Тема урока: Праздники и календари.Праздники иудаизма и праздники христианства.
По программе: « Перспективная начальная школа».
Тип урока: знакомство с новым материалом.
Задачи:
1.Расширить представление о многообразии праздников в религиях мира
2.Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира
3.Учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова. Учить структурировать полученные знания с помощью схем.
4.Учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении.
УУД:
- самоопределение
- целеполагание
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
- учёт разных мнений
- анализ, сравнение, обобщение
- извлечение из текстов необходимой информации
- выполнение действий по алгоритму
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности
- самооценка на основе критерия успешности
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстрациями, исследовательская деятельность.
Основные термины и понятия: Пейсах. Шавуот. Суккот. Ханука. Пурим. Рождество. Пасха. Вознесение. Троица. Крещение.
Средства наглядности: фотографии и/или видеоматериалы (изображение фрагментов религиозных праздников христиан, иудеев), презентация выполненная учителем.
Ход урока:
1.Организация деятельности учащихся.
2.Проверка домашнего задания.
-На предыдущем уроке мы узнали о различных религиозных обрядах и обычаях. Вспомните их.
-Как возникли те или иные обряды? Приведите примеры в разных религиозных культурах (подношение богам, причащение и другие).
-Для чего они нужны?
3.Сообщение темы урока.
-Помимо повседневных обрядов в каждой религии есть праздники и праздничные обряды.
-А почему они выделены как праздничные? (самое важное событие)
-Кто-нибудь может назвать главные праздники христианства или других религий?
-Вот сегодня мы и узнаем о главных обрядовых праздниках христианства и иудеев
4.Обсуждение темы урока.
- Назовем еще раз главные праздники христианства.
(Рождество, Троица, Пасха, Крещение, Вознесение)
- Что объединяет их? С чьим именем они связаны?
- У вас на столах карточки с названиями этих праздников. Расположите эти праздники в хронологическом порядке. Работа в парах.
Проверим выполнение задания.
(Рождество – 7января, Крещение – 19 января, Пасха- 15 апреля, Вознесение -24 мая, Троица – на пятидесятый день после Пасхи)
-Чтобы запомнить последовательность всех праздников, что по- вашему мнению, необходимо? (календарь)
Существует православный календарь.
- Давайте разберем каждый из этих праздников. Начнем с Рождества.
-Чему посвящен этот праздник?
-Кто знает, как христиане празднуют его?
-Каждый из праздников имеют свои ритуалы. Об этом мы узнаем из учебника.
- Работа с учебником с. 63-64. Комментированное чтение.
-Что общего у этих праздников в подготовке? (пост)
-Что такое пост? (словарная работа)
-Почему пост - Великий? (самый большой)
-Найдите предложение, в котором говорится что главное во время поста (стать лучше, работать над собой).
-Как вы это понимаете?
-Как называется неделя перед Пасхой? (Страстная седмица)
-Какие особенности Пасхального богослужения?
-Кто из вас был в храме? Изменилось ли его убранство?
- Самостоятельное чтение с.64-65.
-Что значит Вознесение? Как вы это поняли?
-Какой праздник является рождением христианской церкви? (Троица)
-Назовите особенности празднования Троицы.
- Итог: Назовите еще раз христианские праздники.
Игра «Узнай праздник» по картинке.
5.Исследовательская деятельность. Работа в группах.
-Еще на уроке мы должны узнать о главных праздниках иудеев. Над этим заданием вы будете работать в группах. У вас на столе лежит памятка-подсказка.
Вы должны кратко письменно ответить на вопросы памятки. У каждой группы свой праздник.
Кроме учебника у вас есть дополнительная литература, которая вам поможет.
Памятка-подсказка:
- Название праздника
- В чем заключается суть
- Как готовятся к празднику
- Традиционное угощение
- Какие ритуалы, вещи с ним связаны
-Давайте проверим. Оцените свою работу в группе.
6.Итог урока.
-На какие вопросы мы ответили?
-С чем связаны праздники у христиан?
-С чем связаны праздники у иудеев?
-Что показалось вам самым интересным и важным?
7.Игра «Угадай предмет»
-Вспомним праздники, о которых сегодня мы с вами говорили. Для этого вам необходимо узнать предмет и назвать праздник.
(кулич, маца, береза, ханукальная лампа, иудейский ларец с благовоньями, крашенные яйца, треугольное печенье, «христовы лапотки», хороводы)
8.Задание на дом:
Расскажи членам семьи и друзьям о религиозных праздниках иудаизма и христианства.
Задай им вопросы. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
Узнайте, какие еще есть праздники.