kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Паломничество в Мекку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся расширят свое представление об исламской культуре, узнают о понятии «Хадж» и месте паломничества мусульман, сумеют выделить особенность представления мусульман о добрых поступках, научатся сравнивать ценности в исламской культуре с общечеловеческими ценностями.

Просмотр содержимого документа
««Паломничество в Мекку»»

Тема урока: «Паломничество в Мекку»

Цели урока:

  1. Познакомить детей с древним преданием появления Мекки, а также объяснить для чего мусульмане совершают паломничество в Мекку.

  2. Развивать творческую и познавательную активность.

  3. Формировать уважительное отношение к культурному наследию человечества.

Задачи урока:

  1. Актуализировать опыт ребят о понятии ислама и исламской культуры;

  2. Выделить главные критерии паломничества в Мекку в мусульманской традиции.

  3. Выделить особенности мусульманской традиции Хадж;

  4. Выстроить нравственный ориентир поведения учащихся в ситуациях морально-нравственного выбора;

  5. Привести к мысли о том, что понятие паломничества в мусульманской традиции совпадает с общечеловеческими ценностями.

Оборудование и место проведения:

  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран;

  • Учебник; подборка текстов; иллюстрации;

  • Карточки с заданиями;

  • Цветные карандаши.

Место проведения – класс.

Виды и формы деятельности: учебный диалог, чтение и анализ текста, работа с карточками устный рассказ на тему, экскурсия (заочная экскурсия), самостоятельная работа с источниками информации.

Основные термины и понятия: Мекка, паломничество (хадж), мечеть, Кааба, Чёрный камень, Замазам.

Средства наглядности: изображение мечети (внешний вид), внутреннего убранства мечети, виды города Мекки, храм Кааба.

Предварительная подготовка:

  • Подготовка учебно–справочной литературы

  • Подбор текстов

  • Подготовка карточек заданий

  • Подготовка презентации

План урока:

  • Организационный момент

  • Актуализация знаний

  • Формирование новых знаний

  • Работа с текстом учебника

  • Творческая работа, её защита

  • Рефлексия

  • Дифференцированное д./з.

  • Итог урока.



Ход урока

I. Организационный момент.

    1. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя: Здравствуйте! По-восточному моё приветствие прозвучит как «Ассалям алейкум!».

Восток издавна пленял путешественников своей самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Всё поражало людей, побывавших в восточных странах - танцы, стихи, восточные песни и, конечно, восточные красавицы.

Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточных религиозных традиций.

Тема нашего урока «Паломничество в Мекку» (запись темы урока в тетрадь). Сегодня на уроке вы узнаете, что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина, как появление Мекки описывается в древнем предании, какие обряды проводятся во время хаджа.

II. Актуализация знаний.

Слово учителя: Но прежде, чем мы будем говорить о религиозных традициях мусульман, давайте вспомним:

- Что такое ислам? (Мировая религия, в переводе с арабского языка означает «Мир и покорность Богу»).

- Кто такие мусульмане? (Людей, принявших ислам, называют мусульманами, т.е. «покорными Богу»).

- У какого народа возникла исламская религия? (Колыбелью ислама является Аравия, где живут арабы).

Задание №1. Блиц – опрос.

  • Назовите самую молодую религию мира (Ислам)

  • Когда она появилась? (В VII в. н. э.)

  • Где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)

  • Ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)

  • Главные центры ислама? (Мекка и Медина)

  • Священная книга мусульман (Коран)

  • Назовите пять столпов ислама (исповедание веры; пост; пятикратная молитва; закят (милостыня, саадака); хадж).

  • Священный для мусульман день (пятница)

Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните):

Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.

III. Основная часть. Формирование новых знаний.

1. Введение.

Слово учителя: Изучение нового материала хочу начать с высказывания древнегреческого философа Платона: «Бог в нас самих…». Выбор религии народом всегда определяется им самим. Во что верить, зачем верить – человек для себя определяет сам. Мы же сейчас сделаем ещё один шаг в сторону познания исламской религии, к одному из главных обычаев мусульман паломничеству на святую землю.

Каждый год в определенный срок Мечеть аль-Харам в Мекке (в Саудовской Аравии) собирает вокруг себя около двух миллионов верующих мусульман, одетых в белые одеяния и совершающих молитвы вокруг этой большой мечети, чтобы предстать перед Богом. Увидев Каабу, святилище, находящееся в центре двора мечети, они выкрикивают слова: « Я - здесь!».


Это паломничество в Мекку к Мечети аль-Харам. Это событие длиною в одну неделю начинается спустя два месяца и десять дней после Рамадана в месяц Зуль-Хиджжа и называется Хадж. Так что же такое Хадж? И зачем мусульмане совершают его?

Для любого мусульманина паломничество в Мекку (хадж) является одновременно и обязанностью, и заветной мечтой. Я хочу поведать вам древнее предание о появлении священного города Мекка.

Историческая справка: Мекка, в наши дни входящая в состав Саудовской Аравии, - поистине легендарное место. Слава этого города уходит корнями в глубокую древность, окутанную туманом мифов, притч и легенд из сокровищниц разных народов и религий. Арабские легенды гласят, что когда-то именно в области современной Мекки после изгнания из рая жили Адам и Ева, а позднее Авраам и Исмаил. Если говорить о научных трудах, первое упоминание об этом городе было обнаружено в «Географии» Птолемея (ок. 87-165), вобравшей в себя всю основную географическую информацию, известную древним грекам. Мекка, правда, именовалась там Макорабой.

  1. Работа с текстом учебника: чтение древнего предания о появлении Мекки

  1. Древнее предание о Мекке.

Слово учителя (учащегося): «Вот что говорит древнее предание о появление Мекки. Пророк Ибрахим, проживший много лет в браке, не имел детей. Тогда его жена Сара предложила: «Женись-ка ты на молодой невольнице Хаджар. Может быть Бог наградит тебя сыном». Так Ибрахим и поступил. И вот случилось радостное событие: Хаджара родила сына, которого назвали Исмаилом. Когда счастливый отец принёс младенца, чтобы показать Саре, та впала в гнев: «Или я в этом доме, или Хаджар со своим ребёнком! Убирайтесь прочь!».

Ибрахиму пришлось уйти вместе с Хаджар и Исмаилом. Они забрели далеко в пустыню. Отец поставил палатку и оставил там сына с матерью, а сам вернулся к Саре. Хаджар и Исмаил жили в пустыне, но скоро у них кончилась вода. Тогда женщина решила оставить малыша и пойти на поиски источника. Долго бродила она вокруг, семь раз обижала холмистую местность, но так и не нашла воды. Падая с ног, она вернулась в палатку почти не надеясь увидеть своего сына в живых.

Однако, войдя в палатку, женщина увидела, что Исмаил жив и невредим. Он спокойно лежал и улыбался! Пока Хаджар бегала между холмами, младенец сучил ножками по песку. И вдруг в этом месте начал бить источник Замзам, из которого струилась свежая и прохладная вода.

Со временем проезжавшие мимо торговцы зашли в долину испросить у Хаджар разрешения напоить своих верблюдов. Они был поражены красотою тех мест, и приняли решение поселиться в маленькой долине: со временем поселение Мекка выросло в большой город. Люди помнили, что здесь жил чудесный ребёнок, который по воле Бога заставил воду бить из-под земли в этой безводной пустыне. Недаром арабы считают Исмаила своим прародителем.

Когда Ибрахим пришёл проведать жену и сына, он не узнал эти места. Именно здесь Исмаил и Ибрахим построили Каабу (Исмаилу тогда было 13 лет), которая стала первым храмом Аллаха на земле, а Мекка превратилась в важный центр торговли.…».

Слово учителя: Вот так, дети, появилась Мекка. Мекка является колыбелью ислама. Здесь родился и жил пророк Мухаммад. Здесь он получил откровение от Аллаха и здесь ему был ниспослан Коран.

  1. Хадж.

Слово учителя: В память испытаний Пророка Ибрахима и его семьи в Мекке, готовности Ибрахима пожертвовать своим сыном по велению Господа мусульмане совершают паломничество к священному городу не менее одного раза в жизни. Хадж является одним из пяти столпов ислама, и соответственно важнейшей составляющей исламской веры и практики.

Мусульмане всего мира совершают путешествие в Мекку. Перед вступлением в священный город паломник входит в состояние ихрама, снимая мирские одежды и облачаясь в скромное одеяние паломника - два бесшовных куска белой материи (мужчины) или простые белые платья и шарфы (женщины).

Одинаковые белые одежды, которые носят все паломники, символизируют равенство и единство людей перед Богом. Деньги и социальный статус отныне утрачивают для них свое значение - верховным становится равенство каждого перед Богом.

По прибытию в Мекку совершается ритуал - обход вокруг храма Каабы.


  1. Исследовательская работа.

Слово учителя: "Воистину, первый дом, который был, воздвигнут, чтобы люди [предавались богослужению],- это тот, который в Бакке. Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров. В том Доме - ясные знамения для людей. Это - место стояния Ибрахима. Тот, кто войдет в этот Дом, будет в безопасности. Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому. А если кто-либо не верует [и не совершает хаджа], то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров". (Коран, 3: 96-97)

Учитель: Ребята, вы дома провели исследовательскую работу и подготовили сообщения о жемчужине исламской архитектуры – храме Каабы.

Выступления детей:

Примерный текст сообщений: Храм Кааба – святыня ислама, представляющая собой каменное сооружение кубической формы во внутреннем дворе, в центре Священной мечети (аль-Месджед аль-Харам) в Мекке. Это главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом».
Само название «Кааба» происходит от слова «куб». Высота здания составляет 15 метров. Длина и ширина – 10 и 12 метров соответственно. Углы Каабы, ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный). Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов.

(Показать иллюстрацию золотой двери храма Каабы)

В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован Чёрный камень (араб.الحجر الأسود‎‎ — аль-хаджар аль-асвад) — мусульманская святыня, камень прощения,, окаймленный серебряным ободом. Это твердый камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров. Он, как уверены мусульмане, был послан Аллахом с неба.

По арабской легенде, после изгнания из рая Адам и Ева (Хава) были разлучены – Адам оказался на Шри-Ланке (остров Цейлон), а Ева – неподалеку от Мекки, на берегах Красного моря, в местах, где ныне расположен порт Джидда. На окраине этого города якобы до сих пор находится могила Хавы. Встретились они с Адамом лишь спустя двести лет, и произошло это в районе Мекки. После долгой разлуки они познали друг друга на горе Арафат, которая тоже является священной для арабов. Адам, однако, и после встречи с женой скучал по храму, в котором он молился в раю. Тогда Бог спустил для него с неба копию того храма.
Согласно преданию, когда Черный камень был спущен с неба, он был ослепительно белым и при этом блестел так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал черным.
Время постройки Каабы и ее строители неизвестны.

  1. Работа по учебнику и с тетрадью:

Словарная работа (Мекка, хадж, паломничество, храм Кааба, Чёрный камень, мечеть)

5. Релаксация. Физминутка.

Учитель: Восток славен не только традициями, обычаями, памятниками, но ещё есть прекрасная музыка и танцы. Вашему вниманию предлагается послушать восточную музыку танца, а также немного потанцевать.

6. Как проходит Хадж?

Учитель:  "Я еще никогда не сталкивался с такой искренней гостеприимностью и всеобъемлющим духом братства между людьми разных рас, как царит здесь, на древней Священной Земле, родной для Авраама, Мухаммеда и других пророков Священных Писаний. Я был глубоко поражен и очарован милосердием, которое исходит от людей независимо от рас и национальностей…» автор письма: Аль-Хаджа Малика Эль-Шабаза

Совершить Хадж — это предпринять поездку в Мекку, и определенное количество дней выполнять особые ритуалы. Хадж совершается с 7-го по 13-е Зуль Хиджах, последний месяц Исламского Лунного календаря.

Мусульмане живут во многих странах мира. Некоторые из этих стран расположены очень далеко, поэтому поездка в Мекку может оказаться очень дорогостоящим и сложным делом. Вот почему Хадж является обязательным только для тех, кто может позволить себе дорожные расходы и кто физически способен совершить такое далекое путешествие.

Само паломничество приурочено к трем знаменательным событиям в истории ислама - прощение и воссоединение Адама и Евы после их изгнания из Рая, готовность Авраама (Ибрахима) принести в жертву своего сына Исмаила ради Бога и жизнь Пророка Муххамада как пример смирения и покорности Господу Богу.


Условия совершения хаджа.

Общая позиция юристов-богословов относительно условий, при которых хадж является обязанностью человека, заключается в следующем:

  • человек должен быть мусульманином;

  • он должен достичь совершеннолетия;

  • пребывать в ясном уме;

  • быть свободным;

  • обладать необходимым достатком и быть способным совершить паломничество.


7. Заключение. Выводы.

Учитель: Все обряды хаджа оканчиваются 14-го зу-ль-хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи. Возвращаясь домой, паломник (хаджи) надевает зелёную чалму и длинную белую одежду (галабея), что символизирует совершение хаджа. Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.

(Показать, как выглядит паломник, который обрёл титул хаджи)

Все паломники в Мекке считаются «гостями Аллаха». Собираясь в Мекке вместе, облаченные в одинаковые одежды ихрам мусульмане всех национальностей и рас ощущают свое единство и братство. Съезжаясь вместе, паломники проявляют друг к другу чувство дружбы и мира, проявляют друг к другу заботу и внимание, проявляют сострадание к окружающим людям.


Перенося все тяготы и лишения во время паломничества, мусульмане совершают внешнее и внутреннее очищение, внося мир в свои души. Все паломничество верующие молятся и обращают свой взор к Богу. Если мусульмане всем своим сердцем молились и посвящали свое пребывание на святой земле Богу, то домой они возвращаются совсем другими людьми, с просветленными лицами и сердцем.

Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно.



IV. Закрепление учебного материала.

Что было на уроке?

Что узнал нового?

Над чем буду думать?







  1. Закрепление основных понятий: мечеть, паломничество (хадж), храм Каабы, Чёрный камень Каабы.

  2. Вопросы и задания по учебнику.



V. Домашнее задание

- По желанию подобрать интересный материал по теме.

- страницы учебника 48-49 (читать).

VI. Итог урока.

- Опустите свои шаблоны с надписью в ящик.

Ну, а закончить урок хочется словами знаменитого классика персидско-таджикской поэзии, учёного, математика, астронома, поэта и философа Омара Хаяма:

От безбожья до Бога - мгновенье одно.
От нуля до итога - мгновенье одно.
Береги драгоценное это мгновенье:
Жизнь - ни мало, ни много - мгновенье одно.

- Урок окончен. Берегите себя!



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Паломничество в Мекку»

Автор: Низулимова Альфия Фаиковна

Дата: 05.01.2020

Номер свидетельства: 534531

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Арабский халифат "
    ["seo_title"] => string(17) "arabskii-khalifat"
    ["file_id"] => string(6) "159608"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421928354"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Арабы в 5 - 10 веках. Развитие культуры в арабском мире. "
    ["seo_title"] => string(56) "araby-v-5-10-viekakh-razvitiie-kul-tury-v-arabskom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "160009"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421993068"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Проект "Архитектурные творения Арабского Востока""
    ["seo_title"] => string(54) "proiekt_arkhitiekturnyie_tvorieniia_arabskogho_vostoka"
    ["file_id"] => string(6) "434332"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508863317"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Географическая викторина " Голосуй ногами" "
    ["seo_title"] => string(45) "gieoghrafichieskaia-viktorina-golosui-noghami"
    ["file_id"] => string(6) "138589"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1417555697"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Внеклассное мероприятие "Мой Крым" посвящено Крымской весне 2014 года "
    ["seo_title"] => string(80) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-moi-krym-posviashchieno-krymskoi-viesnie-2014-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "186459"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426347598"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства