Разработка урока «Основы православной культуры».
Разработала: Кормушкина Л.А.
Тема: «Семья- малая ЦЕРКОВЬ».
Цель:
Личностные УУД: формировать осознанное отношение к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека. уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;
Познавательные УУД: раскрыть составляющие компоненты, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;
Коммуникативные УУД: формировать кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.
Регулятивные УУД: - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно, различать способ и результат действия.
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологический настрой: (слайд 1)
«На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить».
У.: Повернитесь к друг другу и улыбнитесь, пожелайте друг другу, что можно пожелать на уроке.
На свете есть и ты, и я
Мы вместе школьная …. (хором СЕМЬЯ) (слайд 2)
II. Знакомство с темой урока.
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, … (Папа)
– Кто всегда с утра пораньше
Гладит, вяжет, моет, шьёт?
Кто в окно рукой помашет?
Кто от радости поёт?
В парикмахерскую мчится
Этот кто-то иногда.
А в родных глазах лучится
Нежность и любовь всегда. (Мама)
Любят маму, любят папу,
Любят бабушку и деда.
Говорят про всё на свете.
Кто же это? Это… (Дети)
– Каким одним словом можно объединить всех о ком говорится в загадке? (Семья) (слайд 3)
– Как вы думаете, о чём мы сегодня на уроке будем говорить?
– Сегодня мы будем говорить о семье. Мы расширим наши представления о понятии «семья», увидим, что же оно в себя включает, какие категории входят в понятие «Семья- малая церковь». (слайд 4)
1) На доске
-Что для вас значит слово семья?
(Выставка фотографий семей обучающихся) (слайд 5)
-Какие слова у вас ассоциируются со словом семья? (любовь, узы, дети, муж и жена и т.д)
2) Работа в группах
-Заполнить семейный цветок.
-Из чего состоит семья?
любовь
муж
дет
и
семья
семья
дом
верность
забота
жена
Церковь-?
- Соотнесите эти понятия со словом ЦЕРКОВЬ.(ответы детей)
Семья – малая Церковь
(Воспризведение песни «Родительский дом» Л.Лещенко)
Всё начинается с семьи.
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи.
Умение прощать, любить,чужое горе видеть,
Уменье сострадать и сложность жизни видеть –
Всё начинается с семьи.
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
И только не сдаваться!
Все начинается с семьи.
Когда Бог сотворил человека, создал из его ребра жену ему, то повелел: "Плодитесь и размножайтесь" (Быт. 1, 28). И эта заповедь должна естественным образом исполняться в семейной жизни. (слайд 6)
Ценности семьи: выступление групп, представление цветков семьи
(слайд 7)
-Какая самая поучительная сказка о семейной жизни, на ваш взгляд?(Сказка о рыбаке и рыбке) (слайд 8)
-Как можно оценить взаимоотношениея в этой семье?
-Озвучьте мораль сей сказки.(о гордости женской. Семья может оказаться у разбитого корыта, если неразумно относится к тому, что Бог дает.)
- Почему семью называют "малой Церковью"?(ответы детей)
(слайд 9)
(слайд 10)
- Союз мужчины и женщины в Священном Писании всегда сравнивается с союзом Христа и Церкви. Так должен любить муж жену, как Христос возлюбил Церковь. Высочайшее духовное предназначение этого союза подтверждается тем, что благодать объединяет двух людей в единую плоть. То же происходит в Церкви, где люди объединяются Духом Святым, Плотью и Кровью Христовыми в единое тело Христово. Поэтому мы и говорим о семье как о малой Церкви. Это союз людей, которые в семье живут благодатью, христианскими идеалами и церковной жизнью. (Алексей Юдин – священник, настоятель Храма Покрова Божьей Матери в усадьбе Богословка).
- Что в семье самое важное?
- Самое важное - научиться хранить семью.
IV. Работа над темой урока.
Работа с текстом (групповая)
В 13 веке жил в Муроме князь по имени Пётр и завладела им тяжкая болезнь. Услышал он, что в земле Рязанской живёт девица, искусная во врачевании. Когда у неё спросили, какую награду она хочет за исцеление князя, она ответила: «Если я не стану супругой ему, то не подобает мне (девице) лечить его». Князь обещал жениться на ней после выздоровления. Но бояре были недовольны и потребовали, чтобы он отказался от своей жены или от княжения. Тогда князь и Феврония покинули город. Наутро к ним пришли вельможи и стали уговаривать вернуться, так как много бояр погибло в распре за власть. Благоверные князь Пётр и княгиня Феврония возвратились, и в любви и согласии дожили до глубокой старости.
(Слайд 11)
Ребята работают в паре, используя алгоритм:
- Прочитайте текст.
- Что узнали из этого текста?
- Какие слова считаете главными? Объясните их.
- Задайте вопросы друг другу.
-О ком или о чем говорится в тексте? Что об этом говорится? Выскажитесь по очереди
III. Обобщение темы.
1.О необходимости семейной жизни.
Этот союз - ради спасения души своей, ради выполнения заповедей Божиих и, самое главное, ради умножения жизни, то есть ради чадорождения.
- Почему люди стремятся к семейной жизни? Что она дает человеку?(ответы детей).
-Человечество разделено пополам: есть мужчины и есть женщины, и само слово "пол" означает "половина". Этот союз - ради спасения души своей, ради выполнения заповедей Божиих и, самое главное, ради умножения жизни, то есть ради чадорождения.(Алексей Юдин – священник, настоятель Храма Покрова Божьей Матери в усадьбе Богословка).
– В Русской Православной Церкви есть святые, которые помогали и покровительствовали любящим сердцам. К сожалению, сейчас не все помнят об этой прекрасной и доброй истории и о связанном с ней празднике. Но для наших предков примером большой, настоящей любви, образцом супружества являлись святые Пётр и Феврония.(Слайд 12 )
Легенду об этих святых рассказал русский церковный писатель 16 века Ермолай-Еразм.
– Эта легенда похожа на сказку, но герои её – реальные исторические лица. Пётр и Феврония княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году.
Через 300 лет после смерти они были причислены к лику святых. Их считают небесными покровителями семьи, брака, всех влюблённых.
8 июля православные верующие чтят память этих святых. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии. Просят о счастье, любви, благополучии. (Слайд 12)
С 8 июля 2008 года в России отмечается День любви и верности. Специально к этому дню была учреждена медаль «За любовь и верность».
(слайд 13)
2.– Семейная жизнь – очень не простое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы.
Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей. Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами.
(Слайд14 )
Есть Бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей - мгновенна и убога.
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога. (слайд15)
IV. Итог урока.
1.Рефлексия
-Оцените свое отношение к данному уроку.
-Какие составляющие важны для создания семьи?
Синквейн (инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся[2].)
Название темы______________(одно существительное)
Описание__________________(два прилагательных)
Действия __________________(три глагола)
Моё отношение_____________(фраза)
Чувство ___________________(слово)
Литература:
1.http://www.inpearls.ru/
2.http://www.portal-slovo.ru
3.Слова апостола Павла о семье как о «домашней Церкви» (Рим. 16, 4),
4.Пятая глава Послания апостола Павла к Ефесянам.
Название темы______________(одно существительное)
Описание__________________(два прилагательных)
Действия __________________(три глагола)
Моё отношение_____________(фраза)
Чувство ___________________(слово)
Название темы______________(одно существительное)
Описание__________________(два прилагательных)
Действия __________________(три глагола)
Моё отношение_____________(фраза)
Чувство ___________________(слово)
Название темы______________(одно существительное)
Описание__________________(два прилагательных)
Действия __________________(три глагола)
Моё отношение_____________(фраза)
Чувство ___________________(слово)
Название темы______________(одно существительное)
Описание__________________(два прилагательных)
Действия __________________(три глагола)
Моё отношение_____________(фраза)
Чувство ___________________(слово)
Название темы______________(одно существительное)
Описание__________________(два прилагательных)
Действия __________________(три глагола)
Моё отношение_____________(фраза)
Чувство ___________________(слово)
-Оцените свое отношение к данному уроку.
-Оцените свое отношение к данному уроку.
-Оцените свое отношение к данному уроку.
-Оцените свое отношение к данному уроку.
-Оцените свое отношение к данному уроку.