Добрыми людьми могут быть только христиане? (Разумеется, добрыми людьми могут быть все без исключения. То, что часто называют «нравственным законом» заложено в природу человека. Помните, что при сотворении человека Бог вдунул в уста Адама дыхание Свое. Дыхание Бога, душа присутствуют в каждом человеке. От человека зависит, как он распорядится этим духовным богатством: будет его взращивать или предаст забвению. Важно понять, что вера помогает человеку устоять в добром, координировать свое поведение и поступки, соотнося с Идеалом).Как вы думаете: понимание того, что есть строгий судья, которого нельзя обмануть и «ответ» перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Православие о Божием суде »
Основы православной культуры
«Православие о Божием суде»
Разработал Трункин В.В
Цели: Помочь осмыслить учащимся меру ответственности человека за всё, что он совершает в жизни;
Задачи:
Познакомить с понятиями «Божий суд», «бессмертие», «одиночество».
подвести к пониманию того, что поступки человека не проходят бесследно для него самого;
побудить учащихся к внимательному отслеживанию своего поведения и поступков, соотнося их с идеалами добра и справедливости.
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, решение проблемных вопросов.
Средства наглядности: презентации, иллюстрации из учебника, карточки.
Основные вопросы: 1.Как видеть в людях Христа? 2. Почему христиане верят в бессмертие?
Ход урока.
Организация деятельности учащихся.
Проверка домашнего задания.
Постановка учебной задачи.
Открытие нового знания. Запись в тетрадь новой темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете?
Беседа с учащимися.
Комментированное чтение притчи из пособия для учащихся.
Ответы на вопросы.
Самостоятельная работа учащихся.
Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Подготовка учащихся к беседе с членами семьи.
Домашнее задание.
Примерный текст учителя.
I. Вводная часть урока.
СНАЧАЛА РАЗМЫШЛЯЕМ САМИ
Действительно, каким Бог видит свое творенье – нас с вами? Когда Он радуется, глядя на нас с вами, а когда – нет?
Расскажите, какими вопросами друг к другу могли бы обменяться Бог и человек при встрече.
Как вы думаете, Бога можно обмануть?
3. Есть такое выражение – casus belli (казус белли) – повод к войне. Во все века у всех народов законным поводом к началу войны считалось убийство иностранных послов. Посол и пославший его правитель считаются одним и тем же лицом. Оскорбление посла – оскорбление правителя и страны. Скажите, а можно ли человека считать послом Бога на земле? Если да, то – как же надо относиться к людям?
II.Проверка домашнего задания. (слайд 2)
1)-Что в жизни христианина может быть названо чудом?
2)-Как вы понимаете строки В.Я. Брюсова:
«Мы на всех путях дойдем до чуда!
Этот мир- иного мира тень.
Эти думы внушены оттуда,
Эти строки – первая ступень…»?
3)-Продолжите цитату священника Николая Агафонова: «Чудесное с нами рядом, но мы не замечаем Его. Оно пытается говорить с нами, но мы не слышим, наверное, оттого, что…»
III. Постановка учебной задачи.
Ответим на вопросы опережающего задания:
- Какова мера ответственности человека перед Богом и людьми? Есть суд гражданский, уголовный… А существует Божий суд? Как вы понимаете, что такое Божий суд? (слайд 3)
IV. Изучение нового материала
Чтение текста с 72.
Работа с текстом:
Вопросы
1.Что такое Божий суд?
2. Какие вопросы у вас возникли после чтения текста? Прочитайте фрагменты текста, которые требуют дополнительного комментария, расширенного разговора.
3. Попробуем пояснить нашу тему примером жизни великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.
Маленький Никоша (так называли его домашние) рос и воспитывался в очень верующей семье на Полтавщине. Это теперешняя Украина. Его маменька (так было принято называть самого дорогого человека) часто читала ему отрывки из Священной истории. Будучи уже взрослым, Гоголь вспоминал, какое сильное впечатление оказал на него маменькин рассказ о Страшном Суде. Он понял, что за все свои действия и поступки, хорошие и плохие, человек даст ответ Богу на Страшном, последнем суде, когда будет решаться его окончательная участь. С тех пор понятие грех и покаяние стали главными в его жизни и творчестве. Представляете: все, что писал Гоголь, должно было напоминать человеку о последнем его ответе перед Богом.
В пятом классе вы читаете повесть Гоголя «Ночь перед Рождеством». Наверняка вам понравился один из центральных героев – кузнец Вакула. Помните, еще в начале повествования писатель говорит, что черт (тоже персонаж повести) ненавидел Вакулу больше, чем проповеди сельского священника отца Кондрата. И причиной его ненависти была икона Страшного суда, которую написал Вакула. Вот отрывок, посвященный описанию этой иконы (слайд 4)
«…торжеством его (Вакулы) искусства была одна картина … в которой изобразил он святого Петра в день Страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испуганный черт метался во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленьями и чем ни попало. В то время, когда живописец трудился над этою картиною и писал ее на большой деревянной доске, черт всеми силами старался мешать ему…».
И нам становится понятна ненависть черта. Дело в том, что при Втором пришествии Христа, а это и есть событие Страшного Суда, все жившие когда-то и живущие на земле люди предстанут перед Богом. Только станут они по разные стороны от Христа: праведники станут справа (одесную), а грешники слева (ошуйю). Думаем, что всем понятно: Бога на Страшном Суде обмануть невозможно. Вот потому грешники, понявшие свою «левую» участь, и колотят беса кнутом, поленом и чем ни попало. Конечно, как часто бывает у Гоголя-сатирика, нам смешно. Но за этим встает ситуация ответа: за все, за все ответит человек перед Богом. Тогда читатель и понимает ненависть беса к Вакуле. Чего больше всего боится черт? Он боится, что его лукавство, обман, искушение станет для человека очевидным. Вакула и сделал очевидным то, что бес всегда скрывает, обманывая и искушая человека. (слайд 5)
4. Поговорим об этом же образным языком притчи. Перескажите притчу о последнем дне мировой истории. Не бойтесь подглядывать в текст учебника!
1. Как вера в Божий суд влияет на поступки человека? (с.72)
2. Перечисли вместе четыре мотива, поощряющих христиан к творению добра.
V. Закрепление.
На доске выписаны слова Бога, определите позиции грешников и праведников: (слайд 6)
Грешники
БОГ
Праведники
не дали Мне есть
не напоили Меня
не приняли Меня
не одели Меня
не посетили Меня
голоден Я
жаждал Я
был странником
был наг
был болен
и в темнице
вы дали Мне есть
вы напоили Меня
вы приняли Меня
вы одели Меня
вы посетили Меня
VI. Подведение итогов
Поговорим по душам.
Добрыми людьми могут быть только христиане? (Разумеется, добрыми людьми могут быть все без исключения. То, что часто называют «нравственным законом» заложено в природу человека. Помните, что при сотворении человека Бог вдунул в уста Адама дыхание Свое. Дыхание Бога, душа присутствуют в каждом человеке. От человека зависит, как он распорядится этим духовным богатством: будет его взращивать или предаст забвению. Важно понять, что вера помогает человеку устоять в добром, координировать свое поведение и поступки, соотнося с Идеалом).Как вы думаете: понимание того, что есть строгий судья, которого нельзя обмануть и «ответ» перед которым неминуемо придется держать, помогает человеку быть ответственным или сдерживает его свободное развитие?
VII. Рефлексия ( выход- ответы по желанию)
Задание 1.
Ответь на вопросы.
1. Как ты думаешь, что важнее – воздерживаться от пищи или от дурных поступков?
Ты пока еще не очень взрослый и не зарабатываешь деньги себе на жизнь. Но твоя «копеечка» - та добрая помощь, которую ты можешь оказать родным, друзьям и просто незнакомым людям. Подумай и напиши, какими конкретными делами ты можешь помочь окружающим?