kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Милосердие и сострадание»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Осознать ценность понятий: «милосердие», «сострадание», «милостыня», «ближний».Воспитание доброжелательности и эмоционально-значимой отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Милосердие и сострадание»»




Урок

Тема: «Милосердие и сострадание»

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели урока:


1. Формирование представлений о милосердии и сострадании в христианском понимании и качествах, необходимых для милосердного человека.

2. На основе примеров показать важность и ценность милосердия и сострадания.


Задачи:
  Направить действия обучающихся на понимание важной нравственной ценности «милосердие» и «сострадание» на основе православной культуры;

Уточнить детские представления о понятиях «ближний»; «милостыня»;

Способствовать развитию грамотной речи, логического мышления, творческих способностей, умения рассуждать, аргументировать свою точку зрения;
Воспитывать чувства милосердия и сострадания, потребность делать добро.

Планируемые результаты урока: 

Предметные: осознать ценность понятий: «милосердие», «сострадание», «милостыня», «ближний»;

Личностные: воспитание доброжелательности и эмоционально-значимой отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные: готовность слушать собеседника, умения выражать свои мысли и аргументировать свою точку зрения; в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий 

Основные понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня.











Ход урока

1.Оргмомент

От чего, скажи скорей,

Мир становится добрей?

От того, что кто-то счастлив,

От простого слова, здравствуй!

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь, пожалуйста. Уважаемые гости, здравствуйте.

- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё … (видят)

- Уши внимательно слушают и всё … (слышат)

- А голова хорошо … (думает)

- Сегодня у нас очередной урок ОПК. И мы знаем, что это урок не столько для ума, сколько для … (души). Я желаю всем нам провести его с пользой для себя, для души.

Ребята, у меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, на минутку глаза. Улыбнитесь (обязательно от души). Откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияли солнышки. Они согрели нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас красивые, добрые лица.

А значит, здесь собрались только добрые люди.

2.Введение в тему урока

Сейчас я прочитаю стихотворение, слушайте внимательно, так как вам нужно будет ответить на вопросы.



В глаза свои попробуй, загляни

И стук сердечный свой послушай.

Когда больная кошка у двери

Иль руку тянет нищенка-прохожий.





Когда ребёнок заливается навзрыд,

Когда собака лишь глазами просит,

Когда в коляске вечный инвалид,

Или больной старик, чей век уж прожит.



Глаза ты прячешь, молча уходя….

И не понятно твоё сердце сжалось?

И если нет, то очень жаль тебя –

Ты больше всех заслуживаешь жалость.



Не страшно, если чувств не можешь проявить

И слёз своих показывать не хочешь.

Но страшно, если ты душою инвалид,

И ничего не чувствуешь… Не можешь.



Подумайте: о чём это стихотворение? (о жалости, о необходимости помогать другим, не проходить мимо чужой беды)

К каким хорошим человеческим качествам призывает оно? (быть добрым, жалостливым, помогать нуждающимся).

3.Постановка темы и цели урока:

Все эти качества, которые вы перечислили, можно назвать одним словом.

Может быть, кто-то знает каким?

Уч.: Эти слова живут в одном красивом слове - «Милосердие» и близком ему по значению слове - «Сострадание».

Так как же звучит тема нашего сегодняшнего урока. (Открыть тему

урока на доске)

«Милосердие и Сострадание»

ЦЕЛИ урока: попробуем вместе определить цели урока:

1. Познакомиться с понятиями….. (милосердие и сострадание)

2. Выяснить, нужны ли ….( эти качества человека в жизни)

3 Учиться оценивать….. (свои поступки и поступки других людей)

4.Работа над понятиями.

Сначала попробуем разобраться, как образовалось слово «милосердие»

Найдём корень в этом слове

В данном слове два корня: мил серд.

Значит, что означает это слово? (милое сердце)

А как вы понимаете выражение «Милое сердце»?

Это, какое сердце? (Доброе, ласковое, нежное, любящее, заботливое)

Значит, милосердие говорит о сердце, которое милует, любит, жалеет.

Давайте обратимся к нашему Толковому словарю и выясним, более точно значения этого слова.

(Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из любви к человеку)

Уч: значит, милосердие – готовность ( любить и помогать)

Теперь выясним значение слова «Сострадание».

В данном слове приставка со, она обозначает совместное действие, общее участие т.е. сострадание – это страдать вместе, переживать с человеком его горе.

Прочитаем значение слова «сострадание» в нашем толковом словаре. (Сострадание – сочувствие другому страданию, участие, возбуждаемое горем, несчастьем другого человека)

Значит, Сострадание – вместе переживать несчастье.

5.Работа по теме урока

Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая заповедь среди множества заповедей самая главная?» Он сказал: « Важнее всего любовь к Богу и к человеку. Люби ближнего, как самого себя». И тогда ему задали непростой вопрос: «А кто такой ближний?»

Ребята, а как вы считаете, кто такой ближний? (Ответы детей)

Многие считают так: »Я люблю тех, кто любит меня, мою семью, моих родных и друзей». Это и есть мои ближние (близкие).

Христос же на заданный вопрос ответил притчей «О добром самарянине»

Что такое притча? Загляните в словарь

1.Притча- рассказ с нравоучением

2.Самарянин – это чужак, чужой человек, приехавший из другой страны.

Мы сейчас прочтём эту притчу. (До Знакомые) учебник стр. 42

Во время чтения текста постарайтесь выбрать в нём отрывки, которые:

а) радуют вас, потому что вы согласны со сказанным;

б) печалят вас, потому что так поступать неправильно.

Вопросы по притче:

1. Каким человеком оказался самарянин? ( Добрым, он помог раненому человеку, несмотря ни на что).

2. Так кто такой Ближний? (Ответы детей)

А Христос учит…..(найдем в учебнике на стр. 43 эти слова)

- Назовите же главную заповедь Христа (Люби ближнего, как самого себя)

Ребята, запомните эту заповедь и постарайтесь поступать так, как добрый самарянин.

Скажите, а как вы думаете, нужно ли любить врагов своих? (ответы детей)

А вот Христос утверждает обратное: «Любите врагов ваших!»

Как вы думаете, почему Иисус Христос призывает любить врагов?

(предположения детей)

(Сложный вопрос ребята, и не только для вас, но и для нас, взрослых).

В своём обращении к людям Иисус Христос дает совет нам о том, как нужно относиться к врагу. Я зачитаю вам слова Христа из Ветхого Завета: «Врага нужно любить, то есть сострадательно, заботливо, милосердно относиться к ближнему, и при помощи любви сделать из врага друга».

Это непросто – переступить через свои давние и вроде бы справедливые обиды. Но это самый высокий из призывов Иисуса Христа: « А я говорю вам: любите врагов ваших». Если человек принимает благодатную силу Христа, то и это ему под силу.

А сейчас пришло время немножко отдохнуть.

6.Физминутка. Стали стройными берёзки,

И дубочки подтянулись.

Распрямили все листочки

Солнцу нежно улыбнулись.

Поклонились земле низко

За тепло, за день, за ласку.

Дружно все «Спасибо» скажем,

Что мы есть и что мы рядом



Ребята, милосердие люди проявляли всегда: во времена Иисуса Христа и когда были цари, и в наше время можно увидеть проявления человеческой доброты.

Вам, наверное, приходилось видеть людей на рынках, возле магазина, у храма, с протянутой рукой. О чём просят эти люди? (ответы детей)

Верно, они просят помочь им. Такая помощь называется милостыня или подаяние. Это тоже одно из дел милосердия. Иисус Христос учил: »Всякому просящему у тебя – дай». Но это должно быть волей сердца.

Однажды Иисус Христос сидел около храма и смотрел, как люди кладут деньги в кружку. Многие богатые оставляли много денег. Но Христос обратил внимание не на них, а на бедную вдову, которая принесла всего две мелкие монеты. Христос сказал, что бедная вдова положила больше всех – потому, что она отдала всё, что у неё было, и сделала это от чистого сердца.

Значит, помощь нуждающимся должна быть искренней, от души. Помогая другим, и наша душа становится светлее.

Воспитывать в себе чувства милосердия и сострадания нужно уже с детства.

Сейчас я назову несколько ситуаций, а вы подумайте, как бы поступили?

1.Например, вы увидели на улице бездомного щенка. Как поступите?

А если мама не разрешила?

2.В большом магазине потерялся ребёнок, стоит и плачет. Ваши действия

3.Слепой человек никак не решится перейти через дорогу, а вы находитесь поблизости.

(ответы детей)

Ребята, оказывается, уже сейчас вы можете помогать нуждающимся, проявляя чувства милосердия и сострадания.

Каждое доброе дело, сделанное вами, учит вас быть человечными.

В подтверждение этому мы посмотрим притчу «о морских звёздах»

А вы подумайте, чему она учит? (Смотрим)

Вывод: Всем нуждающимся помочь нельзя, но тем, кому вы можете помочь – помогите.

Ребята, к уроку София подготовила стихотворение. Вы послушайте его и скажите, 1.почему это стихотворение звучит сегодня на уроке?

Вопросы по содержанию:

2. Какие чувства вызвало оно у вас?

3.Кто вам понравился в этом стихотворении? Почему?

(Он, преодолевая собственную беду, оказался милосердным к другим)

А сейчас предлагаю вам самостоятельно выполнить задание на карточке. Работать будем в паре, помогая друг другу. Что нужно сделать?

ФОНДЫ

К счастью в наше современное время существуют организации, которые помогают нуждающимся людям, людям, попавшим в беду, тем самым проявляя милосердие и сострадание.

О некоторых из них нам расскажет Лера

Эти организации называются благотворительные фонды помощи.

Один из них – фонд «Подари жизнь», руководит которым актриса Чулпан Хаматова. Эта организация заботится о детях, страдающих страшной болезнью – раком.

А так же фонд «Обнажённые сердца» Натальи Водяновой. Он помогает семьям, в которых есть дети с нарушением развития.

Проводятся благотворительные акции и на телевидении. Мы тоже можем принимать участие в них. Для этого необходимо отправить смс сообщение со словом «Добро», стоимостью 75р., Все собранные деньги идут на лечение тяжелобольных детей.

Существует международный благотворительный фонд помощи детям при катастрофах и воинах, которым руководит Леонид Михайлович Рошаль – известный российский детский врач. Целью этого фонда является оказание помощи детям в чрезвычайных ситуациях (катастрофах, воинах, террористических актах)

Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.

И мы с вами не должны быть в стороне. Спешите делать добро.

Наш урок потихоньку подходит к концу.

Закончить его я хочу Заповедью Блаженства Иисуса Христа

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут»

По православному учению:

Это значит, людям, творящим милость, добро, воздастся тем же.

О каких важных человеческих понятиях мы с вами говорили?

Что такое милосердие? Сострадание?

Я думаю, наш сегодняшний урок затронул ваши души, заставил о многом задуматься.

Ребята, будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите им посильную помощь, но не гордитесь этим. Ваша помощь должна быть искренней. Радуйтесь сами, радуйте других, будьте милосердны к людям.

В качестве д/з предлагаю вам ???????:

  1. Нарисовать рисунок по нашей теме «Спешите делать добро!»

2.Подберите пословицы, стихи о добре и милосердии



В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать,

И, помышляя о чуде,

Рукой, обнажённою солнце достать и подарить его людям.

Я хочу подарить вам эти солнышки, пусть от их тепла ваши сердца станут добрее и милосерднее к тем, кто вас окружает. (Снимают солнышки)

На протяжении всего урока у вас на партах лежали сердечки красного, желтого и синего цвета. Я попрошу вас выбрать сердечко тем цветом, который соответствует вашему состоянию души. ( Красное сердечко – я желаю помогать людям, быть милосердным, жёлтое - я ещё маленький, нужно подрасти, синее – я не хочу, и не буду помогать людям, пусть другие)

Подойдите ко мне с сердечками, прикрепите их к доске.

Я очень рада, что все сердечки красного цвета. Значит, вы желаете помогать нуждающимся и идти по жизни дорогой добра и милосердия.

Поём 1куплет и припев песни «Дорога добра»

Спасибо вам ребята за урок и нашим гостям спасибо. Берегите себя и своих близких!































Задание. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню, накормить голодного, подарить то, что самому негоже, дать в обмен за что-то, сделать доброе ради похвалы или благодарности, поделиться последним куском хлеба, посетить больного, творить добро не на показ.





Задание. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню, накормить голодного, подарить то, что самому негоже, дать в обмен за что-то, сделать доброе ради похвалы или благодарности, поделиться последним куском хлеба, посетить больного, творить добро не на показ.





Задание. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню, накормить голодного, подарить то, что самому негоже, дать в обмен за что-то, сделать доброе ради похвалы или благодарности, поделиться последним куском хлеба, посетить больного, творить добро не на показ.





Задание. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню, накормить голодного, подарить то, что самому негоже, дать в обмен за что-то, сделать доброе ради похвалы или благодарности, поделиться последним куском хлеба, посетить больного, творить добро не на показ.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Милосердие и сострадание»

Автор: Лариса Николаевна Ковалева

Дата: 28.10.2020

Номер свидетельства: 561623

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по курсу ОРКСЭ "Милосердие и сострадание" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-kursu-orkse-milosierdiie-i-sostradaniie"
    ["file_id"] => string(6) "123805"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414576249"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Конспект урока ОРКСЭ "Милосердие" "
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-orkse-milosierdiie"
    ["file_id"] => string(6) "100927"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402399653"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Милосердие и состродание "
    ["seo_title"] => string(27) "milosierdiie-i-sostrodaniie"
    ["file_id"] => string(6) "131137"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416080838"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Милосердие и сострадание "
    ["seo_title"] => string(27) "milosierdiie-i-sostradaniie"
    ["file_id"] => string(6) "198524"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428416100"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Тема: «Милосердие и сострадание» "
    ["seo_title"] => string(33) "tiema-milosierdiie-i-sostradaniie"
    ["file_id"] => string(6) "189503"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426940398"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства