Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "О дружбе"»
Технологическая карта урока
Учитель начальных классов Улитина Людмила Николаевна
МБОУ ВМР «Спасская средняя школа»
Предмет:«ОРКСЭ. Основы светской этики» Класс 4__
Базовый учебник:Васильева Т.Д. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.
Тема урока №16 «О дружбе»
Цель урока: формирование представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности
Задачи урока:
1. Расширить и углубить представления детей о дружбе.
2. Поразмышлять с ребятами о том, чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
3. Формировать чувство сплочённости в коллективе.
Тип урока: комплексного применения знаний, умений и навыков;
Основные понятия: друг - это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью; дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов; оратор – это тот, кто умеет произносить речи; человек, обладающий даром красноречия; риторика – наука, изучающая ораторское искусство, законы и правила ораторской речи.
Необходимое оборудование: листы самоанализа; словари: Ожегова, Даля; текст притчи «Притча о настоящей дружбе», аудиозапись песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева, репродукцию картины М. Чюрлёниса «Дружба».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
Организационный момент
Приветствие.
Приветствуют учителя, настраиваются на работу
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция
2
Мотивационный этап
- Урок мы начнем с притчи.
«Притча о настоящей дружбе»(Приложение к уроку)
Беседует с учащимися:
- Как вы считаете, о чем эта притча?
- Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу?
- Чему учит нас эта притча?
- О чем сегодня пойдет речь на уроке?
Уточняет тему и цель урока, которую сформулируют дети:
-Правильно. Сегодня мы будем говорить о дружбе. (Тема урока записывает на доске).
-Давайте поразмышляем: А что такое дружба и составим паспорт этого слова.
-Дружба – это великая ценность. Она помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга – великое благо.
Учитель организует работу по учебнику с целью составления плана урока:
- Прочитайте на стр.106 о чем мы будем с вами узнавать из этого урока.
Учащихся слушают притчу и определяют ее смысл. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.
Определяют тему урока, формулируют цель.
Размышляют и составляют паспорт слова дружба (синонимы, антонимы, словосочетания, родственные слова, ассоциации)
Зачитывают из учебника пункты плана:
- Что раньше и сейчас люди думали о дружбе;
Что значит уметь дружить;
Надо ли вообще учиться дружить.
Личностные УУД: смыслообразование,
Регулятивные УУД: целеполагание
3
Актуализация знаний.
Организует работу по учебнику с целью поиска ответа на каждый пункт плана.
- Начнем нашу работу с «Ларчика мудрости».
- Какие из высказываний можно отнести к описанию дружбы, а какие – к тому, как следует дружить?
- А что такое дружба? Как следует дружить? Кого мы можем назвать другом?
Поиск информации в учебнике для ответа на каждый пункт плана.
Учащиеся читают высказывания Цицерона и отвечают на вопрос рубрики «Обсудим»
Регулятивные УУД:
«Сбор информации»
4
Работа по теме урока.
На доске написано предложение:
«Друг – это тот, кто…..»
Продолжите предложение.
А каждого ли человека мы можем назвать другом?
Организует интервью «Расскажи о своём друге».
- Может быть, кто-то уже нашёл настоящего друга? Представьте, что к нам пришёл в класс репортёр и попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своём друге.
- Выслушав ваши рассказы, я поняла, что не все понимают смысл слова друг и употребляют его там, где надо сказать товарищ, приятель, знакомый. Как вы считаете, все ли эти слова обозначают одно и то же?
- Теперь вы знаете, когда и какое слово нужно употребить.
(Читает предложения).
О человеке, с которым вы просто здороваетесь, вы можете сказать…(знакомый).
О человеке, с которым вы иногда обсуждаете книги, какие-то события, вы скажете…(приятель).
Об однокласснике вы скажете…(товарищ).
- О человеке, которому можно доверить тайны, разделить радости и печали, скажете…(друг).
Записывает под темой урока слова: друг, приятель, товарищ, знакомый
Организует работу с репродукцией: На экране изображение картины М. Чюрлёниса «Дружба» (приложение к уроку)
Анализ картины :
- Что вы видите на этой картине?
- Что происходит? Кто видит то, чего еще не называли?
- Кто это? Что можем сказать, глядя на картину?
- Где и когда это происходит?
- Повторите жест героини картины. Что в нем необычного?
- Что может обозначать этот жест?
- Какими словами можно озвучить этот жест? (Вот, возьми, не жалко. Это твое, отдаю самое лучшее)
- Этот жест отходит от сердца, души. Как можно назвать картину?
- Картина М. Чюрлёниса называется «Дружба». Почему?
- На первое место знаменитый учёный и писатель В. И. Даль ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
-Что значит «дружба» и зачем она нужна людям?
Организует прослушивание песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева
Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью (из сл. Ожегов)
«Дружба – …это бескорыстная приязнь» (из сл. Даль)
Прослушивают аудиозапись песни «Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева
Отвечают на вопросы
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии, работа в малой группе.
Познавательные УУД: «Визуализация понятия» и групповая рефлексия
5
Практическая работа
Работа в группах с ситуациями
Ситуация 1.
Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?
Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?
Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?
Вывод: Дружба – это привязанность, возникающая вследствие взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится: «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Работают в группах с ситуациями.
Познавательные УУД: анализ и синтез информации.
6.
Рефлексия. Коррекция.
А сейчас давайте оценим свою работу на уроке. Для этого заполним лист самоанализа (Приложение к уроку)
Осуществляют самооценку
7
Подведение итогов
Подводит итог урока, используя метод синквейна.
Составляют синквейн.
Познавательные УУД: «Прием информации» (осознанное построение речевых высказываний; высказывания своего собственного мнения).
9
Домашнее задание
Вспомнить или найти пословицы о дружбе, об умении дружить.
Учебник стр. 110-112. Прочитать Рассказ Ю.Ермолаева «Как не стыдно!» и ответить на вопросы после него.
Приложение к уроку
«Притча о настоящей дружбе»
В одной далёкой стране жили два друга.
Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.
Любые решения они принимали сообща.
Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное - друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.
Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.
И велел он привести к себе неразлучных друзей.
- Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.
- Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведения, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.
С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.
Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!".
Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.
Страшный эксперимент длился целый месяц.
Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.
А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.
- Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.
«Настоящий друг» М.Пляцковского, В.Савельева
Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит - Вот что значит настоящий верный друг. Друг в беде не бросит, лишнего не спросит - Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся, "Не разлить водой", - шутят все вокруг. В полдень или в полночь друг придёт на помощь - Вот что значит настоящий верный друг. В полдень или в полночь друг придёт на помощь - Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить, Если что-нибудь приключится вдруг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг. Нужным быть кому-то в трудную минуту - Вот что значит настоящий верный друг.