kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока ОРКСЭ по ФГОС "Добродетель и порок".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: создать условия для  понимания терминов «порок» и «добродетель»;

         формировать умение собирать, обрабатывать и представлять информацию по указанной теме;

         воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету.

Предметные умения:                         

Описывать различные явления  человеческих отношений.

Устанавливать взаимосвязи между  культурой и поведением людей.

Излагать своё мнение по поводу добродетелей и пороков в жизни отдельных людей и общества.

 личностные

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: тесты для проверки д/з, компьютер, мультимедийный проектор, карточки, мультимедийная презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока ОРКСЭ по ФГОС "Добродетель и порок". »

Тема урока: Добродетель и порок. (ОРКСЭ)

Цели урока: создать условия для  понимания терминов «порок» и «добродетель»;

         формировать умение собирать, обрабатывать и представлять информацию по указанной теме;

         воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету.

Предметные умения:

Описывать различные явления  человеческих отношений.

Устанавливать взаимосвязи между  культурой и поведением людей.

Излагать своё мнение по поводу добродетелей и пороков в жизни отдельных людей и общества.

личностные

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

метапредметные

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

Формы работы учащихся:  фронтальная, индивидуальная, групповая

Необходимое техническое оборудование: тесты для проверки д/з, компьютер, мультимедийный проектор, карточки, мультимедийная презентация.

Структура и ход урока: представлена в таблице № 1.





















Таблица 1. Структура и ход урока.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

1

Создание положительного эмоционального настроя.


Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Рада приветствовать вас на уроке светской этики. Давайте улыбнёмся друг другу, поздороваемся с нашими гостями и начнём урок с хорошим настроением.

Имя, фамилия

Подготовка домашнего задания

Активность работы на уроке

Умение сотрудничать



(учащиеся сидят группами по 4 человека, у каждой группы лист для оценивания работы в группе)

Давайте посмотрим, по каким критериям будем оценивать работу на уроке.

Есть ли дополнения?



























Знакомятся с критериями.

2

Повторение

ранее изученного, актуализация знаний

Вспомним, с какими основными понятиями курса мы познакомились.

 

Перед вами термины и их определения, такие же записи есть на карточке 1. Соедините стрелками  термины и определения.

Карточка 1.

Философия

Любовь к мудрости

 Этика

философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество

 Мораль

общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения....

Добро

положительное нравственное качество человека

Зло

недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни.

Культура

Совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении. 2. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.

 

Сверим свою работу с работой группы у доски.




























Сверяют, комментируют, исправляют ошибки

3.

Проверка домашнего задания

Какие понятия рассматривали на последних уроках?

Как менялись представления человечества о добре и зле с течением времени?

Расскажите в группах о найденных фактах, выберите лучший рассказ, представьте классу.

 

 

Оцените работу товарищей в группе по 1 критерию (баллы от 1 до 3)

Мы рассматривали понятия «добро» и «зло».

 

Прослушивание рассказов в группе, выбор лучшего, представление рассказа перед классом

4.











































































































5.

































6.



Мотивирующий этап

Проблема










Тема урока

Открытие новых знаний



















































Рефлексия















































Физминутка





















Работа с притчами




































































Рефлексия




игра «Магазин добрых дел»



Как называются хорошие и плохие поступки, об этом вы узнаете сегодня на уроке.

На доске записаны слова.

Драчливый, заботливый, грубый, справедливый, обаятельный,

щедрый, верный, мстительный, милосердный, трусливый, внимательный

Какое задание вы бы предложили сделать с данными словами?

(разделить на 2 группы: положительные и отрицательные качества)


-Подумайте для чего выделены в словах буквы? Какое слово зашифровано?


Дети по буквам отгадывают слово ДОБРОДЕТЕЛЬ.

-А можете ли вы объяснить значение этого слова?

-Сегодня на уроке наша задача разобраться и понять, что такое добродетель.

Учитель вывешивает карточку- вопрос на доске.

  1. Что такое добродетель?

Работа по учебнику с. 30.

Найдите в параграфе объяснение слова добродетель. А теперь в словарике (с 145).Понравившееся запишите в свой словарик.

О добродетели наши мудрецы приготовили сообщения.

Платон определил 4 основных добродетели для человека, а философы средневековья добавили ещё 3. Итого, по мнению философов существует 7 основных добродетелей. Попробуйте их определить. Что для вас является самым главным

-Откуда мы с вами можем получить информацию об интересующем нас вопросе? Давайте спросим у наших родителей. (Древнеримский мыслитель Цицерон говорил так: « Три добродетели украшают душу: красота, мудрость, любовь»). «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон

- «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цицерон

Чтение текста «Обыкновенный человек» (с.30)

-Как вы считаете, почему старик не признал первых двух путников настоящими людьми?

- Можно ли третьего проезжего считать добродетельным человеком? Аргументируйте свой ответ.

- Почему старик не назвал последнего человека добродетельным, а сказал про него- обыкновенный?


Учитель вывешивает карточку - вопрос на доске.3. Что такое добродетельный человек?


- Подведем небольшой итог наших размышлений и сделаем вывод: Добродетель – это ….. ( доброе дело, положительное качество человека)

Добродетельный человек – это …….. (…..)

-Что авторы учебника нам хотят разъяснить (с. 32)? Какое ещё понятие вам встретилось?

( ПОРОК)


Учитель вывешивает карточку- вопрос на доске

  1. Что такое порок?

–А у вас, ребята, есть добродетели и пороки?

-Как вы понимаете?

-Согласны с утверждением, что добродетель и порок – это антонимы?



РОДИТЕЛИ: «Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер


– Давайте поиграем в игру «Добродетели и пороки». Если я назову добродетель, то вы хлопаете, если вы слышите порок – приседаете и закрываете глаза.
Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, трусость, честность, зависть, жадность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, лживость, справедливость, эгоизм, выдержка.

- «Лживость – гнуснейший порок» Монтень

Можем ли мы бороться с пороками?

Как это сделать? Дополните строчки.

Побеждай  гнев  – мягкостью,

Зло – ____________________,

Жадность – _______________,

Ложь – ___________________.

Что получилось? Нравится ли вам этот совет? Почему?


Притча о комаре, пчеле и мухе

Спросил как-то комар муху: – Скажи, есть ли в окрестностях цветы? – Насчет цветов ничего не знаю, – ответила муха. – А вот консервных банок, навоза, всякой грязи в канавах полным-полно. И муха начала перечислять комару все окрестные свалки и сараи, на которых ему непременно нужно побывать. Полетел комар в указанном направлении и встретил по пути пчелу. – Не видела ли ты в окрестностях какие-нибудь мусорные свалки? – спросил он у неѐ. – Свалки? Грязь? Нет, нигде не замечала, – удивилась пчела. – Зато здесь так много благоуханных цветов! И пчела подробно рассказала, на какой поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились пахучие гиацинты.

Анализ притчи

1. Символы и значения, используемые в притче:

Пчела – добрый, чистый, трудолюбивый человек.

Муха – человек, склонный к дурным поступкам…

Мусорные кучи – пороки, человеческие грехи.

Цветы – добрые дела, красота человека, чистота, любовь, добродетели.

2. Ценности: свобода выбора (поступка, жизненного пути, друзей).

3. Основная мысль: человека окружает много хорошего и плохого, доброго и злого, прекрасного и безобразного. Важно уметь увидеть хорошее и не ошибиться в выборе друзей.

4. Вопросы и задания учащимся:

Чтение притчи учителем (до слова «Зато…»).

– Как вы думаете, о чем рассказала пчела комару дальше?

Примерные вопросы дальнейшего обсуждения:

– Вспомните, о чем спросил комар муху?

– Значит ли это, что комар прилетел в это место, чтобы найти что-то хорошее и красивое? (Да, мысли его были, наверное, об этом).

– Куда его направила муха? (На грязную мусорную свалку, сказав, что ничего о цветах не знает).

– Послушался ли комар совета мухи? (К сожалению, да) Мог ли он не лететь в ту сторону? (Конечно, ведь он искал цветы, но почему-то послушался совета мухи).

– Кто помог комару найти цветы?

– Вспомните, комар спросил о грязной свалке. Почему же пчела заговорила о цветах? (Пчела всегда летит на душистые запахи цветов, замечая только их благоухание…)

– Задумался ли комар? Перед каким выбором он оказался? (Продолжать ли искать грязную свалку или вместе с пчелой лететь к цветам, которые он искал с самого начала).

– Как вы думаете, куда направился наш комар?

Как замечательно, что на пути комара оказалась пчела и не дала ему долететь до мусорной свалки.

Обобщение

– Какова основная мысль притчи? Что она помогла вам понять?

– Важно ли для человека – сделать правильный выбор, правильно выбрать друга? (Подводим учащихся к мысли, что с одним человеком можно попасть в неприятный круг знакомств, в беду, а с другим – в замечательный круг новых знакомых с интересными и умными увлечениями, добрыми делами.)

Человек свободен в выборе друзей, и не зря в народе говорится «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты», поэтому надо к этому выбору относиться очень серьезно и внимательно.

Известный греческий старец отец Паисий часто вспоминал эту притчу в беседах с людьми и говорил: «Одни люди похожи на пчелу, другие – на муху. Те, кто похожи на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем не видят ни капли доброго. Те, кто похожи на пчелу находят доброе везде и во всем. Всегда думайте, с кем бы вы хотели быть?»…

В своей жизни человек не раз сталкивается с различными испытаниями, трудностями, которые ему приходиться преодолевать. Эти трудности часто связаны с отношениями между людьми, с поступками. Совершая тот или иной поступок, человек делает нравственный выбор. Этот выбор зависит от его убеждений и иногда может противоречить предписанным правилам. Нравственный выбор сделать непросто, и он зависит от усилий души и разума, от убеждений человека.

Русские народные пословицы и поговорки

Всех слушай, а свой ум имей.

С добрым дружись, а лихих берегись.

С кем поведешься, того и наберешься.

Дерево крепко корнями, а человек – друзьями.



Что для вас ценного, полезного в этой притче?



У групп на столах – картинки из сказок с плохими качествами. Объясняют и идут в магазин менять на хорошие добродетельные качества.

Определите пороки на рисунках, что они обозначают?

- От чего зависит, чего будет больше в человеке: добродетелей или пороков?

 - У кого можем научиться добродетелям? С кого взять пример?

Чем знамениты эти люди? Чему у них можно научиться?



Подберите однокоренные слова к слову добро.

Заслушиваются ответы групп.







Непонятно слово добродетель.

Злодеяние, порок.

Добродетель и порок.






Запись в словарик из учебника с. 145

Дети читают тему, сообщения вслух.( из словарей, афоризмы философов)

Высказывания ребят, родителей.

Справочники, энциклопедии, словари, интернет, родители, учителя.

Вывод: Добродетель – доброе дело, качество человека






«Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше» (Древнеримский поэт – Гораций)





У каждого есть и добродетели и пороки, у каждого по - своему.






















Высказывания родителей







































Высказывания ребят.


























Заслушивание представителей групп.



































Заслушивание групп.


















 

Родителей, знакомых, друзей, учителей,



актёров, спортсменов, великих людей








Игра: «Какой я?»

Самооценка


Но доске:





На доске вы видите две серединки цветков, одна желтого цвета, а другая черного цвета. Какая из них будет на ваш взгляд добродетель, а какая порок? Почему?

Дети закрашивают человечков и прикрепляют к нужному кружку.

— Я буду называть качество характера. Если вы думаете, что оно у вас есть, нарисуйте на туловище человечка красный кружок, если нет — зеленый.

— Добрый, щедрый, трудолюбивый, аккуратный, справедливый, смелый, веселый, предупредительный, послушный, ответственный, ласковый, бережливый, старательный, внимательный, совестливый, великодушный.

— Что у вас получилось? Не пугайтесь, что он у вас такой пестрый, в каждом человеке есть и хорошие и плохие черты. Надо стремиться к тому, чтобы у вашего человечка было больше красных кружочков.






Итоговая рефлексия


-Давайте вспомним все этапы нашего урока и подведем итог. Я предлагаю ответить на вопросы

Какие чувства вызвали у вас сегодняшние истории?


Что больше понравилось: притча или рассказ? Почему?


С каким настроением ты уходишь с занятия?







Домашнее задание


Просмотр видеопритчи НЕОБЫКНОВЕННАЯ ПУГОВИЦА не до конца.

Какой бы конец этой притче вы придумали?

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока ОРКСЭ по ФГОС "Добродетель и порок".

Автор: Пономаренко Наталья Викторовна

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120670


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства