4. 5. 6. | Мотивирующий этап Проблема Тема урока Открытие новых знаний
Рефлексия
Физминутка
Работа с притчами
Рефлексия игра «Магазин добрых дел» | Как называются хорошие и плохие поступки, об этом вы узнаете сегодня на уроке. На доске записаны слова. Драчливый, заботливый, грубый, справедливый, обаятельный, щедрый, верный, мстительный, милосердный, трусливый, внимательный Какое задание вы бы предложили сделать с данными словами? (разделить на 2 группы: положительные и отрицательные качества) -Подумайте для чего выделены в словах буквы? Какое слово зашифровано? Дети по буквам отгадывают слово ДОБРОДЕТЕЛЬ. -А можете ли вы объяснить значение этого слова? -Сегодня на уроке наша задача разобраться и понять, что такое добродетель. Учитель вывешивает карточку- вопрос на доске. Что такое добродетель? Работа по учебнику с. 30. Найдите в параграфе объяснение слова добродетель. А теперь в словарике (с 145).Понравившееся запишите в свой словарик. О добродетели наши мудрецы приготовили сообщения. Платон определил 4 основных добродетели для человека, а философы средневековья добавили ещё 3. Итого, по мнению философов существует 7 основных добродетелей. Попробуйте их определить. Что для вас является самым главным -Откуда мы с вами можем получить информацию об интересующем нас вопросе? Давайте спросим у наших родителей. (Древнеримский мыслитель Цицерон говорил так: « Три добродетели украшают душу: красота, мудрость, любовь»). «Вежливость – первая и самая приятная добродетель» Франсуа Фенелон - «Любовь к родителям – основа всех добродетелей. Все, обладающие добродетелью, счастливы» Цицерон Чтение текста «Обыкновенный человек» (с.30) -Как вы считаете, почему старик не признал первых двух путников настоящими людьми? - Можно ли третьего проезжего считать добродетельным человеком? Аргументируйте свой ответ. - Почему старик не назвал последнего человека добродетельным, а сказал про него- обыкновенный? Учитель вывешивает карточку - вопрос на доске.3. Что такое добродетельный человек? - Подведем небольшой итог наших размышлений и сделаем вывод: Добродетель – это ….. ( доброе дело, положительное качество человека) Добродетельный человек – это …….. (…..) -Что авторы учебника нам хотят разъяснить (с. 32)? Какое ещё понятие вам встретилось? ( ПОРОК) Учитель вывешивает карточку- вопрос на доске Что такое порок? –А у вас, ребята, есть добродетели и пороки? -Как вы понимаете? -Согласны с утверждением, что добродетель и порок – это антонимы? РОДИТЕЛИ: «Благодарность – самая малая из добродетелей, тогда как неблагодарность самый худший из пороков» Томас Фуллер – Давайте поиграем в игру «Добродетели и пороки». Если я назову добродетель, то вы хлопаете, если вы слышите порок – приседаете и закрываете глаза. Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, трусость, честность, зависть, жадность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, лживость, справедливость, эгоизм, выдержка. - «Лживость – гнуснейший порок» Монтень Можем ли мы бороться с пороками? Как это сделать? Дополните строчки. Побеждай гнев – мягкостью, Зло – ____________________, Жадность – _______________, Ложь – ___________________. Что получилось? Нравится ли вам этот совет? Почему? Притча о комаре, пчеле и мухе Спросил как-то комар муху: – Скажи, есть ли в окрестностях цветы? – Насчет цветов ничего не знаю, – ответила муха. – А вот консервных банок, навоза, всякой грязи в канавах полным-полно. И муха начала перечислять комару все окрестные свалки и сараи, на которых ему непременно нужно побывать. Полетел комар в указанном направлении и встретил по пути пчелу. – Не видела ли ты в окрестностях какие-нибудь мусорные свалки? – спросил он у неѐ. – Свалки? Грязь? Нет, нигде не замечала, – удивилась пчела. – Зато здесь так много благоуханных цветов! И пчела подробно рассказала, на какой поляне растут лилии, а где совсем недавно распустились пахучие гиацинты. Анализ притчи 1. Символы и значения, используемые в притче: Пчела – добрый, чистый, трудолюбивый человек. Муха – человек, склонный к дурным поступкам… Мусорные кучи – пороки, человеческие грехи. Цветы – добрые дела, красота человека, чистота, любовь, добродетели. 2. Ценности: свобода выбора (поступка, жизненного пути, друзей). 3. Основная мысль: человека окружает много хорошего и плохого, доброго и злого, прекрасного и безобразного. Важно уметь увидеть хорошее и не ошибиться в выборе друзей. 4. Вопросы и задания учащимся: Чтение притчи учителем (до слова «Зато…»). – Как вы думаете, о чем рассказала пчела комару дальше? Примерные вопросы дальнейшего обсуждения: – Вспомните, о чем спросил комар муху? – Значит ли это, что комар прилетел в это место, чтобы найти что-то хорошее и красивое? (Да, мысли его были, наверное, об этом). – Куда его направила муха? (На грязную мусорную свалку, сказав, что ничего о цветах не знает). – Послушался ли комар совета мухи? (К сожалению, да) Мог ли он не лететь в ту сторону? (Конечно, ведь он искал цветы, но почему-то послушался совета мухи). – Кто помог комару найти цветы? – Вспомните, комар спросил о грязной свалке. Почему же пчела заговорила о цветах? (Пчела всегда летит на душистые запахи цветов, замечая только их благоухание…) – Задумался ли комар? Перед каким выбором он оказался? (Продолжать ли искать грязную свалку или вместе с пчелой лететь к цветам, которые он искал с самого начала). – Как вы думаете, куда направился наш комар? Как замечательно, что на пути комара оказалась пчела и не дала ему долететь до мусорной свалки. Обобщение – Какова основная мысль притчи? Что она помогла вам понять? – Важно ли для человека – сделать правильный выбор, правильно выбрать друга? (Подводим учащихся к мысли, что с одним человеком можно попасть в неприятный круг знакомств, в беду, а с другим – в замечательный круг новых знакомых с интересными и умными увлечениями, добрыми делами.) Человек свободен в выборе друзей, и не зря в народе говорится «скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты», поэтому надо к этому выбору относиться очень серьезно и внимательно. Известный греческий старец отец Паисий часто вспоминал эту притчу в беседах с людьми и говорил: «Одни люди похожи на пчелу, другие – на муху. Те, кто похожи на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем не видят ни капли доброго. Те, кто похожи на пчелу находят доброе везде и во всем. Всегда думайте, с кем бы вы хотели быть?»… В своей жизни человек не раз сталкивается с различными испытаниями, трудностями, которые ему приходиться преодолевать. Эти трудности часто связаны с отношениями между людьми, с поступками. Совершая тот или иной поступок, человек делает нравственный выбор. Этот выбор зависит от его убеждений и иногда может противоречить предписанным правилам. Нравственный выбор сделать непросто, и он зависит от усилий души и разума, от убеждений человека. Русские народные пословицы и поговорки Всех слушай, а свой ум имей. С добрым дружись, а лихих берегись. С кем поведешься, того и наберешься. Дерево крепко корнями, а человек – друзьями.
– Что для вас ценного, полезного в этой притче?
У групп на столах – картинки из сказок с плохими качествами. Объясняют и идут в магазин менять на хорошие добродетельные качества. Определите пороки на рисунках, что они обозначают? - От чего зависит, чего будет больше в человеке: добродетелей или пороков? - У кого можем научиться добродетелям? С кого взять пример? Чем знамениты эти люди? Чему у них можно научиться?
| Подберите однокоренные слова к слову добро. Заслушиваются ответы групп. Непонятно слово добродетель. Злодеяние, порок. Добродетель и порок. Запись в словарик из учебника с. 145 Дети читают тему, сообщения вслух.( из словарей, афоризмы философов) Высказывания ребят, родителей. Справочники, энциклопедии, словари, интернет, родители, учителя. Вывод: Добродетель – доброе дело, качество человека «Нет никого без пороков. Тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше» (Древнеримский поэт – Гораций) У каждого есть и добродетели и пороки, у каждого по - своему. Высказывания родителей
Высказывания ребят.
Заслушивание представителей групп.
Заслушивание групп.
Родителей, знакомых, друзей, учителей,
актёров, спортсменов, великих людей |