kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Свобода и ответственность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень интересный и занимательный урок. Дети остались довольны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Свобода и ответственность»»

«Свобода и ответственность»

Цель:

формирование духовно-нравственной культуры личности через изучение темы «Свобода и ответственность»

Ход урока.

Организационный момент.

Сегодня на уроке мы продолжим познавать законы жизни человеческого общества.

Актуализация знаний.

(Повторение по предыдущей теме урока “Свобода и моральный выбор человека”.)

(Приложение) Слайд 2 (Восточная притча “Утренний выбор”.)

- Прочитайте текст притчи, приготовьтесь прочитать ее вслух выразительно. (Ученик читает со слайда.)

– Как вы понимаете смысл слов, сказанных Учителем?

– Что в вашем понимании означает слово “блаженство”? (счастье в наивысшей степени, наслаждение)

– Какой вывод для себя можно сделать, ознакомившись с содержанием данной притчи?

(У каждого человека всегда есть право выбора. Это его моральный выбор.)

Формулировка темы урока.

-Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.


Ползти. Идти. Бежать. Лететь.

Стремиться. Верить и хотеть...
Забыть. Устать. Застыть. Стоять.

Хандрить. Поддаться. Угасать...

Два выбора. И две судьбы.
Ну, а итог решаешь ты...

Татьяна Ярошевич

Вопросы:

- Как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?

- Попробуйте сформулировать тему урока.


Слайд №3 Учитель открывает тему: «Свобода и ответственность» на слайде.


!!!!-Какие вопросы надо поставить ,чтобы они помогли раскрыть суть нашей темы и на которые мы сможем в конце урока дать ответы.

Что такое?

За что?

Последствия?

Связь?

Примеры?


- Что такое свобода? Слайд №4 (это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества).

- Сегодня мы как раз и поговорим о том, как научиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами. Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность. Ответим на вопрос: «Связана ли ответственность с необходимостью и  умением человека сделать правильный и свободный выбор?».

Проверка домашнего задания.

- Чтобы начать наш разговор, проверим домашнее задание.

1) - Что такое свобода? Слайд №4 (это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества).

- Поднимите руку, кто хочет быть свободным человеком?

2)- Дома вы должны были вспомнить героев из сказок, перед которыми стоял моральный выбор. Приведите свои примеры.

Слайд №5 3) -Посмотрите на картину Федора Решетникова «Опять двойка» с точки зрения морального конфликта?

Плохая отметка - мама, семья

Сказать или не сказать?

- Как правильно выйти из этого конфликта?

- Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры.

Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступить правильно, добродетельно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение.


Актуализация опорных знаний.

Разбейтесь на группы в зависимости от того, у кого какой предмет лежит на парте (нитки, лист бумаги, пуговица, газета, кусочек ваты). Каждой группе надо решить, что главное можно сделать с этим предметом (каждый участник группы называет свою версию – сообщает решение ответственный, выбранный группой.)

Выслушивается решение каждой группы.

Вопросы:

  • Какие еще были мнения в группе?

  • Почему группа решила именно так?

  • Были ли все члены группы свободны в своем решении?

  • Всем ли было легко согласиться с мнением группы? Почему?


Выводы.

Предмет может быть один, а решения о его использовании разные. Иногда решение принять нелегко, это может быть связано с тем, что человек должен принять мнение большинства, уступить.

Свобода проявляется не только в отстаивании своего мнения, но и в возможности уступить.

Игра “Паровозик”. Вызывается по одному человеку из каждой команды. “Тройка” участников – это паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в тройке – “голова” паровозика, остальные двое должны закрыть глаза. По моему хлопку “паровозики” начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в “паровозиках” должны поменяться местами: 1-ый игрок становится в “хвост” паровозика, 2-ой –“голова” паровозика. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник из “тройки” не побывает в роли “головы” паровозика.

– Спасибо, а теперь рассаживаемся по местам.

– В какой роли вам было интересно? Почему?

– В какой роли было труднее всего? Почему?

(В роли “головы” паровозика, т.к. приходилось принимать решение: куда именно двигаться.)

– А значит, трудно брать на себя ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.

Работа по теме урока.

1.– Кто попробует объяснить смысл слова “ответственность”.

-Давайте в учебнике (с.24) найдём определение ответственности и сравним с нашим определением. Откройте ваши тетради, запишите дату, тему урока и определение, что такое ответственность с позиции светской этики.

-Когда вы были маленькими, вы мало знали и умели, и близкие заботились о вас. По мере взросления вы многому учитесь, и окружающие считают, что вы будете заботиться о себе сами. Появляются новые обязанности перед другими людьми, а также за тех, кто нас окружает.

-Ответственность как и свобода с годами растет и является как бы пропуском во взрослую жизнь.

2. Разберём такую ситуацию: Вам поручили ответственное задание – выбрать подарок для одноклассницы. Легко ли это сделать? Почему?

Слайд №6 Свобода – это выбор, а выбор – это ответственность

Доказали мы с вами, что понятия свобода и ответственность идут рядом? (Ответ: доказали)

3. Ответственное поведение личности возможно только при определённых условиях.Работа с учебником. стр.24-25. Найдите их и отметьте карандашом.

  • Человек ответственен только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.

  • преднамеренность. Что такое преднамеренность?

  • должен отдавать себе отчёт в последствиях совершаемых действий.


4. Слайд № 7. Послушайте стихотворение «Уехали» А.Л.Барто

Щенка кормили молоком.
Чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком
К нему бежали босиком — 
Ему пощупать нос.

Учили мальчики щенка,
Возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка,
Шагал на поводу.

Он на чужих ворчать привык,
Совсем как взрослый пёс,
И вдруг приехал грузовик
И всех ребят увёз.


Он ждал: когда начнут игру?
Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру,
К тому, что рано поутру
Труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты
На тёмные кусты.

Он был один в саду пустом,
Он на террасе лёг.
Он целый час лежал пластом,
Он не хотел махать хвостом,
Он даже есть не мог.

Ребята вспомнили о нём —
Вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом,
Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,
Он всех подряд лизал в лицо.
Его ласкали малыши,
И лаял он от всей души.

-Почему щенок не пустил ребят?

-Как они поступили по отношению к щенку?

-Как должны были поступить?

5. - Дети и щенок оказались в отношении ответственности. Прочитайте в учебнике что это значит. (стр.25)

Коллективное составление схемы «Отношения ответственности» Слайд № 8

Отношения ответственности





Кто несет ответственность? За что человек несет ответственность?

(Родители, дети, учителя, люди) (за поступки и действия)

Перед кем человек несет ответственность?

(Перед природой, обществом, друг перед другом)

6. Игра « Проголосуй ногами»:

– Для размышления вам предлагается ситуация. Прочитайте и подумайте, кто должен нести ответственность?

  • Если человека толкнули и он, падая, нанёс кому-то вред…

(он не несёт ответственности, ответст. Несё тот, кто толкнул, так как он мог не толкать)
– Те, кто считают, что ответственность несет тот,!!! кого толкнули, – располагаются у левой стены класса;
!!!кто толкнул – у правой стены класса, !!!затрудняюсь с ответом – у средней стены класса. Приготовьтесь и по моему хлопку занимаем места в классе, кто какую позицию выбрал (Идет обсуждение, каждая группа ребят отстаивают свою точку зрения. Если в процессе обсуждения дети из группы “затрудняюсь ответить” склонились к какому-то из двух предложенных мнений, то они переходят в другую группу, также поступают и участники двух других групп – если их смогли аргументированно переубедить.)

7. -Ответственность у всех разная. Она зависит от возраста и от того, какое положение человек занимает в обществе.

Родители несут ответственность за детей, а дети за порученные им дела.

Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они учатся.

Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы.

8. Слайд № 18 Работа в группах: (карточки)

- Определите отношения ответственности и заполните таблицу

дополни высказывания:

Родители несут ответственность за _________________________.

Люди несут ответственность за _____________________________.

Учителя несут ответственность за __________________________.

Ученики несут ответственность за__________________________.

Врачи несут ответственность за ____________________________.

Строители несут ответственность за______________________.


9. - Любой поступок влечёт за собой какие-либо последствия. Давайте попробуем в этом разобраться.

Работа по группам. Разбираем ситуации на листочках.

(Слайд 19) 1-я ситуация. Костя и Денис решили прогулять уроки, потому что была тренировка их любимой футбольной команды. Они хотели посмотреть тренировку.

Последствия поступка:

- для Кости и Дениса

- для родителей, которые прочтут запись в дневниках. Что мальчики прогуляли школу

- для отношений ребят с родителями

(щелчок)2-я ситуация. Света допоздна гуляла с девочками. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Последствия поступка:

- как ты думаешь, на кого это могло повлиять?

-как это могло повлиять на отношения Светы с родителями?

(щелчок)3-я ситуация. Витя пропустил тренировку перед ответственным матчем, пошел в кино с другом. Шел очень интересный фильм.

Последствия поступка:

- для команды, с которой он играл

- для отношений Вити с ребятами

- для отношений Вити с тренером

(щелчок)4-я ситуация. Костя и Саша катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.

Последствия поступка:

- для мальчиков

- на кого и как мог повлиять данный поступок

Вывод. - Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей.

- Мы разобрали случаи, в которых герои поступали как?

10. Слайд №20. Поиграем в игру «Ответственно или безответственно». ИЛИ ВИДЕОРОЛИК

- Я буду приводить примеры поступков. Если ответст.- хлопаем, если безответст.- топаем.

Вы съели целый пакет любимых конфет.

Вы не выучили стихотворение.

Вы едите достаточно овощей и фруктов.

Вы выгуливаете собаку.

Вы плохо продежурили в кабинете.

В солнечный день друзья пригласили поиграть в компьютерные игры, а ты говоришь, что лучше поиграть на улице в волейбол.

Вы объясняете младшему брату, сестре, что играть со спичками опасно.



Вывод: Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других.

11. ВИДЕРОЛИК- Слово священнику- что такое ответственность с позиции православия, церкви.

12. Слайд № 22. Рефлексия.

- Спасибо, ребята, за вашу активную работу на уроке.

- Вам понравился урок?

- Я предлагаю вам весомые, ответственные высказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить:

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Я понял, что…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

13. (Слайд № 23)Домашнее задание.





8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Свобода и ответственность»

Автор: Иванова Ольга Александровна

Дата: 26.11.2021

Номер свидетельства: 592688

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Дискуссионный клуб "Свобода, ответственность, выбор" "
    ["seo_title"] => string(49) "diskussionnyi-klub-svoboda-otvietstviennost-vybor"
    ["file_id"] => string(6) "165570"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1422816452"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Разработка урока по теме "Свобода в деятельности человека""
    ["seo_title"] => string(64) "razrabotka_uroka_po_tiemie_svoboda_v_dieiatiel_nosti_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "368011"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481377147"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Моральная ответственность "
    ["seo_title"] => string(27) "moral-naia-otvietstviennost"
    ["file_id"] => string(6) "162473"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422360743"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Основы светской этики. Свобода и ответственность. "
    ["seo_title"] => string(49) "osnovy-svietskoi-etiki-svoboda-i-otvietstviennost"
    ["file_id"] => string(6) "161813"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422277885"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "конспект урока "Свобода и ответственность""
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekturokasvobodaiotvietstviennost"
    ["file_id"] => string(6) "272250"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451925034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства