- Прочитайте текст притчи, приготовьтесь прочитать ее вслух выразительно. (Ученик читает со слайда.)
– Как вы понимаете смысл слов, сказанных Учителем?
– Что в вашем понимании означает слово “блаженство”? (счастье в наивысшей степени, наслаждение)
– Какой вывод для себя можно сделать, ознакомившись с содержанием данной притчи?
(У каждого человека всегда есть право выбора. Это его моральный выбор.)
Формулировка темы урока.
-Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку.
Ползти. Идти. Бежать. Лететь.
Стремиться. Верить и хотеть... Забыть. Устать. Застыть. Стоять.
Хандрить. Поддаться. Угасать...
Два выбора. И две судьбы. Ну, а итог решаешь ты...
Татьяна Ярошевич
Вопросы:
- Как вы понимаете эти слова?
- Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?
- Попробуйте сформулировать тему урока.
Слайд №3 Учитель открывает тему: «Свобода и ответственность» на слайде.
!!!!-Какие вопросы надо поставить ,чтобы они помогли раскрыть суть нашей темы и на которые мы сможем в конце урока дать ответы.
Что такое?
За что?
Последствия?
Связь?
Примеры?
- Что такое свобода? Слайд №4 (это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества).
- Сегодня мы как раз и поговорим о том, как научиться нести ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами. Узнаем, какую ответственность несут люди, даже будучи свободными, за что нужно нести ответственность. Ответим на вопрос: «Связана ли ответственность с необходимостью и умением человека сделать правильный и свободный выбор?».
Проверка домашнего задания.
- Чтобы начать наш разговор, проверим домашнее задание.
1) - Что такое свобода? Слайд №4 (это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества).
- Поднимите руку, кто хочет быть свободным человеком?
2)- Дома вы должны были вспомнить героев из сказок, перед которыми стоял моральный выбор. Приведите свои примеры.
Слайд №5 3) -Посмотрите на картину Федора Решетникова«Опять двойка» с точки зрения морального конфликта?
Плохая отметка - мама, семья
Сказать или не сказать?
- Как правильно выйти из этого конфликта?
- Приходилось ли вам оказываться в ситуации морального выбора? Приведите свои примеры.
Вывод: Из ваших жизненных ситуаций видно, что каждый из вас часто оказывается в ситуации морального выбора, и чтобы поступить правильно, добродетельно, обязательно нужно все взвесить, подумать, потом принять решение.
Актуализация опорных знаний.
Разбейтесь на группы в зависимости от того, у кого какой предмет лежит на парте (нитки, лист бумаги, пуговица, газета, кусочек ваты). Каждой группе надо решить, что главное можно сделать с этим предметом (каждый участник группы называет свою версию – сообщает решение ответственный, выбранный группой.)
Выслушивается решение каждой группы.
Вопросы:
Какие еще были мнения в группе?
Почему группа решила именно так?
Были ли все члены группы свободны в своем решении?
Всем ли было легко согласиться с мнением группы? Почему?
Выводы.
Предмет может быть один, а решения о его использовании разные. Иногда решение принять нелегко, это может быть связано с тем, что человек должен принять мнение большинства, уступить.
Свобода проявляется не только в отстаивании своего мнения, но и в возможности уступить.
Игра “Паровозик”.Вызывается по одному человеку из каждой команды. “Тройка” участников – это паровозик. Встаньте друг за другом, положа руки на плечи впереди стоящего ученика. Первый ученик в тройке – “голова” паровозика, остальные двое должны закрыть глаза. По моему хлопку “паровозики” начинают движение по классу в хаотичном порядке. Следующий хлопок в ладоши означает, что дети в “паровозиках” должны поменяться местами: 1-ый игрок становится в “хвост” паровозика, 2-ой –“голова” паровозика. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник из “тройки” не побывает в роли “головы” паровозика.
– Спасибо, а теперь рассаживаемся по местам.
– В какой роли вам было интересно? Почему?
– В какой роли было труднее всего? Почему?
(В роли “головы” паровозика, т.к. приходилось принимать решение: куда именно двигаться.)
– А значит, трудно брать на себя ответственность за себя и тех, кто находится рядом с нами.
Работа по теме урока.
1.–Кто попробует объяснить смысл слова “ответственность”.
-Давайте в учебнике (с.24) найдём определение ответственности и сравним с нашим определением. Откройте ваши тетради, запишите дату, тему урока и определение, что такое ответственность с позиции светской этики.
-Когда вы были маленькими, вы мало знали и умели, и близкие заботились о вас. По мере взросления вы многому учитесь, и окружающие считают, что вы будете заботиться о себе сами. Появляются новые обязанности перед другими людьми, а также за тех, кто нас окружает.
-Ответственность как и свобода с годами растет и является как бы пропуском во взрослую жизнь.
2.Разберём такую ситуацию: Вам поручили ответственное задание – выбрать подарок для одноклассницы. Легко ли это сделать? Почему?
Слайд №6 Свобода – это выбор, а выбор – это ответственность
Доказали мы с вами, что понятия свобода и ответственность идут рядом? (Ответ: доказали)
3.Ответственное поведение личности возможно только при определённых условиях.Работа с учебником. стр.24-25. Найдите их и отметьте карандашом.
Человек ответственен только за те поступки, которые являются результатом его свободного выбора.
преднамеренность. Что такое преднамеренность?
должен отдавать себе отчёт в последствиях совершаемых действий.
Щенка кормили молоком. Чтоб он здоровым рос. Вставали ночью и тайком К нему бежали босиком — Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка, Возились с ним в саду, И он, расстроенный слегка, Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык, Совсем как взрослый пёс, И вдруг приехал грузовик И всех ребят увёз.
Он ждал: когда начнут игру? Когда зажгут костёр? Привык он к яркому костру, К тому, что рано поутру Труба зовёт на сбор. И лаял он до хрипоты На тёмные кусты.
Он был один в саду пустом, Он на террасе лёг. Он целый час лежал пластом, Он не хотел махать хвостом, Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нём — Вернулись с полпути. Они войти хотели в дом, Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо, Он всех подряд лизал в лицо. Его ласкали малыши, И лаял он от всей души.
-Почему щенок не пустил ребят?
-Как они поступили по отношению к щенку?
-Как должны были поступить?
5. - Дети и щенок оказались в отношении ответственности. Прочитайте в учебнике что это значит. (стр.25)
Кто несет ответственность? За что человек несет ответственность?
(Родители, дети, учителя, люди) (за поступки и действия)
Перед кем человек несет ответственность?
(Перед природой, обществом, друг перед другом)
6. Игра « Проголосуй ногами»:
– Для размышления вам предлагается ситуация. Прочитайте и подумайте, кто должен нести ответственность?
Если человека толкнули и он, падая, нанёс кому-то вред…
(он не несёт ответственности, ответст. Несё тот, кто толкнул, так как он мог не толкать) – Те, кто считают, что ответственность несет тот,!!! кого толкнули, – располагаются у левой стены класса; !!!кто толкнул – у правой стены класса, !!!затрудняюсь с ответом – у средней стены класса. Приготовьтесь и по моему хлопку занимаем места в классе, кто какую позицию выбрал (Идет обсуждение, каждая группа ребят отстаивают свою точку зрения. Если в процессе обсуждения дети из группы “затрудняюсь ответить” склонились к какому-то из двух предложенных мнений, то они переходят в другую группу, также поступают и участники двух других групп – если их смогли аргументированно переубедить.)
7. -Ответственность у всех разная. Она зависит от возраста и от того, какое положение человек занимает в обществе.
Родители несут ответственность за детей, а дети за порученные им дела.
Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они учатся.
Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы.
8. Слайд № 18 Работа в группах: (карточки)
- Определите отношения ответственности и заполните таблицу
дополни высказывания:
Родители несут ответственность за _________________________.
Люди несут ответственность за _____________________________.
Учителя несут ответственность за __________________________.
Ученики несут ответственность за__________________________.
Врачи несут ответственность за ____________________________.
Строители несут ответственность за______________________.
9. - Любой поступок влечёт за собой какие-либо последствия. Давайте попробуем в этом разобраться.
Работа по группам. Разбираем ситуации на листочках.
(Слайд 19)1-я ситуация. Костя и Денис решили прогулять уроки, потому что была тренировка их любимой футбольной команды. Они хотели посмотреть тренировку.
Последствия поступка:
- для Кости и Дениса
- для родителей, которые прочтут запись в дневниках. Что мальчики прогуляли школу
- для отношений ребят с родителями
(щелчок)2-я ситуация. Света допоздна гуляла с девочками. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Последствия поступка:
- как ты думаешь, на кого это могло повлиять?
-как это могло повлиять на отношения Светы с родителями?
(щелчок)3-я ситуация. Витя пропустил тренировку перед ответственным матчем, пошел в кино с другом. Шел очень интересный фильм.
Последствия поступка:
- для команды, с которой он играл
- для отношений Вити с ребятами
- для отношений Вити с тренером
(щелчок)4-я ситуация. Костя и Саша катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.
Последствия поступка:
- для мальчиков
- на кого и как мог повлиять данный поступок
Вывод. - Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей.
- Мы разобрали случаи, в которых герои поступали как?
10. Слайд №20. Поиграем в игру«Ответственно или безответственно». ИЛИ ВИДЕОРОЛИК
- Я буду приводить примеры поступков. Если ответст.- хлопаем, если безответст.- топаем.
Вы съели целый пакет любимых конфет.
Вы не выучили стихотворение.
Вы едите достаточно овощей и фруктов.
Вы выгуливаете собаку.
Вы плохо продежурили в кабинете.
В солнечный день друзья пригласили поиграть в компьютерные игры, а ты говоришь, что лучше поиграть на улице в волейбол.
Вы объясняете младшему брату, сестре, что играть со спичками опасно.
Вывод: Учитель. Свобода без ответственности – это путь в никуда. Свободный человек отличается тем, что он готов нести личную ответственность за свой выбор, не перекладывая вину за последствия на других.
11. ВИДЕРОЛИК- Слово священнику- что такое ответственность с позиции православия, церкви.
12. Слайд № 22. Рефлексия.
- Спасибо, ребята, за вашу активную работу на уроке.
- Вам понравился урок?
- Я предлагаю вам весомые, ответственныевысказывания о сегодняшнем уроке, которые надо закончить: