kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по ОРКСЭ. Модуль:"Основы православной культуры".Тема урока:"Православный храм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:формирование навыка морального поведения в общественных местах на основе запретов во имя доброго развития личности.  Задачи урока: 1) Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств. 2) Формирование представлений об устройстве и назначении православного храма. 3)Развитие познавательного интереса к ценностям христианской культуры.                                               Тип урока: изучение нового материала                                                                                                                                                          Формы работы учащихся:работа с иллюстративным материалом,участие в учебном диалоге,самостоятельное чтение статьи в учебнике,разгадывание кроссворда,разбор содержания песни.составление предложений,составление картинки (работа с пазлами)                 Оборудование: презентация урока,мультимедийный проектор.компьютер.экран,учебник А.В. Кураева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по ОРКСЭ. Модуль:"Основы православной культуры".Тема урока:"Православный храм" »



Проект

учебного занятия

модуля «Основы православной культуры»

курса ОРКСЭ.


  1. Тема урока: «Православный храм».


  1. Цель урока: формирование навыка морального поведения в общественных местах на основе запретов во имя доброго развития личности.



Задачи урока: 1. Воспитание нравственных качеств личности и эстетических чувств.

2. Формирование представлений об устройстве и назначении православного храма.

3. Развитие познавательного интереса к ценностям христианской культуры.


  1. Тип урока: изучение нового материала.


  1. Формы работы учащихся: беседа,

работа с иллюстративным материалом,

участие в учебном диалоге,

самостоятельное чтение статьи учебника,

разгадывание кроссворда,

разбор содержания песни,

составление предложений.

составление картинки (работа с пазлами).


  1. Оборудование: презентация к уроку,

мультимедийный проектор,

компьютер, экран,

учебник: А.В. Кураев

Основы религиозных культур и светской этики

Основы православной культуры, 4-5 классы.




(1слайд)


  1. Организационный момент.

(2 слайд)

  • Послушайте стихотворение и подумайте, о чём пойдёт речь сегодня на уроке.


Есть храм любви,

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм,

Он очень-очень дорог нам.

А есть ещё храм православный,

Средь храмов многих – очень главный,

Для тех, кто твёрдо убеждён,

Что с верой в Бога он рождён…


О храме этом почитаем,

Поговорим, поразмышляем,

О составных его узнаем,

Как будто в нём мы побываем.

  • Что мы сегодня будем изучать?


  1. Работа над новой темой.

(3 слайд)

  • Что такое православный храм.

  • Что люди делают в храмах.

  • Как устроен храм.

  • Давайте, сначала сами порассуждаем и постараемся сначала сами предположить, какие мы можем дать ответы. А, после изучение материала, определим, насколько мы были правы.

  • Сейчас мы можем выбрать, с чего начать разбор нового материала.

( курсивом наводим на значок , выбирать можно в любом порядке )


а) Что такое православный храм.

(4 слайд)


  • Послушайте стихотворение Александра Анисимова «О храме».


Этот дом – не просто дом,

Он красивый и с крестом.

Золотые купола. Звонкие колокола.

Бим – бом – бом. Дин – дин – дин – дин.

Кто-то с мамой, кто один,

Помолиться в этот дом

Входят в трепете святом

По утрам и вечерам…

Это – православный храм.


  • Автор следующего стихотворения: А. Лотин.


Православный храм – дом Божий.

Храм – это дом, посвящённый Богу.

Храм – это общей молитвы зов.

Храм – это свечи, кресты, иконы.

Храм – это вечная песнь веков.


  • Теперь познакомимся с высказываем:


Православный храм – это также памятник христианской культуре. Он является хранителем исторической памяти.

  • Давайте теперь обобщим: «Храм – это…»


(5 слайд)

  • Из десяти храмов нужно выбрать лишние: те, которые не являются православными. Если выбрали правильно, то картинка храма при нажатии меняется, если ошиблись – картинка с храмом увеличивается и появляется надпись «Подумай!». Будьте внимательны при выборе.


(ответив, нажимаем на , возвращаемся на 3 слайд, выбираем раздел, нажимаем )


б) Что люди делают в храмах.

(6 слайд)


Человек приходит в храм, чтобы поблагодарить высшие силы, покаяться в свои грехах, нравственно возродиться, и искренние молитвы будут обязательно услышаны Господом.

(ответив, нажимаем на , возвращаемся на 3 слайд, выбираем раздел, нажимаем )


в) Как устроен храм.

(7 слайд)

В связи с традицией, православный храм чётко делится на три части.



Алтарь.

Символизирует царство небесное. Священник обычно молится именно там, и без благословления никто не имеет права туда входить.



Храм.

Это центральная часть, которая в православии открыта всем верующим.



Притвор.

Предназначен для оглашенных (готовящихся принять православие) или провинившихся.

(8 слайд)

Наиболее значимы следующие части алтаря:

  1. Амвон.

  2. Солея.

  3. Ступени солеи.

  4. Царские врата.

  5. Дьяконские врата.

  6. Клиросы.

  7. Престол.

  8. Жертвенник.

  9. Запрестольный крест.

  10. Горное место.

(9 слайд)

Впереди вы видите целую стену из икон. Она называется ИКОНОСТАС. В центре иконостас двери – ЦАРСКИЕ ВРАТА. Справа от Царских ворот икона Христа. Слева – всегда икона Марии, Божией Матери...



Православные христиане молятся Христу, ангелам и святым. В церкви их иконы повсюду.


(10 слайд)

ИКОНА – это картина, на которой изображено то или иное лицо, или событие из Библии или церковной истории.

  1. Самостоятельная работа – работа с учебником.

(11 слайд)

  1. Прочитайте статью в учебнике.

  2. Обратите внимание на то, о чём мы с вами ещё не говорили сегодня на уроке.

  3. Ответьте на вопросы, помещенные после статьи.

  4. Составьте предложения со словами «храм», «икона».


  1. Первичная проверка восприятия.

  • Как служат священники?

  • Какой, по мнению священника, должна быть жизнь человека?

(Человек должен тянуться к Небу, а своими делами помогать ближним.)

  • Как вы понимаете смысл этого изречения?

  • Кадило, это что?

  • Что означает «покадить кому-то»?

(Выразить почтение.)

  • Как прихожане называют панихидный столик?

(Канун. Там ставят свечки и молятся о людях, уже ушедших из жизни.)

  • Объясните смысл высказываний «за здравие», «за упокой».

  • Прочитайте стихотворение, о чём оно?

  • Объясните, как вы понимаете смысл присловья, которое часто встречается в сказках: «Встанем, перекрестясь, и пойдём, помолясь»?

  • Что такое благословение?

(Благословение – это пожелание добра, которое сочетается с молитвой к Богу о том, чтобы это добро осуществилось. )

  • Кого называют Богоматерью?

(Богоматерь – Мария, Мать Христа, за чистоту своей души и жизни называется ещё и Пресвятой Девой.)

  • Зачем существуют правила поведения в различных общественных местах?

  • Почему нужно соблюдать эти правила?

  • Что нужно уметь, чтобы научиться любой культуре?

(Надо уметь: слушать, останавливаться и уступать, ждать и понимать, служить людям, Богу, Родине.)

  • Ответьте на два первых вопроса, напечатанных на 51 странице учебника.

  • Какие предложения вы составили?


  1. Закрепление пройденного материала.

Разгадывание кроссворда. (нажимаем на , для перехода по гиперссылке )

1.

Храм на три части разделён.

Сначала входим мы в …. ПРИТВОР.



2.

Затем пройдём в другую часть.

Народ здесь молится, крестясь.

И хорошо известно нам,

Что – это, собственно, есть… ХРАМ.



3.

Всех зовёт к молитве он.

Знаешь ты, и знаю я,

То звонят …. КОЛОКОЛА (КОЛОКОЛ)

(пишем в единственном числе)



4.

Она стоит, и я стою.

Она горит, и я хочу

Гореть любовью к Богу, к людям…

О том молюсь, того хочу,

И зажигаю я …

(пишем в начальной форме)

СВЕЧА.



5.

Сюда приходят в день воскресный,

А в праздник здесь порою тесно.

Здесь люди каются, спасаются.

Как это место называется?

ЦЕРКОВЬ.



6.

Стоит высокая стена.

Она украшена прекрасно –

На ней и крест, и образа.

Ответьте дружно мне сейчас:

Эта стена - …. ИКОНОСТАС.



7.

Стоит высокая стена,

Она прекрасная, поверь!

На ней иконы-образа.

А в самом центре – дверь:

Она лучиста и светла,

Ведь это – Царские … ВРАТА.



8.

Там престол, где Господь восседает,

Иерей службу там совершает.

И светится то место, как встарь,

И мы знаем, что это … АЛТАРЬ.



9.

Не очень-то удобно, если честно,

Держать в руках свечу.

А в храме для всего, конечно же, есть место.

Куда же ставим мы свечу?

От вас сейчас узнать хочу.

ПОСВЕЧНИК.



10.

Как близки нам эти лики:

Божья Матерь и спаситель.

Всех святых мы видим взоры

С образов или с … ИКОНЫ (ИКОНА)



Молодцы!

(ответив, нажимаем «Завершить показ слайдов», возвращаемся на 3 слайд)

  1. Подведение итогов урока.

(12слайд)


Послушайте песню «Божий храм».

  • Изменились ли ваши представления после того, как вы прослушали песню?

  • Что можно сказать об этой песне?

  • Почему она исполняется нежно?

  • Почему на протяжении всей мелодии слышен колокольный звон?

  • К чему он призывает?

  • Теперь вспомните свои ответы в начале урока. Были ли вы правы?

  • Давайте уточним:

Что такое ПРАВОСЛАВНЫЙ храм?

Как вы думаете, зачем существуют правила поведения в общественных местах?

Какие храмы в нашей местности Вам известны?

  • Заполните «Дневники самонаблюдений» и «Звёздные листы».

Дневник самонаблюдений


Что делал?

Как изменился?

Над чем буду работать?





«Звездный» лист

п\п

Дата

За что получил «Звезду»

Роспись учителя







(заполнив, нажимаем на , возвращаемся на 3 слайд)



  1. Домашнее задание.

(13 слайд)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  1. Нарисовать ПРАВОСЛАВНЫЙ храм или выполнить из цветной бумаги аппликацию храма.

  2. Проявить творчество, фантазию, аккуратность.

ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

  • Храм можно раскрасить по-разному, на своё усмотрение.

  • Это только приблизительный вариант.

(ответив, нажимаем на , возвращаемся на 3 слайд)



  1. Дополнительный материал.

Составление фотографии, на которой запечатлён Ачаирский женский монастырь.


(нажимаем на , для перехода по гиперссылке )


При наличии времени, можно дать краткую информацию о монастыре:

Расположен Ачаирский монастырь в 50 км по Черлакскому тракту к югу от Омска. Начало истории Ачаирского Крестового женского монастыря восходит к 1905 году, когда Иоанн Кронштадтский освятил место под строительство нового храма у казачьего поселка Ачаир в Омской области. В 30-е годы прошлого века на территории монастыря располагался один из лагерей ГУЛАГ. За 16 лет существования лагеря в нем погибло около 200 тысяч заключенных. Через несколько дней после смерти Сталина в 1953 году лагерь был расформирован. Здания храмов были взорваны. С 1991 года началось возрождение Ачаирского крестового монастыря, комплекс которого раскинулся почти на 40 гектарах Омской земли.


(ответив, нажимаем на , возвращаемся на 3 слайд)

  • С поставленной задачей справились, можем смело идти на перемену!

(нажимаем на для завершения презентации)









8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок по ОРКСЭ. Модуль:"Основы православной культуры".Тема урока:"Православный храм"

Автор: Лукашина Маргарита Геннадьевна

Дата: 20.04.2015

Номер свидетельства: 203881


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства