Просмотр содержимого документа
«Модуль "Основы светской этики"»
«Методика преподавания курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) в соответствии с ФГОС».
Жданова Г.А.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 36» г. Новокузнецк, Кемеровской области.
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока «Этика. Мораль. Нравственность»
Задачи:
- формирование представлений о том, что изучает этика;
- формирование представлений о связи этики, морали, нравственности;
- формирование УУД: ориентация в системе моральных норм и ценностей; устойчивый познавательный интерес и желание работать с источниками информации, представленными в виде произведений изобразительного искусства.
Формы и виды учебной деятельности: беседа и обсуждение, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа со словарем, осмысление, оценка и интерпретация событий, явлений и фактов с использованием новых лексических единиц.
Основные понятия: философия, добродетель, мораль, нравственность.
-Почему о притче можно сказать, что в ней собрана мудрость человечества?
-Что является главным в притче?
-Кому и в какой ситуации можно рассказать о двух притчах, прочитанных тобой.
Новый материал.
- Откройте учебник на с. 15, прочитайте название темы и сообщите о том, что вы узнаете на уроке.
- о чем рассказывает этика;
- кто такие мудрецы и философы;
- как и чему учили в древности;
- как связаны между собой этика, мораль и нравственность.
Мотивация и самоопределение к деятельности.
Рассмотрите схему:
светская этика = мораль = нравственность
-Объясните, как вы понимаете её?
-Докажите, что мораль и нравственность – это синонимы?
Работа с текстом учебника – чтение статьи. Беседа с классом.
Создание проблемной ситуации в форме постановки вопросов.
Прочитайте в учебнике на с. 15-17 текст.
- Кто такие мудрецы и философы?
- Как и чему учили в древности?
- Как между собой связаны этика, мораль и нравственность?
- Какая цель нашего занятия?
- Какие вопросы можем еще поставить?
- Можем ли на одну строку поставить понятия: культура и мораль?
- Как это слово соотносится со значением слова мораль?
- Сформулируйте цель нашего урока.
Ответы учащихся.
Ребята строят разные предположения.
Усвоение новых знаний.
- Найдем в словаре значение слов «философия», «философы», «дискуссия», «добродетель».
Рассмотрим на с.18 иллюстрацию, что на ней изображено?
- Опишите школу, в которой философы обучали своих учеников.
- Как вы считаете, где и почему полезны дискуссии?
(дискуссии полезны в школе, т.к. позволяют услышать разные мнения)
-Рассмотрим скульптурные портреты великих мыслителей древности.
(Аристотель и Цицерон)
- Что Аристотель предложил относить к понятию «этический»?
(лучшие человеческие качества - добродетели)
- Какое слово ввел Цицерон? (мораль)
Выступление учителя
-Что такое мораль?
-Когда возникла мораль?
-Приведите пример моральных норм.
(Моральные нормы – различные нормы, которые приняты в обществе, которые помогают отличить добро от зла, справедливое от несправедливого.
Эти нормы помогают понимать, что можно и что нельзя.
Особый вид духовной культуры Мораль-система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.)
- Давайте подискутируем на тему «Нормы поведения в обществе, которое сформировало человечество на протяжении веков».
Задаем направление дискуссии.
- Нужно ли следовать нормам и правилам?
- Представьте, что все мы нарушаем их, - что в таком случае произойдет?
- Что осуждалось во все времена?
-Сформулируйте правила, которые смогут улучшить жизнь людей на Земле.
-А какие литературные произведения всегда содержат мораль? (басни)
- Прочитаем в учебнике на с. 20 рубрику «Ларчик мудрости».
- Подтвердите необходимость сохранения в мире норм, правил, морали и нравственности, используя высказывания Конфуция.
Первичная проверка понимания. Работа с новым понятием.
Самостоятельная работа по карточкам.
- Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не осуждаются.
Долго болтать по телефону
Навестить больного человека
Обманывать родителей
Помогать престарелым людям
Ходить грязным
Сделать кормушки для птиц
Обижать животных
Оказать помощь, попавшему в беду человеку
Спасти животных
Дарить подарки к празднику
Курить в школьном возрасте
Рвать цветы в чужом саду
Ребята выбирают действия, которые осуждаются моралью.
Рефлексия
Обобщение и выводы по учебной теме.
Дополни предложения.
Моральные нормы - различные нормы,
которые приняты в ….. (обществе), которые
помогают отличить добро от … (зла),
справедливое от …..(несправедливого).
Эти нормы помогают понять,
что можно, а что … (нельзя)
Моральные нормы не имеют документального …. (оформления).Человек должен сам научиться отличать добро от…( зла),
хорошее от … ( плохого).
Как?Читая … (книги), слушая …. (родителей), соблюдая …. .(законы государства), общаясь с другими … (людьми).
Все законы основаны на ….. (моральных нормах).
За соблюдением законов гражданами в государстве следят ……. (полиция, суды, прокуратура).
Организаций, следящих за исполнением моральных норм и правил … (нет).
Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали: родители, учителя, друзья и, конечно, САМ …. (ЧЕЛОВЕК).
- Какие важные сведения о морали вы сегодня получили?
- Что запомнилось больше всего? Почему?
- Как эти знания могут помочь вам в жизни?
- Что понравилось на уроке?
- Возьмите цветные карандаши и заполните лист самоанализа.
- Ребята, я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Вечные нравственные понятия человечность, доброта, порядочность всегда будут востребованными. Не забывайте об этом!
Дети говорят, научились ли они давать нравственные оценки ситуации, перед тем, как совершить поступок
9. Домашнее задание:
Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.