Данная методическая разработка направлена на совершенствование педагогического мастерства в области проектирования урока на тему: «Честь и достоинство» по курсу ОРКСЭ в модуле «Основы светской этики».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ "Честь и достоинство"»
Негосударственное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат № 17 среднего (полного) общего образования имени Д.М.Карбышева ОАО «РЖД» города Кургана
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе
(модуль «Светская этика»)
на тему:
«Честь и достоинство»
Разработала:
Тренина Н.С.,
учитель начальных классов
НОУ «Школа-интернат № 17
ОАО «РЖД»
Курган, 2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность. Преподавание курса основ религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель учебного модуля «Основы светской этики» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Человек создан не только для того, чтобы приумножить свой род, или построить дом, а для того чтобы принести в мир и подарить окружающим его людям как можно больше добра, благодеяния и заботы. А вот в этом и заключается смысл слов доблести, достоинства и чести. Достоинство и честь – самые высокие качества человека, которые вызывают уважение окружающих. А совокупность этих свойств формирует чувство уважения к себе. Человек, имеющий честь, достоинство, уважающий себя и других, никогда не совершит плохого поступка.
Данная методическая разработка направлена на совершенствование педагогического мастерства в области проектирования урока на тему: «Честь и достоинство» по курсу ОРКСЭ в модуле «Основы светской этики».
Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней определены организационные условия проведения занятия с обучающимися, содержание учебного материала, подобраны оптимальные формы, методы и средства обучения, использованы элементы современных педагогических технологий.
Цель разработки: освоение технологии проектирования урока по модулю «Основы светской этики» курса ОРКСЭ в соответствии с современными требованиями.
Особенности занятия:
Урок № 22 на тему «Честь и достоинство » проводится с обучающимися 4 класса и занимает особое место в курсе ОРКСЭ, т.к. это одна из самых актуальных тем в наше время, вечная тема для каждого человека.
При проектировании урока нами были учтены основные принципы личностно-ориентированного, индивидуального, дифференцированого и системно-деятельностного подходов.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- групповая;
- парная
индивидуальная.
Методы: беседа, обсуждение, чтение с комментированием, работа с ЦОР, самостоятельная работа с источником информации, эврестический, метод проблемного обучения, стимулирования и мотивации, рефлексия.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве; технология развития критического мышления; ИКТ – технологии; здоровьесберегающая технология.
Основные понятия:честь, достоинство, человек чести, достойный человек;
Методическая разработка урока № 5.
Тема урока: Честь и достоинство (1 час.)
Тип урока – изучение новых знаний и первичное закрепление способов деятельности.
Цель: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании понятий «честь и достоинство» и принятии их принципов.
Задачи:
Дидактические:
ввести понятия «честь и достоинство»;
формировать представление младших школьников о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; людей разных национальностей и исповеданий;
объяснить различие между понятиями «честь и достоинство»;
содействовать овладению обучающимися навыков анализа своих поступков и поступков других людей;
подвести обучающихся к потребности осознанного выбора своего поведения на основе полученных знаний.
Воспитывающие:
способствовать воспитанию у обучающихся моральных качеств (честь и достоинство) на примере конкретных героев;
прививать правила нравственного поведения в различных жизненных ситуациях.
Развивающие:
развивать умение слушать собеседника, излагать свои мысли, работать в группе, команде;
формировать навыки логического мышления (анализа, синтеза и т.д.).
Планируемые результаты:
В результате изучения темы обучающиеся на основе УУД (Приложение 1) смогут:
анализировать и объяснять понятия «честь» и «достоинство»; взаимосвязь этих понятий в жизни и их отличие;
ориентироваться в нравственно-этических нормах поведения в обществе;
называть не менее 3 качеств человека, основанных на чести и достоинстве;
приводить не менее 2 примеров из личного жизненного опыта и литературных произведений по теме;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения в различных ситуациях;
задавать не менее 2 вопросов по теме урока своим одноклассникам;
выполнять творческое домашнее задание совместно с родителями.
Структура урока
№
Этапы урока
Время
1
Подготовительный (орг. момент)
5 мин.
2
Основной
25 мин.
3
Заключительный
10 мин.
Всего
40 мин.
Технологическая карта
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I. Самоопределение к деятельности
1412
-Начинается урок
Он пойдёт сегодня впрок!
Добрый день, ребята!
-Я рада вас приветствовать на очередном занятии курса «Основы религиозных культур и светской этики». Пожелайте мысленно удачи одноклассникам: улыбнитесь своим товарищам.
Пусть этот день несет нам Радость общения, «открытия» Наполнит сердце Благородными чувствами.
II. Актуализация знаний.
1 2 3 41 2 3 1 2 3 1 2
А сейчас я предлагаю вспомнить и расшифровать понятия, которые нам часто встречаются на занятиях «Основы светской этики»
-Объясните, как связаны друг с другом значения слов добро и зло, мораль и нравственность.
-Как вы думаете, нужно ли человеку уважение со стороны других людей? А самоуважение?
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
1 2 3 4 1 2 31 2 31 2
Все ли слова, которые мы расшифровали в анаграммах, вам знакомы?
(Значение слов честь и достоинство нам не знакомо.
-Как вы считаете: как будет звучать тема нашего урока?
(Тема данного урока «Честь и достоинство»)
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
1 2 1 2 31 2 3 41 2
- Что означает слово «честь»? В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово?
(Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.)
- Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана?
(А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!».
По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт».)
- Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе?
(Чествуют победителей и героев в знак уважения. И эти люди испытывают по отношению к себе чувства самоуважения.)
- Запишите на доске слова, которые близки по смыслу к слову честь .
(записывают:«уважение» и «самоуважение»)
- За какие поступки заслуживает человек уважительного отношения?
(Человек может получить уважительное отношение со стороны других людей, когда его поступки не расходятся с совестью, это человек верен долгу, справедлив и порядочен )
- Какое слово являлось ключевым в вашем высказывании?
(Слово «поступки» является ключевым.
Ученик записывает на доске слово «поступки»
Работа в группах
- Прочитайте текст. (Приём Инсерт)
по ходу чтения статьи делайте в тексте пометки:
V- эту информацию знал, знаю, вспомнил;
+ - это новая для меня информация;
? - эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы
Дмитрий Михайлович Карбышев - Герой Советского Союза, генерал-лейтенант инженерных войск, доктор военных наук, профессор, по происхождению - родовой сибирский казак. За пару недель до начала Великой Отечественной войны был командирован в Гродно для оказания помощи оборонительному строительству на западной границе. При попытке вырваться из окружения в районе севернее Могилева был контужен и захвачен гитлеровцами в плен.Допросы, пытки не смогли сломать дух этого человека. И фашисты придумали казнь. Живого генерала в сильный мороз на улице обливали водой до тех пор, пока он не превратился в ледяную глыбу.
Впервые стало известно о гибели Карбышева через год после окончания войны. 13 февраля 1946 г. майор канадской армии Седдон Де-Сент-Клер, находившийся на излечении в госпитале под Лондоном рассказывал подробности. «В ночь с 17 на 18 февраля около тысячи пленных немцы пригнали в Маутхаузен. Мороз стоял около 12 градусов. Все были одеты очень плохо, в рванье. Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее белье и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Мы понимали, что доживаем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали замерзшие или с размозженными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев», - с болью в сердце излагал канадский майор. Д.М. Карбышев проявил исключительную стойкость и мужество в борьбе с немецкими захватчиками в Великой Отечественной войне. 16 августа 1946 г. генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
-Что вы уже знали?
-Какая информация оказалась для вас новой?
-Какой у вас появился вопрос?
-Как связать этот текст с темой нашего урока?
-Сделайте вывод, что же такое честь?
-Сравните своё определение с определением в учебнике.( с.46)
(слайд 4)
-Честь – честность имеют один корень. И ценились они еще в глубокой древности, о чем свидетельствует рассказ «Честный и благородный спартанец»
Учащиеся слушают рассказ «Честный и благородный спартанец»
-Однажды продавали в рабство партию спартанцев, взятых в плен. Один покупатель спросил у пленника, которого собирался купить: - Будешь ли ты, если я тебя куплю, честным человеком? – Я буду им всё равно, купишь ли ты меня или не купишь, - ответил спартанец.
- Оцените ответ спартанца.
- Спартанец достоин уважения, человек должен быть честным по натуре, а не по обстоятельствам.
Работа в группах.
-Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство». Что означает слово «достоинство»?
(Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации.
Он понимает, что прав и никакая сила не заставит его нарушить обещание.
Достоинство не позволит ему уронить честь. Достоинство стало правом каждого человека на уважение.
Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве. )
- Сверьте своё высказывание по учебнику(С.46)
Достоинство — это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе.
-Что такое чувство собственного достоинства?
( Уважение к себе, помогающее человеку чувствовать себя достойной личностью)
-К чему надо прислушиваться человеку, чтобы ощутить это чувство?
( К голосу совести)
V .Физминутка.
VI. этап (4-5 мин) Первичное закрепление
1 2 1 2 31 2 3 41 2
На доске карточки:
Человек чести Достойный человек
Прийти на помощь слабым
Умение сдержать своё слово
Не предать друзей, Родину
Не изменять своим моральным принципам
Не совершает безнравственных поступков.
Способен быть справедливым
-Соотнесите карточки так, чтобы мы смогли увидеть словесную картину Человека чести и Достойного человека
--Кого мы можем назвать человеком чести? Какими качествами он должен обладать
(Учащиеся на доске составляют схему:
Человек чести
умение сдержать своё слово,
прийти на помощь слабым,
не предать друзей, Родину,
не изменить своим моральным принципам
Достойный человек
честно живёт,
отличает добро от зла,
не совершает безнравственных поступков,
способен быть справедливым)
-Во время составления схемы было видно, что вы испытываете затруднение в соотнесении моральных качеств.
-Почему же это происходило? (Потому что моральные качества честь и достоинство близки по смыслу.)
-Объясните, чем честь отличается от достоинства
(Часто моральные качества Человек чести совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев.
Достоинство- это осознанный выбор человека)
-На доске есть чистые бланки, допишите, на них слова - подсказки, которых нам так не хватало во время выполнения задания
(воспитанность и осознанность)
VII. Выражение
решения проблемы.
1 2 3 4 1 2 31 2 31 2
-Как вы считаете, что становится наградой человеку за хорошие , правильные поступки?( (Наградой человеку за хорошие , правильные поступки становится уважение людей, при этом он сам испытывает чувство собственного достоинства, уважения к себе)
- Попробуйте сформулировать свой вывод.
-Таким образом он оберегает свою честь и обретает чувство собственного достоинства.
– Сравним наш вывод с авторским: «Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя)».
VIII.Выполнение продуктивных заданий по теме.
1 2 3 4 1 2 31 2 3 41 2
- Рассмотрите слайд. Что значит не унижать достоинство других и не терять собственного?
-Если ты не лжёшь, отличаешь добро от зла, справедлив, не совершаешь безнравственных поступков, то ты достоин уважения. Но достаточно один раз обмануть, незаслуженно оскорбить, ударить слабого или больного, как тебя настигнет осуждение, о тебе пойдёт недобрая молва. Если прежде к твоим словам прислушивались, то теперь их слушать не захотят. Если в твоих делах видели общую пользу, то теперь увидят коварство или бесполезность.
- Что значит «безнравственный поступок»?
(слайд 8)
– Самое главное богатство страны – это её люди. Веками на территории России жили десятки народов. Вместе работали, вместе защищали страну. И ничего, что они говорят на разных языках, имеют разные обычаи. Все они – это одна дружная семья, дети одной страны России.
Среди бесчисленных подвигов, совершённых в Великой Отечественной войне, оборона Ленинграда выделяется как ярчайший пример массовой стойкости и терпения, непобедимости духа его жителей. Эти 900 блокадных дней были нелегким испытанием для жителей Ленинграда. Они героически пережили горе, которое обрушилось на них внезапно. Но, не смотря ни на что, они не только сумели выдержать все тягости и невзгоды блокады, но даже активно помогали нашим войскам в борьбе против фашистских захватчиков.
7 сентября в «Санкт-Петербургском Доме национальностей» , состоялась презентация проекта «Мы выстояли, потому что были вместе».
Проект посвящен памяти воинов разных национальностей, защищавших осажденный Ленинград. В рамках презентации проекта были представлены видеофайлы о Пискаревском мемориальном кладбище (Аллеи Памяти), а также выступали приглашенные гости, среди которых ветераны Великой Отечественной войны - представители национально-культурных объединений, землячеств, структур и организаций , работавших в блокадном Ленинграде, сотрудники Пискаревского мемориального комплекса, молодежь, студенты.
Аллея Памяти расположена вдоль восточной границы Пискаревского мемориального кладбища. В память о защитниках Ленинграда на ней установлены 74 мемориальные плиты, посвященные уроженцам разных республик и национальностей (29 досок), воинам-землякам городов и областей России (28), а также организаций, работавших в блокадном городе (15). Отдельно 2 доски посвящены спортсменам и медикам. Этот мемориал ясно показывает нам, что победа была достигнута усилиями не только ленинградцев, но и бойцами почти всех уголков нашей огромной страны, разных национальностей и разных возрастов.
- Предлагаю вашему вниманию отрывок из воспоминаний о блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны. Вражеские войска окружили город, не было доступа завезти продовольствие.
«Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: «Лучше бы ты умер».»
- Почему мама так ответила?
- Как такое могла сказать мать, ведь он принес лишнюю пайку хлеба. Не слишком ли жестоко?
Да. Но эти слова произнесла любящая мать. Ведь сын принес в дом чужой хлеб. Даже ребенок должен давать оценку своим поступкам. А может у этой, бедной женщины не было больше карточки, этой маленькой капли жизни. А как бы вы поступили на месте этого мальчика?
Да, свои поступки оценивать очень трудно. Но представьте себе, что из этого мальчика, выжившего в такое трудное время, вырос человек с высокими моральными принципами, потому что, он на всю жизнь запомнил горькие жестокие слова матери. И поступок, совершенный в детстве, был первым и последним безнравственным поступком.
(слайд 9)
Честь! Достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?
Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.
Честь и достоинство - главные качества человеческой души, не важно какой он национальности. И тот, кто утратил их, и кто не хочет воспитывать их в себе, превращаются в жестокого человека, не имеющего ни чувств, ни мыслей.
- Как вы думаете, легко ли сохранить свои честь и достоинство? А людям других национальностей и вероисповеданий? Были ли в вашей жизни моменты, когда вам было трудно поступить нравственно?
Есть ли в вашей семье родственники или знакомые других национальностей и вероисповеданий, которые воевали в годы ВОВ ?
IX.Итог урока.
Рефлексия деятельности
1 2 1 2 31 2 31 2
- Ребята, перед вами на партах лежат карточки со словами. На данном этапе урока вы будете работать в парах. Вам необходимо из данных слов собрать высказывание – расположить карточки в таком порядке, чтобы можно было прочесть высказывание.
Развивать умения выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
способствовать высказыванию детьми своего мнения;
Моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.
Развивать умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания
Способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;
Развивать умение работать с разными видами информации.
Регулятивные УУД
Способствовать выполнению «открытия» новых знаний;
Создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Личностные УУД
сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;
Способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
Побудить детей к анализу собственных поступков и обсуждению приёмов воспитания нравственных качеств
Коммуникативные УУД
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Создать условия для совместного решения учебной задачи;
Развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения (умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других);
Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Приложение 2.
Пословицы и поговорки по теме.
Не в бороде честь - борода и у козла есть. (Русская пословица)
Всякому своя честь дорога. (Русская пословица)
Спесь губит достоинство. (Лакская пословица)
Не кусок пирога, а честь дорога. (Русская пословица)
Береги платье снову, а честь смолоду. (Русская пословица)
Доброе имя дороже богатства.
Честь на волоске висит, а потеряешь - и канатом не привяжешь. (Русская пословица)
Высказывания.
Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он - человек, а потом уже за его личные достоинства.
В. Г. Белинский.
Честь – это награда, присуждаемая за добродетель.
Аристотель
Не сильные лучшие, а честные. Честь и достоинство – сильнее всего.
Ф.М. Достоевский.
Нет людей более щепетильных в вопросах чести, чем те, которые домогаются ее, вовсе не имея.
П. Буаст
Каждому свою честь воздает потомство.
Тацит
Честного человека можно преследовать, но не обесчестить.
Вольтер
Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену.
П. Бошен
Самое большое зло - это предпочитать жизнь чести и спасать свою жизнь за счет того, что делает ее достойной поддержания.
Ювенал
Честь женщины подобна горностаю: от малейшего прикосновения тускнеет ее белизна.
Д. Драйден
Любите добродетель, не ища ее блеска; честь - в сердце.
Вольтер
Честь объективно - мнение, которое другие имеют о нашем мужестве, и субъективно - страх, который нам внушает это мнение.
А. Шопенгауэр
Честь редко бывает там, где слава, и еще реже слава бывает там, где честь.
И. Зейме
У любви есть своя честь. Стоит потерять ее - и любви приходит конец.
А. Камю
Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступает в мужестве всякому другому бою.
Ж. Руссо
Дополнительный материал
1) Поэт Джон Браун получил от русской императрицы Екатерины проект Просвещения, но приехать не смог, потому что заболел. Однако он уже получил от нее деньги, поэтому, спасая свою честь, покончил жизнь самоубийством.
2) Прославленный деятель Великой французской революции Марат, которого называли «Другом народа», с детства отличался обостренным чувством собственного достоинства. Однажды домашний учитель ударил его по лицу указкой. Марат, которому тогда было 11 лет, отказался принимать пищу. Родители, разгневанные упрямством своего сына, заперли его в комнату. Тогда мальчик разбил окно и выпрыгнул на улицу. Взрослые сдались, но на лице Марата на всю жизнь остался шрам от пореза стеклом. Этот шрам стал своего рода знаком борьбы за человеческое достоинство, ведь право быть собою, право быть свободным не дается человеку изначально, а завоевывается им в противостоянии с тиранией, мракобесием.
3) Во время Второй мировой войны немцы подговорили одного уголовника за большое денежное вознаграждение сыграть роль известного героя Сопротивления. Его посадили в камеру к арестованным подпольщикам, чтобы он узнал у них все необходимые сведения. Но уголовник, ощутив заботу незнакомых людей, их уважение и любовь, внезапно отказался от жалкой роли доносчика, не стал выдавать услышанные от подпольщиков сведения и был расстрелян.
4) Во время катастрофы «Титаника» барон Гуггенхайм уступил свое место в шлюпке женщине с ребенком, а сам тщательно побрился и с достоинством принял смерть.
5) Во время Крымской войны некий командир бригады (минимум — полковник, максимум — генерал) обещал дать в приданое за своей дочерью половину того, что он «экономит» из сумм, отпускаемых на его бригаду. Стяжательство, воровство, предательство в армии привели к тому, что, несмотря на героизм солдат, страна потерпела позорное поражение.
6) Один из узников сталинских лагерей в своих мемуарах рассказал такой случай. Конвойные, желая развлечься, заставили заключенных делать приседания. Запуганные побоями и голодом, люди стали послушно выполнять этот нелепый приказ. Но был один человек, который, несмотря на угрозы, отказался подчиняться. И этот поступок напомнил всем о том, что у человека есть честь, которую никто не сможет отнять.
7) Историки сообщают о том, что после отречения царя Николая II от престола некоторые офицеры, присягавшие на верность государю, покончили жизнь самоубийством, поскольку считали бесчестным служить кому-то другому.
8) Выдающемуся русскому флотоводцу адмиралу Нахимову в самые трудные дни обороны Севастополя прислали известие о высокой награде. Узнав об этом, Нахимов раздраженно сказал: «Лучше бы мне прислали ядра и порох для пушек!»
9) Шведы, осадившие Полтаву, предложили горожанам сдаться. Положение осажденных было отчаянным: не оставалось ни пороха, ни ядер, ни пуль, ни сил драться. Но люди, собравшиеся на площади, решили стоять до конца. К счастью, вскоре подошла русская армия, и шведам пришлось снять осаду.
10) Б. Житков в одном из своих рассказов изображает человека, который очень боялся кладбищ. Однажды маленькая девочка потерялась и попросила отвести ее домой. Дорога шла мимо кладбища. Мужчина спросил девочку:
— А разве ты не боишься покойников?
— С вами мне ничего не страшно! — ответила девочка.
Эти слова заставили мужчину собраться с духом и преодолеть чувство страха.
11) О майоре Дмитрии Островерхове писали многие газеты. В руках молодого солдата чуть не разорвалась бракованная боевая граната. Увидев, что через несколько секунд произойдет непоправимое, Дмитрий выбил ногой из рук солдата гранату, накрыл его собой. Рисковал — не то слово. Граната разорвалась совсем рядом. А у офицера была жена и годовалая дочка. Но всё обошлось.
12) Во время покушения на царя Александра II взрывом бомбы повредило карету. Кучер умолял государя не выходить из нее и скорее ехать во дворец. Но император не мог бросить истекающих кровью охранников, поэтому вышел из кареты. В это время прогремел второй взрыв, и Александр II получил смертельное ранение.
13) Предательство во все времена считалось гнусным поступком, позорящим честь человека. Так, например, провокатору, который выдал полиции членов кружка Петрашевского (в числе арестованных был и великий писатель Ф. Достоевский), пообещали в качестве награды устроить его на хорошо оплачиваемую работу. Но, несмотря на усердные хлопоты полиции, все петербургские столоначальники отказались от услуг предателя.
14) Английский спортсмен Кроухерст решил принять участие в кругосветной гонке яхт-одиночек. У него не было ни опыта, ни мастерства, необходимого для такого состязания, но срочно нужны были деньги, чтобы расплатиться с долгами. Спортсмен решил перехитрить всех, он решил переждать основное время гонок, а потом в нужный момент появиться на трассе, чтобы финишировать раньше остальных. Когда, казалось, замысел удался, яхтсмен понял, что не сможет жить, нарушив законы чести, и он покончил жизнь самоубийством.
15) Существует вид птиц, у которых самцы имеют короткий и твердый клюв, а самки — длинный и изогнутый. Оказывается, эти птицы живут в паре и всегда помогают друг другу: самец пробивает кору, а самка с помощью своего клюва выискивaeт личинок. Этот пример показывает, что даже в дикой природе многие существа образуют гармоничное единство. Тем более у людей такие высокие понятия, как верность, любовь, дружба — это не просто абстракции, придуманные наивными романтиками, а реально существующие чувства, обусловленныe самой жизнью.
16) Один путешественник рассказывал о том, что эскимосы подарили ему большую связку сушеной рыбы. Торопясь на судно, он забыл ее в чуме. Вернувшись через полгода, он нашел эту связку на прежнем месте. Путешественник узнал, что племя пережило тяжелую зиму, люди сильно голодали, но никто не посмел тронуть чужое, боясь навлечь на себя бесчестным поступком гнев высших сил.
17) Когда алеуты делят добычу, то они внимательно следят за тем, чтобы всем досталось поровну. Но если кто-то из охотников проявляет жадность и требует себе больше, то с ним не спорят, не ругаются: все отдают ему свою долю и молча уходят. Спорщику достается все, но, получив кучу мяса, он понимает, что потерял уважение своих соплеменников, и спешит вымолить у них прощение.
18) Древние вавилоняне, желая наказать провинившегося человека, стегали кнутом его одежду. Но от этого преступнику не было легче: тело-то он сохранял, зато обесчещенная душа истекала кровью.
19) Английский мореплаватель, ученый и поэт Уолтер Рэли всю жизнь яростно боролся с Испанией. Враги этого не забыли. Когда воюющие страны начали долгие переговоры о мире, то испанцы потребовали, чтобы им отдали Рэли. Английский король решил пожертвовать отважным мореплавателем, оправдывая свое предательство заботой о благе государства.
20) Парижане во время Второй мировой войны нашли очень действенный способ борьбы с фашистами. Когда вражеский офицер входил в трамвай или в вагон метро, то все дружно выходили. Немцы, видя такой молчаливый протест, понимали, что им противостоит не жалкая кучка несогласных, а целый народ, спаянный ненавистью к захватчикам.
21) В 70-х годах 20 века чешский хоккеист М. Новы как лучший игрок команды получил в подарок «Тойоту» последней модели. Он попросил выплатить ему стоимость автомобиля и разделил деньги между всеми членами команды.