kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе. Модуль "Основы светской этики" Тема: Нравственные идеалы. Честь . Достоинство. Русские богатыри

Нажмите, чтобы узнать подробности

                  Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы- такие задачи ставит  перед собой учитель на уроках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

              Формирование уважительного отношения к иному мнению.
Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности- результат симбиоза "учитель - нравственность - ученик"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе. Модуль "Основы светской этики" Тема: Нравственные идеалы. Честь . Достоинство. Русские богатыри»










Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе

модуль «Основы светской этики»



Тема: «Нравственные идеалы. Честь. Достоинство. Русские богатыри»






Выполнила: учитель начальных классов

Тихолаз Аксенья Ильинична






2016 год



Предмет: ОРКСЭ

Класс: 4 класс

Тип урока: Изучение нового, 2 урок по теме

.

Технологическая карта урока


Тема

Тема: «Нравственные идеалы. Честь. Достоинство. Русские богатыри»

Цели


Образовательные:

Подвести учащихся к пониманию нравственных идеалов;
Формировать такое качество личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
Формировать умение вести диалог, умение работать в группах (совершенствовать коммуникативную компетентность), развивать навыки поисково-исследовательской деятельности
Закрепить умение работать со словарём;

Продолжить знакомство с литературными жанрами;

Учиться понимать произведения художников, музыку.

Воспитательные:

Воспитание уважения к историческому прошлому земли Русской.

Дать детям представление о   нравственном образе богатыря;

Пробудить в ребёнке любовь к Родине, желание быть её защитником,

Воспитывать мужество, справедливость, доброту;

Воспитывать у обучающихся нравственно – эстетические чувства.

Развивающие:

Развивать воображение, кругозор, эрудицию младших школьников;

Развивать у детей умение слушать, умение осмыслить прослушанное и выделять главную мысль.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

- Познавательные УУД:ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Знания: Сформируют понятие о нравственных идеалах.

Умения: научатся понимать художественные, музыкальные произведения.

Навыки: составление устных рассказов

Метапредметные:

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделе­ния существенных признаков.

Коммуникативные: формулиро­вать собственное мнение и пози­цию; договариваться о распреде­лении функций и ролей в совмест­ной деятельности

Личностные: Формирование такого качества личности как нравственность и умение осуществлять нравственный выбор;
Гражданская идентичность в форме осозна­ния «Я» как гражданина Рос­сии, чувства со­причастности и гордости за свою Родину, народ и исто­рию, осознание своей этниче­ской принад­лежности, гума­нистические и демократиче­ские ценности многонацио­нального рос­сийского обще­ства

Основные понятия

  • Нравственные идеалы. Нравственный поступок. Честь. Достоинство. Нравственный образ богатыря, солдата, воина

  • Поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат

Межпредметные связи

Литературное чтение, музыка, ИЗО

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

УМК «Основы светской этики» (учебник, диск, книга для учителя)

- презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Плани руемые результаты

Предмет ные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельнос ти (2 мин)

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.



Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.






Обсуждение








Организует проговаривание правил поведения на уроке.




Организует проговаривание темы стихотворения и темы урока


Организует проговаривание девиза урока.

Организует уточнение типа урока.


Уточняет тематические рамки.

Уж и есть за что, Слайд 1. Русь могучая, Полюбить тебя, Назвать матерью Стать за честь, Против недруга, За тебя в нужде, Сложить голову!

Подумайте над темой этих строк.

Назовите тему нашего урока.

Девиз урока:

Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть

Гельвеций1.

Хочу прочитать вам слова  замечательного любимого многими русского писателя Л.Н.Толстого:

Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.

Обсуждение с детьми смысла этого высказывания. Подвести детей к  правильной самооценки, к теме урока.

– Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки мы совершаем каждый день, выделим и разберёмся, что же такоё нравственный поступок. По нашим поступкам люди судят о нас как о личности. Как вы понимаете слово поступок?

– Прочитайте в своих пособиях о поступке. (чтение вслух) Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным? (Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая его)

– Прочитайте высказывания великих людей, живших в разные века и  в разных странах.

Слайд 3

Ж.Ж.Руссо  (18 век, французский писатель)

Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия.

Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ)

Благородство и Подлость,
Отвага и Страх – 
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах.

Древнеиндийское изречение

Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе.

Аристотель (древнегреческий философ)

Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми.
Анализ изречений, доказать их актуальность сегодня


Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им


II. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

Цели:

-организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

Отвечают на вопрос учителя: О ком идет речь в стихотворении?











С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Читает стихотворение:




Организует формулирование темы урока учащимися.













Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Можно назвать нравственным поступком «Защита Родины»?

Слайд 3. Изображение витязя- богатыря

Воплощен в былинах старых,

Вот стоит он, как живой, —

Бич врагов в сраженьях ярых,

Витязь Родины святой!

Меч в руках его тяжелый,

А в ногах — узорный щит...

На пиру он гость веселый,

В битвах — молнией летит!

О ком идёт речь в стихотворении?

Как догадались?

Какие слова помогли вам узнать богатыря?

Сегодня мы узнаем, какие были богатыри, и есть ли они в настоящее время.

- Прочитайте пословицу: «Славна богатырями земля русская».

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Кто такие богатыри? Ваши предположения.

Значение слова «богатырь» лучше всего даст толковый словарь.

Богатыри (от тюрк. багатур – храбрый воин) – защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой.

Слово «богатырь» встречается в летописях начиная с 13 в.

«Богатырь-человек рослый, дородный, дюжий и видный; необычайный силач; смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь».

– Выяснив, кто такие богатыри, постараемся ответить на вопрос, какие они?

Знать кто такой богатырь.

Познавательные: Уметь проводить сравнение по заданным критериям



Коммуника тивные: Уметь находить лексическое значение слова в словаре.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме


Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя


III. Изучение нового

(5мин)

Цели:

- Проблемная ситуация



















- Открытие новых знаний. Информационная часть урока.  

Рассматривают картины великих художников, изображавших богатырей.

Расшифровывают имена богатырей.

Находят ответы на вопросы в словарях.

Работают в группах.





Приходилось делать выбор


Организует работу по презентации







Организует работу по формированию умений делать выводы.




Рассматривание картины В.Васнецова «Витязь на распутье». Слайд4

- Что вы здесь видите?

- Что вы видите кроме этого?

- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?

- Что происходит на этой картине?

- Что вы можете сказать об этом человеке?

- Где это происходит?

- Когда это могло происходить?

- О чем думает этот человек?

- Что чувствует этот человек?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Как могла бы называться эта картина?

- Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?

- Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?

Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью.

На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти;




Налеву ехати — богату быти» — на камне не видны.

- Какую дорогу выбрал богатырь? Почему? (варианты ответов детей)

- Вернёмся к этому вопросу в конце урока.

а) Вспомним имена некоторых богатырей.    

Расшифруйте их:  

НЫБОДЯР   ТИКИНИЧ

ШААЛЕ ПОВОЧИП

ИЯЛЬ ЦЕМРУМО

- Откуда  вы узнали про богатырей?

- Что такое былина?

- Найдите ответ в словаре

Знать и различать богатырей








Уметь составлять устный рассказ.

Коммуникатив

ные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других



Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов



Коммуникатив

ные: Уметь оформлять свои



мысли в письменной форме



Коммуникатив

ные:

Доносить свою позицию до других:


IV. Закрепление нового (5 мин)

Цель:

-Научить распознавать богатырей по их образам, описывать их, различать.


















Качества богатыря


























- Организо вать работу в группах над созданием образа Ильи Муромца

Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри».  (слайд







Ответы на вопросы.

Предположения.
























ВЫВОД:

Занятие богатырей:

-в военное время

-в мирное время



Делятся на группы. Выбирают тему, распределяют обязанности в группе.

Работа в группах





Вывод:










«Создание нравственного образа Ильи Муромца»































Вывод:





Качества богатыря











Характеристика образа Добрыни Никитича по опорному тексту и вопросам учителя  







Качества богатыря











Характеристика Алёши Поповича.    





Чтение отрывка на опорной карточке, ответы на вопросы учителя.


Организует работу над описанием образов богатырей














































































































































Вывод:



Рассказ о Святогоре.  

А)- Главные герои былин – богатыри.

- О богатырях славных, витязях земли Русской, написано немало былин и сказок. (Обращает внимание ребят на выставку книг - былин.) 

Б)- Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам.

 - Давайте посмотрим, ребята, как изображали художники древнерусских воинов, богатырей.

- Посмотрите на картину В.М.Васнецова.

- Что вы здесь видите?

- Кто-нибудь может что-нибудь добавить?

- Что происходит на этой картине?

- Что вы можете сказать об этих людях?

- Где это происходит?

- Когда это могло происходить?

- О чем думают богатыри?

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Какую задачу ставил перед собой автор картины при её создании?

- Как могла бы называться эта картина?

- Что вас больше всего заинтересовало в этой картине?

- Какими впечатлениями от увиденного вы хотели бы поделиться?

- Где тут самый старший богатырь? Кто это? Что он делает? Как вооружён?

- Кто слева от него? Спокоен ли Добрыня? Почему так решили? Обратите внимание на копьё Ильи. Оно как бы преграждает путь белому коню Добрыни.

- Чем Алёша Попович похож на остальных? Чем он отличается? Как он смотрит? Чем вооружён?




Без устали разъезжали по степям богатыри на могучих конях. Зорко всматривались вдаль: «Не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?»

В)  Характеристика  Ильи Муромца.            

- А кто из богатырей главный?

- Какой он, Илья Муромец? (Могучий, сильный, спокойный)

- Больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. А ведь  Илья Муромец не сразу богатырём стал.


Физкультминутка.  слайд 9

Для разминки используется музыка А.Пахмутовой “Богатырская сила”.

Только во время войны богатыри сражались с врагом, а в мирное время они работали на земле,занимались обычными домашними делами. Кололи дрова, косили сено, копали землю. Повторите движения, напоминающие действия богатырей.


1 группа

- Прочитайте текст и придумайте к нему вопросы.

« Сидел он сиднем 30 лет, а вылечили его старички – дали испить водицы.Отец Илье Муромцу дал благословение и сказал: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела благословления нет. Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки. Зря не лей крови людской, не слези матерей да не забывай, что роду чёрного, крестьянского».

Примерные вопросы :

- Что за беда с ним приключилась?

-  Кто его от той беды избавил?

- Что означает выражение «Защищай нашу землю Русскую не для золота, не из корысти, а для чести».

 2 группа 

«Прямо ехать – убитому быть!

 Влево ехать – женатому быть!

Вправо ехать – богатому быт

Все судьбой сие предписано!»




Во глубоком раздумье Илья.

Он стоит, сам по себе говорит:

«Это Бог с тобой, что – судьбой;

Я готов и с судьбиной на бой!

Только выбрать какую судьбу,

Чтобы с нею вступить мне в борьбу?

Мне в походах жена не нужна,

Мне богатство не надобно.

Ах, поеду, молодец, я туда,

Где показано убитому быть!»

Примерные вопросы:

- Какую дорогу выбрал  Илья Муромец?

- Как он рассуждал выбирая этот путь?

- Почему Илья Муромец выбрал прямую дорогу?

 3 группа

На светошную сторону

Наезжал Илья Муромец:

Перезвоны колокольные,

Перепевы богомольные.

Окружали Илью Муромца

В башлыках люди черные –

Зазывают Илью Муромца,

Уговаривают витязя

Бросить русский православный закон.

За измену перемётную

Всё сулят сулу  великую,

И почёт, и уважение,

И вельможное служение.

Говорит Илья Муромец:

«А не надо мне посулов золотых!

На вельможное служение

Не сменяю я свой русский закон!»

Примерные вопросы :

- К чему склоняют Илью Муромца в святошной стороне?

- Что значит сулить сулу?

-  Какой героический поступок совершает Илья?


Илья Муромец является самым ярким представителем всех русских богатырей. Илья отличается огромной силой, которой не обладают другие младшие богатыри.  Силу физическую сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость,




простота, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. У Ильи Муромца первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника.

- О нём говорили: «Он и статен, и высок, и грамоте обучен. И в бою смел, и слово умное скажет»

Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.  

Алеша Попович.

- Чем он отличается от остальных?

- Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Алёша Попович отличался силой, дерзостью и хитростью. Где в бою силы не доставало – там смекалкой побеждал.


Прочитайте отрывок:

 Тут князь Владимир начал Алёшеньку чествовать, пожаловал город, одёжу драгоценную.Поднялся Алёша Попович и говорит:

- Воевал я не ради награды. Позволь мне, князь, с братьями Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем поехать на заставу богатырскую. Будем там стоять, землю русскую от недругов защищать!..»

-Какие слова не понятны? Давайте попробуем объяснить их.

- Алёша Попович говорил, что он служил не ради награды. А ради чего?

- Кому же служили богатыри: князю или народу русскому?  (русскому народу)


- А теперь ребята я вам расскажу про богатыря, которого звали СВЯТОГОР.

Святогор – богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался в облако ходячее. Земля- матушка носить его не могла. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

- Каких богатырей вы ещё знаете?

- Что их объединяет? 

Уметь работать в коллективе.

Уметь работать над картиной












































































Уметь работать по группам, распреде лять обязанности в группе.

Уметь отражать тему




Познавательные: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы



Коммуника тивные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других



Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).




















Регулятивные:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).








Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.









Регулятивные:

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация




Регулятивные:

Уметь планировать своё действие в соответствии



с поставленной задачей


Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).


Познавательные:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).


Коммуникатив ные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

V. Контролирующее задание (15 мин)

Цель:

- проверить умение работатьс информацией;

-организовать выполнение взаимопроверки, самооценки.

Вывод:


Самостоятельная работа учащихся.    








Взаимопроверка

















Вывод:










Работа с учебником

(стр. 50 – 51)

Чтение 3 абзаца.

Чтение 4 и 5 абзацев


Вывод:


Чтение 6 и 7 абзацев.       

 



Работа с пословицами.  





Рассматривание картины П.Корина «Александр Невский»















Слушание: А. П. Бородин. Вторая симфония (фрагмент I части)










Вывод:



Обобщение  






Вывод:













      

Работа в парах












Синквейн.  Работа в группах.      


Организует, помогает. направляет, дает советы.

Организует проверку умения работать с информацией.


Организует взаимо

проверку.






- Итак, богатыри все были разные. Но качества человеческие у них похожи.  На листочках у вас перечислены слова. Вычеркните те, которые не имеют отношения к богатырям. Если работу закончили, поменяйтесь листочками. Проверьте друг у друга.

Храбрый, трусливый, скромный, отважный, лживый, мужественный,  сильный, жадный, щедрый, справедливый

(Проверка на слайде)

С кем приходилось сражаться богатырям? (ответы детей)

- Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.


- Какие слова не понятны? Давайте объясним их?

- Как вы поняли последнее предложение?

- Что значит «правила честного поединка»  - Какое слово здесь самое важное?

- Какие слова не понятны? Давайте объясним их?

В чём заключались «правила честного поединка»?

- Послушайте отрывки из былин. Подумайте, о каком правиле честного поединка идёт в отрывке речь?

«Пришли к Никите малолетние, стали со слезами просить, чтоб шел он супротив змея. Прослезился и сам Никита Кожемяка, на их слезы глядя. Взял триста пуд пеньки, насмолил смолою и весь-таки обмотался, чтобы змей не съел, да и пошел на него.»

(Сила применялась для защиты слабых)



 «Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

 Закричал злодей-разбойник по-звериному-

 Так все травушки-муравы уплеталися,

 Да й лазоревы цветочки осыпалися,

 Темны лесушки к земле все приклонилися …

…Ай тут старыя казак да Илья Муромец

 Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,

 Во свои берет во белы он во ручушки.

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

 А он стрелочку каленую накладывал

 Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,

 Ему выбил право око со косицею

 Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

 Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чиступолю,Мимо гнездышка повез да соловьиного.»  

(Сила применялась только против сильных.)

- Какие слова не понятны? Давайте объясним их?

- Что вы ещё узнали про богатырей?

- Какая победа прославляла богатырей?  

- Прочитайте пословицы.

- Как вы их понимаете?


- Какие из них можно отнести к богатырям?

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

«Не родом богатырь славен, а подвигом»

«Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«В русском сердце честь да любовь»

«Бой отвагу любит»

- Прочитайте название картины.

- Кто такой Александр Невский?

- Почему эту картину поместили в учебнике?

- Докажите, что его тоже можно назвать богатырём?

- Был он великим князем, полководцем и много сделал для своей страны, одержал много побед в боях за свободу России и память о нем живет и по сей день.  

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- Какой она показалась вам по настроению?



- О каких событиях идет речь? Почему вы так решили?

- Подберите прилагательные, которые могли бы описать настроение этой темы? (уверенная, суровая, сильная, раздольная, размашистая, строгая, побеждающая и т.д.)

- Это произведение вы услышали в исполнении симфонического оркестра.

- Как бы вы назвали это произведение? Поищите название в себе. Как вы чувствуете?

- Почему произведение одно, а названия у вас получились разные? Отчего так? Правильно, потому что мы все разные.

- Я рада, что вы так тонко почувствовали музыку, поняли, о чем хотел нам с вами рассказать композитор. Эту симфонию он назвал “Богатырская”.

 - А кого ещё можно  назвать богатырями?  Почему?


- Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов.

Это Россия спасла Западную Европу от   монголо-татарского нашествия почти 10 веков тому назад.

Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов считал, что лучше русского солдата нет нигде в мире. Он и сам не пропадёт, и товарища спасёт, а где убудет, там он смекалкой дойдёт.

Можно назвать нравственным поступком «Защита Родины»?

Из России с позором бежал Наполеон, который захватил перед этим почти полмира.

Это солдаты Советской армии водрузили  в 1945 году знамя Победы над рейхстагом и освободили мир от немецко-фашистских захватчиков.  

И сегодня наши солдаты совершают подвиги – под огнём противников выполняют боевые операции, выносят из боя командиров, встают на защиту людей других стран.

Можно назвать нравственным поступком «Защита Родины»?

- Вспомните всё, что мы говорили о богатырях на уроке. Это вам пригодится, чтобы  дополнить предложения.  Работайте парами быстро, дружно.

Я думаю, что вам поможет музыка М.П. Мусоргского. Одно из своих произведений он назвал «Богатырские Ворота».




1 вариант

Богатырь обладает невиданной   …… , безграничной    ………, особым  умением (метко стрелять из лука,  ………………… )   .

2вариант

Богатырь  ………,   …………,    …………  человек,       преданный ………,  служащий   ……….

Заслушивание получившихся выводов.


- Скажите, ребята, а в наше время богатыри бывают?

 - Кто они?

- Кого называют героем? Обратимся к словарю.

- ГЕРОЙ – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Можно назвать нравственным поступком «Защита Родины»?

Посмотрите на фотографии в учебнике на странице 51.

Прочитайте подписи к ним.

- Почему именно их разместили в учебнике?

- Чьи бы фотографии вы ещё поместили на страницы учебника?

- Докажите, что на фотографиях (на слайде) тоже изображены богатыри.Слайды

Можно назвать нравственным поступком «Защита Родины»?

Синквейн Слайд 20

Богатырь

Доблестный, храбрый

Сражается, защищает, спасает

Богатырь – отважный и честный человек.

Мужество

Уметь работать с информацией.

Регулятивные:

Уметь планировать своё действие в соответ-

ствии с поставленной задачей



Познавательные: Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы



Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


Регулятивные: Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок



Познавательные:Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).


Коммуникатив ные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.



Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).






Познавательные:Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.






Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).



Коммуникатив ные:Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.


VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)



Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;



-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.












10.Домашнее задание


На выбор

Отвечают на вопросы учителя.



Мальчик читает стихотворение:


Жил Илюша-богатырь,

Славной он Руси служил.


От татар и от хазар

Родину он защищал.

Очень мощный был Илья:

Победил он Соловья.

Тот умел свистеть сурово.

Так что дверь сносил дубову.

Вот я вырасту немного

В армию пойду, друзья,

А потом, вот честно слово,

Стану умным, добрым, смелым -

Буду точно, как Илья.





А сейчас среди нас живут богатыри? Кто они?


ВЫВОД:

Организует


фиксирование


содержания.







Организует самооценку учебной деятельности.








Организует рефлексию.







- Итак, богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли –тоже богатырь.


- Вернёмся к картине В.Васнецова Витязь на распутье».  

- Почему же богатырь выбирает дорогу, которая ведёт к смерти?

Можно назвать нравственным поступком «Защита Родины»?

 - А вы можете стать богатырями?

. Ребята, какими качествами должен обладать богатырь,

современный человек, чтобы совершать нравственные поступки?



 (Ответы детей)

– Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет) 


– Какие качества не совместимы в человеке? (Дети отвечают)

– Прочитайте, в подтверждение своих ответов, стихотворение И.Гетте:

Пять свойств

Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С Надменностью Дружба не может сроднится,
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим и нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Всё это усвой – и храни от вора.


  1. Обсудите дома с родителями памятку:




2) Подобрать книги о богатырях для выставки.

3) Рассказать родителям, кто такие богатыри.

4) Узнать были ли богатыри в вашем роду.

Урок закончим встречным вопросом «Можно назвать нравственным поступком «Защита чести Родины в спорте, науке, искусстве»?



Коммуника тивные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме


Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки


стные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные:Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тихолаз Аксенья Ильинична

Дата: 01.03.2016

Номер свидетельства: 300774

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(233) "Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе. Модуль "Основы светской  этики"  Тема: Нравственные идеалы. Честь . Достоинство. Русские богатыри"
    ["seo_title"] => string(114) "konspiekturokaorksev4klassiemodulosnovysvietskoietikitiemanravstviennyieidiealychiestdostoinstvorusskiieboghatyri1"
    ["file_id"] => string(6) "300775"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456789870"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства