Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-значимой отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметные: готовность слушать собеседника, умения выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий
Основные понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня.
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят)
- Уши внимательно слушают и всё … (слышат)
- А голова хорошо … (думает)
- Сегодня у нас очередной урок ОПК. И мы знаем, что это урок не столько для ума, сколько для … (души). Я желаю всем нам провести его с пользой для себя, для души.
Ребята, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, на минутку глаза. Улыбнитесь (обязательно от души). Откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияли солнышки. Они согрели нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас красивые, добрые лица.
А значит, здесь собрались только добрые люди.
2.Введение в тему урока
Сейчас я прочитаю стихотворение, слушайте внимательно, так как вам нужно будет ответить на вопросы.
В глаза свои попробуй, загляни
И стук сердечный свой послушай.
Когда больная кошка у двери
Иль руку тянет нищенка-прохожий.
Когда ребёнок заливается навзрыд,
Когда собака лишь глазами просит,
Когда в коляске вечный инвалид,
Или больной старик, чей век уж прожит.
Глаза ты прячешь, молча уходя….
И не понятно твоё сердце сжалось?
И если нет, то очень жаль тебя –
Ты больше всех заслуживаешь жалость.
Не страшно, если чувств не можешь проявить
И слёз своих показывать не хочешь.
Но страшно, если ты душою инвалид,
И ничего не чувствуешь… Не можешь.
Подумайте: о чём это стихотворение? (о жалости, о необходимости помогать другим, не проходить мимо чужой беды)
Все эти качества, которые вы перечислили, можно назвать одним словом.
Может быть, кто-то знает каким?
Уч.: Эти слова живут в одном красивом слове - «Милосердие» и близком ему по значению слове - «Сострадание».
Так как же звучит тема нашего сегодняшнего урока. (Открыть тему
урока на доске)
«Милосердие и Сострадание»
ЦЕЛИ урока: попробуем вместе определить цели урока:
1. Познакомиться с понятиями….. (милосердие и сострадание)
2. Выяснить, нужны ли ….( эти качества человека в жизни)
3 Учиться оценивать….. (свои поступки и поступки других людей)
4.Работа над понятиями.
Сначала попробуем разобраться, как образовалось слово «милосердие»
Найдём корень в этом слове
В данном слове два корня: мил серд.
Значит, что означает это слово? (милое сердце)
А как вы понимаете выражение «Милое сердце»?
Это, какое сердце? (Доброе, ласковое, нежное, любящее, заботливое)
Значит, милосердие говорит о сердце, которое милует, любит, жалеет.
Давайте обратимся к нашему Толковому словарю и выясним, более точно значения этого слова.
(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из любви к человеку)
Уч: значит, милосердие – готовность ( любить и помогать)
Теперь выясним значение слова «Сострадание».
В данном слове приставка со, она обозначает совместное действие, общее участие т.е. сострадание – это страдать вместе, переживать с человеком его горе.
Прочитаем значение слова «сострадание» в нашем толковом словаре. (Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека)
Значит, Сострадание – вместе переживать несчастье.
5.Работа по теме урока
Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая заповедь среди множества заповедей самая главная?» Он сказал: « Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто такой ближний?»
Ребята, а как вы считаете, кто такой ближний? (Ответы детей)
Многие считают так: »Я люблю тех, кто любит меня, мою семью, моих родных и друзей». Это и есть мои ближние (близкие).
Христос же на заданный вопрос ответил притчей «О добром самарянине»
Что такое притча? Загляните в словарь
1.Притча- рассказ с нравоучением
2.Самарянин – это чужак, чужой человек, приехавший из другой страны.
Мы сейчас прочтём эту притчу. (До Знакомые) учебник стр. 42
Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нём отрывки, которые:
а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;
б) печалят вас, потому что так поступать неправильно.
Вопросы по притче:
1. Каким человеком оказался самарянин? ( Добрым, он помог раненому человеку, несмотря ни на что).
2. Так кто такой Ближний? (Ответы детей)
А Христос учит…..(найдем в учебнике на стр. 43 эти слова)
- Назовите же главную заповедь Христа (Люби ближнего, как самого себя)
Ребята, запомните эту заповедь и постарайтесь поступать так, как добрый самарянин.
Скажите, а как вы думаете, нужно ли любить врагов своих? (ответы детей)
А вот Христос утверждает обратное: «Любите врагов ваших!»
Как вы думаете, почему Иисус Христос призывает любить врагов?
(предположения детей)
(Сложный вопрос ребята, и не только для вас, но и для нас, взрослых).
В своём обращении к людям Иисус Христос дает совет нам о том, как нужно относиться к врагу. Я зачитаю вам слова Христа из Ветхого Завета: «Врага нужно любить, то есть сострадательно, заботливо, милосердно относиться к ближнему, и при помощи любви сделать из врага друга».
Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это самый высокий из призывов Иисуса Христа: « А я говорю вам: любите врагов ваших». Если человек принимает благодатную силу Христа, то и это ему под силу.
А сейчас пришло время немножко отдохнуть.
6.Физминутка. Стали стройными берёзки,
И дубочки подтянулись.
Распрямили все листочки
Солнцу нежно улыбнулись.
Поклонились земле низко
За тепло, за день, за ласку.
Дружно все «Спасибо» скажем,
Что мы есть и что мы рядом
Ребята, милосердие люди проявляли всегда: во времена Иисуса Христа и когда были цари, и в наше время можно увидеть проявления человеческой доброты.
Вам, наверное, приходилось видеть людей на рынках, возле магазина, у храма, с протянутой рукой. О чём просят эти люди? (ответы детей)
Верно, они просят помочь им. Такая помощь называется милостыня или подаяние. Это тоже одно из дел милосердия. Иисус Христос учил: »Всякому просящему у тебя – дай». Но это должно быть волей сердца.
Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала всё, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.
Значит, помощь нуждающимся должна быть искренней, от души. Помогая другим, и наша душа становится светлее.
Воспитывать в себе чувства милосердия и сострадания нужно уже с детства.
Сейчас я назову несколько ситуаций, а вы подумайте, как бы поступили?
1.Например, вы увидели на улице бездомного щенка. Как поступите?
А если мама не разрешила?
2.В большом магазине потерялся ребёнок, стоит и плачет. Ваши действия
3.Слепой человек никак не решится перейти через дорогу, а вы находитесь поблизости.
(ответы детей)
Ребята, оказывается, уже сейчас вы можете помогать нуждающимся, проявляя чувства милосердия и сострадания.
Каждое доброе дело, сделанное вами, учит вас быть человечными.
В подтверждение этому мы посмотрим притчу «о морских звёздах»
А вы подумайте, чему она учит? (Смотрим)
Вывод: Всем нуждающимся помочь нельзя, но тем, кому вы можете помочь – помогите.
Ребята, к уроку София подготовила стихотворение. Вы послушайте его и скажите, 1.почему это стихотворение звучит сегодня на уроке?
Вопросы по содержанию:
2. Какие чувства вызвало оно у вас?
3.Кто вам понравился в этом стихотворении? Почему?
(Он, преодолевая собственную беду, оказался милосердным к другим)
А сейчас предлагаю вам самостоятельно выполнить задание на карточке. Работать будем в паре, помогая друг другу. Что нужно сделать?
ФОНДЫ
К счастью в наше современное время существуют организации, которые помогают нуждающимся людям, людям, попавшим в беду, тем самым проявляя милосердие и сострадание.
О некоторых из них нам расскажет Лера
Эти организации называются благотворительные фонды помощи.
Один из них – фонд «Подари жизнь», руководит которым актриса Чулпан Хаматова. Эта организация заботится о детях, страдающих страшной болезнью – раком.
А так же фонд «Обнажённые сердца» Натальи Водяновой. Он помогает семьям, в которых есть дети с нарушением развития.
Проводятся благотворительные акции и на телевидении. Мы тоже можем принимать участие в них. Для этого необходимо отправить смс сообщение со словом «Добро», стоимостью 75р., Все собранные деньги идут на лечение тяжелобольных детей.
Существует международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и воинах, которым руководит Леонид Михайлович Рошаль – известный российский детский врач. Целью этого фонда является оказание помощи детям в чрезвычайных ситуациях (катастрофах, воинах, террористических актах)
Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.
И мы с вами не должны быть в стороне. Спешите делать добро.
Наш урок потихоньку подходит к концу.
Закончить его я хочу Заповедью Блаженства Иисуса Христа
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»
По православному учению:
Это значит, людям, творящим милость, добро, воздастся тем же.
О каких важных человеческих понятиях мы с вами говорили?
Что такое милосердие? Сострадание?
Я думаю, наш сегодняшний урок затронул ваши души, заставил о многом задуматься.
Ребята, будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите им посильную помощь, но не гордитесь этим. Ваша помощь должна быть искренней. Радуйтесь сами, радуйте других, будьте милосердны к людям.
В качестве д/з предлагаю вам ???????:
Нарисовать рисунок по нашей теме «Спешите делать добро!»
2.Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии
В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать,
И, помышляя о чуде,
Рукой, обнажённою солнце достать и подарить его людям.
Я хочу подарить вам эти солнышки, пусть от их тепла ваши сердца станут добрее и милосерднее к тем, кто вас окружает. (Снимают солнышки)
На протяжении всего урока у вас на партах лежали сердечки красного, желтого и синего цвета. Я попрошу вас выбрать сердечко тем цветом, который соответствует вашему состоянию души. ( Красное сердечко – я желаю помогать людям, быть милосердным, жёлтое - я ещё маленький, нужно подрасти, синее – я не хочу, и не буду помогать людям, пусть другие)
Подойдите ко мне с сердечками, прикрепите их к доске.
Я очень рада, что все сердечки красного цвета. Значит, вы желаете помогать нуждающимся и идти по жизни дорогой добра и милосердия.
Поём 1куплет и припев песни «Дорога добра»
Спасибо вам ребята за урок и нашим гостям спасибо. Берегите себя и своих близких!
Задание. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню, накормить голодного, подарить то, что самому негоже, дать в обмен за что-то, сделать доброе ради похвалы или благодарности, поделиться последним куском хлеба, посетить больного, творить добро не на показ.
Задание. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню, накормить голодного, подарить то, что самому негоже, дать в обмен за что-то, сделать доброе ради похвалы или благодарности, поделиться последним куском хлеба, посетить больного, творить добро не на показ.
Задание. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню, накормить голодного, подарить то, что самому негоже, дать в обмен за что-то, сделать доброе ради похвалы или благодарности, поделиться последним куском хлеба, посетить больного, творить добро не на показ.
Задание. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню, накормить голодного, подарить то, что самому негоже, дать в обмен за что-то, сделать доброе ради похвалы или благодарности, поделиться последним куском хлеба, посетить больного, творить добро не на показ.