I. Мотивация к учебной деятельнос ти (2 мин) Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; - уточнить тип урока; | Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила. Проговаривают девиз урока, определяют тип урока. Обсуждение | Организует проговаривание правил поведения на уроке. Организует проговаривание темы стихотворения и темы урока Организует проговаривание девиза урока. Организует уточнение типа урока. Уточняет тематические рамки. | Уж и есть за что, Слайд 1. Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью Стать за честь, Против недруга, За тебя в нужде, Сложить голову! Подумайте над темой этих строк. Назовите тему нашего урока. Девиз урока: Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть Гельвеций1. Хочу прочитать вам слова замечательного любимого многими русского писателя Л.Н.Толстого: Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Обсуждение с детьми смысла этого высказывания. Подвести детей к правильной самооценки, к теме урока. – Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки мы совершаем каждый день, выделим и разберёмся, что же такоё нравственный поступок. По нашим поступкам люди судят о нас как о личности. Как вы понимаете слово поступок? – Прочитайте в своих пособиях о поступке. (чтение вслух) Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным? (Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая его) – Прочитайте высказывания великих людей, живших в разные века и в разных странах. Слайд 3 Ж.Ж.Руссо (18 век, французский писатель) Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия. Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ) Благородство и Подлость, Отвага и Страх – Всё с рожденья заложено В наших сердцах. Древнеиндийское изречение Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе. Аристотель (древнегреческий философ) Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми. Анализ изречений, доказать их актуальность сегодня | | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин) Цели: -организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | Отвечают на вопрос учителя: О ком идет речь в стихотворении? С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока. | Читает стихотворение: Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися. | Можно назвать нравственным поступком «Защита Родины»? Слайд 3. Изображение витязя- богатыря Воплощен в былинах старых, Вот стоит он, как живой, — Бич врагов в сраженьях ярых, Витязь Родины святой! Меч в руках его тяжелый, А в ногах — узорный щит... На пиру он гость веселый, В битвах — молнией летит! О ком идёт речь в стихотворении? Как догадались? Какие слова помогли вам узнать богатыря? Сегодня мы узнаем, какие были богатыри, и есть ли они в настоящее время. - Прочитайте пословицу: «Славна богатырями земля русская». - Как вы понимаете эту пословицу? - Кто такие богатыри? Ваши предположения. Значение слова «богатырь» лучше всего даст толковый словарь. Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой. Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в. «Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь». – Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они? | Знать кто такой богатырь. | Познавательные: Уметь проводить сравнение по заданным критериям Коммуника тивные: Уметь находить лексическое значение слова в словаре. Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
III. Изучение нового (5мин) Цели: - Проблемная ситуация - Открытие новых знаний. Информационная часть урока. | Рассматривают картины великих художников, изображавших богатырей. Расшифровывают имена богатырей. Находят ответы на вопросы в словарях. Работают в группах. Приходилось делать выбор | Организует работу по презентации Организует работу по формированию умений делать выводы. | Рассматривание картины В.Васнецова «Витязь на распутье». Слайд4 - Что вы здесь видите? - Что вы видите кроме этого? - Кто-нибудь может что-нибудь добавить? - Что происходит на этой картине? - Что вы можете сказать об этом человеке? - Где это происходит? - Когда это могло происходить? - О чем думает этот человек? - Что чувствует этот человек? - Что вы чувствуете, глядя на эту картину? - Как могла бы называться эта картина? - Что вас больше всего заинтересовало в этой картине? - Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться? Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; Налеву ехати — богату быти» — на камне не видны. - Какую дорогу выбрал богатырь? Почему? (варианты ответов детей) - Вернёмся к этому вопросу в конце урока. а) Вспомним имена некоторых богатырей. Расшифруйте их: НЫБОДЯР ТИКИНИЧ ШААЛЕ ПОВОЧИП ИЯЛЬ ЦЕМРУМО - Откуда вы узнали про богатырей? - Что такое былина? - Найдите ответ в словаре | Знать и различать богатырей Уметь составлять устный рассказ. | Коммуникатив ные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов Коммуникатив ные: Уметь оформлять свои мысли в письменной форме Коммуникатив ные: Доносить свою позицию до других: |
IV. Закрепление нового (5 мин) Цель: -Научить распознавать богатырей по их образам, описывать их, различать. Качества богатыря - Организо вать работу в группах над созданием образа Ильи Муромца | Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри». (слайд Ответы на вопросы. Предположения. ВЫВОД: Занятие богатырей: -в военное время -в мирное время Делятся на группы. Выбирают тему, распределяют обязанности в группе. Работа в группах Вывод: «Создание нравственного образа Ильи Муромца» Вывод: Качества богатыря Характеристика образа Добрыни Никитича по опорному тексту и вопросам учителя Качества богатыря Характеристика Алёши Поповича. Чтение отрывка на опорной карточке, ответы на вопросы учителя. | Организует работу над описанием образов богатырей Вывод: Рассказ о Святогоре. | А)- Главные герои былин – богатыри. - О богатырях славных, витязях земли Русской, написано немало былин и сказок. (Обращает внимание ребят на выставку книг - былин.) Б)- Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам. - Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей. - Посмотрите на картину В.М.Васнецова. - Что вы здесь видите? - Кто-нибудь может что-нибудь добавить? - Что происходит на этой картине? - Что вы можете сказать об этих людях? - Где это происходит? - Когда это могло происходить? - О чем думают богатыри? - Что вы чувствуете, глядя на эту картину? - Какую задачу ставил перед собой автор картины при её создании? - Как могла бы называться эта картина? - Что вас больше всего заинтересовало в этой картине? - Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться? - Где тут самый старший богатырь? Кто это? Что он делает? Как вооружён? - Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? Обратите внимание на копьё Ильи. Оно как бы преграждает путь белому коню Добрыни. - Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён? Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?» В) Характеристика Ильи Муромца. - А кто из богатырей главный? - Какой он, Илья Муромец? (Могучий, сильный, спокойный) - Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь Илья Муромец не сразу богатырём стал. Физкультминутка. слайд 9 Для разминки используется музыка А.Пахмутовой “Богатырская сила”. Только во время войны богатыри сражались с врагом, а в мирное время они работали на земле,занимались обычными домашними делами. Кололи дрова, косили сено, копали землю. Повторите движения, напоминающие действия богатырей. 1 группа - Прочитайте текст и придумайте к нему вопросы. « Сидел он сиднем 30 лет, а вылечили его старички – дали испить водицы.Отец Илье Муромцу дал благословение и сказал: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела благословления нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что роду чёрного, крестьянского». Примерные вопросы : - Что за беда с ним приключилась? - Кто его от той беды избавил? - Что означает выражение «Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести». 2 группа «Прямо ехать – убитому быть! Влево ехать – женатому быть! Вправо ехать – богатому быт Все судьбой сие предписано!» Во глубоком раздумье Илья. Он стоит, сам по себе говорит: «Это Бог с тобой, что – судьбой; Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах жена не нужна, Мне богатство не надобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть!» Примерные вопросы: - Какую дорогу выбрал Илья Муромец? - Как он рассуждал выбирая этот путь? - Почему Илья Муромец выбрал прямую дорогу? 3 группа На светошную сторону Наезжал Илья Муромец: Перезвоны колокольные, Перепевы богомольные. Окружали Илью Муромца В башлыках люди черные – Зазывают Илью Муромца, Уговаривают витязя Бросить русский православный закон. За измену перемётную Всё сулят сулу великую, И почёт, и уважение, И вельможное служение. Говорит Илья Муромец: «А не надо мне посулов золотых! На вельможное служение Не сменяю я свой русский закон!» Примерные вопросы : - К чему склоняют Илью Муромца в святошной стороне? - Что значит сулить сулу? - Какой героический поступок совершает Илья? Илья Муромец является самым ярким представителем всех русских богатырей. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри. Силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника. - О нём говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет» Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Алеша Попович. - Чем он отличается от остальных? - Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Алёша Попович отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал. Прочитайте отрывок: Тут князь Владимир начал Алёшеньку чествовать, пожаловал город, одёжу драгоценную.Поднялся Алёша Попович и говорит: - Воевал я не ради награды. Позволь мне, князь, с братьями Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем поехать на заставу богатырскую. Будем там стоять, землю русскую от недругов защищать!..» -Какие слова не понятны? Давайте попробуем объяснить их. - Алёша Попович говорил, что он служил не ради награды. А ради чего? - Кому же служили богатыри: князю или народу русскому? (русскому народу) - А теперь ребята я вам расскажу про богатыря, которого звали СВЯТОГОР. Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля- матушка носить его не могла. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов. - Каких богатырей вы ещё знаете? - Что их объединяет? | Уметь работать в коллективе. Уметь работать над картиной Уметь работать по группам, распреде лять обязанности в группе. Уметь отражать тему | Познавательные: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Коммуника тивные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Регулятивные: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные: Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация Регулятивные: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Познавательные:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникатив ные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
V. Контролирующее задание (15 мин) Цель: - проверить умение работатьс информацией; -организовать выполнение взаимопроверки, самооценки. | Вывод: Самостоятельная работа учащихся. Взаимопроверка Вывод: Работа с учебником (стр. 50 – 51) Чтение 3 абзаца. Чтение 4 и 5 абзацев Вывод: Чтение 6 и 7 абзацев. Работа с пословицами. Рассматривание картины П.Корина «Александр Невский» Слушание: А. П. Бородин. Вторая симфония (фрагмент I части) Вывод: Обобщение Вывод: Работа в парах Синквейн. Работа в группах. | Организует, помогает. направляет, дает советы. Организует проверку умения работать с информацией. Организует взаимо проверку. | - Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи. На листочках у вас перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Если работу закончили, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга. Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый. (Проверка на слайде) С кем приходилось сражаться богатырям? (ответы детей) - Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями. - Какие слова не понятны? Давайте объясним их? - Как вы поняли последнее предложение? - Что значит «правила честного поединка» - Какое слово здесь самое важное? - Какие слова не понятны? Давайте объясним их? В чём заключались «правила честного поединка»? - Послушайте отрывки из былин. Подумайте, о каком правиле честного поединка идёт в отрывке речь? «Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.» (Сила применялась для защиты слабых) «Засвистал-то Соловей да по-соловьему, Закричал злодей-разбойник по-звериному- Так все травушки-муравы уплеталися, Да й лазоревы цветочки осыпалися, Темны лесушки к земле все приклонилися … …Ай тут старыя казак да Илья Муромец Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый, Во свои берет во белы он во ручушки. Он тетивочку шелковеньку натягивал, А он стрелочку каленую накладывал Он стрелил в того-то Соловья Разбойника, Ему выбил право око со косицею Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному, Он повез его по славну по чиступолю,Мимо гнездышка повез да соловьиного.» (Сила применялась только против сильных.) - Какие слова не понятны? Давайте объясним их? - Что вы ещё узнали про богатырей? - Какая победа прославляла богатырей? - Прочитайте пословицы. - Как вы их понимаете? - Какие из них можно отнести к богатырям? «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» «Не родом богатырь славен, а подвигом» «Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать» «Любишь кататься, люби и саночки возить» «В русском сердце честь да любовь» «Бой отвагу любит» - Прочитайте название картины. - Кто такой Александр Невский? - Почему эту картину поместили в учебнике? - Докажите, что его тоже можно назвать богатырём? - Был он великим князем, полководцем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день. - Какие чувства вызвало у вас это произведение? - Какой она показалась вам по настроению? - О каких событиях идет речь? Почему вы так решили? - Подберите прилагательные, которые могли бы описать настроение этой темы? (уверенная, суровая, сильная, раздольная, размашистая, строгая, побеждающая и т.д.) - Это произведение вы услышали в исполнении симфонического оркестра. - Как бы вы назвали это произведение? Поищите название в себе. Как вы чувствуете? - Почему произведение одно, а названия у вас получились разные? Отчего так? Правильно, потому что мы все разные. - Я рада, что вы так тонко почувствовали музыку, поняли, о чем хотел нам с вами рассказать композитор. Эту симфонию он назвал “Богатырская”. - А кого ещё можно назвать богатырями? Почему? - Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. Это Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где убудет, там он смекалкой дойдёт. Можно назвать нравственным поступком «Защита Родины»? Из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира. Это солдаты Советской армии водрузили в 1945 году знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков. И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран. Можно назвать нравственным поступком «Защита Родины»? - Вспомните всё, что мы говорили о богатырях на уроке. Это вам пригодится, чтобы дополнить предложения. Работайте парами быстро, дружно. Я думаю, что вам поможет музыка М.П. Мусоргского. Одно из своих произведений он назвал «Богатырские Ворота». 1 вариант Богатырь обладает невиданной …… , безграничной ………, особым умением (метко стрелять из лука, ………………… ) . 2вариант Богатырь ………, …………, ………… человек, преданный ………, служащий ………. Заслушивание получившихся выводов. - Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают? - Кто они? - Кого называют героем? Обратимся к словарю. - ГЕРОЙ – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Можно назвать нравственным поступком «Защита Родины»? Посмотрите на фотографии в учебнике на странице 51. Прочитайте подписи к ним. - Почему именно их разместили в учебнике? - Чьи бы фотографии вы ещё поместили на страницы учебника? - Докажите, что на фотографиях (на слайде) тоже изображены богатыри.Слайды Можно назвать нравственным поступком «Защита Родины»? Синквейн Слайд 20 Богатырь Доблестный, храбрый Сражается, защищает, спасает Богатырь – отважный и честный человек. Мужество | Уметь работать с информацией. | Регулятивные: Уметь планировать своё действие в соответ- ствии с поставленной задачей Познавательные: Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Коммуникатив ные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Познавательные:Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Коммуникатив ные:Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 10.Домашнее задание На выбор | Отвечают на вопросы учителя. Мальчик читает стихотворение: Жил Илюша-богатырь, Славной он Руси служил. От татар и от хазар Родину он защищал. Очень мощный был Илья: Победил он Соловья. Тот умел свистеть сурово. Так что дверь сносил дубову. Вот я вырасту немного В армию пойду, друзья, А потом, вот честно слово, Стану умным, добрым, смелым - Буду точно, как Илья. А сейчас среди нас живут богатыри? Кто они? | ВЫВОД: Организует фиксирование содержания. Организует самооценку учебной деятельности. Организует рефлексию. | - Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли –тоже богатырь. - Вернёмся к картине В.Васнецова Витязь на распутье». - Почему же богатырь выбирает дорогу, которая ведёт к смерти? Можно назвать нравственным поступком «Защита Родины»? - А вы можете стать богатырями? . Ребята, какими качествами должен обладать богатырь, современный человек, чтобы совершать нравственные поступки?
(Ответы детей) – Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет) – Какие качества не совместимы в человеке? (Дети отвечают) – Прочитайте, в подтверждение своих ответов, стихотворение И.Гетте: Пять свойств Пять свойств не ладят с другими пятью. Внимательно заповедь слушай мою: С Надменностью Дружба не может сроднится, От Грубости Вежливость не родится, Величия мы у Злодейства не ищем, Скупец не подаст убогим и нищим, Для Веры и Верности Ложь не опора. Всё это усвой – и храни от вора. Обсудите дома с родителями памятку: 2) Подобрать книги о богатырях для выставки. 3) Рассказать родителям, кто такие богатыри. 4) Узнать были ли богатыри в вашем роду. Урок закончим встречным вопросом «Можно назвать нравственным поступком «Защита чести Родины в спорте, науке, искусстве»? | | Коммуника тивные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки стные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные:Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). |