К | О | Н | А | | | | |
| В | | | | К | | | | М | | | | |
| Е | | | 2 С | О | Б | О | Р | | | | | |
| Ч | | | | Н | | | | | | | | |
3 К | А | Д | И | Л | О | | | | | | | | |
| | | | | С | | | | | | | 10 М | |
| | | 4 А | Л | Т | А | Р | Ь | | 9 К | | О | |
| | | | | А | | | | | А | | Л | |
| | | | | 5 С | В | Я | Щ | Е | Н | Н | И | К |
| | | | | | | | | | О | | Т | |
| | | | | | | | | | Н | | В | |
| | | | | | | | | | | | А | |
Вопросы к кроссворду.
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
Изображение Иисуса Христа, Богородицы, святого, евангельского или церковно-исторического события.
Главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо.
Богослужебная утварь для совершения каждения — сжигания на горящих углях ладана или фимиама в определенные моменты богослужения.
Восточная, главная часть храма, в которой находится престол.
Человек, совершающий все богослужения и таинства.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
Здание, предназначенное для совершения в нем религиозных обрядов и служб.
Перегородка, разделяющая алтарь и среднюю часть храма. Состоит из икон, расположенных ярусами.
Осветительный прибор, который делают из воска, стеарина, парафина. Символизирует человеческую жизнь, ее краткость и беззащитность перед ветром судьбы.
«Панихидный столик», на который ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из земной жизни.
Обращение священника либо самого верующего к Богу, сверхъестественным силам с просьбой.
Приложение 4
* я с заданием справился самостоятельно (красный)
* я с заданием справился с помощью других (жёлтый)
* я с заданием не справился (синий)
задание | Работа с учебником | Работа в группе | Работа в паре |
Учитель | | | |
ученик | | | |
Рабочая тетрадь. Урок 14
Храм
Задание 1.
Сделай подписи к картинкам.
Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.
Задание 2.
Возьми листочки бумаги и напиши две записочки. Первую - о здравии твоих родных и друзей.
Вторую записочку напиши об упокоении твоих близких.
Помни: в церковных записочках всегда пишутся полные имена в родительном падеже.
Литература:
А.В. Кураев «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
учебник для 4 класса.
ОПК Методические рекомендации к учебнику (http://cpk.odinedu.ru/).
Интернет ресурсы: http://wiki.iteach.ru/, http://moi-mummi.ru/, 1и другие.