kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ПО ОРКСЭ с презентацией и видеороликом по теме "Добродетель и Порок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Методы: проблемно – поисковый, репродуктивный, работа в парах, групповая работа.

Цель урока:  подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с   человека, нельзя сразу стать добрым и злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором между добром и злом.

Мы можем много говорить о добрых поступках, но не совершать их в жизни, не помогать тем, кто нуждается в нашей помощи. Значит, нет смысла от наших слов. Наши добрые слова и наши добрые деяния должны сопровождать нас на протяжении всей жизни. Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Добродетель и порок»

МАОУ Прокуткинская средняя общеобразовательная школа

Ишимский район, Тюменская область







Открытый урок по курсу:

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: Основы светской этики

для МО начальных классов

и учителей МАОУ ПСОШ













Учитель начальных классов:

Ренжина Нина Павловна







с. Прокуткино, 2013 год

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.

Методы: проблемно – поисковый, репродуктивный, работа в парах, групповая работа.

Цель урока: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи:

Личностные

  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Метапредметные

  • развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

  • формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

Предметные

  • создать условия для осознания обучающимися ценности добродетели в человеческой жизни;

  • уточнить смысл понятий «добродетель» и «порок»


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.



  1. - Дети, сегодняшнее занятие я начну с притчи, которая называется «Два волка». Вы внимательно прослушайте и скажите, о каких волках идёт речь?

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет собой зло – это ненависть, зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро это мир, любовь, надежду, доброту, верность».

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «Дедушка, а какой волк в конце побеждает?».

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Вопрос:

- Каких двух волков имел в виду старый индеец?

/Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности. Это образец поступков людей и отношений между ними./

- Дайте определение понятию «Зло».

/Зло – это противоположность добра. Это то, что мораль стремится устранить и исправить./ СЛАЙД №1

- Как вы поняли слова индейца?

- Чему учит эта притча?

2.3 Выполните задания теста по теме: «Добро и зло».

Работать вы будете в парах, задания выполнять вместе, сообща, на листах. Вы должны вставить нужное слово или выбрать нужный ответ из предложенных, будьте внимательны. (Приложение).

- Проверяем. (Дети зачитывают ответы) СЛАЙД № 2-5

Обобщение:

Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с человека, нельзя сразу стать добрым и злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором между добром и злом.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Если вы своим добрым поступком кому-то помогли, это очень хорошо.

  • Как называются хорошие и плохие поступки, об этом вы узнаете сегодня на уроке.

СЛАЙД № 6


Добродетель и порок –

Это тема на урок,

Поработать, разобраться,

Ну и вывод сделать вкратце.

Возьмите КАРТОЧКУ №2.

ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО сказку

/по мере готовности поднимайте шалашики/

ОБСУЖДЕНИЕ

- Вопрос: «Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?

- Вы правы, она совершила добрый поступок.

Человека, стремящегося сделать добро, стремящегося быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом, называют ДОБРОДЕТЕЛЕМ.

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ.

ДОБРОДЕТЕЛЬ - Найти объяснение данного слова в словаре.

СЛАЙД № 7

ДОБРОДЕТЕЛЬ – это положительное нравственное качество человека.

Стараясь быть похожими на моральные образцы, человек учится быть добродетельным.

- Назовите положительные качества человека.

(трудолюбие, ответственность, справедливость, вежливость, дружелюбие, умение сопереживать, доброта, милосердие)

- Как вы считаете, какое слово будет противоположным к понятию ДОБРОДЕТЕЛЬ?

Противоположность добродетели – это порок.

- НАЙТИ В СЛОВАРЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СЛОВА ПОРОК.

СЛАЙД № 8

Порок – тяжелый, предосудительный недостаток.

Физминутка: Закройте глаза, вспомните, какие добрые поступки вы совершили для окружающих вас людей вчера. Подумайте о том, что хорошего можно сделать сегодня для своих родных и близких людей.

СЛАЙД № 9

Задание по группам:

Выберете те слова, которыми можно определить:

  • Добродетель

  • Порок



(трудолюбие, жадность, лень, ответственность, справедливость, безразличие, злоба, хвастовство, вежливость, зазнайство, дружелюбие, умение сопереживать, доброта, грубость)

Дети по группам составляют цветик – семицветик и защищают своё задание.

Вопрос: А почему люди ценят добро?

- Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.

Не зря говорят:

СЛАЙД № 10

Всё достоинство добродетели в действии.

- Как понимаете эту пословицу?

Обобщение: Мы можем много говорить о добрых поступках, но не совершать их в жизни, не помогать тем, кто нуждается в нашей помощи. Значит, нет смысла от наших слов. Наши добрые слова и наши добрые деяния должны сопровождать нас на протяжении всей жизни. Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным.

Просмотр видеоролика «КАМЕНЬ»

ОБСУЖДЕНИЕ

- СПАСИБО. Давайте подведём итог.

СЛАЙД № 11

Вставьте пропущенные недостающие слова.


Возьмите карточку № 3


Соотнесите понятия и примеры.

Жадность

Дружелюбие

Добродетель Хвастовство

Бережливость

Зависть

Порок Щедрость



- ПРОВЕРЯЕМ


СЛАЙД № 12


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

СЛАЙД № 13

РЕФЛЕКСИЯ

СЛАЙД № 14


Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. А понравилось ли вам ваша работа, оцените сами, поднимите веер с тем рисунком, который вы выбрали.

Солнце – понравилось

Солнце из-за туч – не очень понравилось

Из тучи дождь – не понравилось.



СПАСИБО ЗА РАБОТУ И СОТРУДНИЧЕСТВО





































ТЕСТ



________________ - образец поступков людей и отношений между ними.



________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.

Что считается добрым поступком?

* Забыть о просьбе товарища

* Дать списать домашнее задание

* Опоздать на неинтересную встречу

* Помочь соседу по парте разобрать задачу

Укажите поступки, которые одобряет общество

* обман

* насилие

* взаимопомощь

* унижение

Что является последствием злых дел?

* дружба

* радость

* вражда

* мирное сосуществование

Знания о добре и зле помогают людям

* проявлять заботу о близких

* жить в мире

* дружить

* все ответы верны

КАРТОЧКА №2.

ПРОЧИТАЙТЕ СКАЗКУ

«На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.

Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.

Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.

- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.

- Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.

И вдруг попросил:

- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.

- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.

- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.

Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»



ВОПРОС:

«Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?







РЕЗЕРВ

ПРИТЧА О ДОБРЕ И ЗЛЕ

…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами. На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла... А на следующий день во дворец забежал ребёнок, и со всех сторон его окружили улыбки и радость…

Подумайте, ребята, и скажите, где в этой притче зло, где добро?

Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»

Вывод. Итак, добродетель и порок являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

10


Просмотр содержимого презентации
«ДОБРОДЕТЕЛЬ И ПОРОК»

Курс : Основы религиозных культур и светской этики Модуль:  ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Учитель начальных классов: Ренжина Нина Павловна

Курс :

Основы религиозных культур

и светской этики

Модуль:

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Учитель начальных классов:

Ренжина Нина Павловна

Добро образец поступков людей и отношений между ними.  Зло - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль .

Добро образец поступков людей и отношений между ними.

Зло - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль .

Что считается добрым поступком? Забыть о просьбе товарища  * Дать списать домашнее задание  * Опоздать на неинтересную  встречу  * Помочь соседу по парте  разобрать задачу

Что считается добрым поступком?

  • Забыть о просьбе товарища
  • * Дать списать домашнее задание
  • * Опоздать на неинтересную

встречу

  • * Помочь соседу по парте

разобрать задачу

Что считается добрым поступком? Забыть о просьбе товарища  * Дать списать домашнее задание  * Опоздать на неинтересную  встречу  * Помочь соседу по парте  разобрать задачу

Что считается добрым поступком?

  • Забыть о просьбе товарища
  • * Дать списать домашнее задание
  • * Опоздать на неинтересную

встречу

  • * Помочь соседу по парте

разобрать задачу

Укажите поступки, которые одобряет общество:   * Обман  * Насилие  * Взаимопомощь  * Унижение

Укажите поступки,

которые одобряет общество:

* Обман

* Насилие

* Взаимопомощь

* Унижение

Укажите поступки, которые одобряет общество:   * Обман  * Насилие  * Взаимопомощь  * Унижение

Укажите поступки,

которые одобряет общество:

* Обман

* Насилие

* Взаимопомощь

* Унижение

Что является последствием злых дел?  * Дружба  * Радость  * Вражда  * Мирное сосуществование

Что является

последствием злых дел?

* Дружба

* Радость

* Вражда

* Мирное сосуществование

Что является последствием злых дел?  * Дружба  * Радость  * Вражда  * Мирное сосуществование

Что является

последствием злых дел?

* Дружба

* Радость

* Вражда

* Мирное сосуществование

Знания о добре и зле  помогают людям

Знания о добре и зле

помогают людям

  • Проявлять заботу о близких
  • * Жить в мире
  • * Дружить
  • * Все ответы верны
Добродетель  и  порок

Добродетель и порок

Добродетель  - это положительное нравственное качество.

Добродетель - это

положительное нравственное качество.

Порок - это тяжелый предосудительный недостаток.

Порок - это

тяжелый предосудительный

недостаток.

Трудолюбие  Жадность  Лень Ответственность Справедливость  Безразличие  Хвастовство  Злоба  Вежливость Зазнайство Дружелюбие Умение сопереживать Доброта Грубость

Трудолюбие

Жадность

Лень

Ответственность

Справедливость

Безразличие

Хвастовство

Злоба

Вежливость

Зазнайство

Дружелюбие

Умение сопереживать

Доброта

Грубость

Всё достоинство добродетели в действии.

Всё достоинство добродетели в действии.

добродетель порок. Итог урока Две противоположные характеристики личности, по которым оценивают человека, называются  и

добродетель

порок.

Итог урока

Две противоположные характеристики личности,

по которым оценивают человека, называются

и

Соотнесите понятия и примеры Понятие  Примеры  Жадность  Дружелюбие  Добродетель Хвастовство  Бережливость  Порок  Зависть  Щедрость

Соотнесите понятия и примеры

Понятие Примеры

Жадность

Дружелюбие

Добродетель Хвастовство

Бережливость

Порок Зависть

Щедрость

Рефлексия

Рефлексия

  • Мне стало ясно…
  • Я понял…
  • Теперь я знаю…
  • Я буду стараться…
  • Я узнала…
Домашнее задание:

Домашнее задание:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока ПО ОРКСЭ с презентацией и видеороликом по теме "Добродетель и Порок"

Автор: Ренжина Нина Павловна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 106090


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства