3. Постановка и формулирование проблемы | Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока (Сл. 1) «И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом» (из «Повести временных лет»). - Как вы думаете, о чем говорится в этом эпиграфе и какая здесь главная мысль? - Не получается ответить на эти вопросы? Я надеюсь, что вы сможете ответить на эти вопросы в конце урока. - Как вы считаете, если в разных религиях есть священные книги, хранители преданий, таинства, молитвы, то должны ли существовать места для ритуальных действий? - Как они будут называться? - Посмотрите на слайд презентации и попытайтесь догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Сл. 2 | Чтение эпиграфа. Ответы на вопросы. Священными. О священных сооружениях | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу. |
5. Решение проблемы и применение полученных знаний | 1. Для чего нужны священные сооружения Видеоряд «Священные сооружения» Сл. 4 Что вы видите на слайде? Что называют священным сооружением? От какого слова может происходить слово «священный»? Сл.5 Святой (словарь Ожегова) – истинный, величественный и исключительный по важности. Святилище – священное место, в котором совершается поклонение Богу. Священное сооружение – сооружение, связанное с религиозным культом, относящимся к богослужению. - Священные сооружения могут быть разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них всегда одно – совместное участие в ритуалах. 2. Сооружения древности. Мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Целью нашего путешествия? Рассказ учителя Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Сл.6. Иногда для этих целей использовали переносной шатер, у древних евреев он назывался скинией, иногда собранные и поставленные в определенном порядке камни. И сейчас еще находят остатки этих сооружений из камней. Самое древнее и загадочное религиозное сооружение находится в Англии и называется Стоунхендж. Сл. 7 Оно состоит из огромных камней, находящихся под открытым небом. До сих пор неизвестно их истинное назначение. С развитием общества люди стали приходить к единобожию, появились мировые религии и храмы, посвященные им. А теперь вернемся назад в будущее и более подробно познакомимся со священными сооружениями традиционных религий России. -Перечислите их. - В этом нам поможет виртуальная экскурсия, которую вы будете проводить сами. По ходу экскурсии вы будете заполнять сравнительную таблицу на листочках. Сл.8 (Давайте рассмотрим ее). 3. Священные сооружения: Алгоритм ответа учащихся: Название сооружения. Внешний вид сооружения. Внутреннее устройство сооружения. Правила поведения при посещении священного сооружения. А). Буддийские священные сооружения. Работа с сообщениями «Буддийские храмы» Ступа – культовое сооружение для хранения реликвий, имеющее купольную форму и не имеющее доступа внутрь. Пагода – культовое сооружение, обычно имеющее вид башни, состоящей из нескольких ярусов. Алтарь, ленты, фонари. Буддийский храм Шад Тчуп Линг Б) Священные сооружения иудаизма. Работа с сообщением «Синагога» (учащиеся работают вместе с учителем) Синагога - еврейский «дом собраний» (молитвы). Внутренний вид: шкаф с Торой, бима, парахет, каменные плиты, менора. Центральная синагога Перми. В). Православные христианские храмы. Работа с сообщением «Православный храм» Храм - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. Схема храма (алтарь, иконостас, средний храм, притвор). Мариамнинская церковь Г) Исламские священные сооружения. Работа с сообщением «Мечеть и минарет» Священный город Мекка Мечеть, минарет, михраб, арабески. Пермская соборная мечеть | Храмы различных религиозных культур. В них люди молятся Богу и совершают обряды и таинства. Познакомиться со священными сооружениями древности. Слушают рассказ учителя, дополняют, отвечают на вопросы. Иудаизм, христианство, ислам, буддизм. Работа в группах: Комментирование сообщений, дополнения. Ответы на вопросы других групп. | Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: Владеть устной и письменной речью. Регулятивные: Ставить перед собой цель; принимать и сохранять учебную задачу; планировать работу; Коммуникативные: Договариваться; сотрудничать. Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану. Коммуникативные: Владеть устной и письменной речью; понимать друг друга. Познавательные: Работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Наша экскурсия подходит к концу. Вы самостоятельно заполняли таблицу, давайте сверим ее с эталоном. Ключи на слайде Сл. 38 - Какие священные сооружения религий мира мы знаем? - Почему синагога не считается у иудеев священным сооружением? - Что общего у всех священных сооружений? Чем они отличаются? Оцените свою работу с таблицей: заполнил всю таблицу, правильно; заполнил всю таблицу, есть что добавить; не заполнил таблицу, в чем затруднения; справитесь сами или нужна помощь? (доработать дома) Решение тестов в электронном приложении | Заполненную таблицу проверяют по эталону. Ответы детей – общее, (особо святые места, звучат слова обращения к Богу, символ света). Ответы детей - отличие, (архитектурные особенности, внутреннее устройство, правила поведения) Самооценка учащихся. | Регулятивные: осуществлять контроль по результат. Личностные: самоопределение, адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные: оценивать результат. |
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Учитель обращается к эпиграфу урока Сл. 39 «И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом» (из «Повести временных лет»). Ребята, теперь мы готовы с вами ответить на поставленные вопросы. Какая главная мысль содержится в этих словах? Скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные и религиозные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем). А почему так бывает? В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу. Что ещё вы хотели бы узнать о подобных архитектурных сооружениях? Наше путешествие закончилось, оно понравилось вам? - Закончите предложения: Сегодня я узнал… Меня очень заинтересовало… Мне было сложно понять… Было неинтересно… Я бы хотел… | Ответы учащихся. Здесь говорится о священных сооружениях. На земле нет ничего лучше и удивительнее священных сооружений. Ответы учащихся. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. Личностные: Толерантное отношение к представителям разных религиозных культур. Личностные: эмоциональный отклик на произведения искусства, оценка произведений искусства. Регулятивные: Осуществлять контроль по результату. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: Самоопределение. |