Ключевые понятия:Церковь, крещение, князь Владимир.
Цель урока Формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия христианства, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.
Задачи:
1.Формировать у обучающихся знания об исторических обстоятельствах, связанных с Крещением Руси, о великом подвиге равноапостольного князя Владимира, о том, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны
2.Развивать эмоциональность, умение вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, развивать навыки сотрудничества в группе.
3.Воспитывать чувства осознания того, что представление о Святой Руси-это представление о России, стремящейся к святости
Планируемые результаты:
Личностные:
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе христианских представлений о нравственных нормах.
Метапредметные:
Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок.
Просмотр содержимого документа
«Как христианство пришло на Русь»
Тема: Как христианство пришло на Русь
Тип урока: комбинированный
Ключевые понятия:Церковь, крещение, князь Владимир.
Цель урока Формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия христианства, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.
Задачи:
1.Формировать у обучающихся знания об исторических обстоятельствах, связанных с Крещением Руси, о великом подвиге равноапостольного князя Владимира, о том, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны
2.Развивать эмоциональность, умение вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, развивать навыки сотрудничества в группе.
3.Воспитывать чувства осознания того, что представление о Святой Руси-это представление о России, стремящейся к святости
Планируемые результаты:
Личностные:
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе христианских представлений о нравственных нормах.
Метапредметные:
Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок.
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные:
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: милосердие, осознание духовности в человеческой жизни.
Формы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый (эвристический)
Оборудование урока: историческая карта Древней Руси, видео, мультимедиа
Ход урока.
. Повторение пройденного.
Учитель.
-Как вы думаете, в чём смысл христианства? (Принятие учения Иисуса Христа)
- С родителями вы обсуждали этот вопрос и писали сочинения. Послушайте выдержки из них.
-Христос жил в той стране, которая называется Израиль, Палестина., Святая земля. Почти через 1000 лет после земной жизни Христа Русское государство приняло православие.
-Как до нашего времени доходили слова Христа?
Слова Христа люди записали обычным для той эпохи способом – на папирусах. Затем люди веками разносили их по всему миру. Сначала апостолами ( учениками Христа) затем проповедниками. Так, например, ап. Пётр – в Иудее, Риме, ап. Иаков –в Иерусалиме, Симон Кананит в Закавказье и т.д.
-Как ВЕРА может изменить человека?
- Приведите примеры из вашей жизни. Как покаяние может изменить человека?
Работа с картой.
-В каких странах и как распространялось христианство? (работа с картой)
- Как мы видим по карте наши соседи с юга-болгары и греки- к тому времени уже стали православными христианами.
-Как вы думаете, Евангелие сразу разлетелось по всему миру или же христианство постепенно достигает все новых и новых народов?
- Где была первая столица Руси? Кто правил государством в 10 веке?
Опережающие задания
-Что вы слышали о князе Владимире, крестившем Русь?
-Почему его называли «Владимир Красное Солнышко»?
-Знаете ли вы, что до крещения он был очень жестоким?
-На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе урока.
Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока
-Назовите ключевые понятия.( Церковь, крещение, князь Владимир).
-Как вы думаете, почему в некоторых случаях слово «Церковь» пишется с заглавной буквы? Попробуйте объяснить значение этого слова. Подберите к нему синоним. («Храм»)
-Проверьте по учебнику с.85.
Люди, ставшие христианами объединились в общество, которое называется ЦЕРКОВЬ.
-Когда слово пишется с маленькой буквы?
-Сделайте вывод.( У слова Церковь два значения: 1 значение – здание; 2значение - сообщество людей)
- Подумайте, почему говорят: «Храм не в бревнах (т. е. не в материальном здании), а в ребрах (т.е. в самом человеке, его душе)»?
-Сформулируйте тему урока. Какая перед нами стоит цель?
- Узнать о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия христианства,этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры
- Как думаете, чему будем учиться?
3.Изучение нового материала.
- В кого верили люди в Древней Руси?
-Как называлась эта вера? (язычество) Что вы знаете об этой вере?
- До Крещения племена и народы, населявшие Русь, были язычниками. Главной особенностью языческой религии является многобожие. Славяне-язычники обожествляли живую природу и поклонялись богам ветра, грома, молнии, домашнего очага и другим.
- В первой русской летописи – «Повести временных лет» – отмечено, что в 983 году киевляне решили: "Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам". Как вы думаете, после принятия христианства прекратились человеческие жертвоприношения языческим богам на Руси?
Вывод: государству Российскому нужна была единая ВЕРА!
В 10 веке правителем древней Руси был князь Владимир Святославович Родился князь Владимир в 963 году.
. Отцом его был князь Святослав Игоревич, матерью простолюдинка Малуша, родом из города Любеча. Княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, в последние годы своего княжения уже была христианкой. Можно полагать, что и люди ее окружающие, в том числе и ключница Малуша, были христианами.
Просмотр видео «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» по сочинениям Н.М.Карамзина..
- Крещение Руси, сменившее языческое многобожие, добровольно было принято населением Киевской Руси. Принятие новой веры происходило мягко, хотя не единовременно и заняло определенный исторический промежуток.
-Как вы понимаете смысл Крещения? (Крещение-это присоединение к Церкви. Человек погружается в воду (в реку или большую купель) с призванием Бога и надеждой на Его помощь.
-После Крещения человеку надевают крест. Как вы понимаете смысл ношения человеком креста?
- Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. Этим он выражает своё согласие жить по велению совести, по учению Христа.
Работа в группах.
Найдите в учебнике ответ на вопрос: «Что изменилось с принятием христианства на Руси» при помощи составления кластера.
-Задание 1 группе выделить главную мысль 1абзаца на с.86 и записать на шаблоне.
- Прочитайте материал о крещении князя Владимира. Можно сказать, что в результате крещения он стал другим человеком?
-Какое имя-прозвание и почему русский народ дал князю Владимиру?
4. Закрепление знаний и способов действий
- Почему мы говорим о событиях того времени как о великом подвиге равноапостольного князя Владимира?
- Какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны
Сообщение заранее подготовленного обучающегося.
-Приведем высказывание церковного историка А.В. Карташова: «Сам князь Владимир, когда-то неистовый язычник, стал совершенно другим человеком и правителем. За 25 лет своего христианского правления он не только крестил русичей, но и сумел воплотить евангельское благовестие в общественную жизнь. Святого Владимира теперь именовали «ласковым князем» и «красным солнышком». Его любил бедный люд как справедливого судью и защитника. Князь завоевал сердца своих современников, особенно простого народа сказочной щедростью. Он устраивал пиры для бедных каждое воскресенье, щедро оделял милостыней нищих и убогих. Это была впервые осуществляемая на Руси социальная помощь. Владимир действовал как христианин и как князь-государственник, понимавший, что в его попечении нуждается простой люд. На примере святого равноапостольного князя Владимира мы убеждаемся в том, что под влиянием веры безжалостный эгоизм, жестокость уступили место любви и милосердию».
Работа в группах
- Почему нашу страну называли «Святая Русь»
С88 учебника.
Вывод: Крестившийся русский мир скрепляли, обеспечивали духовную цельность Вера, Христос, Евангелие. Представим мысленно церкви, купола, увенчанные крестами. Вокруг церквей располагались различные постройки – это была окрестность, то есть то, что расположено около, вокруг креста. Церковь, как Христов корабль, была в центре жизни. Все главные события в жизни человека были связаны с церковью: человек крестился, становился прихожанином церкви, исповедовался, причащался, венчался, здесь его отпевали, провожая в вечную жизнь. Храм, молитва, церковные таинства стали основой жизни. Все мирские, земные дела были пронизаны чаянием спасения души. Наши предки спасались не только через храмовое, но и домашнее благочестие. И в домашнем укладе все было оцерковлено, освящено молитвой. Люди стремились к святости!
5.Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового узнали?
-Как эти знания могут помочь вам в жизни?
-Всё ли было понятно на уроке? Покажите знаки.
6.Домашнее задание.
По выбору.
С родителями обсудить вопрос
1.«Какую роль сыграло Крещение Руси для нашего Отечества» и написать сочинение.
2. Выполнить задание №5 в тетради. (См. Приложение)
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
1
Повторение пройденного материала
Учитель задаёт вопросы, читает выдержки из сочинений, создаёт эмоциональный настрой.
Проводит экскурс по карте. Даёт опережающие задания
Отвечают на вопросы, размышляют, аргументируют свою точку зрения
5
2
Этап актуализации знаний и постановка учебной задачи
учитель подводит учащихся к осознанию темы, целей и задач
Учащиеся формируют тему и цели урока
3
3
Изучение нового материала
Рассказ учителя, демонстрация слайдов презентации, демонстрирует видео, задаёт вопросы.
Слушают учителя, просмотр презентации, работают с текстом, ищут ответы в учебнике
8
4
Переход к практической
части
формируют вид деятельности учащихся, задает вопросы
Работают в группах . Находят ответы в учебнике. Отвечают на вопросы в соответствии с целью и формой диалога, определяя основную мысль, причинно-следственные связи, отношение к событиям и действующим лицам, составляют кластер, работают в рабочей тетради.
6
Физминутка
2
5
Работа с учебником
Рассказ учителя о князе Владимире, демонстрация слайдов презентации, направляет деятельность обучающихся
Анализируют иллюстративный материал, размышляют, отвечают на вопросы,формулируют и аргументируют собственную точку зрения, дискуссируют.
5
6
Закрепление знаний и способов действий
Задаёт вопросы, направляет обучающихся, ведёт беседу.
Слушают сообщение. Работают в группах с текстом учебника.
размышляют, отвечают на вопросы,формулируют и аргументируют собственную точку зрения
5
10
Итог урока
Учитель проводит рефлексию через анализ и обсуждение пройденного материала
Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей)
4
11
Домашнее задание
Учитель объявляет и комментирует
Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учетом индивидуальных возможностей.
3
Список литературы
1. [ Б. Х. Бгажноков , О. В. Воскресенский, А. В. Глоцер и др. ]; под ред. В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. - М. : Просвещение, 2010. – 239 с. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4 – 5 классы: справ. Материалы для общеобразоват. учреждений
2. А. Я. Данилюк.. –Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей М.: Просвещение, 2010 3.Карташев А.В. Завет Св. кн. Владимира. Журнал "Путь"
4.Кураев А.В.Основы православной культуры 4 класс Учебник «Издательство «Просвещение» 2014.