kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектно - исследовательская работа по внеурочной деятельности шахматного кружка на тему :"Шахматы для шаха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Шахматы увлекательная игра.Но мало кто задумывался о её происхождении.Почти каждый культурный и образованный человек во всем мире имеет представление о шахматах, многие умеют играть в эту игру, знают правила, этику шахмат, именование фигур. Однако мало кто задумывался о том, откуда произошло название этой игры - «шахматы», отчего «ладья» похожа на башню средневекового замка, а не на боевой корабль древней Руси.  Почти каждый культурный и образованный человек во всем мире имеет представление о шахматах, многие умеют играть в эту игру, знают правила, этику шахмат, именование фигур. Однако мало кто задумывался о том, откуда произошло название этой игры - «шахматы», отчего «ладья» похожа на башню средневекового замка, а не на боевой корабль древней Руси.  Почти каждый культурный и образованный человек во всем мире имеет представление о шахматах, многие умеют играть в эту игру, знают правила, этику шахмат, именование фигур. Однако мало кто задумывался о том, откуда произошло название этой игры - «шахматы», отчего «ладья» похожа на башню средневекового замка, а не на боевой корабль древней РусиАн

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектно - исследовательская работа по внеурочной деятельности шахматного кружка на тему :"Шахматы для шаха"»

Содержание

Введение………………………………………………………………….... 3

Глава 1.

Игра в шахматы и фигуры:

1.1. Легенда возникновения игры………………………………………... 5

1.2. Название, назначение и история развития шахматных фигур…….. 6

Глава 2.

Изготовление старинных шахматных фигур:

2.1. Культурные источники, описывающие фигуры VI века…………... 14

2.2. Этапы работы по созданию своих шахматных фигур под старину.. 12

Заключение…………………………………………………………………..18

Список литературы………………………………………………………....19

Приложения…………………………………………………………………20

























Введение

Шахматы — игра, но непростая!
Надо уметь мыслить головой!
И со стула долго не вставая,
Верно, точно, мудро вести бой.

Шахматы! Это название знакомо, пожалуй, каждому. Это одна из самых известных и популярных игр на планете, которая имеет очень древнюю и интересную историю.

Почти каждый культурный и образованный человек во всем мире имеет представление о шахматах, многие умеют играть в эту игру, знают правила, этику шахмат, именование фигур. Однако мало кто задумывался о том, откуда произошло название этой игры - «шахматы», отчего «ладья» похожа на башню средневекового замка, а не на боевой корабль древней Руси. Возникновение шахмат, как и возникновение многих других вещей на Земле, покрыто тайной за давностью лет, обросло мифами и догадками, и имеет, как водится, множество версий.

Почему шахматный слон совсем не похож на слона, почему у некоторых фигур есть целых два имени слон-офицер, тура-ладья, ферзь-королева? Все это очень загадочно!

Как бы то ни было, шахматы – это целый мир, загадочный и интересный. И я очень рад приоткрыть для вас в него двери.

Цель нашего исследования – изучение истории развития шахматных фигур для выявления изменений в самой игре, её правилах и целях, а также изготовление старинных шахматных фигур, подаренных персидскому шаху. Объектом исследования является игра «шахматы» и фигуры, ее составляющие.

Гипотеза: если изучить историю возникновения шахматных фигур, то дети узнают об истоках происхождения шахмат, что вызовет интерес к шахматной игре в целом, и желание лучше понимать стратегическую ценность шахматных фигур.


Для достижения нашей цели исследования нам понадобится окунуться вглубь веков, исследовав литературные и другие письменные источники того времени; проследить историю происхождения и изменения тех слов, что обозначают шахматные фигуры и решить следующие задачи:

- узнать перевод слова «шахматы»;

- выяснить, почему пешку называют «душой шахматной партии»;

- разобраться, что общего между огромным животным, офицером, и служителем церкви;

- найти связь между средневековым замком, кораблем и мифической птицей Рух;

- составить вопросы и провести опрос среди учеников и учителей школы;

- попробовать воссоздать индийские шахматные фигуры VI века, подаренные персидскому шаху;

- проанализировать полученные результаты и сделать вывод.

Методы исследования:

  1. Изучение научной и справочной литературы.

  2. Анализ и обобщение полученных сведений.

  3. Сравнение.

  4. Наблюдение.

  5. Поиск и работа с информацией в Интернете.


Практическая значимость исследования: изучив историю возникновения шахматных фигур, дети узнают об истоках происхождения шахмат, вызовет интерес к шахматной игре в целом, научатся лучше понимать игру в шахматы.





Глава 1.Игра в шахматы и фигуры:

1.1.Легенда возникновения игры.

Существует легенда. Давным-давно жил в Индии раджа и было у него два сына - близнеца. По обычаям того времени престол по наследству передавался от отца к старшему сыну. Но младший брат тоже хотел стать царём и управлять страной. Братья забыли про свою дружбу и стали собирать войска. И быть войне, если бы не придворный мудрец. Он пришёл к братьям и сказал: «Зачем же воевать? Я знаю одну игру, которая вас помирит. Посмотрите, здесь есть и поле боя – шахматная доска, и армии белых и чёрных фигур, есть и конница, и пехота, и крепостные башни, и боевые слоны. Я научу вас играть в эту игру, и вы вскоре забудете про ваши ссоры.» Так и вышло. Братья – царевичи настолько увлеклись игрой, что просиживали за шахматными сражениями дни и ночи напролёт, забыв про все свои раздоры и роспри. Игра оказалась удивительно интересной, и, не заметивший нравоучительного намека, раджа предложил создателю любое вознаграждение. Брахман выразил желание получить награду хлебными зернами, но так, чтобы за первую клетку шахматной доски ему дали одно зернышко, за вторую — два, за третью — четыре, потом восемь, шестнадцать и т. д.

 Поскольку на доске всего шестьдесят четыре клетки, раджа думал обойтись одним-двумя мешками, однако на деле выяснилось, что во всем мире не найти столько зерен, сколько понадобится для того, чтобы удовлетворить пожелание хитроумного изобретателя (необходимо 264 − 1 ≈1,845×1019 зёрен, чего достаточно, чтобы заполнить хранилище объёмом 180 км3).

Древнейшая, примитивная форма шахмат — военная игра «чатуранга» — возникла в этой стране еще в первом пятисотлетии н. э.


Из Индии игра проникает в Китай, Иран. Большой вклад в развитие шахмат вносят народы Средней Азии. После завоевания Средней Азии арабами в VIII веке н. э. шахматы получают распространение на обширнейшей территории Арабского халифата. Затем, через завоевателей-арабов игра попадает в Испанию и, вообще, в Европу.

 К восточным славянам шахматы, по мнению некоторых историков, проникли в V-VI вв. н.э. из Индии или из Средней Азии.

Но все же, мир человека, мир культуры настолько широк и разнообразен, что игры с очень древней историей, похожие на классические шахматы, мы можем найти у многих народов.

Например, в старые времена на Руси была игра, очень похожая на шахматы. Она называлась «Тавлеи».  Несмотря на различия в правилах игры, фигуры назывались:

Волхв - Король

Князь - Ферзь

Ратоборец - Ладья

Лучник - Слон

Всадник - Конь

Ратник – Пешка


Название этой игры происходит от двух слов – «шах» - властитель, и «мат» - повержен. Два соперника, передвигая по 64-м клеткам игровой доски свои фигуры, должны создать для «короля» противника такую ситуацию, когда следующий ход приведет к его «безвыходности». Всего шахматных фигур 32 – 16 белых и 16 черных. С каждой стороны играют по 8 пешек, две ладьи, два коня,  два слона, один ферзь и один король. Каждая фигура передвигается по игровому полю в соответствии с установленными правилами.


1.2.Название, назначение и история развития шахматных фигур.


Пешка

А пехота, как всегда,
Впереди идёт она!
Пешка с пешкою плечом
Движутся всегда ладком.
Все мечтают, как одна,
Дослужиться до ферзя!
Одному лишь я не рад –
Ей нельзя ходить назад.
Ходит прямо, рубит в бок,
Не бывает ход широк.

В обыденную речь слово «пешка», по-видимому, пришло из шахмат. В повседневной жизни оно употребляется с негативным оттенком, когда хотят отметить незначительность, мелкость, ненужность человека.  

Пешка - низший разряд фигур в шахматной игре. Она - основная единица измерения шахматного материала (в шахматах её не принято называть фигурой). В пешечном эквиваленте измеряют «вес» других фигур (лёгкая фигура примерно эквивалентна трем пешкам, ладья — пяти).

Однако, знаменитый мастер игры Ф. Филидор считал, что пешка — «душа шахматной партии», а структура пешечного расположения определяет стратегический рисунок партии.

Чтобы разрешить это противоречие, нам надо выяснить историю происхождения слова «пешка».

Изображение пешки на шахматных диаграммах и сами шахматные фигурки отдаленно напоминают человека в военном шлеме или каске, а первоначальное расположение пешек на игровой доске – построение войска перед битвой. Пешки расставляются в линию перед основными фигурами, как бы прикрывая их и принимая на себя первый удар неприятеля.

С древних времен основной боевой единицей армий всего мира являлся пехотинец – пеший воин, вооруженный мечом, копьем или ружьем, а род войск, состоящий из отрядов пехотинцев назывался пехотой. Крепости, города и населенные пункты врага считали занятыми только тогда, когда туда вступала нога пехоты.

Пешки в шахматной партии играют очень большую роль. В дебюте первые пешечные ходы позволяют опытному игроку завладеть игровым пространством (в настоящем бою это захват опорных пунктов, важных высот). Пешки могут служить для защиты и поддержки основных фигур (в современной армии танки без помощи солдат-пехотинцев беспомощны). И, наконец, одно из правил шахмат – пешка, прошедшая через все поле, превращается в любую сильную фигуру, даже в ферзя. «Плох тот солдат,

который не мечтает стать генералом» (русская пословица)

Как тут не вспомнить о традиции многих армий мира, в том числе и русской, когда рядовой солдат, первым взошедший на стены крепости противника, становился офицером и дворянином!

Таким образом, пешка имеет много общего с отважным, но зачастую безымянным, героем – солдатом-пехотинцем, и своим названием, по-видимому, она обязана именно ему.

 Турусы на колесах

А ладья – то тяжела.
Раньше башнею была.
Сверху лучник там стоит,
Королевство сторожит.
Ходит вдоль и поперёк.
Шаг ладьи тяжёл и строг.
Может сделать рокировку –
Короля упрятать ловко.
Будет домик охранять,
Часовым в дверях стоять.


Шахматная фигура «ладья» своим видом и силуэтом на графическом изображении напоминает башню средневекового замка. И это не случайно. Дело в том, что эта игра попала в Европу именно в Средние века. В VIII—IX веках, при завоевании Испании арабами шахматы попали в Испанию, затем, в течение нескольких десятилетий — в Португалию, Италию и Францию. Игра быстро завоевала симпатии европейцев, к XI веку она уже была известна во всех странах Европы и Скандинавии. К XV веку шахматы приобрели, в общем, современный облик. А как мы знаем, большинство военных действий в средневековье связано со штурмом огромных каменных сооружений, жилищ знатных феодалов и королей – замков. Нет крепчей крепости, ни отчаяннее обороны, как Измаил, падший кровопролитным штурмом!

(из рапорта А.В. Суворова Г.А. Потемкину)

В европейских языках название этой фигуры так и означает – замок (напр. в английском языке «castle»).

В русском языке есть еще одно наименование ладьи – «тура». На Руси турой или турусой называли осадную башню на колесах, которая специально строилась из дерева и предназначалась для штурма крепостных стен городов или замков. Сооружение таких башен – дело очень долгое и хлопотное. Возможно, отсюда пошла поговорка «развести турусы на колесах», которая  употребляется в ситуации бесполезных, никчемных долгих разговоров.

Однако, в русском языке наиболее устойчивое название этой шахматной фигуры – «ладья». Почему?

Нам представляется, что это связано с тем, что шахматы пришли на Русь непосредственно из Азии через купцов или восточных торговцев. В арабских странах эта шахматная фигура часто выполнялась в виде мифической птицы Рух, персонажа арабских сказок. Это огромная птица свирепого нрава охотилась на слонов, чтобы выкармливать ими своих птенцов. Изображение головы этого чудовища нередко украшала нос боевых кораблей русских воинов – ладьи. На этом примере мы можем видеть, как на русской земле происходит смешение двух миров – азиатского и европейского.

 Животное или человек?


Слон и воин на спине
Важны в шахматной игре.
Белопольный, чернопольный 
Слон, конечно, подневольный.
Ходит он наискосок,
Делает большой бросок.
Но слонов двоих пути
Пересечься не должны.


Слон - крупнейшее млекопитающее с длинным хоботом, двумя бивнями и очень толстой кожей, которое обитает в Индии и Африке. Знаменитый полководец Александр Македонский во время одного из своих завоевательных походов столкнулся с армией, в боевых порядках которой он увидел удивительных, огромных животных, на чьих спинах в специальных корзинах сидели воины-лучники. Это были боевые слоны. Поэтому не случайно в индийских и арабских вариантах шахмат достойное место нашлось и этому роду войск, а шахматные фигурки представляли собой небольшие скульптурки этих животных. Название - «Слон» - прижилось и в русском языке.

Однако, если взглянуть на современные фигуры и на шахматные диаграммы, то мы найдем очень мало общего между ними и представителями животного мира. Скорее, они похожи на человека или своеобразный головной убор.

В России «слона» называют также «офицером». Офицер в армии – это человек, который в силу своего опыта и специальных знаний, командовал рядовыми солдатами и занимал различные военные должности.

В английском языке эта фигура называется bishop – «епископ», и, если внимательно присмотреться, она имеет сходство с митрой – шапкой католического священника. Мы знаем, что игра в шахматы, как и многие другие игры, не одобрялись, а часто и запрещались средневековой церковью. Откуда же в шахматах появился епископ?

В средние века католическая церковь имела очень большое влияние на жизнь общества. Глава этой церкви, Папа Римский, хотел даже взять духовную и светскую власть в свои руки. Церковь очень жестоко карала за преступления против нее. Отлучение, пытки и сожжение на костре грозили любому человеку – и благородному дворянину, и простому крестьянину. Даже короли склоняли свою голову перед людьми в митрах. Несмотря на жесткие преследования со стороны церкви, в шахматы играли и очень любили эту игру, причем не только знатные вельможи, но и простые люди. Однако страх и преклонение перед церковью нашли отражение в том, что одной из основных сильных шахматных фигур был присвоен высокий церковный сан – епископ, а изображаться она стала в виде головного убора священника.

Ферзь

Представляю вам ферзя –
Он помощник короля.
У него своя игра:
Под контролем вся доска.
Но вступать в бой не спешит-
За позицией следит.
После конницы, слонов
Он начать войну готов.


Самая сильная фигура на шахматной доске – «Ферзь» или «Королева». Как случилось, что королева в шахматах могущественнее короля и очень часто именно она играет основную роль в разгроме противника? В истории известны могучие короли-воители, которые возглавляли свои армии и сами активно участвовали в сражениях, а их жены-королевы в это время ждали во дворцах или замках своих супругов с победой.

Во-первых, как уже говорилось ранее, шахматы в Европу пришли с арабами, которые завоевали почти всю Испанию. Спустя время, народы, населявшие эту землю, начали борьбу за независимость – реконкисту. Большую роль в этой борьбе сыграли супруги - королева Кастилии Изабелла и король Арагона Фердинанд. Эти два государства объединились в единое Испанское королевство, а войска Изабеллы и Фердинанда окончательно изгнали арабов из своей страны. Королева Изабелла Кастильская вошла в историю как мудрый политик и красивая женщина, не уступающая в храбрости мужчинам. Кроме того, она очень любила играть в шахматы и была сильным игроком. Возможно, что эта шахматная фигура названа «королевой» в память о королеве Изабелле.

Второе предположение связано с восточным происхождением этой игры. «Ферзь» происходит от персидского «fertz» - полководец или советник. Так называли человека, который являлся правой рукой правителя. Если вспомнить арабские сказки, в них встречается персонаж (как правило, отрицательный) – визирь, первый министр государства. Он всегда находился возле падишаха, был в курсе всех дел в государстве, а также замещал своего повелителя в военных походах. Это был самый влиятельный человек в стране и нередко даже сам султан боялся своего министра.







Глава 2. Изготовление старинных шахматных фигур:

2.1. Культурные источники, описывающие фигуры VI века

В персидской поэме, написанной в 600 году нашей эры, уже есть упоминание об индийских шахматах и о том, что в Персию эта игра проникла из Индии.

Персидский поэт Фирдоуси, который жил на рубеже X и XI веков, неоднократно описывал в своих произведениях шахматы, а в одной из поэм рассказывал о прибытии ко двору персидского шаха Хосрова I посланников индийского раджи с подарками, среди которых находилась игра.

На той доске было нарисовано 100 клеток (как мы знаем, на современной шахматной доске 64 клетки — 8 по горизонтали и 8 по вертикали).
Передний ряд — пехота, за ней — конница. Шах располагался в центре своего войска во втором ряду. Рядом с ним стоял наставник, самый мудрый ближайший помощник. Далее — два слона. Рядом со слонами стояли верблюды. Дальше — два коня. А по краям — две боевые птицы Рух. Из текста ясно, что был еще и третий ряд — пехота (см. ниже — выделенные красным строчки), т.е. если верить этой легенде, в первоначальных шахматах фигуры стояли не в два, а в три ряда.
Наставник, верблюды, птица Рух… очень интересно!

Но интереснее об этом прочитать первоисточник в переводе Михаила Дьяконова — известного востоковеда.

Шахматная тематика в мировой литературе была предметом исследований.

Из литературного наследия можно по крупицам воссоздать историю возникновения и назначения каждой фигуры на шахматной доске.

В своей поэме он детально описывал диковинную вещь, подаренную персидскому царю благодарным индийским народом. Такой вещью является «довольно занимательная игра». Вот, что писал сам Фирдоуси: «Среди подарков, подносимых персидскому царю, была вещь довольно занимательная. Это была игра. Она воспроизводила сражение двух армий: черной и белой».



Из тека и кости слоновой полки,

Два шаха, что в славе своей велики.


Гляди - и пехота, и конница тут,

Два войска построились, в битву идут.


Здесь кони, слоны и наставник царя,

Бойцы, что сражались, отвагой горя.


Вот шах посредине дружины своей,

С ним рядом наставник - всех мудрых мудрей.


А сзади и спереди пешая рать,

Что в битве готова всегда наступать.


И каждый свершает положенный путь,

Не смея ни ближе, ни дальше шагнуть.


Кто шаха увидит на ратных путях,

Ему говорит: "Берегися, о шах".


Из клетки тут шах отступает своей,

Пока не утратит он к бегству путей.


И смотрит кругом государь молодой:

Рассеяно войско, в тревоге большой.


Доска оке для шахматной мудрой игры

Осталась на память от этой поры*.






2.2.Этапы работы по созданию своих шахматных фигур под старину.



Разрабатывая эскиз изготовления шахмат, мы с моими родными узнали, какие ценные материалы использовались раньше при изготовлении шахматной доски и фигур в подарок. Многие художники уделяли огромное внимание теме изготовления шахмат. В различные эпохи мастера искусства использовали всю свою фантазию для того, чтобы изготовить самые красивые шахматы. Каждый ценитель и любитель этой древнейшей игры не упускал из виду ни одной модели шахмат знаменитых мастеров. С момента начала их истории, для изготовления использовались такие материалы как, моржовая и слоновая кость, керамика и дерево, сталь и бронза, золото и серебро, янтарь и перламутр, стекло и фосфор.




Названия старинных индийских шахматных фигур - это раджа, визирь, башня, всадник, колесница и пехота.

Я решил изготовить шахматные фигуры для игры на магнитной вертикальной доске. Для этого я выбрал плотный белый картон, имитирующий слоновую кость.




Наметил Этапы работы:


1.Нарисовал на бумаге эскизы фигур.

2.Скопировал на картон.

3.Выделил ярко контур фигуры.

4.Аккуратно вырезал.

5.Наклеил с оборотной стороны кусочки магнита.

6.Покрыл бесцветным лаком.



Вот, что у меня получилось:











Заключение

Все свои идеи я воплотил. Мне очень хотелось поделиться с другими людьми тем, что интересного я узнал из истории шахматных фигур. Идея игры – это модель битвы или целой войны.

Раньше и сейчас шахматы - это  настольная игра №1 в мире. Эта игра сочетает в себе: науку, искусство и спорт. Игру в шахматы можно смело назвать гимнастикой для мозга

Пришли к нам из восточных стран – Индии и Персии. Этот факт нашел отражение не только во внешнем образе фигур, но также в их названии.

Одной из задач нашей работы было создание своих старинных шахматных фигур. Создавали мы их вместе с моей семьёй. Созданы шахматные фигуры на основе описания придворного персидского поэта Фирдуоси, жившего во дворце шаха, из поэмы «Книга царей»

Я выполнил поставленную в начале работы цель – изготовил шахматные фигуры для игры в шахматы VI века. Мои фигуры вызвали интерес у детей к игре в шахматы, и они с удовольствием стали играть ими и познавать новое из мира шахмат.

Сам процесс сбора материала об игре описание старинных фигур и правил игры в них, изготовление, расположение на магнитной доске и игра с другими игроками, принесло мне знания новых стратегий игры. Я рад, что посещая шахматный кружок, дети с удовольствием играют в мои шахматы. Для меня игра открыла новые горизонты к познанию важных правил для победы в игре.

Разрабатывая эскиз изготовления шахмат, мы с моими родными узнали, какие ценные материалы использовались раньше при изготовлении шахматной доски и фигур в подарок. Повторили правила шахматного этикета. Научились работать с магнитными фигурами на вертикальной доске.

Отсюда следует вывод: старинные шахматные фигуры помогают нам больше узнать об истории, о культурном наследии увлекательной и познавательной игры в шахматы. А значит, и обучение станет более интересным и активным. Игра в шахматы, дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, учит самостоятельно делать выводы и планировать свою стратегию победы, а ещё - развивает память.

Мне бы хотелось продолжить изучения возможностей игры, так как в процессе работы я узнал, что почти каждый шахматный чемпион мира внёс в развитие игры свой, интересный вклад, который используется в школьном образовании для изучения новых технологий познания секретов игры. В продолжение своей темы, мне бы хотелось основательно изучить все возможные победные шаги в шахматной игре, что поможет мне тоже стать известным шахматистом.

Список литературы:


1. Карпов А.Е., Гик Е.Я. "Шахматный калейдоскоп". - М.: "Наука", 1981. - 208 с.

2. Гик Е.Я. “Беседы о шахматах” – М. 1985г.

3. Линдер И.М. "У истоков шахматной культуры". - М.: "Знание", 1967. - 352 с.

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка – М.: изд-во Оникс Мир и Образование, 2006.

5. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь русского языка. — М.: Учпедгиз, 1937. — 162 с.

6. http://www.chessarena.ru/

7. http://historychess.narod.ru/

8. http://www.istorya.ru/articles/shahmaty.php


1. «Тысячелетний миф шахмат», Юдасин Л. Название: Тысячелетний миф шахмат Издательство: Северный паломник Год : 2004

2.  «Памятные страницы истории шахмат» Суэтин А.С.,Святослав Ю.Р. Название: Памятные страницы истории шахмат Издательство: Киев, Здоров'я Год: 1990

3. "Современный учебник шахматной игры. Принципы шахматного искусства в их историческом развитии". Рети Р. Перевод с немецкого. Под спец. ред. и с комментариями Л.Я. Абрамова. 3-е издание. Москва, "ФиС", 1981 г., 208 стр., портр..

4.         «Шахматы на Руси» Линдер И.М. (М.: Наука, 1975.)

5.         Википедия http://ru.wikipedia.org

6.         Электронный журнал «Вокруг света» http://www.vokrugsveta.com

7.         http://thaichess.narod.ru

8.         http://historychess.narod.ru









































ПРИЛОЖЕНИЯ:



Анкета опроса учащихся начальных классов.

1. Ты слышал об игре ШАХМАТЫ?

ДА ________

НЕТ_______

2. Умеешь ли ты играть в ШАХМАТЫ?

ДА ________

НЕТ_______

3. Знаешь ли ты, как назывались шахматные фигуры в Индии?

ДА ________

НЕТ _______

4. ШАХМАТЫ — это спортивное состязание?

ДА ________

НЕТ_______




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Андреева Наталья Викторовна

Дата: 08.05.2017

Номер свидетельства: 413753


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства