«Алеша Попович и Тугарин Змей» (начало, изображающее Русь, не более 1 минуты)
Актуализация знаний (формулирование темы урока).
- В какой стране происходит действие мультфильма? (В Киевской Руси)
- Найдите по содержанию тему нашего урока, зная, что она связана с Древней Русью. На какой странице мы сегодня работаем? (с. 27, «Этика Древней Руси»
(презентация, слайд 1)
- Прочитайте что мы узнаем на уроке и сформулируйте задачи урока.
- узнать какие этические представления были у наших предков во времена Древней Руси;
- выявить какие качества и поступки людей ценились и осуждались в те времена;
- познакомиться с учениями древнерусских мыслителей.
(презентация, слайд 2)
3. Сообщение нового материала
Прочитайте текст на с. 27-28. В парах обсудите вопросы из рубрики «Узнаем и обсудим»
- Кто готов ответить на вопросы? У кого возникли трудности? (спросить одну пару на выбор, узнать есть ли другие мнения.)
(презентация, слайд 3)
Прочитайте самостоятельно текст о Владимире Мономахе. На доске вы видите вопросы к тексту.
(Кто такой Владимир Мономах? Кем приходится Владимиру Мономаху Ярослав Мудрый? К чему Владимир стремился, проводя свою политику? Как связаны с именем Владимира Мономаха города Смоленск, Чернигов, Переславль?) (презентация, слайд 4, 5, 6)
Физминутка
Потянулись: раз, два, три. Потянуться.
Мы теперь – богатыри. Показать (напрячь) бицепсы.
Верой, правдой князю служим,
Зарабатываем ужин! Движение руками –«бокс»
Мы ладонь к глазам приставим, Далее по тексту…
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из–под ладошек,
И направо, и ещё
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги, Точно в танце руки в боки, Наклонились влево, вправо – Получается на славу!
(презентация, слайд 7)
Сообщения ребят о «Поучении» Мономаха (2 ученика)
Сообщение 1.
Владимир Мономах в своем «Поучении» призывает потомков творить добро и приносить пользу людям. Он просит своих детей не лениться и делать хорошие дела. Князь убеждает учиться «гнева подавлению», иметь «помыслы чистые, побуждая себя на добрые дела». Нельзя забывать убогих и нищих; не давайте сильным погубить слабого, уважайте старых и заботьтесь о молодых. Не пренебрегайте приобретением знаний.
Сообщение 2.
Из «Поучения» Владимира Мономаха
- Не ленитесь, но за всем наблюдайте!
- Ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью…
- Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело.
- Напоите и накормите просящего.
- Убогих не забывайте и подавайте сироте.
- Соблюдайте свое слово…
- Гордости не имейте в сердце и в уме…
- Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
- Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны.
- Не пропустите человека, не приветив его.
- Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
Вопрос: Какие «поучения» вы приняли бы для себя и почему?
(презентация, слайд 8)
Работа в парах.
Дидактическая игра «Хорошо и Плохо»
На каждой парте карточки, на которых записаны качества характера человека. Закрасьте красным карандашом «плохое» качество, которое не понравилось бы Владимиру Мономаху, а синим – «хорошее», за которое он похвалил бы. Аргументируйте соседу по парте, почему вы так считаете.
(проверить сколько «синих» карточек, сколько «красных»!)
Закрепление изученного материала.
с.31-33, чтение вслух и обсуждение вопросов учебника.
- Что узнали о проповеднике Серапионе Владимирском?
- Почему авторы учебника «связали» имена Мономаха и Серапиона в данном тексте?
(презентация, слайд 9)
5. Рефлексия.
- Составим в парах синквейн!
Правила составления синквейна:
1 строка. Тема -1 слово (имя существительное, имя человека)
2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)
3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).
4 строка. Отношение к теме-фраза из 4 слов (предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).