kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по основам православной культуры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок соответствует ФГОС. На уроке использовалист словарная работа, электронная презентация, видеофрагмент, работа с текстом учебника. Дети писали исторический диктант

Просмотр содержимого документа
«Урок по основам православной культуры»

Урок по ОПК

Организационная информация

Предмет

Основы православной культуры

Класс

4

Тема

Как христианство пришло на Русь

Образовательная программа по предмету (автор)

Данилюк А.Я. Программы для общеобразовательных учреждений, основы религиозных культур и светской этики 4-5 классы Москва «Просвещение» 201 0гОсновы религиозны

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Сергачева Елена Николаевна, учитель ОРКСЭ

Образовательное учреждение

МБОУ «Мухтоловская средняя школа №1»




Описание урока

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цель урока

формирование представления о принятии христианства на Руси и огромной роли Крещения в истории русского государства.


Задачи урока

Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с Крещением Руси; познакомиться с личностью князя Владимира как реформатора.

Развивающая: понять, какое значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны; развивать эмоциональность, умение вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, развивать навыки сотрудничества в группе, продолжить формировать умения работать с текстом учебника и документом, публично выступать, систематизировать материал.

Воспитывающая: способствовать воспитанию у детей патриотических чувств; уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гуманистических и гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.


Планируемые результаты

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока


УУД

  •  Регулятивные УУД:

установка цели и задач урока, планирование работа на уроке, прогнозирование результатов деятельности на уроке, контроль деятельности, коррекция в процессе учебной деятельности, оценка работы

  •  Коммуникативные УУД:

Обеспечение социальной компетентности и учет мнений и позиций других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение выражать свои мысли

  • Познавательные УУД:

Самостоятельное формулирование учебной цели и задач; необходимый информационный поиск, структурирование учебного материала

Материалы и оборудование

Компьютер и проектор, электронная презентация, карта «Древнерусское государство в 9-11 в», раздаточный материал, словарь Ожегова


Структура и содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


1 этап урока Мотивация к учебной деятельности

Учитель : Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я всех вас рада видеть на уроке основы православной культуры.

Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие-экскурс в историю наших предков. Попробуем узнать тему нашего путешествия.

(Звучит песня С.Маловой «На Крещёной Руси».

Используется электронная презентация. Слайд 1, 2 – тема урока , цель и задачи.

Открывается слайд с картиной Васнецова В. «Крещение Владимира»)


Учитель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?


Тема урока: Как христианство пришло на Русь.


Цель: формирование представления о принятии христианства на Руси и огромной роли Крещения в истории русского государства.


Учитель: Ребята, а что вы хотели бы узнать на этом уроке?


Вопросы:

1.Откуда и когда христианство пришло на Русь?

2.Кто установил православную веру в нашем государстве?

3.Почему именно эта религия была выбрана?

4.Какое значение имело крещение Руси для отдельного человека, народа и государства в целом?




Обучающиеся формулируют тему урока, цель и задачи урока ( учитель корректирует)


2 этап урока/ занятия: Организационный этап

Рассказ учителя: До принятия христианства у наших предков славян была языческая религия. Славяне верили во множество богов, обожествляли и поклонялись силам и духам природы, считали, что многие природные предметы (например, камень, дерево, ручей) обладают сверхъестественной силой. Одни племена поклонялись Перуну, другие Сварогу, третьи Даждьбогу, четвертые Велесу. Из-за поклонения разным богам среди русских людей не было единства, возникали противоречия.

В 10 веке правителем Древней Руси был князь Владимир Святославович. Князь пытался примирить свой народ, подчинить свой власти.





































Рассказ учителя: Да, действительно, в первые годы своего правления князь Владимир ничего резко не менял в жизни страны. Язычеству он скорей покровительствовал . Пытался объединить все племена, создав пантеон богов во главе с Перуном. Но это привело только к новым войнам из-за богов. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии — единобожию. Преимущества веры Христовой становились для него все очевиднее, тем более что в самом Киеве среди бояр, купцов, горожан, да и княжеских дружинников, начиная со времен Аскольда и Ольги, было достаточно много христиан. В прежнем своем виде язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет. Войны между племенами славянскими ослабляли власть князя и всей Руси.

- Ребята вы внимательно меня слушали, с какими новыми словами вы сейчас познакомились?

Откройте свои словарики и запишите значение новых слов.

Язычники - люди, которые верят во множество богов и поклоняются силам природы.

Князь - правитель древней Руси

Крещение- это присоединение к христианской церкви













Учитель:

-Ребята, давайте посмотрим видеофрагмент (как князь выбирал религию и крестил Русь) и ответим на вопросы.

Вопросы:

1.Что вы узнали из этого фильма?

2.Как князь Владимир выбирал новую веру?

3.Какую роль сыграл авторитет княгини Ольги в выборе православной веры?

4.Какой был выбор князя?



Учитель предлагает написать диктант, который поможет воссоздать сюжет фильма

В греческую столицу__________князь_________отправил своих послов. Русские послы посетили_______________. Они были поражены красотой____________.После этого князь Владимир решил принять _______.В________ году от Рождества Христова он призвал жителй Киева___________в реке _________. В народной памяти князь Владимир остался как Владимир____________ __________.

(988 г, река Днепр, Константинополь, храм, Храм Святой Софии, Владимир, крещение, креститься, Красное солнышко)

Физкультминутка

-Ребята, вы устали? – Проведем физкультминутку

(Учитель предлагает ответить на вопросы определенным действием: если «да» -то встали, если «нет» -сидим)

Вопросы:

1.Христианство на Руси ввел князь Владимир? (да)

2.Князь Владимир крестился в Киеве? (нет)

3.Перун –это бог грома и молнии? (да)

4.Христианство было принято в 988 году? (да)

5.Бабкой Князя Владимира была Софья? (нет)









Учитель: Ребята, а теперь поработаем с материалом учебника и ответим на вопросы:

1.Что изменилось в жизни людей после крещения Руси?

2.Почему Русь стали называть Святой?

3. Чему нас учит наша вера?

4.Изменился ли облик Руси? Что появилось на Руси нового?



Учитель: Принятие христианства стало важным событием. Все жители Руси приняли одну веру-христианство. Исчезли противоречия, которые были вызваны верой в разных языческих богов. Христианство призывало к покорности, повиновению, любви к ближнему, почитанию старших. Принятие христианства сделало всех людей равными перед Богом, независимо от того, были они богатые, или бедные. Таким образом, введение христианства принесло стране единство и примирение.

После принятия христианства была образована Русская Церковь. Князь начал строить в русских городах храмы. Каждый человек мог прийти в храм и помолиться Богу. Храмы строили из дерева и камня. На Руси появились священники и проповедники, которые рассказывали о вере христианской. При храмах открывались школы, где обучали грамоте. Появились на Руси монастыри и святые люди, посвятившие себя христианскому служению.

Так постепенно на Руси распространялось христианство, объединявшее всех жителей страны.









Учитель: «Ребята, а теперь предлагаю поработать в парах» (предлагает поработать в парах: заполнить таблицу и проверить друг у друга)

Соотнесите факты с событиями-



1.верили во множество богов

2.верили в одного Бога

3.молились в храмах

4.поклонялись идолам

5.приносили богам человеческие жертвы

6.крест был символом веры



Русь до крещения

Русь после крещения

1

2

4

3

5

6





Учитель: « А теперь, давайте попробуем оформить газету «Православный вестник» из работ предыдущих уроков. (предлагает оформить газету «Православный вестник» из имеющихся материалов: рисунков храмов и икон, стихов )





Учитель подводит итог урока, задает вопросы детям:

1.Что нового вы сегодня узнали на уроке?

2. Можете ли вы своими знаниями поделиться с кем - нибудь?

3. Как вы думаете, эти знания вам пригодятся?

4.Достигнута ли наша цель, которую мы ставили с вами в начале урока?







Выступления учащихся:

Ученики:

  1. Родился князь Владимир в 963 году. Отцом его был князь Святослав Игоревич, матерью ключница Малуша, родом из города Любеча. Кто такая ключница? Это та, что имела ключи от всех дверей, то есть заведовала обширным хозяйством княжеского двора и пользовалась при нем огромным влиянием . Малуша была христианкой, как и княгиня Ольга; исполняла обязанность милостницы, то есть раздавала милостыню из христианских побуждений княгини.

  2. Княгиня Ольга была бабкой князя Владимира. Она была родом из Пскова. Данных о её родителях нет, что подтверждает её незнатное происхождение. Её мужем был князь Игорь. Ольга была мудрой правительницей, основала несколько городов, улучшала благоустройство своей земли, строила стены для укрепления вокруг посёлков и ввела фиксированные налоги. Она была первой женщиной-княгиней в Киевской Руси, которая приняла христианство.

3.Отцом князя Владимира был князь Святослав - Сын Игоря, он являл собой пример доблести и отваги, проводил время в военных походах, думая об укреплении величия и славы Руси. Святослав настроен был против христианства.

Князь Владимир тоже был язычником и не отличался великодушием. Владимир был жесток и злопамятен. Владимир выступил ярым противником христианства. Он ввёл по всей стране единый культ с единым главным богом Перуном.

.



























Обучающиеся работают со словарем.



Ребята записывают новые слова в тетради.


Язычники - люди, которые верят во множество богов и поклоняются силам природы.

Князь - правитель древней Руси

Крещение- это присоединение к церкви









Обучающиеся смотрят фильм и отвечают на вопросы учителя.













Обучающиеся работают над диктантом ( вставляют в текст нужные слова) в рабочих листах












Обучающиеся определенным действием (встать, сесть) отвечают на вопросы учителя


















Дети работают с материалом учебника на с 60. «Святая Русь» и отвечают на вопросы.
































Ребята работают в парах: заполняют таблицу и проверяют друг у друга, на слайде ответы
























Ребята оформляют газету из имеющихся материалов в портфолио















3 этап: Рефлексия





Учитель предлагает в заключение украсить рождественскую елку из колокольчиков разных цветов(звучит музыка колоколов): красные – если, все на уроке понял; синие – если не все понял на уроке; желтые – ничего не понял.

Учитель задает домашнее задание: мини-сочинение «Как изменилась жизнь на Руси после крещения?», ответить на вопросы на с 61 урока 18.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок по основам православной культуры

Автор: Сергачёва Елена Николаевна

Дата: 05.02.2018

Номер свидетельства: 454870

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Использование проектной деятельности на уроках «Основы православной культуры»"
    ["seo_title"] => string(81) "ispol-zovaniie-proiektnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "252398"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447375565"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках "Основы православной культуры"""
    ["seo_title"] => string(105) "stat_ia_dukhovno_nravstviennoie_vospitaniie_mladshikh_shkol_nikov_na_urokakh_osnovy_pravoslavnoi_kul_tury"
    ["file_id"] => string(6) "347202"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1475462344"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Разработка урока. Тема " Пасха".  Модуль " Основы православной культуры" "
    ["seo_title"] => string(64) "razrabotka-uroka-tiema-paskha-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "239673"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444837463"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) ""Сотворение мира" презентация для урока Основы православной культуры в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(85) "sotvorieniie-mira-priezientatsiia-dlia-uroka-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "143181"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418470978"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока по курсу «Основы православной культуры», "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-po-kursu-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "242793"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445536719"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства