Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Православный храм»
Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Православный храм»
Урок знакомит учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем. Ребята узнают о назначении и устройстве православного храма, знакомятся с понятием “храм – дом Божий” Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Православный храм»»
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Урок в 4 классе по модулю «Основы православной культуры»
Корочкова И.Н., учитель начальных классов
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.о. Саранск
Тема: «Православный храм»
Цель урока:
Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.
Задачи урока:
Познавательные: узнать о назначении и устройстве православного храма, познакомить с понятием “храм – дом Божий”.
Коммуникативные: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.
Личностные: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, составление синквейн
Основные термины и понятия: храм, икона, церковная свеча, иконостас, царские ворота, алтарь
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Учитель:
- Поприветствуйте гостей и тихо садитесь.
Учитель: читает стихотворение:
В храм иду сегодня днем,
У меня свиданье в нем.
Прямо за его порогом
Встречусь я не с кем-то — С Богом!
Нету службы? Не беда:
В каждом храме Бог всегда!
Учитель: - Ребята, кто догадался, о чем сегодня мы будем вести речь на уроке? (О храме)
- О чем мы будем сегодня говорить?
(на доске тема урока «Православные Храмы»)
Слайд 1.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
- Ребята, а что вы хотели бы узнать о храме? (Ответы детей)
IV. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.
- На прошлом уроке мы ходили на экскурсию в храм?
- Как называется храм? ( Храм Кирилла и Мефодия)
- Сегодня мы вспомним то, что нам известно и конечно пополним наши знания, узнав, что - то новое и полезное.
- Ребята, а кто–нибудь может уже знает, что такое «храм»? (ответы детей)
Ответы: Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.
В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.
В храме много икон.
- Попробуйте дать определение слову «храм», найдя эту информацию в учебнике стр.48
Слайд 2.
- Зачем люди посещают храмы? ( Ответы детей: В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то)
- Все ваши ответы абсолютно правильные.
- Посещая храм, мы соблюдали определенные правила, и каждый из вас составил памятку «Как правильно себя вести в храме».
Слайд 3.
- Давайте вспомним некоторые правила:
Слайд 4.
- заходить в храм нужно спокойно, в храме не бегают.
- когда заходят в храм ненужные и злые мысли оставляют за дверью храма
Слайд 5.
- мужчины и мальчики при входе в храм снимают головной убор
- женщины и девочки наоборот надевают платок, необходимо надеть юбку
Слайд 6.
- нельзя в храме разговаривать по сотовому телефону,
- не жевать, разговаривать тихо.
Спасибо, правила вы знаете.
Учитель: На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. Каждый храм посвящён какому-либо святому или событию.
3. Постановка учебной задачи.
- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?
Мы сегодня на уроке совершим виртуальную экскурсию по храму.
Храм - это «Небо на Земле» место встречи людей с Богом, происходящее в молитве и в церковных таинствах.
Мы с вами поднимаемся на крыльцо. Это место называется:
Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.
- Входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.
- Давайте войдем в храм.
Притвор — славянское слово, которое означает «перед дверями».
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.
Самая большая часть храма – это центральная часть, место для прихожан, собравшихся на церковную службу. На всех стенах висят иконы. Перед ними горят лампадки и свечи.
- Скажите, чего много в храме? (Свечей. Икон.)
Перед нашими глазами открывается внутреннее убранство.
Внутри православный храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть и притвор.
В православном храме людей встречают иконы, свечи.
- Что каждый из вас купил? Зачем?
Учитель: Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних.
- В храме свечи принято ставить в особые подсвечники перед иконами и другими святыми, ставить свечи должны с молитвой к Богу и святым, помня, что Бог ищет прежде всего, человеческое сердце и принимает материальные дары лишь в той мере, насколько они являются выражением веры и любви.
- Свечи стоят на квадратном столике, кто помнит, как он называется?
Слайд 7.
Да, мы видим «канун».
- Кто помнит, что это такое? (ответы детей)
- Найдите в учебнике и прочитайте, что это такое?
Чтение стихотворения.
На стр. 49, есть стихотворение, давайте прочитаем его.
- Кто из вас знает, как называется эта молитвенная память? (Поминание)
- Ребята, а кто из вас видел такую книжечку у своих бабушек? (показать книжечку - поминание)
- Кто знает, что внутри этой книжки?
- Давайте прочитаем на стр. 49
Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь.
Свеча ставится около иконы.
Свечи здесь пылают и лампады,
Блики их на образах горят,
Девы Пресвятой святые взгляды
Прямо в душу ласково глядят.
Слайд 7.
Идём дальше, перед вами Иконостас – «место, где стоят иконы», это в тоже время перегородка, разделяющая алтарь и центральную часть храма.
В середине нижнего яруса находятся царские врата,справа от ворот расположены икона Иисуса Христа, слева от врат расположены икона Богородицы и далее любая другая икона.
Работа по учебнику.
- Найдите на стр. 50 информацию о Богоматери. Зачитывают.
У нас есть ребята, которые работали над темой «Чудеса иконы Божий Матери» и Лиза сейчас поделится своей информацией.
- Наша группа из 4 человек выбрала тему для творческой работы «Чудеса иконы Божьей Матери». Какое было наше удивление, когда мы узнали, что Божия Матерь одна, а это названия разных её икон. Ещё её называют Пресвятой Девой. Это одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях. В Храмовом комплексе святого Алексия, что в Московской области (в Солнечногорском районе) есть музей чудотворных икон Божьей Матери, где находятся сразу 36 икон. Мы выбрали для своей работы, 4 иконы: это Владимирская Божия Матерь, чудотворная икона Божией Матери «Семистрельная», Казанская Божья Матерь и икона Божией Матери «Утоли моя печали»
- О каждой их них мы узнаем более подробно на следующем уроке.
- Кого называют Богоматерью? ( Марию, которая родила Иисуса Христа) (Разные иконы Божьей Матери)
Продолжаем нашу экскурсию? Да.
-За иконостасом находится алтарь. Без благословения в эту комнату ни кто не имеет права входить.
- Ребята, а вам интересно посмотреть, а что там. Вот у нас есть такая возможность. Но сначала давайте немного отдохнем.
(включаю лёгкую спокойную музыку)
Физминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И у храма до земли
В пояс поклонились.
Наклонились, выпрямились,
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись!
Учитель: - Через Царские врата мы входим в алтарь.
Царские врата – двустворчатые двери, которые находятся посреди нижнего яруса иконостаса и ведущие к святому престолу. Царскими они называются потому, что символизируют вход в царство Божье; через них во время богослужения выходят священники.
Ребята, а знаете ли вы, что Царские врата открываются только в значительные моменты богослужения. НО на Пасху они вовсе не затворяются целую неделю.
- Посмотрите внимательно, кого и что мы видим внутри? (ответы детей)
Учитель: Алтарь – куда могут входить только священнослужители, алтарем церковь всегда обращена к востоку, где восходит солнце - источник света и символ воскресшего Христа.
- Кого мы видим? Это Эпископ – высшая степень священства в церкви, это приемник апостолов, имеющий, полноту благодатной власти.
Это Престол: - Давайте рассмотрим, что на нём находится.
Дарохранительница – она занимает центральное место на престоле. Особый сосуд в форме храма или часовни. Внутри этого сосуда хранятся Святые Дары, которые используют для причащения на дому тяжелобольных людей.
Книга Священного Писания , всегда находится на престоле, как видимый знак незримого присутствия бога. Евангелие - радостная весть. В определенные моменты богослужения Евангелие торжественно выносится из алтаря для чтения.
Крест – который используется во время богослужений им в особых случаях благословляется народ, освещается вода, к нему прикладываются верующие в завершении Литургии.
Крест – Распятие к которому прикреплена звездица, хранящаяся частичку того креста, на котором был распят Иисус Христос.
Священник – по благословению епископа совершает богослужения и проявляет заботу о прихожанах.
- Ну, а теперь возвращаемся в центральную часть храма.
- Ребята, а где бы вам хотелось ещё побывать? (Дети слушают Звон колокола!)
- Кто догадался, куда мы сейчас отправимся?
С незапамятных времен колокольный звон вызывает в людях самые разные чувства: восторг, умиление, радость, тревогу и даже страх. Звон церковных колоколов воспевается поэтами, а музыканты слагают о нем свои песни.
Мы на колокольне!
Звон при богослужениях бывает нескольких видов. Благовест – мерные удары в один колокол. Перезвон – удары во все колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого. Перебор – медленные поочередные удары в каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола и т.д.
- Попробуйте, узнать, какой вид звона я вам сейчас включу.
Дети слушают Звон колокола! (Перебор)
Работа в парах.
- Посовещайтесь, вспомните и вставьте пропущенные слова.
Над храмом возвышается __________, изображающий небо. На куполе ставится _________ во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Над входом в храм строится _______________ – башня с колоколами. Колокольный звон созывает верующих на богослужение.
Зайдя в храм, мы сначала попадаем в притвор, затем в сам храм или среднюю часть храма, где стоят молящиеся. И видим перед собой иконостас – перегородку, за которой находится главная часть храма – _____________. В алтаре молятся священнослужители, через которых нам подается ______________ (помощь) Божия.
- Вы знаете, какие храмы находятся у нас в Саранске? (Ответы детей)
- Как вы думаете, они все одинаковые? (Ответы детей.)
- Посмотрите друг на друга. Мы с вами все одинаковые? (Ответы.)
Мы - люди - в чем-то одинаковые. Внешнее строение у нас одинаково. У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но всё же мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.
Вот также и храмы. Их много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они похожи на людей.
. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы. Храм – это не просто здание, это живой организм.
Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.
Для православного человека храм — всегда особое, святое место. И купола православных храмов всегда устремлены к небу. Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.
Индивидуальная работа.
Тест: Храм
Вопрос №1. Какую фигуру напоминало основание храма?
А. Квадрат
В. Овал
С. Крест
Д. Прямоугольник
Вопрос №2. Как называется человек, который служит в храме?
А. Монах
В. Батюшка
С. Священник
Д. Верующий
Вопрос №3. Как называется передняя стена храма с иконами?
А. Алтарь
В. Иконостас
С. Кадило
Д. Канун
Вопрос №4. Куда нельзя заходить простым верующим в храме?
Ответы:
А. Алтарь
В. Иконостас
С. Кадило
Д. Канун
Вопрос №5. Как называются врата на передней стене храма?
А. Главные
В. Священные
С. Царские
Д. Королевские
- Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:
«Слушаясь папу, слушаясь маму,
Ты начинаешь дорогу к храму.
Заповедь эта – к Богу ступень,
Нужно ей следовать каждый день»!
Рефлексия
- А теперь я предлагаю составить синквейн по данной теме.
Напоминаю, что синквейн – это стихотворение, которое пишется по определенным правилам.
На доске заготовки – слова, дети выбирают и доказывают)
Прочитаем, что у вас получилось.
Храмы
красивые, белокаменные
защищают, успокаивают, оберегают
Храм – светлая душа России.
Вера.
Домашнее задание.
Прочитайте статью на стр.48 – 51, ответьте на вопросы и составьте вопросы, которые у вас возникли при чтении, и вам хотелось об этом узнать.
- Посовещайтесь, вспомните и вставьте пропущенные слова.
Над храмом возвышается __________, изображающий небо. На куполе ставится _________ во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Над входом в храм строится _______________ – башня с колоколами. Колокольный звон созывает верующих на богослужение.
Зайдя в храм, мы сначала попадаем в притвор, затем в сам храм или среднюю часть храма, где стоят молящиеся. И видим перед собой иконостас – перегородку, за которой находится главная часть храма – _____________. В алтаре молятся священнослужители, через которых нам подается ______________ (помощь) Божия.