kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Культура и мораль»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: дать представление  о культуре, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества

Задачи:

Личностные

- воспитывать желание быть культурным, духовно красивым человеком;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали

метапредметные

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Культура и мораль»»

Конспект урока

Предмет: «Основы религиозной культуры и светской этики».

Урок №3

Класс: 5

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Учитель: Стовбур А.В

Тема: «Культура и мораль»

Цель: дать представление о культуре, научить различать материальную и духовную культуру, показать роль морали в жизни общества

Задачи:

Личностные

- воспитывать желание быть культурным, духовно красивым человеком;

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нормах морали

метапредметные

- развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формирование готовности слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

предметные

- познакомить учащихся с понятиями: «культура», «мораль»;

- уточнить смысл понятий «материальная культура» и «духовная культура»;

- создать представление о роли морали в жизни людей





Ход урока:

1.Организационный момент.

Я спешу сказать вам – здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем на уроке

Прекраснейшего настроения.



  1. Проверка домашнего задания по теме «Что такое светская этика» 

  1. Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

«Если

сын

чернее ночи,

грязь лежит

на рожице, -

ясно,

это

плохо очень

для ребячьей кожицы.

Если

мальчик

любит мыло

и зубной порошок,

этот мальчик

очень милый,

поступает хорошо.

Если бьет

дрянной драчун

слабого мальчишку,

я такого

не хочу

даже

вставить в книжку.

Этот вот кричит:

- Не трожь

тех,

кто меньше ростом! -

Этот мальчик

так хорош,

загляденье просто!»

Вопросы:

- О каком понятии идёт речь в данном стихотворении?

- Что такое этика?

- Кто считается её основателем?

III. Изучение темы урока.

Давайте вспомним сказкуМорозко.

- Куда мачеха отправила падчерицу? Зачем?

- Кого встретила падчерица?

-Как она ведет себя с Морозко?

-А родная дочь, зачем поехала в лес?

-Как она ведет себя с Морозко?

-Можно ли кого-то из девочек назвать культурным человеком? Почему?

-Как вы думаете, что значит быть культурным? (Ответы фиксируются на доске).

-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

-Какое слово вам уже знакомо?(Мораль)

-С каким словом мы еще не встречались на уроке? (Культура)

-Что такое культура? (Ответы фиксируются на доске).

-Сколько мнений мы записали?

- Как вы думаете, какое из них верное?

-Какую задачу поставим на сегодняшний урок? (Узнать, что такое культура)

- Видели ли вы когда- нибудь куклу неваляшку?

- Почему ее так назвали? (Варианты ответов )

- Если ее толкнуть, что произойдет? (Она вернется в исходное положение)

- Погладь ее, она подставит другую сторону. Облей ее водой, стечет. Обзови ее- она смолчит.

- А теперь представьте, что у вас такой друг. Удобно, правда? А почему?(Варианты ответов)

- Но ведь в жизни все по- другому. Если ты так поступишь с другом, то что произойдет?(Возможные варианты- друг обидится, тебе не найти друзей с таким отношением и т.д.)

- А кто еще тебя осудит за такое поведение?(Варианты- мама, папа, бабушка…… Нужно вывести в беседе на общество)

- А что у нас есть какие- то правила  в поведении?

- А как называется система взглядов и представлений, регулирующая поведение людей?(Если проще, то : как называется внешний контроль поведения , если внутренний контроль называется совесть, а государственный контроль называется право?) . 

Мораль- это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

-Кто же устанавливает моральные нормы? Существует главное общечеловеческое требование, которое называется

 «золотое правило» нравственности

- Мораль. Именно так и звучит первая часть  темы нашего урока. Сегодня нам предстоит разобрать понятия мораль, культура, и как они связаны друг с другом.

-Существует «золотое правило морали», вспомните его. (Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе)

- Оказывается во всех религиях есть это золотое правило. Золотое правило нравственности в христианстве, исламе, буддизме.

Возлюби ближнего своего” – одна из основных заповедей христианской культуры.

Люди, обгоняйте друг друга только в добрых делах”

 “Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как самого себя”– цитаты из Корана

    “Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям 5 способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”

- Какие составляющие морали вы можете назвать? (Какие качества мы отнесем к золотому правилу морали). Доброта, сострадание, ответственность, бескорыстность, человечность, любовь, великодушие, терпимость, совесть,  милосердие, щедрость.

- А сейчас, я предлагаю вам  выбрать одно из качеств и придумать небольшую сценку, где в полной мере отражается данное качество.

-- А как появилось это  золотое правило? Предположите.

- Мораль является  элементом культуры. А что такое культура?

  • Культура в переводе с латинского означает возделывание, взращивание.

  • Культура — это все, что создает человек: материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, нравственные и моральные ценности.  

  • КУЛЬТУРА - характеристика определенной исторической эпохи

- Цицерон сказал, что культура- это возделывание души человека. Как вы понимаете это высказывание?  Вот именно поэтому понятия культура и мораль стоят так близко.

Физкультминутка.

Рефлексия 1

        В коробке находятся предметы: матрешка, авторучка, книга, апельсин, зонт, диск, ложка и др..

        С точки зрения понятий «Культура» и «Мораль» объясните как могут вам пригодиться эти предметы?(Например: матрешка- это элемент русской культуры, а при помощи авторучки можно написать письмо другу,  в книге ты черпаешь знания о различных культурах, а апельсин можно разделить на дольки и угостить всех и т.д.)

Домашнее задание: Составить с родителями свод моральных норм, принятых в вашей сем



Существует много видов и духовной культуры. Например, правовая культура – это законы, по которым живут люди в обществе, обычаи и традиции разных народов – это тоже духовная культура. Особый вид духовной культуры – это мораль – система норм и ценностей, регулирующих поведение людей (запись в тетрадь «Мудрых мыслей»).

«Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой!» (фиксируется в тетради)

Притча.

«В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, на другом – дьявол, и каждый шепчет свое. Кого послушает человек, так и поведет себя. О чем говорит это поверье? О том, что добро и зло могут угнездиться в одном и том же человеческом сердце. Но человек всегда наделен свободой выбора.»

Какое моральное правило отражено в притчи?

IV. Итог урока.

Вопросы и задания:

Цицерон сказал, что культура - это возделывание души человека. Как вы понимаете это высказывание?

Для чего нужна мораль?

Какие правила морали вы знаете?

Назовите поступки, которые вы считаете добрыми. Часто ли вы сами так поступаете?

Постарайтесь определить те действия, которые осуждаются моралью и те, которые не осуждаются:

Долго разговаривать по телефону

Навестить больного человека

Обманывать родителей

Помогать престарелым людям

Работать на школьном участке

Быть грязным, неопрятным

Оставить в беде малыша

Сделать кормушку для птиц

Обижать животных

Убирать в классе после уроков

V. Домашнее задание

Написать эссе на тему: «Что ( или кто) нам помогает стать культурным человеком?

Дополнительно: Вместе с родителями составьте свод (перечень) моральных норм (правил), принятых в вашей семье.



7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Культура и мораль»

Автор: Стовбур Алина Владмировна

Дата: 10.11.2015

Номер свидетельства: 250977

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Итоговый урок "Сфера духовной культуры" "
    ["seo_title"] => string(40) "itoghovyi-urok-sfiera-dukhovnoi-kul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "108130"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403582690"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта "
    ["seo_title"] => string(91) "sovriemiennoie-chieloviechiestvo-obiediniaiut-obshchiie-zadachi-razvitiia-kul-tury-i-sporta"
    ["file_id"] => string(6) "219583"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434282763"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-po-kursu-osnovy-dukhovno-nravstviennoi-kul-tury-narodov-rossii-svietskaia-etika"
    ["file_id"] => string(6) "124438"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414694604"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Урок по курсу ОРКиСЭ в соответствии с ФГОС. Тема Урока "Этика. Мораль. Нравственность.""
    ["seo_title"] => string(79) "urok_po_kursu_orkise_v_sootvetstvii_s_fgos_tema_uroka_etika_moral_nravstvennost"
    ["file_id"] => string(6) "583304"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1623646678"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Урок по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ) в соответствии с ФГОС». Тема урока «Этика. Мораль. Нравственность»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_po_kursu_osnovy_religioznykh_kultur_i_svetskoi_etiki_orkse_v_sootvetstvii_s"
    ["file_id"] => string(6) "552266"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1591084167"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства