Конспект урока "Что изучает светская этика" по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы духовно-нравственной культуры народов России"). Данная публикация поможет провести второй урок по модулю "Основы светской этики". Содержание учебного материала опирается на уроки литературного чтения по УМК "Гармония".
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Что такое светская этика" »
МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»,
модуль «Основы светской этики»
Класс: 4
Учитель: Ветлужских Надежда Юрьевна
Основы светской этики №2
Тема урока:
Что такое светская этика.
Цель урока:
Дать понятие об этике как науке.
Задачи урока:
1.Рассмотреть этику с точки зрения представлений о добре и зле; выяснить особенности светской этики.
2.Формировать основы мировоззрения. (Что такое нравственность, каким путём она осваивается?).
3.Воспитывать культуру поведения через понятийный аппарат светской этики.
Оборудование: учебное пособие «Основы светской этики», учебное пособие «Литературное чтение. Любимые страницы» 4 класс, раздаточный материал «Басни И.А.Крылова», карта мира, мультимедийная презентация «Что такое светская этика», выставка работ учащихся по результатам домашнего задания (интервьюирование родителей)
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Проверка дом. задания.
-Какова была тема прошлого урока?
-Назовите синонимы к слову Родина.
-Нас окружает мир материальных вещей. Назовите предметы этого мира.
-Но есть и другой мир. Он называется духовным миром. Что такое духовный мир?
-Как по-другому можно назвать внутренний мир человека?
-В духовном мире есть свои дороги. Они называются культурные традиции. Назовите культурные традиции.
-Что составляет богатство Родины? Мирный труд людей, семейное счастье.
-Россия гордится своими лучшими гражданами. Их можно назвать героями: герои труда, герои войны. Познакомьте нас с тем, что думают в вашей семье о героях России.
-Как называется процесс, когда вы задаёте вопросы по определённой теме? Интервью.
Учитель обобщает работу учащихся в процессе выполнения домашнего задания (интервьюирование родителей учащихся).
3.Постановка цели урока.
-Как называется раздел, который мы изучаем? Основы светской этики.
-Что вам непонятно в этом названии? СВЕТСКИЙ, ЭТИКА
-Сегодня на уроке мы выясним значение этих слов. А для этого мы отправимся в Древнюю Грецию.
4.Работа по теме урока.
А) Работа с картой.
Месторасположение Греции.
-Как назовём человека, который жил в Греции? Грек
Жил в Древней Греции учёный – философ Аристотель (4 век до нашей эры). Он основал науку ЭТИКУ.
-Давайте прочитаем, что изучает этика. С.6
-Из каких греческих слов состоит слово ФИЛОСОФИЯ?
Философия - наука, которая учит размышлять, приходить к мудрым решениям.
Б) Повторение изученного материала.
Учебник «Литературное чтение. Любимые страницы» 4 класс, 2 книга с.4
-Как называется литературный жанр, в котором высмеиваются недостатки людей через описание поступков животных. БАСНЯ
-В какой стране родилась басня? Древняя Греция, Эзоп.
-Для чего пишутся басни? Учат людей делать правильный выбор между добром и злом, разумом и глупостью; учат принятию правильных решений.
-Предложение, которое содержит поучение, то есть главная мысль, называется МОРАЛЬЮ.
-Этика изучает МОРАЛЬ (правила поведения, привычки, нравы). Образуйте однокоренное слово от слова НРАВЫ. НРАВСТВЕННЫЙ, НРАВСТВЕННОСТЬ
- Поэтому слова мораль и нравственность – синонимы.
В) Чтение басен Эзопа.
Запись главных мыслей (мораль, поучение).
*Разум оказывается важнее силы.
*Если не наказать вину в самом начале, она становится всё больше и больше.
*Умный человек не должен браться за дело, не подумав, к чему это может привести.
Г) Что помогает понять светская этика.
-Вспомните басню И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
-Какие люди подразумеваются в этой басне? Не умеют договариваться, поэтому общее дело не получается.
-Назовите мораль басни.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
-Мы сами догадались об этом или нам кто-то подсказывал?
-А мы можем сами поступить правильно или нас надо заставлять?
Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что зло; от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим; человек должен сам отвечать за свои поступки перед другими людьми. Этика помогает человеку самому становиться лучше, строить правильные отношения между людьми.
Работа с высказыванием Аристотеля.
-В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. Аристотель
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.