2 | Актуализация знаний | -Назовите, какие мировые религии вам известны? Расположите их на ленте времени по мере их возникновения? - Молитва в православном храме (слово молитва) Что такое молитва в христианстве? - Молитва в синагоге (слово синагога). В чём заключается главное религиозное предназначение иудейского народа? - Молитва в мечети (слово намаз). Какие обязанности должен выполнять мусульманин каждый день? | Ответы учащихся. | Коммуникативные: доносить свою позицию, понимать других. Познавательные: представлять информацию. |
| | - Молитва буддистов (слово мантра). Для чего служит молитва буддистов? - Крещение (слово таинство). Какие действия называют таинством? | | |
3 | Введение в тему урока. Постановка проблемы | Обеспечивает первичное восприятие и осмысление новой темы с помощью вопросов - У всех народов есть молитва. А где люди могут совершать молитву? - Каждая религия имеет свои специально созданные сооружения, в которых верующие могут совершать не только молитву, но и другие ритуальные действия. Эти сооружения для верующих становятся священными. У них одно назначение – совместное участие в ритуалах. Слайд 1 | Формулируют тему урока и ставят перед собой задачи. В тетрадь записать тему урока и назначение священных сооружений. | Регулятивные : постановка учебной задачи на основе соотнесения учащимися известного и усвоенного и неизвестного материала Коммуникативные: доносить свою позицию |
4 | Объяснение нового материала. | - Как вы думаете, для чего люди начали создавать священные сооружения, и могли ли они обойтись без них? - Совместные ритуальные действия верующие выполняют в специальных сооружениях, которые становятся для этих | Ответы-предположения учащихся должны быть обоснованы | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение |
| | людей священными. - Рассмотрим, как же они выглядят и чем отличаются друг от друга. (Выставка фотографий различных священных сооружений) Слайд 2 - Посмотрите, какие они красивые и какие разные. Но назначение у них одно – совместное участие верующих в ритуалах. Давайте попробуем предположить, к какой из религиозных культур – исламу, христианству, иудаизму, буддизму – они относятся, и обоснуем наши ответы. - Сложная задача? Но мы с вами предполагали, а ведь нам нужно знать это точно. - Уже в далекие времена древние люди собирались вместе для совершения молений и жертвоприношений своим богам. Иногда для ритуалов они использовали переносной шатер (у древних евреев он назывался скинией), иногда собранные вместе и расположенные в определенном порядке камни. Даже сейчас находят остатки таких каменных сооружений. Самое крупное такое сооружение находится в Великобритании и называется Стоунхендж (от английского слова «stone» - камень). Слайд 3 | | ориентироваться в своей системе знаний, перерабатывать полученную информацию. Коммуникативные: развивать умение слушать. |
| | - В Древней Греции, Древнем Риме, Древней Индии, Древнем Китае, Древней Японии стали сооружать храмы, посвященные своим богам. Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Священные здания иудаизма. - Как вы думаете, с какого священного сооружения надо познакомиться сначала? Слайд 4 - Древние иудеи построили знаменитый Храм Единого Бога в Иерусалиме в середине X века до н.э. Он стал центром религиозной жизни еврейского народа, в котором находились священные предметы, например, Ковчег со скрижалями. Завоевателями Храм был разрушен, и иудеи восприняли этот факт как величайшую трагедию. Уцелела лишь часть стены, которую считают святыней. Паломники – путешественники к святым местам – оплакивают разрушенный Храм у этой стены, названной Стеной Плача. Но совместные молитвы верующих не прекратились. Именно с этого момента группы евреев используют для совместных молитв и чтения Священного писания «дома собраний» – синагоги. И в настоящее время | Запись термина: храм | |
| | главными священными зданиями (не храмами) являются синагоги. Синагога - («дом собрания»),помещение, служащее местом общественного богослужения и центром религиозной жизни общины. Слайд 5 Несмотря на внешние различия, внутреннее устройство синагог подчиняется единым правилам. У одной из стен зала для молитв расположен специальный шкаф для хранения рукописного свитка Торы, предназначенного для чтения во время богослужения. Тора читается с возвышения, находящегося в центре синагоги. Внутри синагоги располагается светильник – менора Слайд 6 с обязательными семью фитилями, а также имеется каменная плита или бронзовая доска с выгравированными на ней Десятью заповедями, когда-то прочитанными Богом Моисею. В синагоге на богослужениях мужчины и женщины сидят отдельно в разных помещениях. Слайд 7. Головы мужчин, в знак смирения перед Богом, всегда должны быть покрыты кипой (маленькая круглая шапочка на затылке), широкополой шляпой или меховой шапкой. Во время молитвы мужчины покрывают голову еще и талитом – молитвенным покрывалом. | Дети записывают в словарь: синагога | |
| | - Как вы думаете, почему синагога не считается у иудеев храмом? Христианские храмы. - Для совершения богослужений и молитв первые христиане не сооружали специальных храмов, а собирались в жилых домах. Они также совершали богослужения в местах захоронений христиан, пострадавших за веру, которые находились в подземных гробницах – катакомбах. Позже появились христианские храмы – церкви. Слайд 8. Церковь – главное священное здание для христиан (христианские храмы). Внешние формы православных зданий разнообразны, но есть общие черты для христианских храмов. - Какие характерные черты христианских храмов вы можете определить? - Здание храма венчает купол с установленным на нем крестом. Посмотрите на форму купола. Форма купола символизирует пламя горящей свечи. - Символично количество куполов: один купол знаменует единство Бога, совершенство творения; два купола | Запись термина в словарь: церковь Ответы учащихся. | |
| | соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа, двум областям творения; три купола знаменуют Святую Троицу; четыре купола — Четвероевангелие, четыре стороны света, пять куполов (самое распространенное число), где средний возвышается над четырьмя другими, означают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов; семь куполов знаменуют семь таинств Церкви. Слайд 9. Алтарь – самое главное священное место христианском храме. Алтарь может быть отделен от остальной части храма преградой – иконостасом. На иконостасе ставятся иконы – изображения Христа и святых. В центре иконостаса находятся Царские врата. Слайд 10-11. В христианских храмах используются росписи стен – фрески. Кровлю христианского храма венчает крест. К храму примыкает колокольня или звонница, где расположены колокола. Их звон созывает верующих на богослужение, молитву. Слайд 12. В христианском храме принято соблюдать тишину. Мужчины при входе в храм снимают головной убор, а женщины | Запись термина в словарь: иконы Запись термина: фрески | |
| | покрывают голову платком. Во время богослужения верующие не поворачиваются спиной к алтарю. - Что же характерно для православного храма как архитектурного сооружения? | Ответы учащихся | |
5 | Первичное закрепление материала | - У вас у каждого на столе лежит листок с таблицей, который вы должны заполнить, используя информацию учебника работая в парах. Религия | Священные сооружения | Отличительные особенности | Правила поведения | Православная культура | | | | Иудейская культура | | | | Далее выслушиваются составленные рассказы о священных сооружениях. | Читают текст в учебнике, извлекают необходимую информацию Заполняют таблицу. | Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в поиске и выборе информации ; оформлять свои мысли в устной форме, умение работать в паре. Регулятивные: действовать по плану, решая проблему, оценивать результат действий. |
6 | Проверка усвоения знаний. | Работа в группах: (Каждая группа получает лист для записи). Слайд 13-16. Православная культура | Иудейская культура | 2.Иконостас | 1. Менора | 3.Икона | 5. Синагога | 4.Храм (церковь) | 6. Стена плача | 7.Фрески | 8. Кипа | 9.Колокольня (колокола) | | Проверка проделанной работы. | Выполняют данное задание. | Познавательные: Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками в поиске и выборе информации, умение работать в группе. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. |
7 | Итог урока (рефлексия) | Организует и активизирует рефлексию. -Какова была цель урока? -Какие священные сооружения религий мира мы знаем? -Нужны ли человечеству такие архитектурные сооружения, почему? -Что заполнилось вам сегодня на уроке? | Анализ процесса и результата своей работы Умение структурировать свои знания | Личностные: развивать умение выражать свои эмоции.
|
| | | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: самооценка (выделения осознанного уровня усвоения) Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
8 | Домашнее задание | Проводит разбор домашнего задания Учебник с.30-32. По желанию подготовить: сообщение о священном сооружении в Саратове; нарисовать, понравившееся сооружение; подобрать иллюстративный материал к теме «Священные сооружения» | Записывают задания на дом. Задают вопросы. | Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера; Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение слушать и вступать в диалог. |