kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование проектной деятельности на уроках «Основы православной культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение «Основ православной культуры» предполагает использование системы современных методов и технологий обучения, не противоречащих сущности духовно-нравственного воспитания, ориентированного на ценности православного христианства. Осуществление проектов на уроках «Основы православной культуры» помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование проектной деятельности на уроках «Основы православной культуры»»

Использование проектной деятельности на уроках «Основы православной культуры»

(Воронина Н.Ф. педагог дополнительного образования МБОУ "Лицей №165 имени 65-летия "ГАЗ")



"Наше дело - сеять, а Бог даст, когда-нибудь будут и плоды".

Преподобный Моисей Оптинский


Изучение «Основ православной культуры» предполагает использование системы современных методов и технологий обучения, не противоречащих сущности духовно-нравственного воспитания, ориентированного на ценности православного христианства. Оно не может и не должно ограничиваться словесным изложением материала учителем с последующим ответом учащихся на вопросы репродуктивного характера. Осуществление проектов на уроках «Основы православной культуры» помогает достичь цели курса: духовно-нравственного развития подростка посредством его приобщения к российской духовной традиции. Работая над проектами, учащиеся знакомятся с традиционными морально-нравственными идеалами, ценностями, нормами; у них формируются начальные представления о российской духовной традиции; появляются навыки нравственного самоанализа.

Проектная деятельность может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. От ученика требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Участие в ученических проектах дает возможность каждому школьнику раскрыть свой творческий потенциал, приобрести навыки научно-исследовательской работы, расширить свои знания по образовательным предметам, реализовать оригинальные идеи, научиться различным формам презентации проектно-исследовательских работ.

Школьников не удовлетворяет далекая перспектива учения: заниматься в школе, чтобы готовиться к взрослой жизни. Они хотят получить практический результат учебы сейчас, а не через далекие года. Поэтому, создавая проект, они работают с удовольствием. «Учение с увлечением» - вот залог успеха проектной деятельности.

Большая доля самостоятельности и личной ответственности за выполнение проекта ведет к повышению таких качеств как развитие трудолюбия, внимания, памяти, целенаправленного восприятия. А успешное выполнение и защита своего проекта формируют самоуважение. Проект дает ребенку возможность найти себя — определить, проверить, уточнить свои интересы, попробовать собственные силы. Очень важно, чтобы проект предусматривал не просто самообразование, но и имел социальную направленность: я что-то знаю, чему-то учусь не только для себя, но и могу поделиться результатами своей деятельности с теми, кому это нужно. Благодаря этому повышается значимость образования в глазах детей, усиливается их учебная мотивация. С другой стороны, ученик, осуществляя свой проект, проверяет себя: могу ли я решить поставленную мной задачу, сделать нечто оригинальное, организовать дело так, чтобы довести задуманное до нужного результата?

ПРОЕКТ (от лат. projectus, букв. — брошенный вперед) – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Проект - это "шесть П":                                           

  1. Проблема,

  2. Проектирование (планирование),

  3. Поиск информации,

  4. Продукт,

  5. Презентация.

  6. Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Этапы работы над проектом

1. Мотивационный (создание проблемной ситуации, формулирование темы проекта, определение конечного результата).

2. Планирующе – подготовительный (объединение в группы, распределение обязанностей, составление графика работы над проектом, поиск информации).

3. Информационно – операционный (работа групп по плану, консультации с руководителем, систематизация и классификация собранного материала, создание проектного продукта).

4. Рефлексивно – оценочный (выбор формы представления проекта, составление текста для представления, репетиция представления, представление проекта).

Требования к учебному проекту учащегося школы, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. На первых уроках ученикам можно предложить такую памятку.

Памятка начинающему исследователю

  • Выбери тему исследования.

  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.

  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.

  • Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.

  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.

  • Сделай выводы.

  • Оформи результаты своей работы.

  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования, дополненное презентацией.


Какова же роль учителя в проектной деятельности?

Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

На уроках я использую практически все виды перечисленных ниже проектов.

Виды проектов

При овладении учителем методом проектов необходимо прежде всего понимание того, что проекты могут быть разными. Типология проектов может быть условно определена по следующим признакам. (Типология предложена Е.С. Полат)

Типологические признаки проекта:

  • Метод, доминирующий в проекте: исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и др.

  • Продолжительность проекта

  • Число участников

  • Характер координации

  • Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира)

Метод, доминирующий в проекте.

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным
научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Творческие проекты имеют не столь строго проработанную структуру, однако строя идею по известной логике «дизайн-петли»: определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.)

Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что участники принимаю! на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечается проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.

Информационные проекты -это тип проектов, призванный научить учащихся
добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в
более крупный исследовательский проект и стать ею частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет или локальных сетях, телеконференция).

Практика-ориентированные проекты -- это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность; определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.

Характер координации

Непосредственный, то есть с открытой координацией. Учитель (координатор) участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания своего решения.

Со скрытой координацией (возможно главным образом в телекоммуникационных проектах). Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

Характер контактов

Внутренние или региональные проекты могут быть организованы внутри
одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, интернет-сети).

Международные проекты с участием представителей различных стран.
Такие проекты при всей их привлекательности не всегда возможны из-за того, что для них требуются средства информационных технологий, что сегодня может себе позволить не каждая школа. В перспективе учителям надо ориентироваться на выполнение подобных проектов и быть готовыми к их реализации. То есть, уровень квалификации учителя не должен препятствовать осуществлению такого рода деятельности.

Число участников. По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые.

Продолжительность проведения. Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках): среднесрочным (от недели до месяца); долгосрочным (от месяца до нескольких месяцев).

Ученики особенно любят «рисовать» проекты. Наши тетради по ОПК – это мини-проекты. В них есть материал по темам занятий и задания (вопросы) к этим темам.

Более длительные проекты требуют больших усилий и внимания со стороны не только учителя, но и родителей. Почти годовой проект «Русь святая» пример такой многогранной работы учителей, родителей и детей, итогом которой явилась передвижная выставка-панорама. В зависимости от тематики выставки подбирались репродукции картин известных художников, архитектурные памятники, исторические материалы. Готовились презентации и выпуск буклетов по изученной теме. Материал для презентаций ребята черпали не только в книгах, архивах, в Интернете, они обращались за помощью к священнослужителям храмов города Нижнего Новгорода.

Одна из форм познания мира, источник исследовательской деятельности - поездки, экскурсии, походы, посещение выставок, встречи с интересными людьми. В.А.Сухомлинский сказал: «Идите в поле, парк, пейте из источников мысли, и это живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами». Четыре раза в год дети воскресной школы Спасо-Преображенского собора совершают паломнические поездки в различные уголки Святой Руси. Причем дети готовы бывать в храме и чаще. Наши экскурсии – это уроки. Темы заранее оговариваются с экскурсоводом. В результате работы над этими проектами ученики собирают информацию об истории возникновения, о святых людях и иконах, строительстве храмов, об авторах-иконописцах. Во время посещений храмов ученики делают фотографии внутреннего убранства, внешнего оформления, православных таинств.

Одно из направлений проекта – участие во Всероссийской интеллектуальной олимпиаде «Наше наследие». Её проводит Свято-Тихоновский гуманитарный университет и Всероссийский проект олимпиада по ОПК «Русь святая, храни веру Православную!».

Следующий проект – «Интеллектуальные игры на уроках ОПК». Мы должны применять игру как метод или прием в обучении не когда детям скучно, а когда трудно. Педагоги, преподающие курс Основы православной культуры, наверняка сталкивались с тем, что не все в этом курсе легко усваивается. В этом случае игра придет детям как помощница для решения поставленных задач.

Игра может занимать небольшое время, несколько минут – для закрепления пройденного материала. Так, например, при изучении темы «Великий пост и Светлое Христово Воскресенье» можно с детьми организовать игру «По лесенкам Великого Поста». В игровой форме учащиеся знакомятся с основными вехами Святой Четыредесятницы, итогом игры может быть праздник «Праздник Праздников, Торжество из Торжеств» - Светлое Христово Воскресенье. Или еще один пример долгосрочной игры «Мешок щедрости» или «Рождественские мастерские», в этой игре может участвовать как один класс, так и вся школа. За определенное время (время Рождественского поста) дети готовят подарки для прихожан, детей из детского дома, стариков из Приюта складывают их в «Мешок щедрости», объясняя, почему именно этот предмет был положен. Важна целевая подготовка детей к этой игре. Учитель направляет творческую активность учащихся к христианским добродетелям – милосердию, взаимопониманию, щедрости, жертвенности.

На занятиях можно использовать и словесные дидактические игры. Например, даётся задание набрать словесный ряд: доброта, добродетель, доброжелательство, Добрыня, добротолюбие…

На итоговых уроках использую игры-викторины. Эти игры могут подражать известные телевизионные игры или иметь иную форму проведения, но смысл заключен в следующем. Нужно найти один правильный ответ на поставленный вопрос.


Например, «Кто мог жить в монастыре?

а) схимник; б) чернец; в) Мцыри; г) все названные».

«Остров Валаам находится в:

а) Белом море; б) Ладожском озере; в) Охотском море; г) Онежском озере»,

«Учение о ценностях называется:

а) манелогия; б) аксиология; в) ксенология; г) валеология»

« Вид церковной литературы, жизнеописание святых

а) канонография; б) библиография; в) агиография; г) клерография»,

«Слово «Библия» в переводе с греческого языка означает:

а) правда; б) слово; в) книги; г) отчет».

Ученики, с большим удовольствием составляют викторины, кроссворды, шарады по разным темам.

Успех игры зависит не только от умелого выбора ее, но и от того, как она проводится. Не следует повторять одну и ту же игру много раз подряд.

После завершения любого проекта обязательно нужно уделить внимание рефлексии учащихся по работе над проектом. Они отвечают на вопросы:

  1. Твой вклад в проект, в работу группы (при групповом проекте):

    1. Справился полностью с заданием (группы);

    2. Частично;

    3. Не удалось справиться.

  2. Если были трудности, то с чем они связаны;

  3. Что понравилось в работе (группы);

  4. Какой опыт от этой работы ты приобрел;

  5. Что бы ты еще хотел узнать по данной теме.

Для лучшей организации работы учащихся над проектом, использую:

Лист планирования работы в группе

Основополагающий вопрос__________________________________________

Вопрос (проблема)__________________________________________________


Этапы

Гипотеза:

Цель:

Задачи:

Что знаю:

Что еще нужно найти:


Что можно использовать:

Источник информации / ресурс

Вид информации



Какую консультацию и у кого мы можем получить:


Координатор в группе:_______________________________

Распределение обязанностей и план работы:


1 ученик

2 ученик

3 ученик

Что делать





Что сделано






Таким образом, проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, хотя и криво, да сами».

Список литературы:

    1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.

    2. Бреховских Л.М. Как делаются открытия //Методический сборник «Развитие исследовательской деятельности учащихся» М., 2001 С.5-29.

    3. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

    4. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

Григорьян И.С. Исследовательская работа учащихся в лицее // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.

    1. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000.

    2. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ, 2003. 

    3. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова " Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

    4. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998





8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование проектной деятельности на уроках «Основы православной культуры»

Автор: Воронина Надежда Фёдоровна

Дата: 13.11.2015

Номер свидетельства: 252398

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок № 15 Тема: "Икона" Модуль "Основы православной культуры" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-15-tiema-ikona-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "157097"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421529153"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Проектные технологии как средство духовно-нравственного воспитания на уроках истории и обществознания "
    ["seo_title"] => string(117) "proiektnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-na-urokakh-istorii-i-obshchiestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "233736"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443200547"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(264) "Формирование навыков безопасного поведения обучающихся в условиях образовательного пространства на основе технологии проектного управления "
    ["seo_title"] => string(163) "formirovaniie-navykov-biezopasnogho-poviedieniia-obuchaiushchikhsia-v-usloviiakh-obrazovatiel-nogho-prostranstva-na-osnovie-tiekhnologhii-proiektnogho-upravlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "224885"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439236671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства