Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») УМК «Начальная школа ХХIвека» (Н.Ф.Виноградова) Тема «Честь и достоинство» Класс: 4 Педагог: Беляева Елена Петровна Тип урока: урок «открытия» новых знаний Методы: деятельностного подхода; моральных дилемм и дискуссий. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей. Задачи урока: Образовательные: способствовать формированию понятий: честь и достоинство; учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли; помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе; Воспитательные: способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство; Развивающие: развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. УУД: Личностные: сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности; Регулятивные: способствовать выполнению «открытия» новых знаний; создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; создать условия для совместного решения учебной задачи; способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в паре; развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке; оценивать правильность выполнения задания. Познавательные: развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать; помочь выделить и сформулировать познавательную цель; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание; продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике способствовать высказыванию детьми своего мнения; способствовать оцениванию своей деятельности на уроке; развивать умение работать с разными видами информации. Планируемый результат Предметные: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию; понимание значения нравственности в жизни человека и общества; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести; осознание ценности человеческой жизни. Личностные: уметь выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления; понимание учащимися, что носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «Золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе»; Метапредметные: освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности ( в т. ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»; Основные понятия: «честь» и «достоинство» Ресурсы: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2012. Идея урока: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф. М. Достоевский) |
Деятельность учителя | Деятельность учеников | УУД |
I.Мотивация к учебной деятельности Приветствие. -Все улыбнитесь друг другу, подарите «частичку» добра своим одноклассникам. Желаю всем успеха! II. Проверка д.з СЛАЙД Нужно было поработать с картиной Ф.Решетникова «Опять двойка» и ответить на вопрос Какие чувства выражают лица персонажей этой картины? Почему? III.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы. Продолжаем говорить о человеческих качествах Девиз урока: СЛАЙД «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф. М. Достоевский) -О чём говорится в этих строках? Трудно объяснить строки? Прослушайте песню «Честь имею» | Дети читают записи д.з. Слушание песни. | Личностные УУД: смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение) Познавательные УУД: переработка и преобразование информации из одной формы в другую ( пересказ, составление предложений) |
IV. Сформулируйте тему нашего урока? СЛАЙД | Тема данного урока «Честь и достоинство» | |
Назовите цель и задачи урока. СЛАЙД | Цель: знакомство с новыми нравственными ценностями. Задачи: 1. раскрыть понятия «честь « и «достоинство» как высокие моральные качества человека; 2. учиться анализировать свои и чужие поступки; 3. обсудить, как воспитывать в себе честь и развивать достоинство. | Регулятивные УУД: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; овладение навыком работы по предложенному учителем плану; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия. |
V. Открытие новых знаний. 1. Попробуем разобраться в этих понятиях - Подберите однокоренные слова к слову «честь» | Честно, честный, честность, чествовать СЛАЙД | |
2.Что означает слово «честь»? В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово? | Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь. | Познавательные УУД: использование словарей, справочников. |
Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана? | А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!». | |
| – По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт». | |
Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе? | Чествуют победителей и героев в знак уважения. | |
Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки? | Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки. | |
3. Работа в группах (по выбору)4мин Все задания на листах-выданы. 1). Я подобрала вам несколько определений слова «честь». Прочитайте, подчеркните в каждом определении слова, которые считаете самыми важными, для определения слова честь. Составьте свое определение этого слова. 2). Составить пословицы о чести. Соединить начало и конец. Объяснить смысл пословицы. ОЦЕНИТЕ РАБОТУ В ГРУППЕ по критериям | Работа в группах (напомнить правила работы) Заслушивание высказываний. Заслушивание пословиц. Не кусок пирога , а честь дорога. Береги платье снову, а честь смолоду. Честь ум рождает,бесчестье и последний отнимает. | Коммуникативные УУД: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Регулятивные УУД: корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. |
Определение и пословицы открыть на слайдах. СЛАЙД Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п. Мы справились с частью первой задачи | | Познавательные УУД: умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
Раскроем эти понятия на примере литературных героев. (3 ученика краткая характеристика рассказа) СЛАЙД В рассказе Л.Пантелеева «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост. В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок. В произведении «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа. Какие моральные качества присущи этим героям? -Можно ли сказать, что это «люди чести» -Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя. -А как бы вы поступили в таких ситуациях? Оценили поступки героев, поговорили как бы вы поступили? Значит можно сказать , что мы справились со 2 задачей? -Открыли тетради, записали число, классная работа. Индивидуальная работа Синквейн слова «ЧЕСТЬ» (Схема на слайде) СЛАЙД Оцените себя на линейке успеха в баллах. | Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам - Если человек держит своё слово, не предаётдрузей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести». Заслушать ответы | Познавательные УУД: переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование) Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
СЛАЙД Виды чести: -офицерская -спортивная -президент даёт присягу чести -дворянская -рыцарская -Ребята, правильно воспитанный человек очень дорожит своей честью. Это очень ответственно сохранить «слово чести». И раньше и в наше время люди стараются это делать. А вы знаете...... СЛАЙД - Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство». Встречались ли вы с этим понятием? Что означает слово «достоинство»? | 1.Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации. 2.Достоинство стало правом каждого человека на уважение. 3.Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве. 4.Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить. 5.Этот человек не допускает оскорблений в свой адрес и не опускается до оскорбления других. 6. Не грубит в ответ на оскорбления.. 7.Не покоряется бездумно чужим приказам, а понимает, когда это необходимо, а когда можно воспользоваться правом не соглашаться и отстаивать своё мнение. | Познавательные УУД: нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица) |
(Достоинство – абсолютное качество человека, позволяющее ему оставаться человеком) ____ Работа в парах. Подобрать к каждой букве слова «достоинство» описание человеческого качества. (в тетради) Вывод: За что же человек может быть достойным уважения? Моральные качества: честь и достоинство близки по смыслу. | Доброта, отзывчивость, общение , открытость, смелость, старательность, сочуствие, справедливость, трудолюбие , терпение, искренность, надёжность, нравственность, великодушие. | Личностные УУД: самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности). Нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора) |
Да это так, но всё- таки между ними есть различие. Каково же оно? | Часто моральные поступки Человек чести совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев. Можно сказать – это воспитанность человека,а Достоинство- это осознанный выбор человека. Это осознанность | |
Сверьте своё высказывание по учебнику. Прочитаем определения чести и достоинства в учебнике стр.46 И на СЛАЙДЕ Вернёмся к задачам. Можем сказать, что мы справились с 1 задачей? Дали определения честь и достоинство. | Достоинство – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь. | Познавательные УУД : осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста; установление причинно-следственных связей. |
VI. Связь с жизнью. -Честь, достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас? -Кого в нашей жизни можно назвать честным и достойным человеком, обладающим теми качествами, о которых мы говорили? -Как вы думаете, а ещё человека какой профессии можно назвать «человеком чести»? - Поднимая сегодня такую важную тему, как честь и достоинство, невозможно не вспомнить спортсменов-олимпийцев. Это люди абсолютной чести и достоинства, которые в тяжелейшей честной борьбе завоевывают победу. СЛАЙД На церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в числе почётных гостей рядом с Президентом России была девушка. -Кто она? Почему рядом с президентом? Чем заслужила? Это российская спортсменка бобслеистка, член сборной команды России - Ирина Скворцова. Скворцова получила тяжелые травмы, в том числе многочисленные переломы, во время тренировочных спусков на санно-бобслейной трассе в Германии в ноябре 2009 года. В результате ошибки судьи в экипаж Ирины Скворцовой и Надежды Филиной на полной скорости врезался боб мужской двойки. Ирина перенесла более 50 сложнейших операций. Полученные травмы не позволили девушке вернуться в спорт, но в свои 20 лет она нашла силы не только побороть болезнь, но и вернуться к полноценной жизни. Она закончила институт, стала телеведущей , спортивным комментатором, была одним из первых факелоносцев эстафеты Олимпийского огня зимних Олимпийских игр 2014, а на церемонии открытия игр – почетным гостем и сидела рядом с президентом России. Это ли не пример чести и достоинства. -Достойные уважения в прошлом, кого мы считаем, о ком много говорим на классных часах, в беседах с Галиной Алексеевной Соколовой? СЛАЙД -Это тоже люди чести! | Выступления детей Даша-о папе(полицейский), Кристина — о папе (пожарный), Никита-о папе (спортсмен) Врач, учитель, полицейский, пожарный, спасатель, лётчик, спортсмены, военнослужащие Блокадники, солдаты ВОв (Фоторяд) | Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем). Познавательные УУД: нахождение ответов на вопросы в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация) |