kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Честь и достоинство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспекта урока ОРКСЭ "Честь и достоинство". Можно использовать на уроках в 4 классе. На уроке используются методы деятельностного подхода, метод дискуссий. Воспитываются моральные качества обучающихся. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Честь и достоинство»

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики»)

УМК «Начальная школа ХХIвека» (Н.Ф.Виноградова)

Тема «Честь и достоинство»

Класс: 4

Педагог: Беляева Елена Петровна

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Методы:

деятельностного подхода;

моральных дилемм и дискуссий.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей.

Задачи урока:

Образовательные:

способствовать формированию понятий: честь и достоинство;

учить участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мысли;

помочь усвоить основы взаимоотношений в обществе;

Воспитательные:

способствовать воспитанию моральных качеств: честь и достоинство;

Развивающие:

развивать представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

УУД: Личностные:

сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

Регулятивные:

способствовать выполнению «открытия» новых знаний;

создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

создать условия для совместного решения учебной задачи;

способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в паре; развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать предполагаемые действия на уроке;

оценивать правильность выполнения задания.

Познавательные:

развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;

помочь выделить и сформулировать познавательную цель;

устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;

продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике

способствовать высказыванию детьми своего мнения;

способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;

развивать умение работать с разными видами информации.

Планируемый результат

Предметные:

готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;

понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести;

осознание ценности человеческой жизни.

Личностные:

уметь выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления;

понимание учащимися, что носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «Золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе»;


Метапредметные:

освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности ( в т. ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;


Основные понятия: «честь» и «достоинство»

Ресурсы:

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М. Просвещение, 2012.

Идея урока: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и
собственное достоинство – сильнее всего» (Ф. М. Достоевский)


Деятельность учителя

Деятельность учеников



УУД

I.Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

-Все улыбнитесь друг другу, подарите «частичку» добра своим одноклассникам.

Желаю всем успеха!


II. Проверка д.з СЛАЙД

Нужно было поработать с картиной Ф.Решетникова «Опять двойка» и ответить на вопрос

Какие чувства выражают лица персонажей этой картины? Почему?


III.Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.


Продолжаем говорить о человеческих качествах

Девиз урока: СЛАЙД

«Не сильные лучшие, а честные. Честь и
собственное достоинство – сильнее всего» (
Ф. М. Достоевский)

-О чём говорится в этих строках?

Трудно объяснить строки?

Прослушайте песню «Честь имею»










Дети читают записи д.з.





















Слушание песни.

Личностные УУД: смыслообразование (какое значение, смысл имеет для меня учение)






Познавательные УУД:

переработка и преобразование информации из одной формы в другую

( пересказ, составление предложений)






IV. Сформулируйте тему нашего урока? СЛАЙД

Тема данного урока «Честь и достоинство»


Назовите цель и задачи урока.


СЛАЙД

Цель: знакомство с новыми нравственными ценностями.


Задачи:

1. раскрыть понятия «честь « и «достоинство» как высокие моральные качества человека;

2. учиться анализировать свои и чужие поступки;

3. обсудить, как воспитывать в себе честь и развивать достоинство.

Регулятивные УУД:

определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя;

овладение навыком работы по предложенному учителем плану; умение высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрациями и текстами учебного пособия.

V. Открытие новых знаний.

1. Попробуем разобраться в этих понятиях

- Подберите однокоренные слова к слову «честь»


Честно, честный, честность, чествовать


СЛАЙД


2.Что означает слово «честь»? В каких ситуациях мы употребляем в своей речи это слово?

Когда играем: честно – значит по правилам, справедливо, а нечестно – если жульничаешь, обманываешь.

Познавательные УУД:

использование словарей, справочников.

Значит, честь проявляется, когда действуешь по правилам, без обмана?


А ещё когда обещаем, маме обязательно выполнить что-то: уроки, например, или погулять с собакой. Тогда мы говорим: «Даю честное слово!».



– По телевизору часто слышим: «Чествуем победителей», «В честь высокого гостя был дан концерт».


Чем победители и почётные гости заслуживают такое отношение к себе?

Чествуют победителей и героев в знак уважения.


Что становится человеку наградой за хорошие и правильные поступки?


Уважение других людей – заслуга за хорошие и добрые поступки.


3. Работа в группах (по выбору)4мин

Все задания на листах-выданы.

1). Я подобрала вам несколько определений слова «честь». Прочитайте, подчеркните в каждом определении слова, которые считаете самыми важными, для определения слова честь. Составьте свое определение этого слова.

2). Составить пословицы о чести. Соединить начало и конец. Объяснить смысл пословицы.


ОЦЕНИТЕ РАБОТУ В ГРУППЕ по критериям

Работа в группах (напомнить правила работы)


Заслушивание высказываний.





Заслушивание пословиц.

Не кусок пирога , а честь дорога.

Береги платье снову, а честь смолоду.

Честь ум рождает,бесчестье и последний отнимает.

Коммуникативные УУД:

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.









Регулятивные УУД:

корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Определение и пословицы открыть на слайдах.

СЛАЙД

Честь — это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п.

Мы справились с частью первой задачи


Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Раскроем эти понятия на примере литературных героев. (3 ученика краткая характеристика рассказа)


СЛАЙД

В рассказе Л.Пантелеева «Честное слово» маленький мальчик, о котором забыли большие ребята во время игры «у порохового склада», не потерял веры в понятия «часовой», «пост», «честь». Он, будучи в игре «сержантом», сдержал своё «Честное слово - не уйду». Лишь случайный прохожий, помня свое детство, привел майора, который разрешил «сержанту» покинуть пост.


В произведении С.Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» случайный парень спасает в пожаре девочку, забираясь на последний этаж пожаром объятого дома. Это смелый, мужественный поступок.

В произведении «Золотая антилопа» крестьянский мальчик-сирота спасает от охотников волшебную антилопу, способную ударом копыта добывать золото. Он не предаёт своего друга – антилопу даже тогда, когда жадный правитель-раджа и его слуги схватили мальчика, под угрозой смерти требуя рассказать, где прячется Золотая антилопа.




Какие моральные качества присущи этим героям?



-Можно ли сказать, что это «люди чести»


-Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

-А как бы вы поступили в таких ситуациях?


Оценили поступки героев, поговорили как бы вы поступили? Значит можно сказать , что мы справились со 2 задачей?

-Открыли тетради, записали число, классная работа.


Индивидуальная работа

Синквейн слова «ЧЕСТЬ»

(Схема на слайде)

СЛАЙД

Оцените себя на линейке успеха в баллах.







































Умение сдержать своё слово, придти на помощь слабым, не предать друзей, Родину, не изменить своим моральным принципам


- Если человек держит своё слово, не предаётдрузей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести».

Заслушать ответы

Познавательные УУД:

переработка и преобразование информации из одной формы в другую (составление плана, пересказ, иллюстрирование)







































Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем.

СЛАЙД

Виды чести:

-офицерская

-спортивная

-президент даёт присягу чести

-дворянская

-рыцарская

-Ребята, правильно воспитанный человек очень дорожит своей честью. Это очень ответственно сохранить «слово чести». И раньше и в наше время люди стараются это делать.

А вы знаете...... СЛАЙД


- Рядом с понятием «честь» стоит «достоинство».

Встречались ли вы с этим понятием?



Что означает слово «достоинство»?



















1.Человек держит свое слово, не изменяет ему, не смотря на сложность ситуации.


2.Достоинство стало правом каждого человека на уважение.


3.Достоинство помогает осознать собственную ценность. В достоинстве выражено представление людей о равенстве.


4.Достоинство позволяет избегать взаимных обид. В трудные минуты честь и достоинство подсказывают, как поступить.


5.Этот человек не допускает оскорблений в свой адрес и не опускается до оскорбления других.


6. Не грубит в ответ на оскорбления..


7.Не покоряется бездумно чужим приказам, а понимает, когда это необходимо, а когда можно воспользоваться правом не соглашаться и отстаивать своё мнение.


Познавательные УУД:

нахождение ответов на вопросы в тексте, в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация, таблица)




















(Достоинство – абсолютное качество человека, позволяющее ему оставаться человеком)

____

Работа в парах.

Подобрать к каждой букве слова «достоинство» описание человеческого качества.

(в тетради)

Вывод: За что же человек может быть достойным уважения?


Моральные качества: честь и достоинство близки по смыслу.








Доброта,

отзывчивость, общение , открытость,

смелость, старательность, сочуствие, справедливость,

трудолюбие , терпение,

искренность,

надёжность, нравственность,

великодушие.









Личностные УУД:

самопознание и самоопределение (формирование идентичности личности).

Нравственно-этическая ориентация (построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора)

Да это так, но всё- таки между ними есть различие. Каково же оно?


Часто моральные поступки Человек чести совершает непроизвольно, потому что его так воспитали, он учится этим поступкам на примере других достойных людей, героев.


Можно сказать – это воспитанность человека,а

Достоинство- это осознанный выбор человека. Это осознанность


Сверьте своё высказывание по учебнику.

Прочитаем определения чести и достоинства в учебнике стр.46

И на СЛАЙДЕ

Вернёмся к задачам.

Можем сказать, что мы справились с 1 задачей? Дали определения честь и достоинство.

Достоинство – уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга и морали, защищать свою честь.

Познавательные УУД : осуществление анализа и синтеза для понимания смысла и целостного восприятия текста;

установление причинно-следственных связей.

VI. Связь с жизнью.

-Честь, достоинство! Нужны ли эти высокие нравственные качества нам сейчас?


-Кого в нашей жизни можно назвать честным и достойным человеком, обладающим теми качествами, о которых мы говорили?


-Как вы думаете, а ещё человека какой профессии можно назвать «человеком чести»?


- Поднимая сегодня такую важную тему, как честь и достоинство, невозможно не вспомнить спортсменов-олимпийцев. Это люди абсолютной чести и достоинства, которые в тяжелейшей честной борьбе завоевывают победу.

СЛАЙД

На церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи в числе почётных гостей рядом с Президентом России была девушка.

-Кто она? Почему рядом с президентом? Чем заслужила?

Это российская спортсменка бобслеистка, член сборной команды России - Ирина Скворцова. Скворцова получила тяжелые травмы, в том числе многочисленные переломы, во время тренировочных спусков на санно-бобслейной трассе в Германии в ноябре 2009 года. В результате ошибки судьи в экипаж Ирины Скворцовой и Надежды Филиной на полной скорости врезался боб мужской двойки. Ирина перенесла более 50 сложнейших операций.

Полученные травмы не позволили девушке вернуться в спорт, но в свои 20 лет она нашла силы не только побороть болезнь, но и вернуться к полноценной жизни. Она закончила институт, стала телеведущей , спортивным комментатором, была одним из первых факелоносцев эстафеты Олимпийского огня зимних Олимпийских игр 2014, а на церемонии открытия игр – почетным гостем и сидела рядом с президентом России. Это ли не пример чести и достоинства.

-Достойные уважения в прошлом, кого мы считаем, о ком много говорим на классных часах, в беседах с Галиной Алексеевной Соколовой? СЛАЙД

-Это тоже люди чести!







Выступления детей

Даша-о папе(полицейский),

Кристина — о папе (пожарный),

Никита-о папе (спортсмен)


Врач, учитель, полицейский, пожарный, спасатель, лётчик, спортсмены, военнослужащие














































Блокадники, солдаты ВОв

(Фоторяд)

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем).






























Познавательные УУД:

нахождение ответов на вопросы в иллюстрациях; умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

извлечение информации, представленной в разных формах (сплошной текст, иллюстрация)




Приближается праздник– День защитника Отечества. Некоторые из вас провели исследовательскую работу о своих прадедушках, которые защищали свою Родину во время ВОВ. Можем ли сказать о них, что они Люди чести и достойны уважения потомков. Учащиеся кратко пересказывают о прадедушках, доказывая что они поступали по чести и достойны уважения своими поступками.

Ответы детей. Учащиеся кратко рассказывают о дедах и отцах, которые участвовали в Вов или служили в рядах вооружённых сил.

( Рассказы Тани, Даниила)


Что необходимо, чтобы воспитывать в себе честь, развивать достоинство?

Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство, равнодушие, жестокость – может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

Когда человек совершает добрые, правильные поступки, противостоит злу, он оберегает свою честь (уважение со стороны других) и обретает чувство собственного достоинства (уважение самого себя),

Познавательные УУД:

умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.



Что вы будете делать для сохранения чести и достоинства?


Вывод: СЛАЙД


Задача каждого человека – не унижать достоинство других и не терять собственного достоинста


-Вернёмся к нашим задачам урока. СЛАЙД

Кто может теперь объяснить слова, которые стали девизм урока:

«Не сильные лучшие, а честные. Честь и
собственное достоинство – сильнее всего» (
Ф. М. Достоевский) СЛАЙД

Честь и достоинство необходимы в те моменты, когда надо выбрать, как поступить. Именно эти качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, мести и взаимных обид, потому что он уважает и себя и других.





VII. Итог урока. Рефлексия.


Предлагаю подвести итог урока по следующей схеме:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

было трудно…

я понял, что…

Я задумался …

я почувствовал, что…

осталось непонятно…








Высказывания детей


Регулятивные УУД:

корректирование своей деятельности; в диалоге с учителем выработка критериев оценки и определение степени успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

СЛАЙД

Хочется завершить наш урок строками из стихотворения «Человек» Редьярда Киплинга

Останься прост, беседуя c царями,

Будь честен, говоря c толпой;

Будь прям и тверд c врагами и друзьями,

Пусть все в свой час считаются c тобой;

Наполни смыслом каждое мгновенье

Часов и дней неуловимый бег, -

Тогда весь мир ты примешь как владенье

Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

СЛАЙД

VIII.Дом.задание: Выбрать одно из заданий. 1.Письменный ответ на 2 вопрос из учебника.

2. Синквейн слова «достоинство»

3. Фото из семейного альбома

«Я-человек чести»



Спасибо за сотрудничество. Урок закончен.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Честь и достоинство

Автор: Беляева Елена Петровна

Дата: 22.04.2021

Номер свидетельства: 579015

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Презентация к уроку ОРКСЭ.  Нравственные идеалы. Честь. Достоинство. Русские богатыри"
    ["seo_title"] => string(81) "priezientatsiiakurokuorksenravstviennyieidiealychiestdostoinstvorusskiieboghatyri"
    ["file_id"] => string(6) "301966"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457019333"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»."
    ["seo_title"] => string(80) "probliema_chiesti_dostoinstva_nravstviennogho_vybora_v_poviesti_a_s_pushkina_kap"
    ["file_id"] => string(6) "409563"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492357646"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Проблема чести,достоинства и нравственного выбора в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка""
    ["seo_title"] => string(80) "problema_chesti_dostoinstva_i_nravstvennogo_vybora_v_romane_a_s_pushkina_kapitan"
    ["file_id"] => string(6) "493491"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1546361008"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Час общения «Честь и совесть»"
    ["seo_title"] => string(34) "chas_obshchieniia_chiest_i_soviest"
    ["file_id"] => string(6) "354435"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478066129"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "открытый урок по самопознанию на тему "Достоинство и честь""
    ["seo_title"] => string(52) "otkrytyiurokposamopoznaniiunatiemudostoinstvoichiest"
    ["file_id"] => string(6) "274901"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452481440"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства