Изучение нового материала Актуализация знаний Словарная работа Повторение изученного | Вспомним из уроков окружающего мира, что такое летопись? В древнерусской летописи есть старинная песня о Русской земле. Читает песню. О светло светлая И прекрасно украшенная Земля Русская! Многими красотами удивлена еси: Озёрами многими, Реками и кладезьми Месточестными, Горами крутыми, Холмами высокими, Дубравами частыми, полями дивными, Зверями различными, Птицами бесчисленными, Городами великими, Сёлами дивными, Виноградами обительными, Домами церковными, И князьями грозными, Боярами честными, вельможами многими! Всего еси исполнена, Земля Русская! О правоверная Вера христианская! Поделитесь: какие мысли вам навевает эта старинная песня о Древней Руси? Есть ли в этой песне слова, значения которых вы не знаете? Кто-то из ребят может их пояснить? Чем жили и от чего зависели люди Древней Руси? Кто стоял во главе Древнерусского государства? Действительно, в каждом отдельном племени были свои традиции, связанные с природой и природными явлениями. Как вы считаете, легко им было жить в одном городе, имея разные убеждения? Приём «Мозговой штурм» Посмотрите на доску. Как вы думаете, что означают эти изображения? (на доске: красное солнце, изображение князя Владимира, деревянный храм, каменный храм | Отвечают на вопрос учителя Делятся впечатлениями от услышанной песни, описывают картину, которую представили себе. Называют слова, значения которых хотели бы уточнить. Объясняют своим одноклассникам значения слов. Отвечают на вопросы учителя. - Они жили охотой, рыболовством, земледелием, поэтому зависели от природы, окружающей среды. - Во главе стояли князья. Нет. Высказываются по поводу увиденных изображений. | Актуализация и обобщение опорных знаний. Коммуникативная деятельность Активное включение обучающихся в образовательный процесс. Познавательная деятельность. | Иметь представление о летоисчислении, о летописи Формирование представлений о жизни древних людей Формирование представлений о последователь- ности исторических событий, крещение Руси при Владимире Красное Солнышко. | Строить речевое высказывание в устной форме, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения. Пополнять словарный запас С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, давать аргументиро- ванный ответ на поставлен- ный вопрос. Развитие умения высказывать свои предположения, умозаключения |
Открытие новых знаний Определение темы урока. Работа с учебником, стр. 84-89. | Где была первая столица Руси? Киевский князь Владимир –Красное Солнышко первым принял крещение. Приём «Верите ли вы, что …» Я буду предлагать вам утверждения, а вы на листочках ставите «+», если верите и минус, если не верите. 1.У древних славян была единая вера и один Бог. 2.Князь Владимир был великим полководцем. 3.Князь Владимир решил объединить народ единой иудейской верой. 4.Русь при Владимире превратилась в огромную державу. 5.При князе Владимире были закрыты асе школы. Ориентируясь на эти утверждения, давайте сформулируем тему нашего урока. Тема нашего урока «Как христианство пришло на Русь. Крещение Руси», а правильно ли вы сделали выводы по моим утверждениям, мы сейчас проверим. Для этого прочитаем вместе с вами статью в учебнике с карандашом в руках. Для чего нужен карандаш? После чтения 1части задаю вопрос. Как вы поняли слова ангелов: «… люди должны научиться от людей»? После 2 части проводится беседа. Как вы поняли, что значит церковь? Почему в Стамбуле есть храм Святой Софии? Что означает слово «София»? Почему князь Владимир решил принять православие? Что означает крещение? После чтения 3 части. Почему Русь стали называть Святой Русью? Что вам запомнилось из описания православной жизни, данного А. И. Солженицыным? | Киев. На листочках отмечают знаками + и – своё отношение к услышанному. Высказывают свои предположения. Чтение текста по частям. Чтобы отмечать самую важную информацию. Отвечают на вопросы. | Самостоятельная работа. Самостоятельное определение возникших затруднений. Аналитическая деятельность. Формулирование умозаключений. Коммуникативная деятельность. | Знание и понимание основ духовной традиции православия. Формирование умения устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей. Формирование умения видеть взаимосвязи между историческими событиями. Формирование первоначальных представлений о религии, истории и современности России. Первоначальные представления об исторической роли религии в становлении российской государствен- ности. Осознание места и роли православной культуры в истории России. | Формирование умения ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. Совершенство- вание умений в области работы с информацией, умения излагать своё мнение и аргументиро- вать свою точку зрения и оценку событий. Овладение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения, умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
Самостоятельная работа. Работа в группах. | Разделимся на три группы. В каждой группе выберем ответственного. Читаем материалы рубрики «Это интересно» и готовим сообщения. Первая группа: «Почему Русь крестилась в православие»? Вторая группа «Что такое крещение»? Третья группа «Что такое церковь»? | Читают текст рубрики «Это интересно» и готовят сообщения. Выступают с сообщениями. | Самостоятельная работа, коммуникативная деятельность Оценивание необходимого и достаточного уровня полученных знаний для выполнения заданий. | Освоение основополагаю- щих понятий учебного модуля «ОПК», знание и понимание основ духовной традиции православия, осознание места и роли православной культуры в истории России. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умений не создавать конфликты и умении договариваться в решении спорных вопросов, развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности. Формирование готовности слушать собеседника, совершенство- вание организацион- ных умений в области коллективной деятельности. |
Работа с иллюстрацией . В. М. Васнецов «Крещение Руси» | Кого вы видите на данной картине? Что там происходит? Что позволяет вам сделать такой вывод? Как вы думаете, на картине изображено явление или событие? То, что происходит на картине – частое явление или единичное? Как расположены фигуры на картине: поодиночке, группами, строем? Как вы думаете, почему? Как изображены действующие лица? Рассмотрите портрет главного героя картины. Какие черты характера героя и особенности его облика подчеркнул художник? Какими деталями одежды художник передает национальную и религиозную принадлежность изображенных персонажей? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены? Как бы вы назвали эту картину? Какое чувство вызывает у вас эта картина? Если я правильно вас поняла, то вы считаете, что картина В.М. Васнецова «Крещение Руси» помогает понять важность события, которое произошло много - много веков назад , и показывает, что Россия и русский народ находятся под покровительством и защитой высших Божьих сил. | Князя Владимира и священников с книгами. Крещение. Люди находятся в воде, а у священника в руках крест, у другого – библия, священник их крестит. Крещение Руси – это важное событие. Герои расположены и группами и строем; Князь Владимир и его дружина в окружении монахов; Хор певцов; Люди в воде, принимающие Крещение: старики, молодежь, дети, женщины, мужчины; Сверху ангелы на облаке, от которого расходятся лучи Божьей благодати; Это очень важное событие в жизни людей. Учащиеся отвечают на вопросы | Коммуникативная деятельность. | Развитие эстетической сферы, способности к эмоционально- му отклику на произведения искусства, формирование общекультурной эрудиции. | Формирование чувства прекрасного, эстетических потребностей и ценностей, совершенство- вание умений в различных видах речевой деятельности и коммуникатив- ных ситуациях. |