kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "О дружбе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: «ОРКСЭ. Основы светской этики»   Класс   4__

Базовый учебник: Васильева Т.Д.  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 

Тема урока №16 «О дружбе»

Цель урока: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "О дружбе"»

Технологическая карта урока


Учитель начальных классов Улитина Людмила Николаевна

МБОУ ВМР «Спасская средняя школа»


Предмет: «ОРКСЭ. Основы светской этики» Класс 4__

Базовый учебник: Васильева Т.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.

Тема урока №16 «О дружбе»

Цель урока: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности

Задачи урока:

1. Расширить и углубить представления детей о дружбе.

2. Поразмышлять с ребятами о том, чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

3. Формировать чувство сплочённости в коллективе.

Тип урока: комплексного применения знаний, умений и навыков;

Основные понятия: друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью; дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов; оратор – это тот, кто умеет произносить речи; человек, обладающий даром красноречия; риторика – наука, изучающая ораторское искусство, законы и правила ораторской речи.

Необходимое оборудование: листы самоанализа; словари: Ожегова, Даля; текст притчи «Притча о настоящей дружбе», аудиозапись песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева, репродукцию картины М. Чюрлёниса «Дружба».


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент


Приветствие.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция

2

Мотивационный этап

- Урок мы начнем с притчи.


«Притча о настоящей дружбе»(Приложение к уроку)

Беседует с учащимися:

- Как вы считаете, о чем эта притча?

- Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу?

- Чему учит нас эта притча?

- О чем сегодня пойдет речь на уроке?

Уточняет тему и цель урока, которую сформулируют дети:

-Правильно. Сегодня мы будем говорить о дружбе. (Тема урока записывает на доске).

-Давайте поразмышляем: А что такое дружба и составим паспорт этого слова.

-Дружба – это великая ценность. Она помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга – великое благо.


Учитель организует работу по учебнику с целью составления плана урока:

- Прочитайте на стр.106 о чем мы будем с вами узнавать из этого урока.









Учащихся слушают притчу и определяют ее смысл. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.





Определяют тему урока, формулируют цель.

Размышляют и составляют паспорт слова дружба (синонимы, антонимы, словосочетания, родственные слова, ассоциации)



Зачитывают из учебника пункты плана:

- Что раньше и сейчас люди думали о дружбе;

  • Что значит уметь дружить;

  • Надо ли вообще учиться дружить.

Личностные УУД: смыслообразование,


Регулятивные УУД: целеполагание

3

Актуализация знаний.

Организует работу по учебнику с целью поиска ответа на каждый пункт плана.

- Начнем нашу работу с «Ларчика мудрости».

- Какие из высказываний можно отнести к описанию дружбы, а какие – к тому, как следует дружить?

- А что такое дружба? Как следует дружить? Кого мы можем назвать другом?

Поиск информации в учебнике для ответа на каждый пункт плана.

Учащиеся читают высказывания Цицерона и отвечают на вопрос рубрики «Обсудим»

Регулятивные УУД:

«Сбор информации»

4

Работа по теме урока.

На доске написано предложение:

«Друг – это тот, кто…..»

  • Продолжите предложение.

  • А каждого ли человека мы можем назвать другом?

Организует интервью «Расскажи о своём друге».

- Может быть, кто-то уже нашёл настоящего друга? Представьте, что к нам пришёл в класс репортёр и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своём друге.

- Выслушав ваши рассказы, я поняла, что не все понимают смысл слова друг и употребляют его там, где надо сказать товарищ, приятель, знакомый. Как вы считаете, все ли эти слова обозначают одно и то же?

- Теперь вы знаете, когда и какое слово нужно употребить.

(Читает предложения).

  • О человеке, с которым вы просто здороваетесь, вы можете сказать…(знакомый).

  • О человеке, с которым вы иногда обсуждаете книги, какие-то события, вы скажете…(приятель).

  • Об однокласснике вы скажете…(товарищ).

- О человеке, которому можно доверить тайны, разделить радости и печали, скажете…(друг).

Записывает под темой урока слова: друг, приятель, товарищ, знакомый

Организует работу с репродукцией: На экране изображение картины М. Чюрлёниса «Дружба» (приложение к уроку)

Анализ картины :

- Что вы видите на этой картине?

- Что происходит? Кто видит то, чего еще не называли?

- Кто это? Что можем сказать, глядя на картину?

- Где и когда это происходит?

- Повторите жест героини картины. Что в нем необычного?

- Что может обозначать этот жест?

- Какими словами можно озвучить этот жест? (Вот, возьми, не жалко. Это твое, отдаю самое лучшее)

- Этот жест отходит от сердца, души. Как можно назвать картину?

- Картина М. Чюрлёниса называется «Дружба». Почему?

- На первое место знаменитый учёный и писатель В. И. Даль ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

-Что значит «дружба» и зачем она нужна людям?

Организует прослушивание песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева

(https://deti-online.com/pesni/iz-multfilmov/nastojashii-drug/)


- Кто такое настоящий друг?

-Какими качествами он должен обладать?

– Каждый ли человек может быть другом?

– А может ли дружба распасться? По каким причинам?

– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?

- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.    

Отвечают на вопросы учителя.







Рассказывают о своём друге.













Высказывают предположения о значении слов: товарищ, приятель, знакомый.

Дети договаривают последнее слово.





















Рассматривают и анализируют по вопросам репродукцию картины М. Чюрлёниса «Дружба».























Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью (из сл. Ожегов)

«Дружба – …это бескорыстная приязнь» (из сл. Даль)

Прослушивают аудиозапись песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева

Отвечают на вопросы

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии, работа в малой группе.



































































Познавательные УУД: «Визуализация понятия» и групповая рефлексия


5

Практическая работа

Работа в группах с ситуациями

Ситуация 1.

Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?

Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?

Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?

Вывод: Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.


Работают в группах с ситуациями.


































Познавательные УУД: анализ и синтез информации.

6.

Рефлексия. Коррекция.

А сейчас давайте оценим свою работу на уроке. Для этого заполним лист самоанализа (Приложение к уроку)

Осуществляют самооценку



7

Подведение итогов

Подводит итог урока, используя метод синквейна.


Составляют синквейн.

Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).

9

Домашнее задание

  • Вспомнить или найти пословицы о дружбе, об умении дружить.

  • Учебник стр. 110-112. Прочитать Рассказ Ю.Ермолаева «Как не стыдно!» и ответить на вопросы после него.

Приложение к уроку

«Притча о настоящей дружбе»

В одной далёкой стране жили два друга.

Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.

Любые решения они принимали сообща.

Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное - друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.

Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.

И велел он привести к себе неразлучных друзей.

- Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.

- Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведения, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.

С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.

Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!".

Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.

Страшный эксперимент длился целый месяц.

Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.

А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.

- Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.


«Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева


Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -
Вот что значит настоящий верный друг.


Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой", - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь -
Вот что значит настоящий верный друг.

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.



  1. Репродукция картины "Дружба" Микалоюса Чюрлёниса







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "О дружбе"

Автор: Улитина Людмила Николаевна

Дата: 12.04.2020

Номер свидетельства: 546358

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Презентация и конспект урока  " Дружба" "
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-druzhba"
    ["file_id"] => string(6) "219678"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434332861"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "план -конспект урока самопознания  на тему "Дружба между мальчиками и девочками" "
    ["seo_title"] => string(85) "plan-konspiekt-uroka-samopoznaniia-na-tiemu-druzhba-miezhdu-mal-chikami-i-dievochkami"
    ["file_id"] => string(6) "187006"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426441333"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434796432"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по математике  3 класс Тема урока: «Деление с остатком»"
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-3-klass-tiema-uroka-dielieniie-s-ostatkom"
    ["file_id"] => string(6) "290049"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454917937"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока на тему "Чтение басни Л.Н. Толстого Два товарища" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chtieniie-basni-l-n-tolstogho-dva-tovarishcha"
    ["file_id"] => string(6) "132234"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416312658"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства