|  Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)    УМК «Начальная школа ХХIвека» (Н.Ф.Виноградова)  Тема «Честь и достоинство»  Класс: 4    Педагог: Беляева Елена Петровна  Тип урока:  урок «открытия» новых знаний  Методы:    деятельностного подхода;  моральных дилемм и дискуссий.  Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая  Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей.  Задачи урока:  Образовательные:  способствовать формированию понятий: честь и достоинство;  учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;  помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе;  Воспитательные:  способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;  Развивающие:    развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.  УУД: Личностные:    сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;  развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;  способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;  способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;  способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;  Регулятивные:  способствовать выполнению «открытия» новых знаний;  создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;  развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.  Коммуникативные:  создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  создать условия для совместного решения учебной задачи;  способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в паре; развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке;    оценивать правильность выполнения задания.  Познавательные:  развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;  помочь выделить и сформулировать познавательную цель;  устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;  продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике    способствовать высказыванию детьми своего мнения;  способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;  развивать умение работать с разными видами информации.  Планируемый результат    Предметные:  готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;  понимание значения нравственности в жизни человека и общества;  становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести;  осознание ценности человеческой жизни.    Личностные:    уметь выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления;  понимание учащимися, что носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «Золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе»;    
  Метапредметные:    освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности ( в т. ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;    
  Основные понятия: «честь» и «достоинство»  Ресурсы:  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2012.    Идея урока: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф. М. Достоевский)
  
 | 
  |  Деятельность учителя |  Деятельность учеников  
  
 |  УУД | 
  |  I.Мотивация к учебной деятельности  Приветствие.  -Все улыбнитесь друг другу, подарите «частичку» добра своим одноклассникам.   Желаю всем успеха!  
  II. Проверка д.з СЛАЙД    Нужно было поработать с картиной Ф.Решетникова «Опять двойка» и ответить на вопрос    Какие чувства выражают лица персонажей этой картины? Почему?  
  III.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.  
  Продолжаем говорить о человеческих качествах  Девиз урока: СЛАЙД  «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» (Ф. М. Достоевский)
  -О чём говорится в этих строках?  Трудно объяснить строки?  Прослушайте песню «Честь имею» |  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Дети читают записи д.з.  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Слушание песни. |  Личностные УУД: смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)  
  
  
  
  
 Познавательные УУД:  переработка и преобразование информации из одной формы в другую    ( пересказ, составление предложений)  
  
  
  
  
 | 
  |  IV. Сформулируйте тему нашего урока? СЛАЙД |  Тема данного урока «Честь и достоинство» |  
 | 
  |  Назовите цель и задачи урока.    
  СЛАЙД |  Цель: знакомство с новыми нравственными ценностями.  
  Задачи:    1. раскрыть понятия «честь « и «достоинство» как высокие моральные качества человека;  2. учиться анализировать свои и чужие поступки;  3. обсудить, как воспитывать в себе честь и развивать достоинство. |  Регулятивные УУД:  определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;    овладение навыком работы по предложенному учителем плану; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия. | 
  |  V. Открытие новых знаний.  1. Попробуем разобраться в этих понятиях  - Подберите однокоренные слова к слову «честь» |  
  Честно, честный, честность, чествовать  
  СЛАЙД |  
 | 
  |  2.Что означает слово «честь»? В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово? |  Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь. | Познавательные УУД:  использование словарей, справочников. | 
  |  Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана?  
 |  А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!». |  
 | 
  |  
 |  – По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт».   |  
 | 
  |  Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе? |  Чествуют победителей и героев в знак уважения.   |  
 | 
  |  Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки?    
 |  Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки.   |  
 | 
  |  3. Работа в группах (по выбору)4мин  Все задания на листах-выданы.  1). Я подобрала вам несколько определений слова «честь». Прочитайте, подчеркните в каждом определении слова, которые считаете самыми важными, для определения слова честь. Составьте свое определение этого слова.  2). Составить пословицы о чести. Соединить начало и конец. Объяснить смысл пословицы.  
  ОЦЕНИТЕ РАБОТУ В ГРУППЕ по критериям |  Работа в группах (напомнить правила работы)  
  Заслушивание высказываний.  
  
  
  
  Заслушивание пословиц.  Не кусок пирога , а честь дорога.  Береги платье снову, а честь смолоду.  Честь ум рождает,бесчестье и последний отнимает. | Коммуникативные УУД:  интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.   
  
  
  
  
  
  
  
 Регулятивные УУД:  корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. | 
  |  Определение и пословицы открыть на слайдах.  СЛАЙД  Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.  Мы справились с частью первой задачи |  
 | Познавательные УУД:  умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. | 
  |  Раскроем эти понятия на примере литературных героев. (3 ученика краткая характеристика рассказа)  
  СЛАЙД  В рассказе Л.Пантелеева «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост.  
   В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.     В произведении «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа.  
  
  
  Какие моральные качества присущи этим героям?  
  
  -Можно ли сказать, что это «люди чести»  
  -Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.  -А как бы вы поступили в таких ситуациях?  
  Оценили поступки героев, поговорили как бы вы поступили? Значит можно сказать , что мы справились со 2 задачей?  -Открыли тетради, записали число, классная работа.  
  Индивидуальная работа    Синквейн слова «ЧЕСТЬ»  (Схема на слайде)  СЛАЙД  Оцените себя на линейке успеха в баллах. |  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам  
  - Если человек держит своё слово, не предаётдрузей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести».  Заслушать ответы |  Познавательные УУД:  переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование)  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Коммуникативные УУД:  умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем. | 
  |  СЛАЙД  Виды чести:  -офицерская  -спортивная  -президент даёт присягу чести  -дворянская  -рыцарская  -Ребята, правильно воспитанный человек очень дорожит своей честью. Это очень ответственно сохранить «слово чести». И раньше и в наше время люди стараются это делать.  А вы знаете...... СЛАЙД  
  - Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство».    Встречались ли вы с этим понятием?  
  
  Что означает слово «достоинство»?    
 |  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  1.Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации.    
  2.Достоинство стало правом каждого человека на уважение.  
  3.Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве.  
  4.Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.    
  5.Этот человек не допускает оскорблений в свой адрес и не опускается до оскорбления других.    
  6. Не грубит в ответ на оскорбления..    
  7.Не покоряется бездумно чужим приказам, а понимает, когда это необходимо, а когда можно воспользоваться правом не соглашаться и отстаивать своё мнение.   | 
 Познавательные УУД: нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;    извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица)  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 | 
  |  (Достоинство – абсолютное качество человека, позволяющее ему оставаться человеком)  ____  Работа в парах.    Подобрать к каждой букве слова «достоинство» описание человеческого качества.  (в тетради)  Вывод: За что же человек может быть достойным уважения?  
  Моральные качества: честь и достоинство близки по смыслу.  
  
 |  
  
  
  
  
  Доброта,    отзывчивость, общение , открытость,    смелость, старательность, сочуствие, справедливость,    трудолюбие , терпение,    искренность,    надёжность, нравственность,    великодушие. |  
  
  
  
  
  
  
  
 Личностные УУД: самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности).  Нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора) | 
  |  Да это так, но всё- таки между ними есть различие. Каково же оно?  
 |  Часто моральные поступки Человек чести совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев.    
  Можно сказать – это воспитанность человека,а    Достоинство- это осознанный выбор человека. Это осознанность |  
 | 
  |  Сверьте своё высказывание по учебнику.    Прочитаем определения чести и достоинства в учебнике стр.46  И на СЛАЙДЕ  Вернёмся к задачам.  Можем сказать, что мы справились с 1 задачей? Дали определения честь и достоинство. |  Достоинство – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь. | Познавательные УУД : осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;    установление причинно-следственных связей. | 
  |  VI. Связь с жизнью.  -Честь, достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?  
  -Кого в нашей жизни можно назвать честным и достойным человеком, обладающим теми качествами, о которых мы говорили?  
  -Как вы думаете, а ещё человека какой профессии можно назвать «человеком чести»?  
  - Поднимая сегодня такую важную тему, как честь и достоинство, невозможно не вспомнить спортсменов-олимпийцев. Это люди абсолютной чести и достоинства, которые в тяжелейшей честной борьбе завоевывают победу.  СЛАЙД  На церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в числе почётных гостей рядом с Президентом России была девушка.    -Кто она? Почему рядом с президентом? Чем заслужила?  Это российская спортсменка бобслеистка, член сборной команды России - Ирина Скворцова. Скворцова получила тяжелые травмы, в том числе многочисленные переломы, во время тренировочных спусков на санно-бобслейной трассе в Германии в ноябре 2009 года. В результате ошибки судьи в экипаж Ирины Скворцовой и Надежды Филиной на полной скорости врезался боб мужской двойки. Ирина перенесла более 50 сложнейших операций.    Полученные травмы не позволили девушке вернуться в спорт, но в свои 20 лет она нашла силы не только побороть болезнь, но и вернуться к полноценной жизни. Она закончила институт, стала телеведущей , спортивным комментатором, была одним из первых факелоносцев эстафеты Олимпийского огня зимних Олимпийских игр 2014, а на церемонии открытия игр – почетным гостем и сидела рядом с президентом России. Это ли не пример чести и достоинства.  -Достойные уважения в прошлом, кого мы считаем, о ком много говорим на классных часах, в беседах с Галиной Алексеевной Соколовой? СЛАЙД  -Это тоже люди чести! |  
  
  
  
  
  
  Выступления детей    Даша-о папе(полицейский),    Кристина — о папе (пожарный),  Никита-о папе (спортсмен)  
  Врач, учитель, полицейский, пожарный, спасатель, лётчик, спортсмены, военнослужащие  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Блокадники, солдаты ВОв  (Фоторяд) | Коммуникативные УУД:  умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем).  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Познавательные УУД: нахождение ответов на вопросы в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;    извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация)  
 |