(курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»)
Класс: 5
Тема урока: «Буддизм – древнейшая религия мира.»
Цель деятельности учителя: создание условий для усвоения знаний по теме. Знакомство с мировой религией - буддизм, жизнью её основателя Сиддхартхи Гаутамы.
Цель урока: создать условия: для успешного овладения знаниями, для реальной самооценки учащихся, для развития его как личности;
УУД
Предметные:
Познакомить учащихся с историей возникновения древнейшей религии и символами мировой религии буддизм;
Учить анализировать, отбирать информацию по теме урока; сравнивать изучаемые понятия;
Личностные:
Формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу;
Формировать внутреннюю позицию к образу мира как единого целого при разнообразии религиозных культур;
Воспитывать чувство уважения к величайшему культурному наследию разных народов;
Регулятивные:
Учиться управлять своей познавательной деятельностью: ставить цель и анализировать условия достижения цели, прогнозировать последствия неправильных действий;
Обучать учащихся умению принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
Познавательные:
Развивать умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, используя учебную литературу;
Уметь осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, используя учебную литературу.
Коммуникативные:
Уметь организовывать учебное сотрудничество;
Уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;
Развивать умения формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Формы работы: фронтальная (работа с иллюстративным материалом), индивидуальная (самостоятельная работа с источниками информации)
Ресурсы: Проектор, ПК, слайдовая презентация «Буддизм», дидактический раздаточный материал, тетрадь для записей, листы бумаги, карандаши, учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Основы мировых религиозных культур», Н.Ф. Виноградова, 5 кл., Москва, «Вентана- граф». 2013 г.
Конспект урока
1. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы приступим к нашему уроку, обратите внимание на цитату на доске:
«Ненавистью не одолеть ненависть, лишь любовью ненависть побеждается. Это вечный закон.»
Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с ними?
2.Введение в тему
Чья это фраза, я скажу вам чуть позже.
Скажите пожалуйста, какие религии вы знаете?
- А слышали ли вы о такой религии как буддизм?
- Что вы о ней знаете? Во что верил человек в древности?
- Самая ли древняя это религия?
Сегодня мы познакомимся с буддизмом. И слова эпиграфа – это слова Будды, а кто он такой, мы сейчас узнаем.
3. Знакомство с темой
(начинается презентация)
(1-2 слайд)
(сообщение учащегося по учебнику)
Буддизм – религия, появившаяся раньше других мировых религий. Зародилась она в Древней Индии в 5-6 в.в. до нашей эры на основе учения Будды как воплощение наивысшего духовного развития.
Распространена на территории Индии, Китая, в Монголии, Корее и Японии. На территории России как основная религия представлена в Бурятии, Туве и Калмыкии. (запишите определение в тетрадь со слайда)
Учитель: Послушайте легенду(3,4,5 слайды)
(Сообщение учащегося). Когда-то давным-давно в Индии жили царь и царица, но долгое время они не могли иметь детей, хотя и просили богов о том, чтобы они послали им сына.В одну из ночей царице приснился странный сон: белый слон вошел в ее опочивальнюи три раза обошел вокруг ее ложа.Тут же были созваны самые знаменитые мудрецы, которые растолковали этот сон так: царица должна родить прекрасного сына, но будут даны ему два пути. Первый путь – жизнь в роскоши, при этом он будет мудрым правителем, вокруг которого всегда будут любящие жена и дети. Второй – путь страданий, но создано будет при этом великое учение, которое сохранит его имя в веках.
Вскоре предсказание исполнилось. Царица родила прекрасного мальчика, которого назвалиСиддхартха Гаутама, но сама через семь дней после его рождения умерла. Отец, помня о предсказаниях старцев, постарался оградить своего долгожданного наследника от жизни, происходящей за стенами дворца. Мальчик рос в роскоши, любви и заботе. Достигнув определенного возраста, он женился и у него родился свой сын.
Но, несмотря на усилия отца, боги распорядились так, что однажды принц покинул дворец и оказался на улочках города. Здесь он столкнулся со стариком и понял, что молодость не вечна, затем на его пути возник больной обезображенный своей болезнью, и молодой принц понял, что и эта беда может постичь всякого. И, в конце концов, Сиддхартха увидел похоронную процессию и понял, что и жизнь не вечна. С этого момента уже ничего не могло развлечь его, потому что он постоянно думал «Как можно веселиться и наслаждаться жизнью, когда вокруг нас столько людей стареют, болеют и умирают?»
С этим вопросом он тайно покинул дворец и стал вести жизнь отшельника. Он спрашивал совета у великих мудрецов, истязал себя, подолгу не ел и не пил и все пытался понять причины страданий человека и пути избавления от этих страданий. Однажды его неистовство довело его до того, что он уже почти умер от истощения, но проходящая мимо женщина влила ему в рот ложечку рисовой похлебки и он уснул долгим сладким сном, а проснувшись сказал «Крайности вредны!» Нельзя ни переедать, ни недоедать, нужно выбрать серединный путь, то есть вести умеренную жизнь. Он взял себе новое имя «Будда», т.е. «Просветленный» и создал свое учение.
6 слайд
Будда изложил четыре истины. (прочитайте вслух выразительно со слайда)
1. Жизнь есть страдание (рождение, любовь, болезнь, смерть – все приносит страдание человеку)
2. Причина страданий человека – жажда жизни (жизнь и так все дает человеку, но он хочет большего, отсюда появляются все пороки, которые приносят страдания: гнев, зависть, ревность, злость и т.п.)
3. Чтобы уничтожить страдания нужно уничтожить жажду жизни, т.е. все пороки
4. Путь для уничтожения этой жажды – серединный «восьмиричный» путь, предполагающий правильные воззрения, правильную речь, правильное поведение, правильную жизнь.
Только тогда человек может достигнуть нирваны, остановить цепь страданий.
Учитель. 40 лет проповедовал Будда своим ученикам, которых становилось больше год от года. И всем он давал мудрые советы. Вот одна из притч об учении Будды: (чтение учащимися по ролям (раздаточный материал)
Забирайте своё себе (Буддийская притча)
Однажды Будда проходил со своими учениками мимо деревни, в которой жили противники буддистов. Жители деревни выскочили из домов, окружили Будду и учеников, и начали их оскорблять. Ученики тоже начали распаляться и готовы были дать отпор, однако присутствие Будды действовало успокаивающе. Но слова Будды привели в замешательство и жителей деревни, и учеников. Он повернулся к ученикам и сказал:
— Вы разочаровали меня. Эти люди делают своё дело. Они разгневаны. Им кажется, что я враг их религии, их моральных ценностей. Эти люди оскорбляют меня, и это естественно. Но почему вы сердитесь? Почему вы позволили этим людям манипулировать вами? Вы сейчас зависите от них. Разве вы не свободны?
Жители деревни не ожидали такой реакции. Они были озадачены и притихли. В наступившей тишине Будда повернулся к ним:
— Вы всё сказали? Если вы не всё сказали, у вас ещё будет возможность высказать мне всё, что вы думаете, когда мы будем возвращаться. Люди из деревни были в полном недоумении, они спросили:
— Но мы же оскорбляли тебя, почему же ты не сердишься на нас?
— Вы — свободные люди, и то, что вы сделали, — ваше право. Я на это не реагирую.
Я тоже свободный человек. Ничто не может заставить меня реагировать, и никто не может влиять на меня и манипулировать мною. Я хозяин своих проявлений. Мои поступки вытекают из моего внутреннего состояния. А теперь я хотел бы задать вам вопрос, который касается вас. Жители деревни рядом с вашей приветствовали меня, они принесли с собой цветы, фрукты и сладости. Я сказал им: «Спасибо, но мы уже позавтракали. Заберите эти фрукты с моим благословением себе. Мы не можем нести их с собой, мы не носим с собой пищу». Теперь я спрашиваю вас: «Что они должны делать с тем, что я не принял и вернул им назад?» Один человек из толпы сказал:
— Наверное, они забрали это домой, а дома раздали фрукты и сладости своим детям, своим семьям. Будда улыбнулся:
— Что же будете делать вы со своими оскорблениями и проклятиями? Я не принимаю их. Если я отказываюсь от тех фруктов и сладостей, они должны забрать их обратно. Что можете сделать вы?
Я отвергаю ваши оскорбления, так что и вы уносите свой груз по домам и делайте с ним всё, что хотите.
Чтение текста учащимся со слайда. Будда учит не быть зависимым от вещей, нас окружающих, учит глубоко и ясно понимать ценность вечного и малую цену преходящего и отличать одно от другого. Он учит Освобождению — благородному восьмеричному Пути, складывающемуся из маленьких повседневных усилий сделать наше сознание чище и тоньше, освободить душу от заблуждений и иллюзий, которые заставляют нас гоняться за тем, что исчезнет, едва мы успеем насладиться им. Он учит Пути как достойной замене бегу по кругу. Учит работать над собой, а не пассивно наблюдать за другими. Он учит активному состраданию всему живущему, и его жизнь — яркий тому пример.
Учитель: Вот какое учение, какую религию создал Сиддхартха Гаутама или Будда. Он учил любить всех, живущих рядом, никому не причинять вреда, не обзывать друг друга, не обижать.«Не причиняй другому того, что могло бы явиться причиной твоего страдания»говорил он. Учения Будды – это учение о Жизни, учение о Человеке.
Слайды: священные сооружения буддизма:
- Пагода
- Ступа
- Дацан , хурул(монастырь)
- Сангха
-Монахи
- Пища буддистов Пища буддистов: не едят мяса, убиенного живого существа. Не едят рыбу (рыба тоже живое существо). Основная еда – рис, саго, просо, пшено, овощи, фрукты.
- Праздники буддистов: (сообщения учащихся)
Саагалган
Новый год в буддийской традиции отмечают в первое новолуние весны. Из-за отличий в летоисчислениях разных школ Новый год в таких странах, как Монголия, Тибет, Калмыкия, встречают в разные сроки.
Накануне Саагалгана уважаемые ламы-астрологи оглашают предсказания на следующий год. В монастырях совершаются молебны почитаемым божествам. Самая любимая богиня — Шри-Дэви. Она покровительствует древней тибетской столице — Лхассе.
Здесь сохранилось поверье, что Шри-Деви под Новый год осматривает свои владения, чтобы удостовериться, хорошо ли жители подготовились к её приходу. Чтобы заслужить милость богини и заручиться её расположением на год вперёд, рекомендуется не ложиться спать всю ночь: молиться в храме либо произносить мантры у домашнего алтаря.
Праздничное застолье по традиции должно включать блюда из продуктов белого цвета. Этот период года связан с массовым появлением приплода у скота. Становится много молока, отсюда и происходит название Сагаалган, которое переводится как ‘белый месяц’.
Монлам
Молитва Монлам начинается с первым рассветом Нового года и читается 15 дней подряд. Праздник посвящается воспоминанию о пятнадцати чудесах, сотворённых Буддой. История гласит, что несколько монахов покинули своих прежних учителей-аскетов, чтобы присоединиться к сторонникам Будды. Возненавидевшие его монахи начали прилюдно злословить над Учителем, опровергая его святость.
Будда равнодушно относился ко всем насмешкам, но ученики упросили его продемонстрировать видимые доказательства своего могущества. В индийской деревне Шрасвати Будда 15 дней подряд совершал чудесные деяния, после чего слава о нём разнеслась по всему миру.
После окончания торжественных молебнов монахи сдают экзамены на получение более высокого сана. В последний день праздника, который всегда выпадает на полнолуние, делают 15 фигурок из топлёного масла, изображающих чудеса Будды. Их выставляют для обозрения в дацанах.
Мистерия ЦАМ
Некоторые исследователи считают, что корни ритуального действа ЦАМ следует искать в древних шаманских обрядах. В храмовую практику северного буддизма её ввёл великий учитель Падмасамбхава (VIII в.). Особо распространена мистерия в монгольских, бурятских, тибетских монастырях.
Обряд представляет собой пантомиму, исполняемую ламами в устрашающих масках докшитов (хранителей). Персонажи разыгрывают ритуальное действо, совершая танец по кругу, жестикулируя руками. Ежегодно исполняемая мистерия преследовала несколько задач:
устрашить и отдалить злых духов от последователей буддизма;
подготовить человека к видениям в посмертном странствовании, которые сопровождают его на пути к перерождению.
Миссия исполнения Цам поручается монахам, получившим особое посвящение. Несколько дней до начала мистерии они постятся и погружаются в глубокую медитацию.
Поворот колеса Учения
Важнейший праздник в буддизме, отмечаемый в четвёртый день шестого лунного месяца. Знаменует день первой проповеди Будды Шакьямуни в индийской провинции Сарнатх. Первыми учение из уст Будды услышали пятеро аскетов, ставшие впоследствии его преданными учениками.
Главное действо празднования — обход храма со скульптурным изображением Будды Майтрейи, которое сопровождается чтением специальных сутр и игрой на ритуальных музыкальных инструментах. Духовная задача церемонии — приблизить период царствования Будды Майтрейи.
4.Работа с «понятийным колесом»
Учитель. Давайте составим синквейн к слову – Буддизм (работа в парах)
Проверка
5. Первичное закрепление
Учитель. А как вы сами поняли кто такой Будда, что такое «Восьмеричный» Путь? (высказывания обучающихся)
Для закрепления понятия ведётся работа со словарём (лист на столе у каждого обучающего)
Словарь: Восьмеричный Путь — путь, указанный Буддой, ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары. Лежит посередине между приверженностью мирским удовольствиям и аскетизмом.
- С чем у вас ассоциируется это понятие?
6. Самостоятельная работа (Творческая мастерская).
Учитель. У вас на столах стоят краски, кисточки, вода, попробуйте изобразить Будду каким вы его представляете. Если кому-то что-то непонятно, обращайтесь за помощью (дети работают).
Выставка работ
Викторина:
1.В каком веке возник Буддизм? VI в.до н.э.
2. Где возник Буддизм? В Индии
3.Кем был Будда до "Просветления"? Царевичем
4.В каком возрасте Будда Гаутама достиг просветления? 35 лет
5.Есть ли в России Буддизм? Да. Бурятия, Тува, Калмыкия.
6.В каких странах буддизм является основной религией? Вьетнам,Индия,Корея, Монголия, Непал, Тайланд, Тибет
7.Как переводится "Будда"? "Просветленный"
8.Какие вы знаете Буддийские храмы? Пагода, ступа, дацан,хурул
7. Рефлексия
Учитель. Давайте вернемся к нашему эпиграфу и снова его прочитаем. Подумайте, изменилось ли ваше представление о религии буддизм?
Что теперь вы можете о ней сказать?
Учитель. Кто хочет озвучить вслух?
На занятии я узнал….
На занятии я научился….
8.Домашнее задание: Подготовить сообщение или презентацию о буддизме в России.