kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модуль "Основы православной культуры". Урок №15 "Икона".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Икона" разработан в рамках курса ОРКСЭ в 4 классе. На уроке обучающиеся знакомятся с основами православной культуры.Урок включает вопросы и задания для учащихся. К разработке урока прилагается презентация и словарик урока.

Цель урока: Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры. Задачи урока: Обучающая: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины. Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов, воспитывать стремление постичь искусство через православную икону.

Тип урока: комбинированный

Формы и виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой домашней работы, участие в учебном диалоге.

Методы обучения: эвристический, исследовательский, словесный, наглядный, практический.

Деятельность учащихся на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения (оборудование): дидактический (таблица, словарь) и иллюстративный раздаточный материал (иконы, репродукции картин и икон), мультимедиа презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок №15. Икона. Гринь Н.В. МБОУ СОШ №34»


Гринь Наталья Владимировна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №34» г. Красноярска,

т. 269-89-89, email:natalyagrin@mail.ru

Модуль: Основы православной культуры.

Урок №15. Икона.

Цель урока: Создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры. Задачи урока: Обучающая: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины. Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов, воспитывать стремление постичь искусство через православную икону.

Тип урока: комбинированный

Формы и виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой домашней работы, участие в учебном диалоге.

Методы обучения: эвристический, исследовательский, словесный, наглядный, практический.

Деятельность учащихся на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения (оборудование): дидактический (таблица, словарь) и иллюстративный раздаточный материал (иконы, репродукции картин и икон), мультимедиа презентация, компьютер, мультимедийный проектор.

Словарь: икона, закон обратной перспективы, образ, паволока, темпера, олифа, левкас, нимб, иконостас.

План и содержание урока:

Организация деятельности учащихся.

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

Ответ на вопрос: Может ли православный христианин молиться без иконы? Мотивация. Ребята сегодня на уроке:

  • Мы будем говорить об иконах и их создателях;

  • Мы будем исследовать иконы и картины;

  • Мы будем учиться постигать искусство через православную икону.

Выявление восприятия.

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся Богу

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки – баю М.Ю. Лермонтов. 1838

Прозвучал отрывок из «Казачьей колыбельной песни», великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Из этих строк мы узнаем, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, когда напевала колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения до самой смерти.

Размышляем сами. Работа в группах. Задание группе: 1.Разделите репродукции на иконописные изображения и картины. 2.Дайте обоснование того, что вы правильно произвели разделение. 3.Есть ли различие между иконами и картинами? Объясните, в чем, как вам кажется, оно состоит. Возможно, таблица вам поможет, постарайтесь её заполнить.

Различия

Икона

Картина

Название



Что изображено?



Подведем итоги работы в группах: На картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Картину – произведение искусства - мы созерцаем, а перед священным изображением – иконой мы предстоим в молитве. Икона обычно пишется по очень строгим канонам, т.е. правилам. Застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. Важно понять, что иконы это не предмет рассматривания, а образ Святости, к которому можно обращаться в молитве. Давайте проведем исследование. Я предлагаю выйти по одному ученику от группы. И посмотреть на образ иконы с разных сторон, в движении. Что вы увидели? Мы ходим перед святым образам, а он смотрит на нас. Почему так происходит? В иконописи используют закон обратной перспективы, когда точки взаимодействия меняются местами: от источника света - святости к человеку, который, только благодаря этому свету, может духовно возрастать. Давайте обратимся к словарю (выдается в начале урока). Приложение 1 Закон обратной перспективы – своеобразный взгляд в направлении «от света», изнутри. Теперь рассмотрим картину. В живописи при написании картин используют закон обычной перспективы, все исходит от человека и направляется к непонятному, далекому горизонту. Беседа с учащимися. Что же такое икона? Икон на Руси всегда было много: и в храме, и дома, и в дорогу брали с собой иконы, и на груди вместе с крестом нередко носили маленькую иконку, как говорят в народе – «образок». Обратимся к словарю. Икона – слово греческое и по – русск. означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям свой видимый образ. Что это за предания? О чём они говорит? Сообщения учащихся (было дано опережающее задание).

1)Восточное предание гласит:

Правитель сирийского города Эдессы князь Авгар был болен. Но однажды ему открылось, что излечение произойдёт, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, но сделать «портрет» не смог по «причине сияющего блеска лица Его».

На помощь ему пришёл сам Господ, он умыл руки, омочил лицо, приложил к нему плат, силою Благодати, запечатлелся его Божественный Образ.

Когда Авгар увидел этот образ – первую, Самим Господом Сотворённую икону, и с верою приложился к нему, то получил исцеление за свою веру по

милости Божией.

2)В западной истории повествуется о «праведной» женщине Веронике, сопровождавшей Христа в Его крестном пути на Голгофу, из чувства сострадания подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. И чудесным образом, образ Христа запечатлелся на ткани. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме.
На платке, на просвет видно изображение лица Иисуса Христа. Попытки исследовать изображение установили, что изображение было нанесено не краской и не какими либо известными органическими материалами. В данное время учёные намерены продолжать исследования.


Ребята, за чудотворным образом закрепилось название «Спас Нерукотворный». Эта икона самая почитаемая в Православной Церкви.

Демонстрация презентации. Приложение 2.

2 слайд

«Спас Нерукотворный».

Одна из самых почитаемых икон православной церкви.

3 слайд.

Как создаются иконы?

4слайд.

Иконы писали на деревянных досках. Из всех пород предпочитали липу и сосну – в них меньше всего сучков. Приготовленную доску долго высушивали, даже несколько лет. Затем плотник выравнивал её поверхность топором.

5 слайд.

Завершив работу, плотник передавал её иконописцу, а тот наклеивал холст (паволоку) на доску, защищавшую живопись от трещин на дереве.

Обратимся к словарю.

Паволока – льняная ткань, которая наклеивается на лицевую часть доски.

6 слайд.

Поверх паволоки накладывался левкас, грунт из рыбьего клея, смешанного с толчёным мелом и алебастром. Эту массу несколькими слоями иконописец наносил на паволоку и затем полировал до блеска пемзой, медвежьим зубом. Краски иконописцы делали сами.

Обратимся к словарю.

Левкас - грунт, которым покрывается паволока.

7 слайд.

Для красок использовали травы, цветы, полудрагоценные камни. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с водой или с квасом, добавляли яичный желток. Такая краска называлась темпера. Ею писали иконы. Из рукописных наставлений для художников – иконописцев в 17 – 19 веках нам известно, что в выдержанном масле, нагретом до 250 – 325 градусов, плавили янтарь и получали янтарную олифу, создающую твёрдую, трудно размягчаемую плёнку.

Обратимся к словарю.

Темпера - краска приготовлялась из минералов, которые растирались и смешивались с яичным желтком, так соединялись камни и животный мир. Яйцо – символ жизни.

Янтарная олифа – янтарь плавили в выдержанном масле, нагретом до 250 – 325 градусов.

8 слайд.

Оклады для икон изображались отдельно и закреплялись на них гвоздями. Они выполнялись из металлов, тканей с шитьём, вырезались из дерева и покрывались левкасом и позолотой. Закрывали окладами не всю живописную поверхность, а преимущественно нимбы (венцы), фон и поля иконы, реже всю её поверхность за исключением изображений голов (ликов), рук и ног.

Обратимся к словарю.

Нимб или Ореол, - круг вокруг лика, символически обозначающий

святость, сияние славы. Нимб (ореол) – неотъемлемая часть иконы.

9 слайд.

Иконостас - алтарная перегородка, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.

10 слайд.

Русские мастера иконописи.

Перед началом работы над иконой художник постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил

молитву Богу, испрашивая у него благодати за свои труды.

Иконописное искусство прославляли такие мастера как:

Феофан Грек (XIV век).

11слайд.

Андрей Рублёв (XIV век).

12 слайд.

Дионисий (XVI век).

13слайд.

Современные иконописцы.

Виктор Сухоруков.

14 слайд.

Елена Лыкова.

15 слайд.

Виктор Морозов.

16 слайд.

Стихи сверстников об иконописцах (пример возможного выполнения домашнего задания).

Закрепление изученного.

Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев (1CD). Контроль (4). Итог урока:

Сегодня мы заглянули в прекрасный мир иконописи.

Иконы нам не только показывают, они и рассказывают, и объясняют, они повествуют и раскрывают священную историю особым языком.

Создавали их мастера, которые мечтали написать такие иконы, что заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти, почувствовать радость мира и согласия.

Домашнее задание: написать эссе, стихи «Моя встреча с иконой».

Источники информации:

  • Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010.

  • Основы православной культуры. 4-5 класс. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев (1CD)

  • Методическое обеспечение экспериментальных уроков
    по Основам православной культуры для 4-5 классов

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons

  • Православный календарь

http://days.pravoslavie.ru/Images/im304.htm

  • Православная Русская икона, реставрация икон, правила иконописи.

http://www.icon-art.narod.ru/

  • Википедия

ru.wikipedia.org/wiki

  • Давайте поиграем

http://sheronova.boom.ru/ikona/tvor.htm

  • Сайт о семье и браке

http://fevronina.ru/tag/stixi-ob-ikona



Просмотр содержимого документа
«Приложение 1. Словарь. Урок №15. Икона»

Словарь урока №15 – Икона

  • (Закон обратной перспективы – своеобразный взгляд в направлении «от света», изнутри).

  • Икона – слово греческое и по – русск. означает «образ», «изображение».

  • Паволока – льняная ткань, которая наклеивается на лицевую часть доски.

  • Левкас - грунт, которым покрывается паволока.

  • Темпера - краска приготовлялась из минералов, которые растирались и смешивались с яичным желтком, так соединялись камни и животный мир. Яйцо – символ жизни.

  • Янтарная олифа – янтарь плавили в выдержанном масле, нагретом до 250 – 325 градусов.

  • Нимб или Ореол - круг вокруг лика, символически обозначающий святость, сияние славы. Нимб (ореол) – неотъемлемая часть иконы.

  • Иконостас - алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стены храма, состоящая из нескольких рядов упорядоченно размещённых икон отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Модуль "Основы православной культуры". Урок №15 "Икона".

Автор: Гринь Наталья Владимировна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127398

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Разработка урока по курсу ОРКСЭ  Модуль "Основы православной культуры" Тема "Икона"(4 класс)"
    ["seo_title"] => string(73) "razrabotkaurokapokursuorksemodulosnovypravoslavnoikulturytiemaikona4klass"
    ["file_id"] => string(6) "265513"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449958934"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методический материал по модулю "Основы православной культуры" курса ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskii-matierial-po-moduliu-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-kursa-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "247820"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446633044"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по ОРКСЭ (модуль - основы православной культуры) "ИКОНА" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-orkse-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-ikona"
    ["file_id"] => string(6) "128183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415452967"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок № 15 Тема: "Икона" Модуль "Основы православной культуры" "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-15-tiema-ikona-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "157097"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421529153"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Презентация урока ОРКСЭ, "Основы православной культуры" по теме : Иконы "
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-uroka-orkse-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-po-tiemie-ikony"
    ["file_id"] => string(6) "142853"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418379372"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства