kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Православный храм»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  знакомит  учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.  Ребята узнают о назначении и устройстве православного храма,  знакомятся  с понятием “храм – дом Божий” Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Православный храм»»

Курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Урок в 4 классе по модулю «Основы православной культуры»

Корочкова И.Н., учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.о. Саранск

Тема: «Православный храм»


Цель урока:

Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями поведения в нем.

Задачи урока:

Познавательные: узнать о назначении и устройстве православного храма, познакомить с понятием “храм – дом Божий”.

Коммуникативные: осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.

Личностные: усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Формы и виды деятельности: беседа, участие в учебном диалоге, составление синквейн

Основные термины и понятия: храм, икона, церковная свеча, иконостас, царские ворота, алтарь

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учитель:

- Поприветствуйте гостей и тихо садитесь.

Учитель: читает стихотворение:

В храм иду сегодня днем, 

У меня свиданье в нем. 

Прямо за его порогом 

Встречусь я не с кем-то — С Богом! 

Нету службы? Не беда: 

В каждом храме Бог всегда!


Учитель: - Ребята, кто догадался, о чем сегодня мы будем вести речь на уроке? (О храме)

- О чем мы будем сегодня говорить?

(на доске тема урока «Православные Храмы»)

Слайд 1.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


- Ребята, а что вы хотели бы узнать о храме? (Ответы детей)


IV. Подготовка к восприятию. Работа по новой теме.


- На прошлом уроке мы ходили на экскурсию в храм?

- Как называется храм? ( Храм Кирилла и Мефодия)

- Сегодня мы вспомним то, что нам известно и конечно пополним наши знания, узнав, что - то новое и полезное.

- Ребята, а кто–нибудь может уже знает, что такое «храм»? (ответы детей)

Ответы: Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

В храме много икон.

- Попробуйте дать определение слову «храм», найдя эту информацию в учебнике стр.48

Слайд 2.

- Зачем люди посещают храмы? ( Ответы детей: В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то)

- Все ваши ответы абсолютно правильные.

- Посещая храм, мы соблюдали определенные правила, и каждый из вас составил памятку «Как правильно себя вести в храме».




Слайд 3.


- Давайте вспомним некоторые правила:

Слайд 4.

- заходить в храм нужно спокойно, в храме не бегают.

- когда заходят в храм ненужные и злые мысли оставляют за дверью храма

Слайд 5.

- мужчины и мальчики при входе в храм снимают головной убор

- женщины и девочки наоборот надевают платок, необходимо надеть юбку

Слайд 6.


- нельзя в храме разговаривать по сотовому телефону,

- не жевать, разговаривать тихо.

Спасибо, правила вы знаете.



Учитель: На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви, и вместе с тем врачуются души людей. Русские люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе. Каждый храм посвящён какому-либо святому или событию.

3. Постановка учебной задачи.


- Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?


Мы сегодня на уроке совершим виртуальную экскурсию по храму.

Храм - это «Небо на Земле» место встречи людей с Богом, происходящее в молитве и в церковных таинствах.

Мы с вами поднимаемся на крыльцо. Это место называется:

Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира.

- Входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест.

- Давайте войдем в храм.


Притвор —  славянское слово, которое означает «перед дверями».

В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня.

Самая большая часть храма – это центральная часть, место для прихожан, собравшихся на церковную службу. На всех стенах висят иконы. Перед ними горят лампадки и свечи.

- Скажите, чего много в храме? (Свечей. Икон.)

Перед нашими глазами открывается внутреннее убранство.

Внутри православный храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть и притвор.

В православном храме людей встречают иконы, свечи.

- Что каждый из вас купил? Зачем?


Учитель: Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних.


- В храме свечи принято ставить в особые подсвечники перед иконами и другими святыми, ставить свечи должны с молитвой к Богу и святым, помня, что Бог ищет прежде всего, человеческое сердце и принимает материальные дары лишь в той мере, насколько они являются выражением веры и любви.

- Свечи стоят на квадратном столике, кто помнит, как он называется?


Слайд 7.



Да, мы видим «канун».

- Кто помнит, что это такое? (ответы детей)

- Найдите в учебнике и прочитайте, что это такое?

Чтение стихотворения.

На стр. 49, есть стихотворение, давайте прочитаем его.


- Кто из вас знает, как называется эта молитвенная память? (Поминание)

- Ребята, а кто из вас видел такую книжечку у своих бабушек? (показать книжечку - поминание)

- Кто знает, что внутри этой книжки?

- Давайте прочитаем на стр. 49

Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует любовь верующего к Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь.

Свеча ставится около иконы.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.


Слайд 7.


Идём дальше, перед вами Иконостас – «место, где стоят иконы», это в тоже время перегородка, разделяющая алтарь и центральную часть храма.



В середине нижнего яруса находятся царские врата, справа от ворот расположены икона Иисуса Христа, слева от врат расположены икона Богородицы и далее любая другая икона.

Работа по учебнику.

- Найдите на стр. 50 информацию о Богоматери. Зачитывают.


У нас есть ребята, которые работали над темой «Чудеса иконы Божий Матери» и Лиза сейчас поделится своей информацией.

- Наша группа из 4 человек выбрала тему для творческой работы «Чудеса иконы Божьей Матери». Какое было наше удивление, когда мы узнали, что Божия Матерь одна, а это названия разных её икон. Ещё её называют Пресвятой Девой. Это одна и та же Богоматерь почитается в разных своих изображениях. В Храмовом комплексе святого Алексия, что в Московской области (в Солнечногорском районе) есть музей чудотворных икон Божьей Матери, где находятся сразу 36 икон. Мы выбрали для своей работы, 4 иконы: это Владимирская Божия Матерь, чудотворная икона Божией Матери «Семистрельная», Казанская Божья Матерь и икона Божией Матери «Утоли моя печали»

- О каждой их них мы узнаем более подробно на следующем уроке.

- Кого называют Богоматерью? ( Марию, которая родила Иисуса Христа) (Разные иконы Божьей Матери)

Продолжаем нашу экскурсию? Да.


-За иконостасом находится алтарь. Без благословения в эту комнату ни кто не имеет права входить.

- Ребята, а вам интересно посмотреть, а что там. Вот у нас есть такая возможность. Но сначала давайте немного отдохнем.

(включаю лёгкую спокойную музыку)

Физминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились.

И у храма до земли

В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись!



Учитель: - Через Царские врата мы входим в алтарь.

Царские врата – двустворчатые двери, которые находятся посреди нижнего яруса иконостаса и ведущие к святому престолу. Царскими они называются потому, что символизируют вход в царство Божье; через них во время богослужения выходят священники.

Ребята, а знаете ли вы, что Царские врата открываются только в значительные моменты богослужения. НО на Пасху они вовсе не затворяются целую неделю.

- Посмотрите внимательно, кого и что мы видим внутри? (ответы детей)

Учитель: Алтарь – куда могут входить только священнослужители, алтарем церковь всегда обращена к востоку, где восходит солнце - источник света и символ воскресшего Христа.

- Кого мы видим? Это Эпископ – высшая степень священства в церкви, это приемник апостолов, имеющий, полноту благодатной власти.

Это Престол: - Давайте рассмотрим, что на нём находится.

Дарохранительница – она занимает центральное место на престоле. Особый сосуд в форме храма или часовни. Внутри этого сосуда хранятся Святые Дары, которые используют для причащения на дому тяжелобольных людей.

Книга Священного Писания , всегда находится на престоле, как видимый знак незримого присутствия бога. Евангелие - радостная весть. В определенные моменты богослужения Евангелие торжественно выносится из алтаря для чтения.

Крест – который используется во время богослужений им в особых случаях благословляется народ, освещается вода, к нему прикладываются верующие в завершении Литургии.

Крест – Распятие к которому прикреплена звездица, хранящаяся частичку того креста, на котором был распят Иисус Христос.

Священник – по благословению епископа совершает богослужения и проявляет заботу о прихожанах.

- Ну, а теперь возвращаемся в центральную часть храма.

- Давайте, проверим, что вы запомнили.

Работа в группе.

Задание 1. Сделайте подписи к картинкам.



Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.


- Ребята, а где бы вам хотелось ещё побывать? (Дети слушают Звон колокола!)

- Кто догадался, куда мы сейчас отправимся?

С незапамятных времен колокольный звон вызывает в людях самые разные чувства: восторг, умиление, радость, тревогу и даже страх. Звон церковных колоколов воспевается поэтами, а музыканты слагают о нем свои песни.

Мы на колокольне!

Звон при богослужениях бывает нескольких видов. Благовест – мерные удары в один колокол. Перезвон – удары во все колокола поочередно, начиная с большого и до самого малого. Перебор – медленные поочередные удары в каждый колокол по одному разу от самого маленького до самого большого, а потом удар во все колокола и т.д.

- Попробуйте, узнать, какой вид звона я вам сейчас включу.

Дети слушают Звон колокола! (Перебор)


Работа в парах.


- Посовещайтесь, вспомните и вставьте пропущенные слова.


Над храмом возвышается __________, изображающий небо. На куполе ставится _________ во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Над входом в храм строится _______________ – башня с колоколами. Колокольный звон созывает верующих на богослужение.

Зайдя в храм, мы сначала попадаем в притвор, затем в сам храм или среднюю часть храма, где стоят молящиеся. И видим перед собой иконостас – перегородку, за которой находится главная часть храма – _____________. В алтаре молятся священнослужители, через которых нам подается ______________ (помощь) Божия.

Подсказка - купол, крест, колокольня, алтарь, благодать.

Первичное закрепление

- Вы знаете, какие храмы находятся у нас в Саранске? (Ответы детей)

- Как вы думаете, они все одинаковые? (Ответы детей.)

- Посмотрите друг на друга. Мы с вами все одинаковые? (Ответы.)

Мы - люди - в чем-то одинаковые. Внешнее строение у нас одинаково. У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но всё же мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.

Вот также и храмы. Их много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они похожи на людей.

. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы. Храм – это не просто здание, это живой организм.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. И купола православных храмов всегда устремлены к небу. Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

Индивидуальная работа.

Тест: Храм

Вопрос №1. Какую фигуру напоминало основание храма?

А. Квадрат

В. Овал

С. Крест

Д. Прямоугольник

Вопрос №2. Как называется человек, который служит в храме?

А. Монах

В. Батюшка

С. Священник

Д. Верующий

Вопрос №3. Как называется передняя стена храма с иконами?

А. Алтарь

В. Иконостас

С. Кадило

Д. Канун

Вопрос №4. Куда нельзя заходить простым верующим в храме?

Ответы:

А. Алтарь

В. Иконостас

С. Кадило

Д. Канун

Вопрос №5. Как называются врата на передней стене храма?

А. Главные

В. Священные

С. Царские

Д. Королевские

- Дети, путь к храму начинается с семьи. Послушайте заповедь для вас:

«Слушаясь папу, слушаясь маму,

Ты начинаешь дорогу к храму.

Заповедь эта – к Богу ступень,

Нужно ей следовать каждый день»!

  1. Рефлексия

- А теперь я предлагаю составить синквейн по данной теме.

Напоминаю, что синквейн – это стихотворение, которое пишется по определенным правилам.

На доске заготовки – слова, дети выбирают и доказывают)

Прочитаем, что у вас получилось.

Храмы

красивые, белокаменные

защищают, успокаивают, оберегают

Храм – светлая душа России.

Вера.


Домашнее задание.

Прочитайте статью на стр.48 – 51, ответьте на вопросы и составьте вопросы, которые у вас возникли при чтении, и вам хотелось об этом узнать.


















Приложение 1.

Работа в группе.

Задание 1. Сделайте подписи к картинкам.



Слова – подсказки: Царские врата, канун, икона, алтарь, свеча, иконостас, кадило, икона, священник.

___________________________________________________________________

Работа в парах.


- Посовещайтесь, вспомните и вставьте пропущенные слова.


Над храмом возвышается __________, изображающий небо. На куполе ставится _________ во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Над входом в храм строится _______________ – башня с колоколами. Колокольный звон созывает верующих на богослужение.

Зайдя в храм, мы сначала попадаем в притвор, затем в сам храм или среднюю часть храма, где стоят молящиеся. И видим перед собой иконостас – перегородку, за которой находится главная часть храма – _____________. В алтаре молятся священнослужители, через которых нам подается ______________ (помощь) Божия.

Подсказка - купол, крест, колокольня, алтарь, благодать.

Индивидуальная работа.

Тест: Храм

Вопрос №1. Какую фигуру напоминало основание храма?

А. Квадрат

В. Овал

С. Крест

Д. Прямоугольник

Вопрос №2. Как называется человек, который служит в храме?

А. Монах

В. Батюшка

С. Священник

Д. Верующий

Вопрос №3. Как называется передняя стена храма с иконами?

А. Алтарь

В. Иконостас

С. Кадило

Д. Канун

Вопрос №4. Куда нельзя заходить простым верующим в храме?

Ответы:

А. Алтарь

В. Иконостас

С. Кадило

Д. Канун

Вопрос №5. Как называются врата на передней стене храма?

А. Главные

В. Священные

С. Царские

Д. Королевские




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Модуль «Основы православной культуры» Тема: «Православный храм»

Автор: Корочкова Ирина Николаевна

Дата: 15.02.2017

Номер свидетельства: 392194

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") по теме "Храм""
    ["seo_title"] => string(58) "urok_orkse_modul_osnovy_pravoslavnoi_kultury_po_teme_khram"
    ["file_id"] => string(6) "505642"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1554141544"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок "Православный храм" Модуль Православная культура"
    ["seo_title"] => string(52) "urok_pravoslavnyi_khram_modul_pravoslavnaia_kul_tura"
    ["file_id"] => string(6) "384675"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485550119"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "«Православный храм» "
    ["seo_title"] => string(18) "pravoslavnyi-khram"
    ["file_id"] => string(6) "105020"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402797871"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Урок по ОРКСЭ. Модуль:"Основы православной культуры".Тема урока:"Православный храм" "
    ["seo_title"] => string(79) "urok-po-orkse-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-tiema-uroka-pravoslavnyi-khram"
    ["file_id"] => string(6) "203881"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429552487"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект открытого урока  по ОРКСЭ в 4 классе "Внутреннее строение и убранство храма" "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-orkse-v-4-klassie-vnutriennieie-stroieniie-i-ubranstvo-khrama"
    ["file_id"] => string(6) "151507"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420716833"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства