Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет и о многом другом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: Добродетель и порок.»
Модуль «Основы светской этики».
4 класс, урок 7.
Тема: Добродетель и порок.
Цель урока: создание представлений у детей о понятиях добродетель и порок. Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Задачи:
1) познакомить младших школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком;
2) способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
3) создать условия для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;
УУД
Познавательные: умение находить середину между расточительностью и скупостью, вредностью и угодничеством, безрассудной отвагой и трусостью..
Личностные:
-воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, сопереживания, уважения к интересам и убеждениям других людей, что является первым шагом к добродетельному поведению.
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах
Коммуникативные:
-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;
- излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- сотрудничать с учителем и сверстниками, проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе, адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности.
Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу, планировать её реализацию и способы выполнения; строить устное и письменное высказывание с учётом учебной задачи.
Оборудование:
1. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.
3. Диск по курсу ОРКСЭ
4. Проектор.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ход урока.
I. Организационный момент. (Психологический настрой на работу, проверка готовности к занятию.)
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Много доброго было вчера.
II. Проверка домашнего задания (аукцион)
1. Назовите, какие сказки о Добре и зле вы вспомнили вчера с родителями?
2. Распределите понятия в две группы, дополните каждую группу своими понятиями.
3.Подведём итог.
-Почему знание о добре и зле важно для людей? Определение темы урока. Постановка цели.
- Откройте учебник и прочитайте название темы нашего урока. Почему авторы учебника считают эту тему настолько важной, что посвящают ей два урока?
- Какую цель авторы ставят перед нами? (Стремиться стать добродетельным человеком)
- Как стать добродетельным человеком? Чтобы чего-то достичь, надо составить план действий. Перед вами «План моих действий». Я написала первый пункт, думаю, он самый трудный. А далее вы напишите самостоятельно то, что важно именно для вас. Надеюсь, наш урок вам в этом поможет.
План моих действий
1. Нужно захотеть измениться.
2. ___________________________ .
3. ___________________________ .
III. Актуализация опорных знаний. Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»
ВОПРОСЫ: 1. О чём эта притча?
2 .Кто герой этой притчи?
3 .К какой категории людей (хороших или плохих)) вы отнесёте этого человека? Почему?
4.Как вы понимаете последние строки притчи? («…Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!».)
После обсуждения учащиеся делают вывод, что человека оценивают по его делам.
– Как можно назвать положительные поступки человека? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)
– А как отрицательные? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)
Итог размышления:совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным, а совершая плохие поступки –порочным. – Теперь давайте откроем учебники на с.16 и посмотрим тему нашего урока: «Добродетель и порок» (учитель сравнивает с теми вариантами, которые предложили учащиеся). IV. Формулировка целей и задач урока.
- Ребята, а вы знаете, что такое добродетель? (Не знаем)
- Хотели бы вы узнать? (Да)
- Какая же тема сегодняшнего урока? .
V. Изучение нового материала.
Запись в тетрадь темы урока.
1) Работа с учебником.
- Рассмотрим иллюстрации в учебнике.
Лев Яшин и Ирина Слуцкая – спортсмены, Чулпан Хаматова – артистка, основатель благотворительного фонда, Юрий Гагарин – космонавт. Всё это примеры добродетели.
-Давайте подумаем, а знаете ли вы еще таких людей? (Ирина Роднина, Константин Хабенский, Гоша Куценко, Ольга Будина,..)
- Ребята, найдите в тексте определения добродетели и порока и выпишите в тетрадь.
(Учащиеся зачитывают выписанные определения.)
2) Физминутка. Игра на внимание (Учитель называет и показывает положительных и отрицательных сказочных героев, если герой положительный –руки в верх, отрицательный – топают ногами) 3) Работа с учебником стр. 18-19 .(работа в парах)
Прочитайте и найдите ответ на вопрос:
- Как стать добродетельным человеком? (Чтение и обсуждение)
- А кого вы бы назвали порочным?
VI. Закрепление нового материала.
Работа с разделом «Мудрые мысли» на странице 19 учебника. ( работа в группах по плану)
План:
1. Прочитайте «мудрые мысли..».
2. О чём говорит каждый мудрец?
3.Выберите пословицу, которая больше всего подходит к вашему высказыванию.
VII. Итоги урока.
– Что вы сегодня узнали нового на уроке? О чем захотите рассказать дома?
– Как можно коротко ответить на вопрос, который мы поставили в начале урока «Что добродетель, а что такое порок?»
- Есть ещё много других добродетелей и пороков. Но нет единых правил, которые можно выучить, чтобы стать добродетельным. Поэтому каждый человек должен сам правильно оценить конкретную ситуацию, чтобы совершить хороший поступок. Именно этот поступок и будет добродетельным.
VIII. Рефлексия.
- Чем этот урок стал полезен для вас? Как поможет в жизни?
- Давайте вернёмся к плану. Подумайте, какие советы теперь вы можете дать себе. Запишите их. Если вы сомневаетесь, посоветуйтесь с соседом по парте или сделайте это дома.
– Оцените свою работу на уроке, используя карточки:
Мне было скучно
Мне не все понравилось на уроке
Мне было интересно на уроке
IX. Домашнее задание:
Создать альбом : «Ими гордится Россия» или «Наша гордость».
*Написать мини – сочинение на тему: «Как я помогаю людям».
Ресурсы:
1.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы : учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 63 с.
2. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы : справ. материалы для общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2010. – 239 с.