Цели:
- Раскрыть причинно-следственные связи появления новой религии ислама, объединения арабов в государство Арабский халифат и его распада;
- Содействовать развитию формальной и диалектической логики учащихся;
- Содействовать воспитанию уважения к другим традициям, верованиям, религии, духовному обогащению.
Задачи урока:
- Обучающие: Познакомить учеников с эпохой формирования ислама и арабских завоеваний.
- Развивающие: Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, навыков работы с исторической картой
- Воспитывающие: способствовать развитию представлений исламе как мировой религии, развитию.
Форма урока: урок с применением ИКТ
Оборудование урока:
- Презентация
- Интерактивная словарная работа
- Мультимедиа (проектор, экран, колонки)
- Интерактивная доска
Вводимые понятия: Мухаммед, Коран, ислам, мусульманство, бедуины, халифат, эмир, шариат
Предметная область: История
Возрастная группа: 7 класс.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Структура урока:
- Организационный момент. Релаксация
- Получение нового знания
1.Аравия
а. Природа
б. Население
2.Начало ислама
а. Мухаммед
б. Нормы ислама
3.Арабское государство во времена святых халифов
4.Распад халифата
- Рефлексия
- Домашнее задание
1.Релаксация
Добрый день солнцу и птицам.
Добрый день Вам, улыбчивым лицам.
Подарите друг другу улыбку и подумайте, как хорошо, что мы все вместе собрались. Нам спокойно, уютно. Мы здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Почувствуйте лучик доброты, который принесли в своем сердце наши гости. Выдохните вчерашнюю злость, обиду, забудьте про нее.
Я желаю Вам добра(слайд 1)
Слово учителя. Мы продолжаем с вами, ребята, изучать историю как многообразие и единство мира. История всегда таинственна, интересна и увлекательна. Сегодня у нас не обычный урок -а урок путешествие ... мы погрузимся в необыкновенный мир Востока ………….но прежде чем мы отправимся в путешествие вы должны отгадать в какую страну Ближнего Востока мы отправимся и как называется тема нашего урока …и вот вам подсказка ……. (халиф-и восточный танец(2мин.) +видео юг Аравийского п-ва )
Видео Хадрамаут +танец музыка
Падишах:
- Шахерезада, 1000 ночей ты рассказывала мне сказки. Хватит! Надоело слушать твои фантазии. Я ими сыт по горло.
Шахерезада:
- О, великий государь! Дозволь слово молвить.
Падишах:
- Дозволяю!
Шахерезада:
- До сегодняшней ночи я тебе рассказывала сказки, а сегодня я поведаю тебе быль.
Падишах:
- А-а-а, это что-то новенькое. И о чём же ты мне поведаешь?
Шахерезада :о мой повелитель !!!!Я расскажу тебе о далекой стране где живут заклинатели змей, факиры, возвышаются мечети и дует сухой и жаркий ветер пустыни.
Учитель :Ребята вы догадались в какую страну мы отправимся ??В Арабский халифат (слайд 2)
Откройте тетради запишите число и тему урока :Арабский халифат
- Цель урока :
изучить природные условия и население Аравии: познакомить учащихся с мировой религией – ислам; изучить образование и распад арабского халифата.(слайд3)
План урока (слайд4)
Учитель: Арабская государственность зародилась на Аравийском (слайд 5)полуострове. Аравийская земля представляет собой пустыню и песок .Только морское побережье было пригодно для земледелия.Основную часть арабского общества составляли бедуины –кочевые скотоводы .На земле Аравии в области Хиджаз располагался торговый центр город Мекка В Мекке на центральной площади вокруг священного камня стояли скульптурные изображения богов арабских племен .Каждое племя поклонялось своему богу.Это разжигало между ними противоречия. Арабские феодалы мечтали захватить богатые соседние гос-ва Сирию ,Египет,Иран чтобы (слайд 6 )осуществить это желание ,надо было объединить все племена ..Для объединения арабов феодалы использовали ислам .
Ученик:Объединению арабов способствовало появление новой религии - ислама. Основателем ислама стал Мухаммед(570 - 632 гг.) Это имя означает "вдохновенный", "пророк". В Европе его называли Магометом.(слайд 70
Мухаммед утверждал, что основные положения новой веры ему переданы Богом. Ученики и последователи записывали его слова. После смерти Мухаммеда все эти записи были собраны в одну книгу - Коран (В переводе с арабского - "чтение")
.Пророк Мухамед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.(слайд 8) Впоследствии Мухаммед устроился вести торговые дела богатой вдовы Хадиджи и начал странствовать с купеческими караванами. Вскоре он женился на своей хозяйке и разбогател. Спустя несколько времени Мухаммед стал говорить, что слышит голос Бога, который приказывает ему оставить торговлю и проповедовать новую религию. Мухаммед утверждал, что он - орудие божье, преемник пророков Авраама, Моисея и Иисуса. Примерно 630 г. он начал проповедовать ислам (в переводе с арабского - "Покорность"). (слайд 9 ) Не всем жителям Мекки понравились призывы Мухаммеда отдавать свое имущество бедным и освобождать рабов. Он был вынужден перебраться в Ятриб - Соперника Мекки. Ятриб, жители которого 622 г. приняли Мухаммеда, Начали называть Мединой - городом пророка. С тех пор, из года Хиджры, как называют его мусульмане (Те, которые исповедуют ислам), ведется отсчет времени в мусульманских странах. Учение Мухаммеда быстро распространялось, и 630 г. он победителем вернулся в Мекку. В 632 г. Мухаммед умер. Его могила в Медине, как и Кааба, Является наибольшей святыней мусульман.
Ученик: Стих Черный камень Кааба (видео перемотать )
Он драгоценной яшмой когда-то был,
Он был неизреченной белизны —
Как цвет садов блаженного Джинната,
Как горный снег в дни солнца и весны.
Дух Гавриил для старца Авраама
Его нашел среди песков и скал,
И гении хранили двери храма,
Где он жемчужной грудою сверкал.
Но шли века — со всех концов вселенной
К нему неслись молитвы, и рекой
Текли во храм, далекий и священный,
Сердца, обремененные тоской...
Аллах! Аллах! Померк твой дар бесценный —
Померк от слёз и горести людской!
Ученик :Основной религиозной требованием Мухаммеда к арабам было отказаться от поклонения различным племенным богам и признать существование единого бога - Аллаха. "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - Пророк его "- главная религиозная формула ислама. Влияние на ислам иудейской и христианской религий выражается в признании Моисея и Иисуса пророками и предшественниками Мухаммеда. Священный город иудеев и христиан - Иерусалим - признавалось и мусульманами. Для того, чтобы быть мусульманином, нужно было признать и выполнять пять основных положений:
1) верить в существование единого бога - Аллаха;
2) пять раз в день выполнять обязательную молитву;
3) раз в год придерживаться обязательного поста - Рамазана - от рассвета до заката;
4) чтобы освободиться от грехов, тратить пятый часть прибыли на милостыню;
5) один раз за свою жизнь совершить паломничество (Посещение святых мест) в Мекку и Медину.(слайды 10,11,12 )В арабском халифате высшая духовная ,судебная и военная власть находилась в руках халифа –заменяющий пророка .Арабским государством в 632-661 г.г. управляли один за другим 4 святых халифа .после смерти Мухаммеда арабы подчинили себе всю Аравию .В 636г.завоевали Сирию ,Египет, в 637-651 –Иран,в640-710-Северную Африку ,в 711-712-Испанию,в 673-712-Среднюю Азию , 650-655-Азербайджан ,Грузию ,Армению (видео анимированная карта )
Таким образом в 7-8 вв.образовался Арабский халифат ,который охватил территорию от Атлантического океана до Индии и Китая .
После смерти Али -4-го халифа –власть захватила династия Омейя
ФИЗМИНУТКА
Словарь
Савафи-вся земля в государстве
Закят- налог для мечети
Жизия-налог для немусульман
Ушур-налог для трудоспособных людей
Харадж-одна третья часть произведенного продукта
Катийа-земля выдаваемая военным (слайд 13)
Огромная территория арабского халифата была непрочным государственным объединением Восстания покоренных народов ослабляли государство а также имамы к 9 веку предали забвению завещание пророка Мухаммеда ,встали на путь несправедливости все это привело к распаду халифата .Распад халифата начался в середине 8 века.
В 756 г.отделился эмират Кордова ..на несколько эмиратов(владений) .
Так благодаря исламу в свое время образовался Арабский халифат Изучение данной темы можно связать с современностью. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, ОАЭ это семь богатых эмиратов- остановимся Дубаи (видео Дубаи 2012)
Ислам имел огромное влияние на обычаи и нравы, мораль и право самих арабов, а также оказал сильное культурное воздействие на Западную Европу.
До ___ века у арабов не было своего государства. Крупнейшим торговым и культурным центром арабов был город __________. Объединению арабских племен способствовал (о) ____________. Основателем арабского государства стал ____________. Ислам стал для арабов не просто религией, он имел огромное влияние на __________ , ____________ , ___________.
Слова для заполнения пропусков (внимание: некоторые слова лишние!):
мораль, ислам, VII, Мекка, Кааба, Мухаммед, право, культура, VI, мусульманство.(слайд 14)