Просмотр содержимого документа
««Милосердие и сострадание» »
Конспект урока по теме:
«Милосердие и сострадание»
модуля основы православной культуры компонента учебного курса
«Основы религиозной культуры и светской этики»
Учитель МОУ СОШ №8
Лукашина М.Г.
Тема: «Милосердие и сострадание».
Цель:
- Способствовать формированию у учащихся представлений о милосердии и благотворительности;
- Организовать ситуацию для развития доброты, умения сострадать, эмоциональной активности;
- Воспитывать личность, способную проявлять заботу о ближних.
Форма: Беседа.
Методы: Рассказ, диалог, использование мультимедийных технологий.
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
В сопровождении мультимедийной презентации, под тихую музыку учитель читает стихотворение.
В глаза свои попробуй загляни И стук сердечный свой послушай, Когда больная кошка у двери Иль руку тянет нищенка-прохожий.
Когда ребенок заливается навзрыд, Когда собака лишь глазами просит, Когда в коляске вечный инвалид, Или больной старик, чей век уж прожит.
Глаза ты прячешь, молча уходя... И не понятно твое сердце сжалось? И если нет, то очень жаль тебя- Ты больше всех заслуживаешь жалость.
Не страшно, если чувств не можешь проявить И слез своих показывать не хочешь. Но страшно, если ты душою инвалид, И ничего не чувствуешь...Не можешь.
Учитель: О чем это стихотворение? Как можно озаглавить прочитанное стихотворение? К какому хорошему человеческому качеству призывает оно?
/ответы учеников/
Учитель: Все качества, которые вы перечислили можно назвать одним словом «Милосердие».
Основная часть.
Учитель на слайде 1 представляет тему урока «Милосердие и сострадание» и затем слайд 2 приведены цитаты из словаря русского языка С.И. Ожегова «Милосердие – это готовность помочь кому–либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия» и А. Декурселя «Милосердие – это бесконечное прощение»/.
Беседа:
Учитель: Давайте поразмышляем:
Часто ли вы слышали слово, вынесенное в название урока?
А как часто вы видели милосердие в реальной жизни?
А как называются действия противоположные милосердию?
/жестокосердие/
Учитель: Для иллюстрации я прочитаю вам два стихотворения (слайд 3):
НИЩИЙ Знавал я нищего: как тень, С утра, бывало, целый день Старик под окнами бродил И подаяние просил; Но все, что в день насобирал, Бывало, к ночи раздавал Больным, калекам и слепцам, Таким же нищим, как и сам. Я.П. Полонский
НИЩИЙ У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья. Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку М. Ю. Лермонтов
Учитель: Какие понятия проиллюстрированы в этих стихотворениях?
/милосердие, жестокосердие/
Как связаны слова милосердие и милостыня? Какое слово говорит о
душевном качестве, а какое о конкретном его проявлении?
Что нужно делать, чтобы стать милосердным?
Учитель: /работа с учебником/ Добрым качеством души человека является милосердие. Милосердный - это добрый человек, который всех жалеет, сочувствует, прощает. К каждому он относится, как к родному, к своему ближнему. Такому отношению к людям христиан учило Евангелие.
Однажды некий человек спросил Иисуса Христа: «Кто мой ближний?» В ответ на вопрос Христос рассказал притчу.
Шёл человек из Иерусалима в другой город и попал в руки разбойников. Они забрали его одежду, изранили и оставили на дороге едва живым. В то время шёл той же дорогой один человек. Он посмотрел на несчастного и прошёл мимо. Так же поступил и второй прохожий. Но некий самарянин, увидев на дороге раненого, сжалился над ним. Он перевязал его раны, посадил на своего осла и привёз в гостиницу.
На другой день, отъезжая, дал хозяину гостиницы деньги и сказал: «Позаботься об этом человеке». Окончив притчу, Иисус спросил: «Кто из этих троих оказался ближним человеку, попавшему в руки разбойников?» Слушавший ответил: «Проявивший к нему милосердие». Иисус сказал ему: «Иди, и ты поступай так же».
Учитель:Кто такой ближний? (слайд 4)
а) это тот, кто нуждается в твоей помощи.
б )это тот, кто не оставит тебя в беде.
Учитель: А теперь задание (слайд 5). На экране вы видите слова. Их необходимо сгруппировать.
Выберете слова, относящиеся к милосердию и слова, относящиеся к жестокосердию.
(Бескорыстный, добрый, равнодушный, расчётливый, бесчувственный, делающий добро за добро, сострадательный, справедливый, безжалостный, отзывчивый).
Учитель: В столбике слов, относящимся к милосердию, какое слово на ваш взгляд наиболее значимое…– Бескорыстие
Учитель: я предлагаю вам поиграть в игру «Антонимы». Кто больше даст правильных ответов на вопрос: «Как стать милосердным человеком?», тот будет объявлен самым милосердным человеком в классе.
/на экране слайд 6 со словами, характеризующие отрицательные качества человека/
- Лениться и бездельничать? /трудиться/
- Быть жадным? /быть щедрым/
- Лицемерить и врать? /быть правдивым/
- Давать пустые обещания? /быть честным/
- Изменять дружбе? /дружить/
- Быть равнодушным к чужой беде и горю? /сопереживать, сострадать/
- Не считаться с мнением родителей или не заботиться о них? / уважать и заботиться о близких/
Учитель: Понятие о милосердии и благотворительности возникло в России с 1764 года. В Москве, в Петербурге, в Новгороде впервые появились больницы для бедных./показ слайдов 7-9/
Для развития систем государственной благотворительности в России Екатерина II подписала приказ о системе государственной помощи для школ, больниц, госпиталей, неизлечимых больных, приютов и т.д.
Императрица Мария Федоровна и супруг император Павел I тридцать лет руководили благотворительностью.
В 1802 году Александр I создал благотворительное, императорское, человеколюбивое общество.
Во время первой мировой войны Великая княгиня Елизавета Фёдоровна ухаживала за ранеными в качестве сестры милосердия (учебник стр. 44)
И в наше время существуют благотворительные фонды, которые помогают больным детям, инвалидам, пожилым людям.
Учитель: Послушайте стихотворение:
Милосердие. Маленький мальчик стоял у витрины И по слогам объявленье читал. В нём сообщал продавец магазина, Что он забавных котят продавал. Мальчик несмело вошёл и с порога Скромно спросил, сколько стоят они. Цену узнав, прошептал: «Это много...», Ручки засунув в карманы свои. Он потихоньку извлёк всё, что было, Да, это мало, хоть долго копил. Детское сердце невольно заныло ... С горечью в голосе он попросил: «Дяденька, можно хотя бы глазочком Только на ваших котят посмотреть. Были бы деньги, купил бы я точно, Но накопить мне никак не успеть». И продавец неспеша открывает Крышку в огромной коробке, и вот Восемь котят из неё выбегают, Ну, а девятый за ними ползёт, Хочет успеть за друзьями своими, Но не угнаться за ними ему. А всё потому лишь, что ножки больные, Так он родился ... себе на беду. Мальчика словно водой окатили, Глазки свои отвести он не смел, Даже сказать что-то был он не в силах, Лишь на хромого котёнка смотрел. Но через силу, с огромным волненьем, Еле, чуть слышно он вдруг проронил: «Были бы деньги, то я, без сомненья, Котёнка хромого у вас бы купил». А продавец посмотрев с изумленьем, Грустно ответил, кивнув на него: «Знаешь, котёнок больной, к сожаленью, Родился таким, не излечишь его. Но, если ты хочешь, котёнка хромого Можешь себе и без денег забрать. Никто и копейки не даст за такого, Я и не думал его продавать». Мальчик ответил серьёзно и строго: «Деньги у мамы могу я занять, Я заплачу за котёнка хромого, Чем же он хуже здоровых котят? Стоит он так же, как стоят другие, Полную цену я вам заплачу, Будем с ним жить мы, как братья родные, Сильно котёнка купить я хочу!» Это сказав, он неловко нагнулся И под штанину зачем-то полез. Взглянув на него, продавец ужаснулся : Вместо ноги он увидел протез ... Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу... Всё стало ясно теперь продавцу. Мальчика крепко обнять захотелось, Он протянул свои руки мальцу. «Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы? Чтоб остальные котята нашли Тоже заботливых и милосердных, Добрых хозяев, таких же, как ты!»
Учитель: Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Охарактеризуйте поступок мальчика.
3. Заключительный этап урока.
Учитель: На заключительном этапе нашего урока я предлагаю написать вам синквейн (состоит из 5 строк: 1-ключевое слово, определяет содержание синквейна; 2-два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3-три глагола, показывают действие предмета; 4-короткое предложение, в котором высказывается отношение к проблеме; 5-обычно одно существительное, выражающее чувство). Ключевым словом мы возьмем - милосердие.
/Учащиеся под руководством учителя в парах пишут синквейны, затем их читают. После ответов учащихся учитель представляет свой синквейн слайд 10/.
милосердие
бескорыстный, добрый
помогать, дружить, любить
Дарить людям добро.
счастье
Выводы, домашнее задание.
Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итоги. Из каких же важных составляющих состоит милосердие?
/ответы учащихся/.
Все ваши выводы правильные. Сделаем общий вывод:
Истинное милосердие-это любовь, выраженная в действии.
Какими бы мы не были разными, понятие милосердия одинаково для всех. (слайд 11)
Домашнее задание:
а) поговорите со своими папами и мамами, бабушками и дедушками о милосердии в их жизни;
б) стр. 45 «Вопросы и задания». Последний вопрос выполнить письменно.