kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "О дружбе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: «ОРКСЭ. Основы светской этики»   Класс   4__

Базовый учебник: Васильева Т.Д.  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 

Тема урока №16 «О дружбе»

Цель урока: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "О дружбе"»

Технологическая карта урока


Учитель начальных классов Улитина Людмила Николаевна

МБОУ ВМР «Спасская средняя школа»


Предмет: «ОРКСЭ. Основы светской этики» Класс 4__

Базовый учебник: Васильева Т.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.

Тема урока №16 «О дружбе»

Цель урока: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Задачи урока:

1. Расширить и углубить представления детей о дружбе.

2. Поразмышлять с ребятами о том, чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

3. Формировать чувство сплочённости в коллективе.

Тип урока: комплексного применения знаний, умений и навыков;

Основные понятия: друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью; дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов; оратор – это тот, кто умеет произносить речи; человек, обладающий даром красноречия; риторика – наука, изучающая ораторское искусство, законы и правила ораторской речи.

Необходимое оборудование: листы самоанализа; словари: Ожегова, Даля; текст притчи «Притча о настоящей дружбе», аудиозапись песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева, репродукцию картины М. Чюрлёниса «Дружба».


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент


Приветствие.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция

2

Мотивационный этап

- Урок мы начнем с притчи.


«Притча о настоящей дружбе»(Приложение к уроку)

Беседует с учащимися:

- Как вы считаете, о чем эта притча?

- Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу?

- Чему учит нас эта притча?

- О чем сегодня пойдет речь на уроке?

Уточняет тему и цель урока, которую сформулируют дети:

-Правильно. Сегодня мы будем говорить о дружбе. (Тема урока записывает на доске).

-Давайте поразмышляем: А что такое дружба и составим паспорт этого слова.

-Дружба – это великая ценность. Она помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга – великое благо.


Учитель организует работу по учебнику с целью составления плана урока:

- Прочитайте на стр.106 о чем мы будем с вами узнавать из этого урока.









Учащихся слушают притчу и определяют ее смысл. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.





Определяют тему урока, формулируют цель.

Размышляют и составляют паспорт слова дружба (синонимы, антонимы, словосочетания, родственные слова, ассоциации)



Зачитывают из учебника пункты плана:

- Что раньше и сейчас люди думали о дружбе;

  • Что значит уметь дружить;

  • Надо ли вообще учиться дружить.

Личностные УУД: смыслообразование,


Регулятивные УУД: целеполагание

3

Актуализация знаний.

Организует работу по учебнику с целью поиска ответа на каждый пункт плана.

- Начнем нашу работу с «Ларчика мудрости».

- Какие из высказываний можно отнести к описанию дружбы, а какие – к тому, как следует дружить?

- А что такое дружба? Как следует дружить? Кого мы можем назвать другом?

Поиск информации в учебнике для ответа на каждый пункт плана.

Учащиеся читают высказывания Цицерона и отвечают на вопрос рубрики «Обсудим»

Регулятивные УУД:

«Сбор информации»

4

Работа по теме урока.

На доске написано предложение:

«Друг – это тот, кто…..»

  • Продолжите предложение.

  • А каждого ли человека мы можем назвать другом?

Организует интервью «Расскажи о своём друге».

- Может быть, кто-то уже нашёл настоящего друга? Представьте, что к нам пришёл в класс репортёр и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своём друге.

- Выслушав ваши рассказы, я поняла, что не все понимают смысл слова друг и употребляют его там, где надо сказать товарищ, приятель, знакомый. Как вы считаете, все ли эти слова обозначают одно и то же?

- Теперь вы знаете, когда и какое слово нужно употребить.

(Читает предложения).

  • О человеке, с которым вы просто здороваетесь, вы можете сказать…(знакомый).

  • О человеке, с которым вы иногда обсуждаете книги, какие-то события, вы скажете…(приятель).

  • Об однокласснике вы скажете…(товарищ).

- О человеке, которому можно доверить тайны, разделить радости и печали, скажете…(друг).

Записывает под темой урока слова: друг, приятель, товарищ, знакомый

Организует работу с репродукцией: На экране изображение картины М. Чюрлёниса «Дружба» (приложение к уроку)

Анализ картины :

- Что вы видите на этой картине?

- Что происходит? Кто видит то, чего еще не называли?

- Кто это? Что можем сказать, глядя на картину?

- Где и когда это происходит?

- Повторите жест героини картины. Что в нем необычного?

- Что может обозначать этот жест?

- Какими словами можно озвучить этот жест? (Вот, возьми, не жалко. Это твое, отдаю самое лучшее)

- Этот жест отходит от сердца, души. Как можно назвать картину?

- Картина М. Чюрлёниса называется «Дружба». Почему?

- На первое место знаменитый учёный и писатель В. И. Даль ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

-Что значит «дружба» и зачем она нужна людям?

Организует прослушивание песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева

(https://deti-online.com/pesni/iz-multfilmov/nastojashii-drug/)


- Кто такое настоящий друг?

-Какими качествами он должен обладать?

– Каждый ли человек может быть другом?

– А может ли дружба распасться? По каким причинам?

– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.    

Отвечают на вопросы учителя.







Рассказывают о своём друге.













Высказывают предположения о значении слов: товарищ, приятель, знакомый.

Дети договаривают последнее слово.





















Рассматривают и анализируют по вопросам репродукцию картины М. Чюрлёниса «Дружба».























Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью (из сл. Ожегов)

«Дружба – …это бескорыстная приязнь» (из сл. Даль)

Прослушивают аудиозапись песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева

Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии, работа в малой группе.



































































Познавательные УУД: «Визуализация понятия» и групповая рефлексия


5

Практическая работа

Работа в группах с ситуациями

Ситуация 1.

Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?

Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?

Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?

Вывод: Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.


Работают в группах с ситуациями.


































Познавательные УУД: анализ и синтез информации.

6.

Рефлексия. Коррекция.

А сейчас давайте оценим свою работу на уроке. Для этого заполним лист самоанализа (Приложение к уроку)

Осуществляют самооценку



7

Подведение итогов

Подводит итог урока, используя метод синквейна.


Составляют синквейн.

Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).

9

Домашнее задание

  • Вспомнить или найти пословицы о дружбе, об умении дружить.

  • Учебник стр. 110-112. Прочитать Рассказ Ю.Ермолаева «Как не стыдно!» и ответить на вопросы после него.

Приложение к уроку

«Притча о настоящей дружбе»

В одной далёкой стране жили два друга.

Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.

Любые решения они принимали сообща.

Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное - друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.

Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.

И велел он привести к себе неразлучных друзей.

- Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.

- Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведения, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.

С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.

Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!".

Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.

Страшный эксперимент длился целый месяц.

Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.

А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.

- Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.


«Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева


Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий верный друг.


Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой", - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.



  1. Репродукция картины "Дружба" Микалоюса Чюрлёниса







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "О дружбе"

Автор: Улитина Людмила Николаевна

Дата: 12.04.2020

Номер свидетельства: 546358

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Презентация и конспект урока  " Дружба" "
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-druzhba"
    ["file_id"] => string(6) "219678"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434332861"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "план -конспект урока самопознания  на тему "Дружба между мальчиками и девочками" "
    ["seo_title"] => string(85) "plan-konspiekt-uroka-samopoznaniia-na-tiemu-druzhba-miezhdu-mal-chikami-i-dievochkami"
    ["file_id"] => string(6) "187006"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426441333"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434796432"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по математике  3 класс Тема урока: «Деление с остатком»"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-3-klass-tiema-uroka-dielieniie-s-ostatkom"
    ["file_id"] => string(6) "290049"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454917937"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока на тему "Чтение басни Л.Н. Толстого Два товарища" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chtieniie-basni-l-n-tolstogho-dva-tovarishcha"
    ["file_id"] => string(6) "132234"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416312658"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства