Просмотр содержимого документа
«"Милосердие и сострадание"»
Мотивация к учебной деятельности
(Прил.1)
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Я очень рада видеть вас.
-Меня зовут Кристина Валентиновна, сегодня я проведу у вас урок основы православия.
- Улыбнитесь друг другу. Видите, как весело, приятно и тепло стало всем нам? А что бы наш урок был радостным и приятным, пожелайте всего доброго и хорошего себе и своим друзьям. Прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа по парте и пожелайте успехов ему сегодня.
2. Актуализация опорных знаний
(Прил.2)
- О чём вы беседовали на прошлом уроке? (О заповедях)
-Сколько заповедей? (10)
-Давайте вспомним их. И объясним смысл.
Читают каждую заповедь и вспоминают её значение.
-Для чего нужны заповеди? ( Они помогают нам различать добрые поступки от злых)
3.Организация познавательной деятельности
3.1. целеполагание
(Прил.3)
-Послушайте историю. Это притча.
-Притча - поучительная история.
«Вырос в поле цветок, радовался солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю и жизни. Рос он, рос. И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его. Просто так, не зная даже зачем. Скомкал и выбросил на дорогу. Больно стало цветку, горько. Мальчик ведь даже не знал, что растения, как люди, могут чувствовать боль. Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее, о чем цветок подумал, что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжог бы себе руку.
-О чём говорится в притче? (О мальчике, который сорвал цветок, не подумав, что ему будет больно и грустно. И о том, что не смотря на это, цветок радовался, что мальчик не пострадал)
- А как можно назвать чувства цветка? (сочувствие, сострадание)
-Как бы вы поступили на месте мальчика? (Ответы детей)
-Какое чувство вы испытали к цветку? (сострадание)
(Прил.4)
-Ребята, у меня есть волшебная шкатулочка, она поможет нам сформулировать тему урока. Давайте обратимся к ней за помощью.
Игра "Волшебная шкатулка»
-Как вы думаете, что находится в шкатулке. (Предположения детей.)
Открываем шкатулку, а в ней ничего нет.
-Нет, нет! Она не пустая! Там находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем. Что же это?
-Давайте все закроем глаза и попытаемся представить, что находится в сундучке.
(Пока дети с закрытыми глазами в шкатулку кладутся сердечки из цветной бумаги.)
-Открываем глазки. Что вы представили? (Ответы детей)
Открываем шкатулочку и видим сердечки, с написанным одним качеством: милосердие, сострадание, доброта, нежность, ласка, любовь, чуткость, бескорыстие, совесть, мир, прощение, добросердечие).
-Я положу вам их на парту, чтобы передать каждому частичку своей теплоты. Если вам будет грустно, прижмите их к своему сердцу.
-Какие красивые слова написаны на сердечках! Они, действительно, идут от сердца. Давайте по цепочке прочитаем их. (Дети читают)
- О чем вы думали или вспомнили, когда слышали эти слова?
-Кто понял, какая тема урока?( «Милосердие и сострадание» )
-Сегодня мы с вами поговорим о качествах, без которых человек не может называться человеком. Тема нашего урока «Милосердие и сострадание»
3.2. открытие нового знания
(Прил.5)
-От каких слов образовалось слово «милосердие»? (милое, сердце)
-Что это значит? (Доброе сердце)
-Как вы думаете, что такое милосердие? ( Милосердие – способность миловать, любить и жалеть всем сердцем). Показ на слайде.
Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимыми людьми, лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь и с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает! Еще минуту назад человек мог быть вам даже незнаком. Но узнав о его горе, не смог остаться равнодушным.
-Если вы видите голодного человека, не стоит оценивать его – хороший он или плохой. Его надо просто накормить, просто потому, что он голоден.
-Как вы думаете, милосердие и сострадание можно ли назвать словами синонимами? Почему? (Является, т.к. быть милосердным - значит проявлять сострадание)
-Что такое сострадание? (Сострадание – способность переживать боль другого человека, как собственную)
(Прил.6)
-Я предлагаю вам поиграть в игру «Тепло моего сердца».
У меня в руках сердце. Передавая друг другу по кругу сердце, назовите благотворительные мероприятия, в которых участвовал каждый из вас, причём не по приказу, а по зову сердца.
Благотворительность — оказание помощи тем, кто в этом нуждается.
(Дети называют уборку и создание цветочных клумб, помощь родителям и престарелым людям, концертную деятельность т. д.)
- Ребята, я сейчас убедилась в том, что ни один из вас не остаётся в стороне от проблем других людей. Спасибо вам за вашу сердечность!
(Прил.7)
Показ на слайде
Скажите, по отношению к кому мы должны быть милосердны и проявлять чувство сострадания? (по отношению к окружающим)
-Самая главная среди Заповедей Божьих гласит: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». А кто такой «ближний»? (Родители, родные, друзья … )
- Да, правильно, ближние – это и родные, а также люди, которые нуждаются в твоей помощи.
-Давайте проверим наши предположения, прочитав притчу о добром самарянине.
-Откройте учебники на ст. 42.
Читают притчу о добром самарянине по цепочке. (Притча - поучительная история).
-О чем говорится в притче? ( О самарянине, который помог человеку, и что все остальные прохожие просто проходили мимо)
-Как, по-вашему мнению, кто такой добрый самарянин?(добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь)
-Что же означает притча Христа? Продолжаем читать на ст.43
-Какой же смысл несет в себе притча? (Ответы детей)
-Почему нужно делать добрые дела? (Потому что в этом заключается)
(Прил.8)
-Обратите внимание на слайд. Как вы понимаете высказывание « Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие? (Рассуждения детей)
Я хочу привести вам пример, а вы все подумайте и ответь каждый себе, а потом и нам, только честно:
Кто-то однажды подставил тебе подножку – ты упал, набил себе шишку, а он посмеялся. Прошло время, и этот кто-то сам упал. Да так сильно, что повредил ногу, и самостоятельно не смог подняться. Сможешь ли ты забыть ту подножку, что когда тебе подставил? Сможешь ли не обрадоваться его беде? Сможешь ли подойти помочь ему, позвать врача?
-Подумайте, и ответь. Только честно.
Выслушивают ответы детей.
-Это не просто. Самый высокий из призывов Иисуса Христа: « А Я говорю вам: любите врагов ваших».
Физминутка музыкальная (Прил.9)
3.3. первичное закрепление
(Прил.10)
Обращает внимание детей на слайд
-Прочитай отрывок из стихотворения Пушкина:
И долго буду тем любезен я народу
Что чувства добрые я лирой пробуждал
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Лира - символ поэзии, творчества, вдохновения.
Как ты думаешь в каком значении Пушкин употребил слово падший? (Упавший? Побежденный? Согрешивший?).
-Как вы считаете, можно ли научится милосердию? (ответы детей)
-Послушайте историю.
Однажды врач и священник обсуждали, как они могут помочь заключенным. Священник сказал, что в тюрьме должно быть тяжело, чтобы преступники помнили о тяжести своей вины. А врач напомнил, что в тюрьме сидят и невинные. Священник не согласился: их вина доказана судом. Врач возразил: а как же невинно осужденный Иисус? О нем Вы забыли?.. Священник замолчал. А потом со вздохом сказал: «Доктор, Вы неправы. Когда я сказал эту глупость, это не я забыл о Христе. В ту минуту Христос забыл обо мне».
Священником был святой Филарет Московский. Когда он сказал немилосердные слова – он ощутил, что благодать покинула его душу. И потому остановился, покаялся и согласился с доктором… А кандалы с узников с той поры сняли.
-Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь… ), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.
(Прил.11)
-Одно из дел милосердия – милостыня.
-Кто знает, что такое милостыня ? (Ответы детей)
-Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «всякому просящему у тебя – дай». А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты причинил самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее.
смысл жизни.
(Прил.12)
-Сейчас мы поиграем в игру «Магнит».
-Обратите внимание на доску
- Какие слова «притягиваются» к слова «милосердие и сострадание»?
Из представленных слов дети выбирают необходимые и записывают к слову «милосердие».
-Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Для начала, давайте вспомним как работать в парах? ( Уважительно относится к мнению другого, не перебивать, чётко высказывать своё мнение, не осуждать мнение соседа)
- У вас на столах лежат карточки с разными ситуациями. Обсудите с соседом, правильно ли поступили герои ситуаций. Или как бы вы поступили.
1. По улице шли мальчик и девочка. Шел сильный дождь. Впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась, упала в лужу.
- Подожди меня!— крикнул мальчик девочке, и бросился на помощь старушке. Когда он вернулся, девочка спросила:
-Это твоя бабушка?
-Нет! — ответил мальчик.
-Мама? — удивилась подружка!
-Нет.
-Ну, тетя или знакомая?
-Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка.
-Тогда пойдем. – сказала девочка. Зачем мы будем тратить своё время?
Мальчик разозлился, прогнал девчонку. Помог старушку подняться и проводил её до дома.
2.Однажды брат с сестрой вышли во двор поиграть в волейбол. Они весело перекидывали друг другу мяч и громко смеялись. А недалеко от детской площадки, в инвалидном кресле, с грустными глазами, одиноко сидел мальчик Петя. В руках у него тоже был мячик. Он мечтал тоже бегать по мягкой траве, подбрасывать и ловить мяч. А дети радостно играли между собой в мяч и никого вокруг себя не замечали. Им было безразлично, что чувствует мальчик, прикованный к инвалидному креслу. Главное, что им самим было хорошо и весело.
3. Классный руководитель сообщил детям о том, что вскоре они посетят детский дом. И попросил приготовить для детей детского дома игрушки чтобы подарить. Один мальчик принес очень старого, грязного мишку, у которого была еще и оторвана лапа. Все очень удивились. А он сказал, что ему жалко дарить хорошие игрушки детям, которых он совсем не знает.
4. Девочке подарили котенка, о котором она так давно мечтала. Но очень скоро ей надоело с ним играть, убирать за ним и кормить его. Она отнесла котенка на помойку. От холода и голода котёнок умер.
5.По радио и телевидению прошла информация о том, что маленький Коля очень болен. Он нуждается в дорогостоящей операции за границей, денег на которую у его родителей не хватает.
6. На привокзальной площади с протянутой рукой стоит нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзающий и голодный.
Выслушивает детей.
3.5. повторение и включение в систему знаний
(Прил.14)
Обращает внимание на слад.
-Ответь на вопросы:
1)Милосердие – это…
2)Сострадание – это…
3)Милостыня – это…
4) В сострадании и милосердии нуждаются …………(все те, кто попал в беду)
5) Близкими нам являются ……….(все те, кто нуждаются в нашей помощи)
6) Милосердие не выбирает людей по ………(вере, национальности)
7) Каждый человек обязан быть милосердным, потому что … (милосердие это кто милует, любит, жалеет, а нам всем это так необходимо).
4. Рефлексия учебной деятельности
(Прил.15)
У милосердия порою много лиц…
И странно видеть, в чём оно одето
Но, главное ведь в нём не это,
А удивительно, что нет ему границ.
Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.
Закончить наш урок мне бы хотелось «Ладошками добра». У вас у каждого на столе лежат «ладошки» . Если урок для вас был интересный, вы узнали много нового – напишите пожелание своему соседу на «ладони» красного цвета. Если на уроке вы что-то не поняли, ничему не научились, напишите пожелания на «ладони» белого цвета.
-Мне было приятно с вами работать! Урок окончен, до свидания!
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 4 «А»
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема урока: «Милосердие и сострадание».
Цель: познакомиться с понятиями «милосердие и сострадание».
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
1ЛУУД: развивать учебно познавательный интерес к новому учебному материалу;
2ЛУУД: формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
3ЛУУД: развивать умение проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения 1РУУД: формировать умениепринимать и сохранять учебную задачу;
2РУУД: формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
3РУУД: развивать умение оценивать результат своих действий;
1КУУД:формировать умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
2КУУД: формировать умение участвовать в диалоге;
1ПУУД: формировать умение осуществлять логические действия анализа, отнесения к известным понятиям;
2ПУУД: формировать умение осуществлять синтез – составление целого из частей.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
1.читать материалы учебника;
2.уметь объяснить понятия «милосердие и сострадание»;
3.понимать важность качествмилосердия и сострадания и уметь их соотнести.
Оснащение урока:
Материалы для учащихся: карточки, макет сердца, шкатулка, «ладони добра», учебник.
Материалы для учителя: карточки с названиями качеств милосердия и сострадания, презентация, учебник.
Самоанализ урока
Предмет: ОРКСЭ
Класс: 4 А
Тип урока: Отработка умений и рефлексия.
Тема урока: «Милосердие и сострадание».
Цель: познакомиться с понятиями «милосердие и сострадание».
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
1ЛУУД: развивать учебно познавательный интерес к новому учебному материалу. Задача решалась на этапе: целеполагание с помощью метода: формирование готовности восприятия учебного материала.
2ЛУУД: формировать ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей. Задача решалась на этапе: самостоятельная работа с помощью методов: беседа, инструкция, работа в парах.
3ЛУУД: развивать умение проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Задача решалась на этапе:мотивация к учебной деятельности с помощью методов: создание благоприятного психологического настроя.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
1РУУД: формировать умениепринимать и сохранять учебную задачу. Задача решалась на этапе: целеполагание с помощью методов: подводящий диалог, рассказ.
2РУУД: формировать умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Задача решалась на этапе: открытие нового знания с помощью методов: беседа, игровой метод, работа с книгой.
3РУУД: развивать умение оценивать результат своих действий. Задача решалась на этапе:рефлексия учебной деятельности с помощью методов: беседа самооценка
1КУУД:формировать умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. Задача решалась на этапах: открытие нового знания, первичное закрепление с помощью методов: рассказ, беседа, развитие речи, демонстрация.
2КУУД: формировать умение участвовать в диалоге. Задача решалась на этапах:актуализация опорных знаний, первичное закрепление, повторение и включение в систему знаний с помощью методов: демонстрация повторение рассказ беседа.
1ПУУД: формировать умение осуществлять логические действия анализа, отнесения к известным понятиям. Задача решалась на этапах: открытие нового знания, первичное закрепление с помощью методов: беседа, демонстрация, объяснение.
2ПУУД: формировать умение осуществлять синтез – составление целого из частей. Задача решалась на этапе: первичное закрепление с помощью методов: игровой метод, демонстрация
Достижение предметных результатов обучения:
1.читать материалы учебника;
2.уметь объяснить понятия «милосердие и сострадание»;
3.понимать важность качествмилосердия и сострадания и уметь их соотнести.
Эти задачи решались на протяжении всего урока, кроме этапа мотивации.
Дети были включены на всех этапах урока с помощью методов: беседа, работа с книгой, создание благоприятного психологического настроя, демонстрация, повторение, формирование готовности восприятия учебного материала, объяснение, игровой метод, рассказ, развитие речи, инструкция, работа в парах, самооценка.
Я считаю, что поставленная цель была достигнута. Критерием оценки является понимание слов «милосердии» и «сострадание», а также сформированные УУД.