kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Карта урока "Священные сооружения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс.  Автор учебника А.Л.Беглов. урок 12 "Священные сооружения". В папке технологическая карта урока и презентация. На уроке предлагается работа в парах, группах.

Цель  урока: формирование представления о священных сооружениях религий мира.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Священные сооружения»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Священные сооружения


Твердохлебова Алла Александровна


МОУ «СОШ №66 им.Н.И.Вавилова» г.Саратова


Учитель начальных классов.


ОРКСЭ. Модуль «Основы мировых религиозных культур»


4 класс


Урок 12. Священные сооружения


Базовый учебник «Основы мировых религиозных культур» (А.Л.Беглов, Е. В.Саплина, Е.С.Токарева)



  1. Цель урока: формирование представления о священных сооружениях религий мира.

9. Задачи:

- личностные

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве народов, культур и религий

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

  • формирование уважительного отношения к разным религиям

  • сформировать культуру поведения внутри сооружений;

  • воспитание толерантных отношений.

- метапредметные

  • определение учебной задачи и планирование выполнения этой задачи

  • формирование навыка использования различных способов поиска, обработки, анализа информации

  • вступать в учебный диалог в паре

-предметные

  • сформировать представления о священных сооружениях мировых религий,

  • выяснить для чего нужны священные сооружения,

  • виды сооружений и их особенности.

  1. Тип урока: комбинированный.

  2. Формы работы учащихся: беседа, диалог с учащимися, работа в группах с источниками информации, использование ИКТ, заполнение таблицы, работа с иллюстративным материалом.

  3. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность ученика

Универсальные учебные действия, способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов

1

2

5

6

7

1

Организация деятельности учащихся.


Организует детей на работу

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.


Осуществляют самооценку готовности к уроку

Регулятивные : развитие мотивов учебной деятельности


2

Актуализация знаний

-Назовите, какие мировые религии вам известны? Расположите их на ленте времени по мере их возникновения?

- Молитва в православном храме (слово молитва) Что такое молитва в христианстве?

- Молитва в синагоге (слово синагога). В чём заключается главное религиозное предназначение иудейского народа?

- Молитва в мечети (слово намаз). Какие обязанности должен выполнять мусульманин каждый день?


Ответы учащихся.


Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других.

Познавательные: представлять информацию.



- Молитва буддистов (слово мантра). Для чего служит молитва буддистов?

- Крещение (слово таинство). Какие действия называют таинством?



3

Введение в тему урока. Постановка проблемы

Обеспечивает первичное восприятие и осмысление новой темы с помощью вопросов

- У всех народов есть молитва. А где люди могут совершать молитву?

- Каждая религия имеет свои специально созданные сооружения, в которых верующие могут совершать не только молитву, но и другие ритуальные действия. Эти сооружения для верующих становятся священными. У них одно назначение – совместное участие в ритуалах.

Слайд 1

Формулируют тему урока и ставят перед собой задачи. В тетрадь записать тему урока и назначение священных сооружений.


Регулятивные : постановка учебной задачи на основе соотнесения учащимися известного и усвоенного и неизвестного материала

Коммуникативные: доносить свою позицию

4

Объяснение нового материала.


- Как вы думаете, для чего люди начали создавать священные сооружения, и могли ли они обойтись без них?

- Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях, которые становятся для этих

Ответы-предположения учащихся должны быть обоснованы

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение



людей священными.

- Рассмотрим, как же они выглядят и чем отличаются друг от друга. (Выставка фотографий различных священных сооружений)

Слайд 2

- Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Но назначение у них одно – совместное участие верующих в ритуалах. Давайте попробуем предположить, к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся, и обоснуем наши ответы.
- Сложная задача? Но мы с вами предполагали, а ведь нам нужно знать это точно.

- Уже в далекие времена древние люди собирались вместе для совершения молений и жертвоприношений своим богам. Иногда для ритуалов они использовали переносной шатер (у древних евреев он назывался скинией), иногда собранные вместе и расположенные в определенном порядке камни. Даже сейчас находят остатки таких каменных сооружений.

Самое крупное такое сооружение находится в Великобритании и называется Стоунхендж (от английского слова «stone» - камень). Слайд 3



ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: развивать умение слушать.
















- В Древней Греции, Древнем Риме, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Японии стали сооружать храмы, посвященные своим богам.

   Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Священные здания иудаизма.

- Как вы думаете, с какого священного сооружения надо познакомиться сначала? Слайд 4

- Древние иудеи построили знаменитый Храм Единого Бога в Иерусалиме в середине X века до н.э. Он стал центром религиозной жизни еврейского народа, в котором находились священные предметы, например, Ковчег со скрижалями. Завоевателями Храм был разрушен, и иудеи восприняли этот факт как величайшую трагедию. Уцелела лишь часть стены, которую считают святыней. Паломники – путешественники к святым местам – оплакивают разрушенный Храм у этой стены, названной Стеной Плача. Но совместные молитвы верующих не прекратились. Именно с этого момента группы евреев используют для совместных молитв и чтения Священного писания «дома собраний» – синагоги. И в настоящее время




Запись термина: храм





главными священными зданиями (не храмами) являются синагоги.

Синагога - («дом собрания»),помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Слайд 5 Несмотря на внешние различия, внутреннее устройство синагог подчиняется единым правилам. У одной из стен зала для молитв расположен специальный шкаф для хранения рукописного свитка Торы, предназначенного для чтения во время богослужения. Тора читается с возвышения, находящегося в центре синагоги. Внутри синагоги располагается светильник – менора Слайд 6 с обязательными семью фитилями, а также имеется каменная плита или бронзовая доска с выгравированными на ней Десятью заповедями, когда-то прочитанными Богом Моисею. В синагоге на богослужениях мужчины и женщины сидят отдельно в разных помещениях. Слайд 7. Головы мужчин, в знак смирения перед Богом, всегда должны быть покрыты кипой (маленькая круглая шапочка на затылке), широкополой шляпой или меховой шапкой. Во время молитвы мужчины покрывают голову еще и талитом – молитвенным покрывалом.





Дети записывают в словарь: синагога





- Как вы думаете, почему синагога не считается у иудеев храмом?

Христианские храмы.

- Для совершения богослужений и молитв первые христиане не сооружали специальных храмов, а собирались в жилых домах. Они также совершали богослужения в местах захоронений христиан, пострадавших за веру, которые находились в подземных гробницах – катакомбах. Позже появились христианские храмы – церкви.

Слайд 8. Церковь – главное священное здание для христиан (христианские храмы). Внешние формы православных зданий разнообразны, но есть общие черты для христианских храмов.

- Какие характерные черты христианских храмов вы можете определить?

- Здание храма венчает купол с установленным на нем крестом. Посмотрите на форму купола. Форма купола символизирует пламя горящей свечи.

- Символично количество куполов: один купол знаменует единство Бога, совершенство творения; два купола
















Запись термина в словарь: церковь


Ответы учащихся.






соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения; три купола знаменуют Святую Троицу; четыре купола — Четвероевангелие, четыре стороны света, пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь куполов знаменуют семь таинств Церкви.

Слайд 9. Алтарь – самое главное священное место христианском храме. Алтарь может быть отделен от остальной части храма преградой – иконостасом. На иконостасе ставятся иконы – изображения Христа и святых. В центре иконостаса находятся Царские врата.

Слайд 10-11. В христианских храмах используются росписи стен – фрески. Кровлю христианского храма венчает крест. К храму примыкает колокольня или звонница, где расположены колокола. Их звон созывает верующих на богослужение, молитву.

Слайд 12. В христианском храме принято соблюдать тишину. Мужчины при входе в храм снимают головной убор, а женщины

















Запись термина в словарь: иконы




Запись термина: фрески











покрывают голову платком. Во время богослужения верующие не поворачиваются спиной к алтарю.

- Что же характерно для православного храма как архитектурного сооружения?




Ответы учащихся


5

Первичное закрепление материала

- У вас у каждого на столе лежит листок с таблицей, который вы должны заполнить, используя информацию учебника работая в парах.


Религия

Священные сооружения

Отличительные особенности


Правила поведения

Православная культура




Иудейская
культура




Далее выслушиваются составленные рассказы о священных сооружениях.


Читают текст в учебнике, извлекают необходимую информацию

Заполняют таблицу.


Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в поиске и выборе информации ; оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре. Регулятивные: действовать по плану, решая проблему, оценивать результат действий.


6

Проверка усвоения знаний.

Работа в группах:

  • Определить к какой религиозной культуре относятся изображения и как это называется.

(Каждая группа получает лист для записи). Слайд 13-16.

Православная культура

Иудейская культура

2.Иконостас

1. Менора

3.Икона

5. Синагога

4.Храм (церковь)

6. Стена плача

7.Фрески

8. Кипа

9.Колокольня (колокола)



Проверка проделанной работы.

Выполняют данное задание.

Познавательные:

  • перерабатывать информацию(анализировать, группировать)

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в поиске и выборе информации, умение работать в группе.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

7

Итог урока (рефлексия)

Организует и активизирует рефлексию.

-Какова была цель урока?

-Какие священные сооружения религий мира мы знаем?

-Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему?

-Что заполнилось вам сегодня на уроке?

Анализ процесса и результата своей работы

Умение структурировать свои знания


Личностные: развивать умение выражать свои эмоции.










Отвечают на вопросы.


Регулятивные: самооценка (выделения осознанного уровня усвоения)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

8

Домашнее задание

Проводит разбор домашнего задания

Учебник с.30-32. По желанию подготовить: сообщение о священном сооружении в Саратове; нарисовать, понравившееся сооружение; подобрать иллюстративный материал к теме «Священные сооружения»

Записывают задания на дом. Задают вопросы.

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера;

Коммуникативные:

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение слушать и вступать в диалог.






Просмотр содержимого презентации
«Священные сооружения»

4 класс Модуль «Основы мировых религиозных культур» Тема: Священные сооружения Составила: Твердохлебова Алла Александровна учитель начальных классов МОУ «СОШ №66 им.Н.И.Вавилова» 2015г.

4 класс

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Тема: Священные сооружения

Составила:

Твердохлебова Алла Александровна

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №66 им.Н.И.Вавилова»

2015г.

Священные сооружения

Священные сооружения

Скажите, что вы видите на иллюстрации? Как вы думаете, для чего использовали это сооружение? Стоунхендж

Скажите, что вы видите на иллюстрации?

Как вы думаете, для чего использовали это сооружение?

Стоунхендж

Синагога – главное священное здание для иудеев.

Синагога – главное священное здание для иудеев.

Менора – светильник в синагоги

Менора – светильник в синагоги

Место для чтения Торы

Место для чтения Торы

Церковь – главное священное здание для христиан (христианские храмы)

Церковь – главное священное здание для христиан (христианские храмы)

Алтарь – самое священное место в христианском храме.

Алтарь – самое священное место в христианском храме.

Иконы – изображение Христа и святых. Фреска – роспись на стенах храмов.

Иконы – изображение Христа и святых.

Фреска – роспись на стенах храмов.

Колокольня

Колокольня

1 3 2

1

3

2

5 4

5

4

6 7

6

7

8 9

8

9


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
карта урока "Священные сооружения"

Автор: Твердохлебова Алла Александровна

Дата: 23.04.2015

Номер свидетельства: 204857

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Технологическая карта к уроку ОРКСЭ "Священные сооружения", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(79) "tiekhnologhichieskaia_karta_k_uroku_orkse_sviashchiennyie_sooruzhieniia_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "358946"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479147087"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок по самопознанию в 6 классе на тему: «Времен связующая нить» "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-po-samopoznaniiu-v-6-klassie-na-tiemu-vriemien-sviazuiushchaia-nit"
    ["file_id"] => string(6) "212114"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431761686"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект урока окружающего мира на тему "Жизнь древних славян" (4 класс) с использованием ЭОР и ИКТ"
    ["seo_title"] => string(108) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-zhizn-drievnikh-slavian-4-klass-s-ispol-zovaniiem-eor-i-ikt"
    ["file_id"] => string(6) "253196"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447530865"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока истории на тему "Памятники архитектуры""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-istorii-na-tiemu-pamiatniki-arkhitiektury"
    ["file_id"] => string(6) "294809"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455722830"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Презентация к уроку на тему: "Искусство стран Междуречья. Шумер. Ассирия. Вавилон. Персия" (продолжение)"
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_na_temu_iskusstvo_stran_mezhdurechia_shumer_assiriia_vav_1"
    ["file_id"] => string(6) "477014"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1535968168"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства