МАОУ Прокуткинская средняя общеобразовательная школа
Ишимский район, Тюменская область
Открытый урок по курсу:
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль: Основы светской этики
для МО начальных классов
и учителей МАОУ ПСОШ
Учитель начальных классов:
Ренжина Нина Павловна
с. Прокуткино, 2013 год
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Методы: проблемно – поисковый, репродуктивный, работа в парах, групповая работа.
Цель урока: подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.
Задачи:
Личностные
Метапредметные
развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;
формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную
Предметные
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться
Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам!
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
- Дети, сегодняшнее занятие я начну с притчи, которая называется «Два волка». Вы внимательно прослушайте и скажите, о каких волках идёт речь?
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет собой зло – это ненависть, зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро это мир, любовь, надежду, доброту, верность».
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «Дедушка, а какой волк в конце побеждает?».
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Вопрос:
- Каких двух волков имел в виду старый индеец?
/Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности. Это образец поступков людей и отношений между ними./
- Дайте определение понятию «Зло».
/Зло – это противоположность добра. Это то, что мораль стремится устранить и исправить./ СЛАЙД №1
- Как вы поняли слова индейца?
- Чему учит эта притча?
2.3 Выполните задания теста по теме: «Добро и зло».
Работать вы будете в парах, задания выполнять вместе, сообща, на листах. Вы должны вставить нужное слово или выбрать нужный ответ из предложенных, будьте внимательны. (Приложение).
- Проверяем. (Дети зачитывают ответы) СЛАЙД № 2-5
Обобщение:
Основа определения добра и зла находится в нас самих. Всё начинается с человека, нельзя сразу стать добрым и злым. Такими нас делают поступки, наше отношение к миру, к окружающим нас людям. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором между добром и злом.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Если вы своим добрым поступком кому-то помогли, это очень хорошо.
СЛАЙД № 6
Добродетель и порок –
Это тема на урок,
Поработать, разобраться,
Ну и вывод сделать вкратце.
Возьмите КАРТОЧКУ №2.
ПРОЧИТАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО сказку
/по мере готовности поднимайте шалашики/
ОБСУЖДЕНИЕ
- Вопрос: «Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
- Вы правы, она совершила добрый поступок.
Человека, стремящегося сделать добро, стремящегося быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом, называют ДОБРОДЕТЕЛЕМ.
РАБОТА ПО ТЕМЕ.
ДОБРОДЕТЕЛЬ - Найти объяснение данного слова в словаре.
СЛАЙД № 7
ДОБРОДЕТЕЛЬ – это положительное нравственное качество человека.
Стараясь быть похожими на моральные образцы, человек учится быть добродетельным.
- Назовите положительные качества человека.
(трудолюбие, ответственность, справедливость, вежливость, дружелюбие, умение сопереживать, доброта, милосердие)
- Как вы считаете, какое слово будет противоположным к понятию ДОБРОДЕТЕЛЬ?
Противоположность добродетели – это порок.
- НАЙТИ В СЛОВАРЕ ОБЪЯСНЕНИЕ СЛОВА ПОРОК.
СЛАЙД № 8
Порок – тяжелый, предосудительный недостаток.
Физминутка: Закройте глаза, вспомните, какие добрые поступки вы совершили для окружающих вас людей вчера. Подумайте о том, что хорошего можно сделать сегодня для своих родных и близких людей.
СЛАЙД № 9
Задание по группам:
Выберете те слова, которыми можно определить:
(трудолюбие, жадность, лень, ответственность, справедливость, безразличие, злоба, хвастовство, вежливость, зазнайство, дружелюбие, умение сопереживать, доброта, грубость)
Дети по группам составляют цветик – семицветик и защищают своё задание.
Вопрос: А почему люди ценят добро?
- Вы правы, добро помогает жить и защищает жизнь. На свете много разных правил. Без них жить трудно или вообще невозможно.
Не зря говорят:
СЛАЙД № 10
Всё достоинство добродетели в действии.
- Как понимаете эту пословицу?
Обобщение: Мы можем много говорить о добрых поступках, но не совершать их в жизни, не помогать тем, кто нуждается в нашей помощи. Значит, нет смысла от наших слов. Наши добрые слова и наши добрые деяния должны сопровождать нас на протяжении всей жизни. Совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным.
Просмотр видеоролика «КАМЕНЬ»
ОБСУЖДЕНИЕ
- СПАСИБО. Давайте подведём итог.
СЛАЙД № 11
Вставьте пропущенные недостающие слова.
Возьмите карточку № 3
Соотнесите понятия и примеры.
Жадность
Дружелюбие
Добродетель Хвастовство
Бережливость
Зависть
Порок Щедрость
- ПРОВЕРЯЕМ
СЛАЙД № 12
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
СЛАЙД № 13
РЕФЛЕКСИЯ
СЛАЙД № 14
Мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. А понравилось ли вам ваша работа, оцените сами, поднимите веер с тем рисунком, который вы выбрали.
Солнце – понравилось
Солнце из-за туч – не очень понравилось
Из тучи дождь – не понравилось.
СПАСИБО ЗА РАБОТУ И СОТРУДНИЧЕСТВО
ТЕСТ
________________ - образец поступков людей и отношений между ними.
________________ - противоположность добра, это то, что стремится устранить и исправить мораль.
Что считается добрым поступком?
* Забыть о просьбе товарища
* Дать списать домашнее задание
* Опоздать на неинтересную встречу
* Помочь соседу по парте разобрать задачу
Укажите поступки, которые одобряет общество
* обман
* насилие
* взаимопомощь
* унижение
Что является последствием злых дел?
* дружба
* радость
* вражда
* мирное сосуществование
Знания о добре и зле помогают людям
* проявлять заботу о близких
* жить в мире
* дружить
* все ответы верны
КАРТОЧКА №2.
ПРОЧИТАЙТЕ СКАЗКУ
«На высокой колонне, над городом стояла статуя Счастливого Принца. Он был очень красив, весь покрыт листочками золота, а вместо глаз сияли драгоценные камни. Такой же камень был и на рукоятке шпаги.
Однажды над городом пролетала Ласточка. Лететь ей нужно было далеко, в теплые края, и она решила переночевать у ног статуи.
Неожиданно на нее упала капля, потом вторая, третья. Ласточка поняла, что это слезы Принца.
- Почему ты плачешь? Ведь ты такой красивый! – спросила она.
- Я жил во дворце, за огромными стенами, и считал, что кругом только счастье и красота. Придворные величали меня «Счастливый Принц». А после смерти меня поставили здесь, так высоко, что мне стали видны все скорби и нищета моей столицы. И хотя сердце мое теперь оловянное, я не могу сдержать слез.
И вдруг попросил:
- Ласточка, пожалуйста, выклюй драгоценный камень из моей шпаги и отнеси женщине с больным ребенком.
- Мне надо скорее улетать, идет зима, - ответила Ласточка.
- Останься хоть на одну ночь, помоги мне, - опять попросил Принц.
Не смогла отказать ему Ласточка, выклевала драгоценность и отнесла больному ребенку. А когда вернулась, призналась Принцу, что ей совсем не холодно…»
ВОПРОС:
«Отчего Ласточке стало тепло, ведь приближалась зима?
РЕЗЕРВ
ПРИТЧА О ДОБРЕ И ЗЛЕ
…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами. На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла... А на следующий день во дворец забежал ребёнок, и со всех сторон его окружили улыбки и радость…
Подумайте, ребята, и скажите, где в этой притче зло, где добро?
Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»
Вывод. Итак, добродетель и порок являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
10