«Род и семья – исток нравственных отношений» (Тема № 18 по ОСЭ)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную ценность.
Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально- коммуникативных навыков.
Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
Планируемые результаты: дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;
сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;
научить различать степени родства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Род и семья" »
МБОУ – гимназия № 19
г. Орёл
Тема:
«Род и семья – исток нравственных отношений» (Тема № 18 по ОСЭ)
Учитель начальных классов
Лущенко Елена Алексеевна
Орёл 2013
Тема:
«Род и семья – исток нравственных отношений» (Тема № 18 по ОСЭ)
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.
Задачи:
Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную ценность.
Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально- коммуникативных навыков.
Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.
Планируемые результаты: дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;
сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;
научить различать степени родства.
Ход урока.
Актуализация знаний.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На это милой всем земле
-Ребята, вы прослушали стихотворение. Подберите к нему заголовок.
Попробуйте сформулировать тему урока .
(Предположения детей.)
-Сегодня мы будем говорить о семье.
Постановка проблемы.
-Зачем человеку семья?
(Высказывания детей.)
Попробуем найти ответ на данный вопрос.
-Послушайте стихотворение. (Рассказывает ученик.)
Семья - это счастье, любовь и удача Семья - это летом поездки на дачу Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
- Дети, вы согласны с этими словами ?
Работа с учебником.
- Найдите данную тему в учебнике на стр. 38
- Что вы узнаете на уроке?
* Что такое род, семья.
* Как возникли некоторые фамилии.
* Что такое родословная.
«Открытие» нового знания.
Работа с понятиями род и семья.
- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род.
1. Работа с текстом учебника с. 38
- Прочтите первый абзац текста, найдите понятия род, семья.
Первичная проверка понимания изученного:
- Что такое род?
- Как вы считаете, существует сейчас понятие рода?
Работа в парах.
Найти однокоренные слова и соединить их со словом род.
( У детей лежат карточки со словами на партах.)
Род Родство
Родина
Родители
Родословная
Народ
Вывод: род- это люди, которые считают себя потомками общего предка .
2. Работа в группах с текстом.
-Используя текст, объясни, как связаны друг с другом слова: род, семья, любовь.
( У детей на партах лежат листы с текстом, дети читают в группе друг другу.)
В далеком прошлом, еще до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство, а еще и помощь друг другу в борьбе с за жизнь в дикой природе. В человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине –охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. О детях заботились сообща, всем родом и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.
Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием- они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить уже не требовалось объединять усилия многих людей, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание, Но главное в семье- рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств- чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг другу только хорошее.
Выступления представителей групп.
Вывод: таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества - готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.
Семья- это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества .
-Запишите это определение в тетрадь.
-Как называются люди, объединенные одной семьей? (родственники, родные)
Самостоятельная работа.
Работа по карточкам «Родовое дерево».
Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках.
Прабабушка Папин брат
Прадедушка Сын твоей тети
Бабушка Мама твоего дедушки
Дедушка Дочь твоего дяди
Дядя Дедушка твоего отца
Тетя Мама твоей мамы
Двоюродный брат Мамин папа
Двоюродная сестра Мамина сестра
Проверка
(Ученики зачитывают ответы цепочкой)
Работа с текстом учебника стр. 38, 2-ой абзац
- Что такое родословная?
Родословная рассказывает об истории рода, определяет место человека в семье.
-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная Пушкина»
- Сколько поколений можно насчитать в родословной?
Люди знали своих предков, гордились родословной. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А. С. Пушкин, была пуговица с мундира его далекого предка- Абрама Ганнибала.
Теперь все упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестер, дядей и т. д.
-Подумайте, почему важно знать своих предков?
Работа с учебником.
- Знает ли кто-нибудь из вас об истории вашей фамилии?
Попробуем найти ответ на стр. 38.
- Что могло являться символом рода?
-Почему родовые гербы разные?
Рассмотрите родовой герб Багратионов, Пушкиных .
Задание. Составьте вместе с родителями свою родословную. Придумайте и изобразите герб своей семьи. Попытайтесь дома исследовать образование своей фамилии. (Можно обратиться к словарям.)
Включение в систему знаний.
- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.
Создать семью не легко, а сохранить еще труднее.
-Можем мы дать ответ на вопрос- отчего зависит мир и согласие в семье?
(Предположения детей.)
Если хочешь знать истину, слушай, что говорит легенда, притча:
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге.
Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: «И все?» - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
Как вы думаете какие слова были написаны на листочке?
Любовь, прощение, терпение … И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Запишите данные ценности в тетрадь. -Я бы ещё добавила такое слово как «понимание»
- Как вы думаете, помогут эти слова сохранить в вашей семье мир, покой и согласие?
Работа с семейными заповедями.
-Что такое заповедь?
С древних времен существовали заповеди семьи:
(Дети читают записи с доски.)
*свято храни честь своей семьи;
*люби свою семью и делай ее лучше;
*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
*подари родителям радость;
*жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.
-Как вы считаете, современным людям следует соблюдать эти заповеди? Зачем?
Задание.
Попробуйте составить свою семейную заповедь.
Закрепление
- Ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?(семья)