Просмотр содержимого документа
««Добрым жить на белом свете веселей».»
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс
Модуль «Основы светской этики»
Тема урока «Добро и зло».
Цель: развитие представлений учащихся о добре и зле, как основных этических понятиях.
Задачи:
формировать нравственную позицию учащихся;
учить видеть и анализировать поступки окружающих;
развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к предмету;
закрепить коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся видеть и анализировать поступки окружающих;
Проблема: Что такое добро и зло?
Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, дискуссия, творческая работа учащихся, защита проектов-рисунков.
Основные термины и понятия: добро, зло, добрый человек, злой человек.
Оборудование:
учебник “Основы светской этики” А.И. Шемшурина
аудиозапись песни “Дорогою добра”;
выставка книг детских писателей о добрых людях и добрых поступках;
справочные материалы, толковый словарь;
рисунки учащихся и иллюстрации из книг, на которых изображены добрые и плохие, злые поступки.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
Учитель: Рассмотрите внимательно рисунки и иллюстрации (размещены на доске). В какие две группы вы можете их распределить?
Учащиеся рассматривают рисунки и иллюстрации, распределяют их в две группы:
В одну группу рисунки, на которых изображены добрые, хорошие поступки, а в другую группу рисунки, на которых изображены плохие, злые поступки. Учитель: Дайте название каждой группе рисунков.
Учащиеся: Добро и зло.
III. Введение в тему
Учитель: прочитайте эпиграфы.
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О. Ключевский.)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях». (Паскаль)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
IV. Формулирование темы урока и постановка целей обучающимися. Постановка проблемы.
Учитель: Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – доброта и зло, каким в жизни быть веселее.
Беседа:
- Понятны ли вам слова “добро” и “зло”?
- Каких людей вы назовёте добрыми, а каких – злыми?
- Какое отношение вызывают у вас злые люди?
- Понятно ли вам слово доброта?
Учитель: Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Вывод: Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.
Учитель: Подумайте, на какие вопросы мы с вами сегодня должны найти ответы? Какую цель поставим перед собой?
Учащиеся: Что такое добро? Что такое зло? Почему нужно стремиться к добру и избегать зла?
V. Проектно-исследовательская работа.
1) Работа с учебником и справочными материалами:
Учитель: Сейчас вы самостоятельно прочитаете материал учебника на с. 10-11, найдете понятия «добро» и «зло» в толковом словаре, подготовите примеры проявления добра и зла в жизненных ситуациях, подберете синонимы к словам “добро” и “зло”;
Учащиеся самостоятельно выполняют полученное задание.
Проверка выполненного задания.
2) Дискуссия по вопросам:
Учитель: Многих ли знакомых вы можете назвать однозначно - добрыми людьми? Злыми людьми?
- А что вы скажете о себе?
- Добро и зло – понятия относительные. И нам с вами иногда очень тяжело сделать правильный выбор, не лгать, не завидовать.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Учитель: Отрицательные поступки разрушают самого человека и тех, кто его окружает.
Учитель: Недаром есть пословицы “Как аукнется, так и откликнется”, “Не рой другому яму – сам в неё попадёшь”.
Ребята, назовите качества, которые вы цените в своих друзьях.
Учащиеся: Доброта, честность, взаимопомощь, справедливость, великодушие и пр.
Учитель: А как вы думаете, какими считают вас друзья?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Видите, никто из вас не сказал, что хотел бы видеть рядом с собой жадного, лживого, завистливого и злого человека. Значит, нам всем хочется быть на стороне добра.
Учащиеся: Совершать добрые поступки, помогать друзьям, любить семью, не лгать, не завидовать, не сквернословить. Воспитывать в себе лучшие качества: доброту, честность, справедливое отношение к своим и чужим поступкам. Надо научиться принимать ответственные решения и вовремя исправлять сделанные ошибки.
Учитель: Согласны ли вы, что каждый должен сам принять решение, каким человеком он хочет вырасти?
3) Работа с пословицами:
Учитель: Народ сложил немало пословиц и поговорок о добре и зле, они помогают определить жизненную позицию исформировать жизненные ценности человека.
Учащиеся подбирают пословицы из предложенных учителем на тему урока.
Пословицы:
Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
С молода, учиться – на век пригодится.
Жизнь дана на добрые дела.
«Худо тому, кто добра не делает никому».
Пустой спор до ссоры скор.
При солнышке тепло, при матери добро.
В ком правды нет, в том и добра мало.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Тише едешь – дальше будешь.
Добро сеять, добро и пожинать.
Поспешишь – людей насмешишь.
Учитель: Да, правильно. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.
- Почему же добро всегда побеждает зло?
4) Работа с текстом:
Учитель: Поразмышляем над этим, прочитав «Антошкину сказку» (с.12-14).
Учащиеся читают сказку и отвечают на вопросы:
- На какие важные моменты жизни человека ты обратил особое внимание в этой сказке?
- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?
- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте.
5) Работа с рисунками.
Учитель: К сегодняшнему уроку вы нарисовали рисунки о добре и зле по прочитанным ранее литературным произведениям.
Расскажите о своих героях. Хотите ли вы быть похожими на них?
Учащиеся рассказывают о своих героях.
6) Обсуждение различных ситуаций из жизни детей
Помощь пожилому человеку при переходе проезжей части.
Ученик не уступает место пожилому человеку в транспорте.
Мальчики бегут по коридору школы.
Старшие ученики обижают младших.
Ребёнок помогает маме в работе по дому.
VI. Подведение итогов.
Учитель читает стихотворение:
«Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро – творить трудней».
«Рождает зверя зверь,
Рождает птица птицу,
От доброго добро,
От злого зло родится».
Обсуждение выставки книг о добре, добрых людях и их поступках.