kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Золотое правило этики."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у школьников мотива к нравственному    поступанию,  к осознанному выбору жить по совести, понимания  саму жизнь как бесценный дар через знакомство с золотым правилом  этики.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Золотое правило этики."»

Конспект урока

  1. Мотивирование к учебной деятельности (3 мин).

Цель: включить учащихся в деловой ритм.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла в класс с отличным настроением. Как вы думаете, почему?

(Сегодня хорошая погода. Ярко светит солнышко! Вы рады нашей встрече! На уроке мы узнаем много нового и интересного.)

- Молодцы! Все причины моего хорошего настроения назвали! Хочу поделиться своим настроением с вами, чтобы вы также с нетерпением ждали встречи с чем-то новым и интересным на уроке.

- А с каким настроением вы пришли на урок? (ответы детей).

- Давайте улыбнёмся друг другу, настроим себя на позитивную работу. Поговорим?

- О чём?

О всяком и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

О чем-то знаю я, а что-то вам известно.

Поговорим?

- Поговорим!

Нам будет интересно!"

Для этого давайте сначала послушаем как вы справились с домашним заданием.


II. Проверка домашнего задания:

- Ребята, давайте, вспомним: на какую тему мы с вами говорили на прошлом уроке?

(Мы говорили на тему «Милосердие и сострадание».)

- Я хочу задать вам ряд вопросов по этой теме: 1. Можно ли за милосердную помощь брать плату?

(Нет, за милосердную помощь плату не надо брать, иначе она не будет милосердной и бескорыстной.)

2. Какие дела милосердия ты совершал в своей жизни?

(-Я уступала место в автобусе пожилым людям.

- Я ухаживал за бабушкой, когда ей было плохо.

- Я вожусь с младшим братом, когда маме некогда, а ещё я ей помогаю по хозяйству.)

3. Кого в наше время можно назвать «самарянином»?

(В наше время «самарянином» можно назвать человека, который не оставит чужого ему человека в беде. Даже если тот ему когда-то причинил боль или обиду, он не пройдёт мимо человека, который нуждается в его помощи.)

Да, ребята, всё верно. Даже если человек виноват лично перед тобой, всё равно в минуту, когда он попал в беду, надо забыть свои личные обиды и протянуть руку помощи. Милосердное прощение выше и благороднее, чем справедливое возмездие.

2. Слайд 1, 2.

Выбери верный ответ.

Заповеди даны человеку для того, чтобы:

● жизнь человека стала сложнее, потому что соблюдение правил всегда сложно;

●жизнь человека стало материально стабильной. Человек соблюдает заповеди – Бог должен обеспечить человека всем необходимым для его жизни;

● жизнь человека стала лучше, потому что, соблюдая правила человек ближе к Богу и делается более нравственным.

3. Слайд 3,4.

. Выберите то поступок, который можно назвать милосердным:

● не обращать внимания на чужие беды и горести;

● помогать людям, которые в этом нуждаются;

● помогать людям, надеясь получить награду.

4. Слайд 5.

Продолжите предложение:

Ближний для меня …

Далеко не каждого человека можно назвать ближним. Сложен мир человека.


III. Изучение нового материала

Поэтому сегодняшний наш урок хочется продолжить притчей. Послушайте ее, пожалуйста, и определите, о чем пойдет речь сегодня.

Ученик пришел однажды к своему старому учителю и спросил:

- Как мне научиться прощать, Учитель?

- Никогда не суди других, и тебе никогда не придется прощать.

( Мы будем говорить о человеческих взаимоотношениях.)

- Правильно, людей во все времена волновал вопрос о том, как сделать так, чтобы жизнь людей в обществе была радостной, счастливой.

Давайте поразмышляем как философы и постараемся составить правило, соблюдение которого сделало бы жизнь людей радостней.

Для того, чтобы другие люди нас

любили, прощали, не осуждали, помогали нам ....

нужно, чтобы мы сами

любили, прощали, не осуждали, помогали им.

- Можно ли все ваши выводы назвать жизненными правилами, которых должны придерживаться все люди?

3. Исследовательская работа с текстом учебника.

- Ищем в тексте ответы, подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу. (Дети читают текст учебника на стр. 46 и выясняют, кто был прав, а кто нет).

- Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте?

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Слайд 8.

- Это и есть главное правило человеческих отношений.

- У православных христиан подобное правило называется золотым правилом этики. (Слайд 6 - 7 )

- Как вы думаете, почему это правило называют «золотым»?

(Если его выполнять, то всем будет хорошо, все люди будут счастливы.)

- Оно основано на словах Иисуса.

- Это и есть тема сегодняшнего урока. Слайд …….

(Звучит симфония № 6 В.А.Моцарта «Музыка ангелов»)

- найдите в учебнике и запишите в тетрадь золотое правило этики.

(Звучит симфония № 6 В.А.Моцарта «Музыка ангелов»)

- Проверим, правильно ли вы выполнили первое задание. ( Слайд8)


4. Работа над новым материалом.

-Как вы думаете, что означают эти слова?

(Я не хочу, чтобы меня обзывали или оскорбляли, и поэтому я и сам никого не буду оскорблять.
– Я буду всем помогать, и тогда и мне все помогут.
– Я буду со всеми дружить, никого не буду обижать, и всем со мной будет хорошо).

- Ребята, как вы думаете, что такое уважение?

(Это когда все тебя любят, не обижают, помогают, когда мне необходима помощь.)

-Верно. Когда мы уважаем кого-то, то проявляем внимание к мыслям, чувствам и поступкам другого человека, считаемся с его мнением.


5.Применение на практике. Работа в парах.

- Давайте представим, какой была бы наша жизнь, если бы люди каждый день совершали добрые дела и говорили друг другу только хорошие слова. Задумайтесь над вопросом: как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди? (Ребята работают в парах в течение 5 минут). На карточках

Задание

Подумайте и напишите, как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

1. В беседах и спорах __________________________________________________________________

2. В трудной ситуации ________________________________________________________

3. В играх __________________________________________________________________

4. За глаза

___________________________________________________________


-Посмотрим, что у вас получилось. (Обсуждение всех работ ) Осуждать за глаза, значит сплетничать.


III. Выявление восприятия, мотивация.

6. Работа над новым материалом.

Как вы понимаете, что такое сплетни?

- Как вы думаете, сплетня – это передача верных или лживых сообщений?

1. Это передача лживых сообщений.

- Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?

2. Я думаю, что передавать даже верные подробности чужой жизни не хорошо.

3. Да, я считаю, что это очень плохо. А если человек поступает плохо, то, (Наговор на человека. Неправда, ложь, рассказ о том, чего не было)

- Почему сплетни сравниваются с грязью, с пылью?

-Почему мы закрываем глаза, когда пыль летит нам в лицо?

(Если пыль попадет нам в глаза, мы будем плохо видеть.)

- Вот также и дурные слухи о человеке мешают нам видеть в нем хорошее – наша душа становится слепой. Это так же, как смотреть на мир сквозь грязное стекло. Представьте, что вы смотрите на мальчика через забрызганное грязью стекло. Слайд 9 Вы хорошо его разглядите? (ответы) А если стекло еще больше испачкать? (ответы) Вы даже не увидите, какого цвета у него волосы, глаза…

Также и наша душа: когда мы осуждаем человека, слушаем о нем сплетни и распространяем их, видим в этом человеке свою собственную грязь. И чем больше осуждаем людей, тем наша душа злее и чернее, а люди и мир вокруг нас кажутся нам плохими – серыми и черными. Значит, он совершает грех, поэтому осуждение других людей – грех.

Да, ребята, я с вами согласна. Это , действительно, не хорошо: если человек хочет рассказать о чём-то, то пусть это сделает сам. А другие на это права не имеют. И последний вопрос – Является ли осуждение другого человека – грехом?

Итак, как же надо вести себя с другими людьми? И как сделать так, чтоб другие люди тебя уважали и относились к тебе доброжелательно? Вопросы непростые, давайте вместе попробуем найти на них ответ на сегодняшнем занятии.

Сегодня, у нас с вами пойдёт разговор на тему «Золотое … этики». Одно слово в названии темы пропущено, давайте его найдём. На доске среди букв зашифровано слово «правило»


7. Знакомство с притчей.

-Для того, чтобы предостеречь вас от распространения сплетен, хочу рассказать вам еще одну притчу под названием «Чужие грехи».

В египетском монастыре, где жил старец Моисей (христианский подвижник), один из монахов выпил вина. Монахи попросили Моисея сделать строгий выговор виновнику. Моисей помолчал. Потом взял дырявую корзину, наполнил ее песком, повесил корзину за спину и пошел. Слайд 10 Песок же через щели сыпался за его спиной. Недоумевающим монахам старец ответил: «Это грехи мои сыплются сзади меня, но я не вижу их, потому что иду судить чужие грехи».


8. Работа с учебником (чтение заранее подготовленным учеником)

- Соотнесите эту притчу со словами Иисуса Христа, сказанными на Нагорной проповеди Слайд 11 – 12 (рубрика «Это интересно»). (Чтение)

- Объясни выражения, встретившиеся в словах Иисуса

«Сучок в глазе брата твоего» – это плохие поступки других людей

«Бревно в твоём глазе» - это наши плохие поступки

Лицемер – это человек, который осуждает других, не

замечая собственных ошибок, говорит неправду

Быть милосердным – это значит уметь прощать других

-Молодцы! О чем же говорится в обоих случаях (словах Иисуса Христа и притче)?

(Грехи других, даже маленькие, мы обыкновенно хорошо видим, а свои собственные грехи, гораздо бóльшие, не замечаем.)

-Что помогает нам уберечь себя от осуждения других?

(Уберечь себя от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках. Мы не должны осуждать других, потому что судить - значит вглядываться в глаза брата, замечать его недостатки (сучки), и не обращать внимания на свои собственные (бревна).


9. Работа по картине В.Поленова «Христос и грешница».

- Уберечься от осуждения очень сложно. В этом нам должна помогать память о своих собственных ошибках и недостатках.

- Посмотрим на картину В Поленова «Христос и грешница» (Слайд 13) -Что вы видите на картине ?

-Где происходит действие ?

-Как выглядят люди ?

-Что это за собрание ?

-Кто в роли преступника на суде ?

-Кто в роли судьи ?

-Кто такой Бог ?

-Как Христос защитил женщину?

-Как бы вы назвали эту картину ?

- Найдите здесь Христа. Почему вы так решили? (Ответы)

- Найдите здесь грешницу. Почему вы так считаете? (Ответы)

- Что здесь происходит? (Ответы)

- Женщину ведут на суд. Вокруг Христа множество народа. Почему?

(Он исцелял, воскрешал, Его уважали как Великого Учителя…)

- Были в Иудее строгие правила. И по закону того времени ее могут побить камнями до смерти.

- «Христос не стал призывать людей нарушить закон. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит из вас, кто сам не согрешил».

- «Люди задумались, каждый вспомнил что-то свое. И все тихо разошлись». В нее не полетел ни один камень…

- Почему же осуждение - это плохо? (Люди сами не безгрешны; сами совершают дурные поступки) Прежде чем совершить поступок, подумай, что он несёт людям добро или зло. Опираясь на знание этого правила,


1.Выбери верный ответ: Слайд 14.

Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:

● принять участие в осуждении чужих недостатков;

● осудить осуждающих;

сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.

2. Закончи предложение.

Осуждение других людей …

●просвещает человека

●обогащает человека

разрушает человека.

- Золотое правило существует тысячи лет, и оно не могло не оставить следа в устном народном творчестве. Одной из форм которого являются пословицы. Предлагаю вам их собрать и объяснить смысл.


Работа на интерактивной доске.

Как аукнется, так и откликнется.

Что посеешь, то и пожнёшь.

На добрый привет - добрый ответ.


Игра « Разведчики»

- В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. У каждого из вас на парте лежит табличка с каким – то качеством. Предлагаю разделить их на две группы: положительные и отрицательные.

Проверка. Карточки помещаются на доску: с одной стороны доски – хорошие качества, с другой стороны – плохие качества.

Вывод.

- Так с какими качествами товарища вы бы хотели иметь? (Дети отвечают)

- Плохие и хорошие черты характера иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь ты сам. Я предлагаю вам подумать над тем, какие черты характера мешают каждому из вас, а какие вы бы хотели приобрести? Для этого нужно заполнить таблицу. Можно пользоваться словами (с доски )


Хочу избавиться

Хочу приобрести

 

 

 

 

 

 

 

 


Учитель: - Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло? Дома, прочитав внимательно статью учебника и ответив на вопросы теста, вы ещё раз задумаетесь над этим вопросом.

Домашнее задание: стр. 46 – 47, ответить на вопросы теста. Слайд 16



Учитель:

Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека Надо с детства в себе воспитывать лучшие качества: взаимопомощь, уважение друг к другу, вежливость, истину, доброту, верность и тогда в вашей жизни воцарятся МИР и ЛЮБОВЬ, а значит вы и ваши близкие будете здоровы и счастливы!


Подставляйте ладони
Я насыплю вам счастья.
Есть источник бездонный
В дождь, в грозу и ненастье.


Я насыплю вам счастья,
Сколько вы захотите.
Это всё в вашей власти.
Ну берите, берите!


Нет конца и начала.
Нет границ поперечных.
Только вы, получая,
Улыбнитесь сердечно.


И скажите кому-то,
Просто доброе слово.
Не лукавствуя мудро,
Это счастья основа.


Не жалейте улыбок,
Не жалейте участья.
И средь бед и ошибок
Вы получите счастье!


Отдавать его будем
Тем, кому пожелаем.
И, даря счастье людям,
Мы счастливыми станем.


Конечно же станем счастливыми, если все будем соблюдать золотое правило этики. Давайте прочтём его ещё раз:

« Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»


В преддверии Нового года у нас на уроке появилась ёлочка. Предлагаю каждому оценить свою работу на уроке разноцветными игрушками (красная – все получилось, зеленая – многое получилось, но могу лучше, синяя – надо постараться).


Слайд 17 песня и слова « Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»























2. Работа в парах.

Правдивые-неправдивые предложения:

  • Делай другим то, чего не хотел бы для себя.

  • Всегда доверяй сплетням.

  • Неудачник по жизни всегда неудачник.

  • Неосуждение человека – это плохо.

  • Человек и его дурной поступок не одно и то же.

  • Приложение 2.

Дети работают с предложениями: ставят «+» если согласны, «-» не согласны.

5. Рубрика «Это интересно», с.47 (читает учитель).

Выборочное чтение.

- Что может обидеть любого человека? (сплетня, осуждение.)

-Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило?

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

?). Работа с картиной «Христос и грешница» (показ на мультимедийном проекторе и в учебнике на стр. 47 иллюстрация) Вопросы: 1. Что вы видите на картине? 2. А что вы видите ещё кроме этого? 3. Где происходит действие?4. Что происходит на картине? 5. Как Христос защитил женщину? 6. Что такое грех?

Итак. Ребята, любить грешника – это значит помочь ему не совершать плохие дела и не допускать плохих мыслей.

Работа с картиной «Возвращение блудного сына». Вопросы: 1. Что вы видите на картине? 2. Как вы думаете, отец простил своего сына? А он его наказал ? А почему не наказал? Да, ребята, ещё раз произнесу эти слова: милосердное прощение выше и благородней справедливого возмездия.

Слайд 9.

Слова Христа из Евангелия.

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.


VI. Работа по учебнику.

Исследовательская работа с текстом учебника.

Комментированное чтение статьи, выборочный пересказ текста.


-Найдите в тексте, как звучит золотое правило этики в евангельском варианте? (дети находят в тексте и зачитывают)

Слайд 10

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».


-Найдите слова, которые говорят, что не надо делать, чтобы выполнить это правило? (дети находят в тексте и зачитывают)

Слайд 11.

«Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».


-А чтобы не судить других, что нужно делать? (дети находят в тексте и зачитывают)

Слайд12.

«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. (щелчок) Прощайте, и прощены будете».

(

Слайд 13.

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Выпишите предложения, которые говорят об осуждении и неосуждении поступков человека.

VIII. Первичное закрепление.

Слайд 14.

  1. Слушание рассказа о святом Серафиме Саровском.

Великий пример неосуждения дал нам святой Серафим Саровский. Однажды подошли к старцу три неизвестных человека, одетые по-крестьянски, и приступили с требованием денег. Они думали, что у него их много: «К тебе ходят мирские люди и носят деньги». Серафим ответил им, что он «ни от кого и ничего не берёт». Они не поверили и напали на него, стали жестоко бить. Преподобный Серафим решил претерпеть всё, чтобы потом не было на нём никакой вины, хотя от природы был сильным. Разбойники, избив его до бесчувствия, стали обыскивать келью старца, в своём упорстве даже разломали печь, разобрали пол, но ничего не нашли, кроме икон да нескольких картофелин. Тогда они поняли, на кого подняли руку, опомнились от злой, убийственной корысти, овладевшей ими, и в страхе побежали прочь. Серафим же, придя в себя от страшных побоев, помолился Богу, чтобы Он простил разбойников, и поблагодарил Его за то, что сам не осудил их. Злодеи же впоследствии просили у него прощения и каялись.

- Почему так поступил Серафим Саровский?

IX. Работа в группах.

Слайд 15

Задание: рассмотрите иллюстрации к известным вам произведениям и сформулируйте свои правила.

-- Что чувствует человек, которому причинили боль ?

-- А как чувствует себя тот, кто причинил боль ?

--Приходилось ли вам наблюдать со стороны , как один человек обижает другого человека ?

--Что вы при этом чувствовали ?

--Было ли у вас желание вмешаться ?


Создание проблемной ситуации.

Слайды 9,8,7,6.

--Нужно ли прощать ?

-- Легко ли это делать ?


X. Обобщение.

Слайд 16.


Если кто-то из приятелей и друзей начинает сплетничать, то надо:

1.Выбери верный ответ

● принять участие в осуждении чужих недостатков;

● осудить осуждающих;:

● сказать ребятам, что осуждать нехорошо и попытаться перевести разговор на другую тему.


Слайд 17.


2. Закончи предложение.

Осуждение других людей …

●просвещает человека

●обогащает человека

●разрушает человека.


Слайд 18.


3. Ответьте на вопросы.

- Назовите «золотое правило этики». Почему оно «золотое»?

- Как уберечься от осуждения других? Сформулируйте свои правила.

- Как увидеть в «другом» ближнего, брата и не унизиться до сплетни?

- Как развести (разделить, постараться увидеть ) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке ?

- Приведите примеры такого отношения твоих родителей , учителя, собственного отношения к людям.



VI.Домашнее задание.


Читать стр. 46 – 49.

Сформулировать свои правила поведения.

Подобрать стихотворения, пословицы о доброте.

Провести интервью с членами семьи по вопросу : Как взрослые понимают «золотое правило этики».

Написать мини – эссе на тему : Есть ли польза от того, чтобы помнить свои плохие поступки.

16



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Конспект урока "Золотое правило этики."

Автор: Кулаева Елена Михайловна

Дата: 20.02.2019

Номер свидетельства: 500710

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока по основам православной культуры "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-po-osnovam-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "145469"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418923405"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока на тему "Золотое правило нравственности" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "140385"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417949251"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока по основам светской этики "Золотое правило нравственности""
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-osnovam-svietskoi-etiki-zolotoie-pravilo-nravstviennosti"
    ["file_id"] => string(6) "341983"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472754899"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "конспект урока толерантности "
    ["seo_title"] => string(30) "konspiekt-uroka-tolierantnosti"
    ["file_id"] => string(6) "235325"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443676411"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока, презентация по ОРКСЭ "Справедливость""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekturokapriezientatsiiapoorksespraviedlivost"
    ["file_id"] => string(6) "303789"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457605519"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства