На данном уроке учащиеся расширят свое представление об исламской культуре, узнают о понятии «Хадж» и месте паломничества мусульман, сумеют выделить особенность представления мусульман о добрых поступках, научатся сравнивать ценности в исламской культуре с общечеловеческими ценностями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Паломничество в Мекку»»
Тема урока: «Паломничество в Мекку»
Цели урока:
Познакомить детей с древним преданием появления Мекки, а также объяснить для чего мусульмане совершают паломничество в Мекку.
Развивать творческую и познавательную активность.
Формировать уважительное отношение к культурному наследию человечества.
Задачи урока:
Актуализировать опыт ребят о понятии ислама и исламской культуры;
Выделить главные критерии паломничества в Мекку в мусульманской традиции.
Выделить особенности мусульманской традиции Хадж;
Выстроить нравственный ориентир поведения учащихся в ситуациях морально-нравственного выбора;
Привести к мысли о том, что понятие паломничества в мусульманской традиции совпадает с общечеловеческими ценностями.
Оборудование и место проведения:
Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
Учебник; подборка текстов; иллюстрации;
Карточки с заданиями;
Цветные карандаши.
Место проведения – класс.
Виды и формы деятельности: учебный диалог, чтение и анализ текста, работа с карточками устный рассказ на тему, экскурсия (заочная экскурсия), самостоятельная работа с источниками информации.
Основные термины и понятия: Мекка, паломничество (хадж), мечеть, Кааба, Чёрный камень, Замазам.
Средства наглядности: изображение мечети (внешний вид), внутреннего убранства мечети, виды города Мекки, храм Кааба.
Предварительная подготовка:
Подготовка учебно–справочной литературы
Подбор текстов
Подготовка карточек заданий
Подготовка презентации
План урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Формирование новых знаний
Работа с текстом учебника
Творческая работа, её защита
Рефлексия
Дифференцированное д./з.
Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя: Здравствуйте! По-восточному моё приветствие прозвучит как «Ассалям алейкум!».
Восток издавна пленял путешественников своей самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Всё поражало людей, побывавших в восточных странах - танцы, стихи, восточные песни и, конечно, восточные красавицы.
Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточных религиозных традиций.
Тема нашего урока «Паломничество в Мекку» (запись темы урока в тетрадь). Сегодня на уроке вы узнаете, что является обязанностью и заветной мечтой мусульманина, как появление Мекки описывается в древнем предании, какие обряды проводятся во время хаджа.
II. Актуализация знаний.
Слово учителя: Но прежде, чем мы будем говорить о религиозных традициях мусульман, давайте вспомним:
- Что такое ислам? (Мировая религия, в переводе с арабского языка означает «Мир и покорность Богу»).
- Кто такие мусульмане? (Людей, принявших ислам, называют мусульманами, т.е. «покорными Богу»).
- У какого народа возникла исламская религия? (Колыбелью ислама является Аравия, где живут арабы).
Задание №1. Блиц – опрос.
Назовите самую молодую религию мира (Ислам)
Когда она появилась? (В VII в. н. э.)
Где зародился ислам? (На Аравийском полуострове)
Ислам – это вера в единого бога или в многобожие? (В Аллаха, 1 бог)
Задание №2. Исправьте в тексте ошибки (выявленные ошибки подчеркните):
Ислам, как религия появился в III тысячелетии до н.э.. Зародился он в Междуречье и распространился по всему миру. Основателем ислама стал Синдхартха Гаутама. Главными мусульманскими центрами являются Афины и Рим, куда один раз в год съезжаются мусульмане. В священной для всех мусульман день в воскресенье, верующие должны пребывать в молитвах и соблюдать пост.
III. Основная часть. Формирование новых знаний.
1. Введение.
Слово учителя: Изучение нового материала хочу начать с высказывания древнегреческого философа Платона: «Бог в нас самих…». Выбор религии народом всегда определяется им самим. Во что верить, зачем верить – человек для себя определяет сам. Мы же сейчас сделаем ещё один шаг в сторону познания исламской религии, к одному из главных обычаев мусульман паломничеству на святую землю.
Каждый год в определенный срок Мечеть аль-Харам в Мекке (в Саудовской Аравии) собирает вокруг себя около двух миллионов верующих мусульман, одетых в белые одеяния и совершающих молитвы вокруг этой большой мечети, чтобы предстать перед Богом. Увидев Каабу, святилище, находящееся в центре двора мечети, они выкрикивают слова: « Я - здесь!».
Это паломничество в Мекку к Мечети аль-Харам. Это событие длиною в одну неделю начинается спустя два месяца и десять дней после Рамадана в месяц Зуль-Хиджжа и называется Хадж. Так что же такое Хадж? И зачем мусульмане совершают его?
Для любого мусульманина паломничество в Мекку (хадж) является одновременно и обязанностью, и заветной мечтой. Я хочу поведать вам древнее предание о появлении священного города Мекка.
Историческая справка: Мекка, в наши дни входящая в состав Саудовской Аравии, - поистине легендарное место. Слава этого города уходит корнями в глубокую древность, окутанную туманом мифов, притч и легенд из сокровищниц разных народов и религий. Арабские легенды гласят, что когда-то именно в области современной Мекки после изгнания из рая жили Адам и Ева, а позднее Авраам и Исмаил. Если говорить о научных трудах, первое упоминание об этом городе было обнаружено в «Географии» Птолемея (ок. 87-165), вобравшей в себя всю основную географическую информацию, известную древним грекам. Мекка, правда, именовалась там Макорабой.
Работа с текстом учебника: чтение древнего предания о появлении Мекки
Древнее предание о Мекке.
Слово учителя (учащегося): «Вот что говорит древнее предание о появление Мекки. Пророк Ибрахим, проживший много лет в браке, не имел детей. Тогда его жена Сара предложила: «Женись-ка ты на молодой невольнице Хаджар. Может быть Бог наградит тебя сыном». Так Ибрахим и поступил. И вот случилось радостное событие: Хаджара родила сына, которого назвали Исмаилом. Когда счастливый отец принёс младенца, чтобы показать Саре, та впала в гнев: «Или я в этом доме, или Хаджар со своим ребёнком! Убирайтесь прочь!».
Ибрахиму пришлось уйти вместе с Хаджар и Исмаилом. Они забрели далеко в пустыню. Отец поставил палатку и оставил там сына с матерью, а сам вернулся к Саре. Хаджар и Исмаил жили в пустыне, но скоро у них кончилась вода. Тогда женщина решила оставить малыша и пойти на поиски источника. Долго бродила она вокруг, семь раз обижала холмистую местность, но так и не нашла воды. Падая с ног, она вернулась в палатку почти не надеясь увидеть своего сына в живых.
Однако, войдя в палатку, женщина увидела, что Исмаил жив и невредим. Он спокойно лежал и улыбался! Пока Хаджар бегала между холмами, младенец сучил ножками по песку. И вдруг в этом месте начал бить источник Замзам, из которого струилась свежая и прохладная вода.
Со временем проезжавшие мимо торговцы зашли в долину испросить у Хаджар разрешения напоить своих верблюдов. Они был поражены красотою тех мест, и приняли решение поселиться в маленькой долине: со временем поселение Мекка выросло в большой город. Люди помнили, что здесь жил чудесный ребёнок, который по воле Бога заставил воду бить из-под земли в этой безводной пустыне. Недаром арабы считают Исмаила своим прародителем.
Когда Ибрахим пришёл проведать жену и сына, он не узнал эти места. Именно здесь Исмаил и Ибрахим построили Каабу (Исмаилу тогда было 13 лет), которая стала первым храмом Аллаха на земле, а Мекка превратилась в важный центр торговли.…».
Слово учителя: Вот так, дети, появилась Мекка. Мекка является колыбелью ислама. Здесь родился и жил пророк Мухаммад. Здесь он получил откровение от Аллаха и здесь ему был ниспослан Коран.
Хадж.
Слово учителя: В память испытаний Пророка Ибрахима и его семьи в Мекке, готовности Ибрахима пожертвовать своим сыном по велению Господа мусульмане совершают паломничество к священному городу не менее одного раза в жизни. Хадж является одним из пяти столпов ислама, и соответственно важнейшей составляющей исламской веры и практики.
Мусульмане всего мира совершают путешествие в Мекку. Перед вступлением в священный город паломник входит в состояние ихрама, снимая мирские одежды и облачаясь в скромное одеяние паломника - два бесшовных куска белой материи (мужчины) или простые белые платья и шарфы (женщины).
Одинаковые белые одежды, которые носят все паломники, символизируют равенство и единство людей перед Богом. Деньги и социальный статус отныне утрачивают для них свое значение - верховным становится равенство каждого перед Богом.
По прибытию в Мекку совершается ритуал - обход вокруг храмаКаабы.
Исследовательская работа.
Слово учителя:"Воистину, первый дом, который был, воздвигнут, чтобы люди [предавались богослужению],- это тот, который в Бакке. Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров. В том Доме - ясные знамения для людей. Это - место стояния Ибрахима. Тот, кто войдет в этот Дом, будет в безопасности. Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому. А если кто-либо не верует [и не совершает хаджа], то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров".(Коран, 3: 96-97)
Учитель: Ребята, вы дома провели исследовательскую работу и подготовили сообщения о жемчужине исламской архитектуры – храме Каабы.
Выступления детей:
Примерный текст сообщений: Храм Кааба – святыня ислама, представляющая собой каменное сооружение кубической формы во внутреннем дворе, в центре Священной мечети (аль-Месджед аль-Харам) в Мекке. Это главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом». Само название «Кааба» происходит от слова «куб». Высота здания составляет 15 метров. Длина и ширина – 10 и 12 метров соответственно. Углы Каабы, ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный),иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный). Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов.
(Показать иллюстрацию золотой двери храма Каабы)
В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован Чёрный камень (араб. – الحجر الأسود — аль-хаджар аль-асвад) — мусульманская святыня, камень прощения,, окаймленный серебряным ободом. Это твердый камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров. Он, как уверены мусульмане, был послан Аллахом с неба.
По арабской легенде, после изгнания из рая Адам и Ева (Хава) были разлучены – Адам оказался на Шри-Ланке (остров Цейлон), а Ева – неподалеку от Мекки, на берегах Красного моря, в местах, где ныне расположен порт Джидда. На окраине этого города якобы до сих пор находится могила Хавы. Встретились они с Адамом лишь спустя двести лет, и произошло это в районе Мекки. После долгой разлуки они познали друг друга на горе Арафат, которая тоже является священной для арабов. Адам, однако, и после встречи с женой скучал по храму, в котором он молился в раю. Тогда Бог спустил для него с неба копию того храма. Согласно преданию, когда Черный камень был спущен с неба, он был ослепительно белым и при этом блестел так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал черным. Время постройки Каабы и ее строители неизвестны.
Работа по учебнику и с тетрадью:
– Словарная работа (Мекка, хадж, паломничество, храм Кааба, Чёрный камень, мечеть)
5. Релаксация.Физминутка.
Учитель: Восток славен не только традициями, обычаями, памятниками, но ещё есть прекрасная музыка и танцы. Вашему вниманию предлагается послушать восточную музыку танца, а также немного потанцевать.
6. Как проходит Хадж?
Учитель: "Я еще никогда не сталкивался с такой искренней гостеприимностью и всеобъемлющим духом братства между людьми разных рас, как царит здесь, на древней Священной Земле, родной для Авраама, Мухаммеда и других пророков Священных Писаний. Я был глубоко поражен и очарован милосердием, которое исходит от людей независимо от рас и национальностей…» автор письма: Аль-Хаджа Малика Эль-Шабаза
Совершить Хадж — это предпринять поездку в Мекку, и определенное количество дней выполнять особые ритуалы. Хадж совершается с 7-го по 13-е Зуль Хиджах, последний месяц Исламского Лунного календаря.
Мусульмане живут во многих странах мира. Некоторые из этих стран расположены очень далеко, поэтому поездка в Мекку может оказаться очень дорогостоящим и сложным делом. Вот почему Хадж является обязательным только для тех, кто может позволить себе дорожные расходы и кто физически способен совершить такое далекое путешествие.
Само паломничество приурочено к трем знаменательным событиям в истории ислама - прощение и воссоединение Адама и Евы после их изгнания из Рая, готовность Авраама (Ибрахима) принести в жертву своего сына Исмаила ради Бога и жизнь Пророка Муххамада как пример смирения и покорности Господу Богу.
Условия совершения хаджа.
Общая позиция юристов-богословов относительно условий, при которых хадж является обязанностью человека, заключается в следующем:
человек должен быть мусульманином;
он должен достичь совершеннолетия;
пребывать в ясном уме;
быть свободным;
обладать необходимым достатком и быть способным совершить паломничество.
7. Заключение. Выводы.
Учитель: Все обряды хаджа оканчиваются 14-го зу-ль-хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи. Возвращаясь домой, паломник (хаджи) надевает зелёную чалму и длинную белую одежду (галабея), что символизирует совершение хаджа. Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается праздничным угощением.
(Показать, как выглядит паломник, который обрёл титул хаджи)
Все паломники в Мекке считаются «гостями Аллаха». Собираясь в Мекке вместе, облаченные в одинаковые одежды ихрам мусульмане всех национальностей и рас ощущают свое единство и братство. Съезжаясь вместе, паломники проявляют друг к другу чувство дружбы и мира, проявляют друг к другу заботу и внимание, проявляют сострадание к окружающим людям.
Перенося все тяготы и лишения во время паломничества, мусульмане совершают внешнее и внутреннее очищение, внося мир в свои души. Все паломничество верующие молятся и обращают свой взор к Богу. Если мусульмане всем своим сердцем молились и посвящали свое пребывание на святой земле Богу, то домой они возвращаются совсем другими людьми, с просветленными лицами и сердцем.
Многие мусульмане по возможности повторяют хадж и даже совершают его многократно.
IV. Закрепление учебного материала.
Что было на уроке?
Что узнал нового?
Над чем буду думать?
Закрепление основных понятий: мечеть, паломничество (хадж), храм Каабы, Чёрный камень Каабы.
Вопросы и задания по учебнику.
V. Домашнее задание
- По желанию подобрать интересный материал по теме.
- страницы учебника 48-49 (читать).
VI. Итог урока.
- Опустите свои шаблоны с надписью в ящик.
Ну, а закончить урок хочется словами знаменитого классика персидско-таджикской поэзии, учёного, математика, астронома, поэта и философа Омара Хаяма:
От безбожья до Бога - мгновенье одно. От нуля до итога - мгновенье одно. Береги драгоценное это мгновенье: Жизнь - ни мало, ни много - мгновенье одно.