Конспект урока "Что изучает светская этика" по учебному предмету "Основы религиозных культур и светской этики" ("Основы духовно-нравственной культуры народов России"). Данная публикация поможет провести второй урок по модулю "Основы светской этики". Содержание учебного материала опирается на уроки литературного чтения по УМК "Гармония".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Что такое светская этика" »
МОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»,
модуль «Основы светской этики»
Класс: 4
Учитель: Ветлужских Надежда Юрьевна
Основы светской этики №2
Тема урока:
Что такое светская этика.
Цель урока:
Дать понятие об этике как науке.
Задачи урока:
1.Рассмотреть этику с точки зрения представлений о добре и зле; выяснить особенности светской этики.
2.Формировать основы мировоззрения. (Что такое нравственность, каким путём она осваивается?).
3.Воспитывать культуру поведения через понятийный аппарат светской этики.
Оборудование: учебное пособие «Основы светской этики», учебное пособие «Литературное чтение. Любимые страницы» 4 класс, раздаточный материал «Басни И.А.Крылова», карта мира, мультимедийная презентация «Что такое светская этика», выставка работ учащихся по результатам домашнего задания (интервьюирование родителей)
Ход урока.
1.Орг. момент.
2.Проверка дом. задания.
-Какова была тема прошлого урока?
-Назовите синонимы к слову Родина.
-Нас окружает мир материальных вещей. Назовите предметы этого мира.
-Но есть и другой мир. Он называется духовным миром. Что такое духовный мир?
-Как по-другому можно назвать внутренний мир человека?
-В духовном мире есть свои дороги. Они называются культурные традиции. Назовите культурные традиции.
-Что составляет богатство Родины? Мирный труд людей, семейное счастье.
-Россия гордится своими лучшими гражданами. Их можно назвать героями: герои труда, герои войны. Познакомьте нас с тем, что думают в вашей семье о героях России.
-Как называется процесс, когда вы задаёте вопросы по определённой теме? Интервью.
Учитель обобщает работу учащихся в процессе выполнения домашнего задания (интервьюирование родителей учащихся).
3.Постановка цели урока.
-Как называется раздел, который мы изучаем? Основы светской этики.
-Что вам непонятно в этом названии? СВЕТСКИЙ, ЭТИКА
-Сегодня на уроке мы выясним значение этих слов. А для этого мы отправимся в Древнюю Грецию.
4.Работа по теме урока.
А) Работа с картой.
Месторасположение Греции.
-Как назовём человека, который жил в Греции? Грек
Жил в Древней Греции учёный – философ Аристотель (4 век до нашей эры). Он основал науку ЭТИКУ.
-Давайте прочитаем, что изучает этика. С.6
-Из каких греческих слов состоит слово ФИЛОСОФИЯ?
Философия - наука, которая учит размышлять, приходить к мудрым решениям.
Б) Повторение изученного материала.
Учебник «Литературное чтение. Любимые страницы» 4 класс, 2 книга с.4
-Как называется литературный жанр, в котором высмеиваются недостатки людей через описание поступков животных. БАСНЯ
-В какой стране родилась басня? Древняя Греция, Эзоп.
-Для чего пишутся басни? Учат людей делать правильный выбор между добром и злом, разумом и глупостью; учат принятию правильных решений.
-Предложение, которое содержит поучение, то есть главная мысль, называется МОРАЛЬЮ.
-Этика изучает МОРАЛЬ (правила поведения, привычки, нравы). Образуйте однокоренное слово от слова НРАВЫ. НРАВСТВЕННЫЙ, НРАВСТВЕННОСТЬ
- Поэтому слова мораль и нравственность – синонимы.
В) Чтение басен Эзопа.
Запись главных мыслей (мораль, поучение).
*Разум оказывается важнее силы.
*Если не наказать вину в самом начале, она становится всё больше и больше.
*Умный человек не должен браться за дело, не подумав, к чему это может привести.
Г) Что помогает понять светская этика.
-Вспомните басню И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
-Какие люди подразумеваются в этой басне? Не умеют договариваться, поэтому общее дело не получается.
-Назовите мораль басни.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
-Мы сами догадались об этом или нам кто-то подсказывал?
-А мы можем сами поступить правильно или нас надо заставлять?
Светская этика предполагает, что человек сам может определить, что такое добро, а что зло; от самого человека зависит, станет он хорошим или плохим; человек должен сам отвечать за свои поступки перед другими людьми. Этика помогает человеку самому становиться лучше, строить правильные отношения между людьми.
Работа с высказыванием Аристотеля.
-В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро. Аристотель
Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле.