kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта к уроку ОРКСЭ "Священные сооружения", 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку "Основы мировых религиозных культур" "Священные сооружения" (учебник издательства "Просвещение"). Урок показан на межмуниципальном семинаре "Современный урок в рамках ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку ОРКСЭ "Священные сооружения", 4 класс»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Полвинская основная общеобразовательная школа»











Технологическая карта урока ОМРК

«Священные сооружения»


4 класс





Составила: Н.Н. Зырянова

учитель истории и обществознания



















Тема урока: Священные сооружения

Тип урока: открытие новых знаний.

Виды деятельности: беседа, сообщения учащихся, работа с ИКТ, текстом, словарная работа, работа в парах, составление ответа по алгоритму, работа по составлению сравнительной таблицы с использованием новых понятий, проверка работы по эталону.

Цель: Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

  1. Формировать представления школьников о культурном наследии;

  2. Познакомить с особенностями священных сооружений;

  3. Способствовать воспитанию глубокого уважения к культурному наследию;

  4. Воспитывать толерантность;

  5. Воспитывать устойчивый интерес к получению новых знаний о достопримечательностях родного края;

  6. Вырабатывать умения работать с любыми источниками информации;

  7. Развивать эстетический вкус;

  8. создать условия для формирования УУД:

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

  1. Познакомить с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений;

  2. Сформировать представление об основных священных сооружениях мировых религий – синагоге, храме, мечети, пагоде, ступе;

  3. Научить различать священные сооружения различных религий по архитектурным особенностям;

  4. Проводить параллели между различными религиозными культурами;

Метапредметные результаты:

  1. Регулятивные: организовывать свои действия: ставить перед собой цель, принимать и сохранять учебную задачу, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат;

  2. Познавательные: работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать её; устанавливать причинно-следственные связи; преобразовывать из одной формы в другую;

  3. Коммуникативные: общаться и взаимодействовать с разными людьми: владеть устной и письменной речью, понимать друг друга, договариваться, сотрудничать.

Личностные результаты:

  1. Развивать умения выражать свои эмоции.

  2. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Ребята разделились на четыре группы (по названиям четырех религий: ислам, христианство, иудаизм, буддизм) по желанию, повторили правила работы в группах, распределили обязанности.

Дома учащиеся должны были:

  1. Изучить самостоятельно и рассказать родителям о священных сооружениях.

  2. Найти материал интернет-ресурсов по данной теме, изучить.

  3. Найти и подобрать картинки к уроку, учитывая задание своей группы.

  4. Подготовить краткое сообщение об особенностях Центральной Пермской синагоги, Пермской соборной мечети, Мариамнинской церкви в с. Полва, буддийского монастыря – Шад Тчуп Линг.

Оборудование:
  1. мультимедийная презентация по теме урока,
  2. учебник «Основы мировых религиозных культур» 4 класс А.Л. Беглов;
  3. История Мариамнинской церкви (исследовательская работа Кудымовой Н.Н. ученицы Верх-Юсьвенской школы)

  4. электронное приложение к учебнику;

  5. таблички с названием и символами мировых религий;
  6. таблицы для самостоятельного заполнения;

  7. раздаточный материал.


Основные термины и понятия:

синагога, менора, храм, колокольня, алтарь, иконостас, фреска, мечеть, минарет, арабески, михраб, ступа, пагода.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Виды УУД

1.Организационный момент

Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок!

Проверка готовности к уроку

Личностные:

Самоопределение.

2.Актуализация знаний

Давайте вспомним:

  • Что объединяет людей всех религиозных культур?

  • А что такое молитва?



  • Вы знаете, где люди совершают молитву?


Обращение к Богу через молитву.

- Молитва – путь для общения с Богом, разговор с ним.

Храм, мечеть, церковь.


Познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи.


3. Постановка и формулирование проблемы

Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока

(Сл. 1)

«И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом»

(из «Повести временных лет»).


- Как вы думаете, о чем говорится в этом эпиграфе и какая здесь главная мысль?

- Не получается ответить на эти вопросы?

Я надеюсь, что вы сможете ответить на эти вопросы в конце урока.

- Как вы считаете, если в разных религиях есть священные книги, хранители преданий, таинства, молитвы, то должны ли существовать места для ритуальных действий?

- Как они будут называться?

- Посмотрите на слайд презентации и попытайтесь догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Сл. 2

Чтение эпиграфа.






Ответы на вопросы.








Священными.


О священных сооружениях

Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.

Сформулировать тему урока.

Запись темы урока на доске:

«Священные сооружения»

Постановка учебных задач

  • Что вы знаете о священных сооружениях?

  • Что бы вы хотели узнать о них?


Записывают в тетрадь


Отвечают на вопросы.






Регулятивные:

Ставить перед собой цель, принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи.

4.Планирование деятельности.

Если обобщить ваши вопросы, то мы получим план нашего урока Сл. 3

На основании вопросов детей составляется план урока:

  1. для чего нужны священные сооружения;

  2. история появления сооружений;

  3. название сооружений;

  4. особенности строения (внутренние и внешние);

  5. особенности в одежде и поведении людей в священных сооружениях

Чтобы ответить на все пункты нашего плана, какие знания и умения нам потребуются сегодня?



Задают вопросы.







Называют умения необходимые для работы над темой.




Регулятивные:

Планировать работу.

5. Решение проблемы и применение полученных знаний

1. Для чего нужны священные сооружения

Видеоряд «Священные сооружения» Сл. 4

Что вы видите на слайде?



Что называют священным сооружением?


От какого слова может происходить слово «священный»? Сл.5

Святой (словарь Ожегова) – истинный, величественный и исключительный по важности.

Святилище – священное место, в котором совершается поклонение Богу.

Священное сооружение – сооружение, связанное с религиозным культом, относящимся к богослужению.

- Священные сооружения могут быть разными по своему внешнему и внутреннему виду, но назначение у них всегда одно – совместное участие в ритуалах.

2. Сооружения древности.

Мы с вами отправимся в путешествие в прошлое. Целью нашего путешествия?

Рассказ учителя

Уже в далёкой древности люди стали собираться вместе, чтобы молиться своим богам и приносить им жертвы. Сл.6. Иногда для этих целей использовали переносной шатер, у древних евреев он назывался скинией, иногда собранные и поставленные в определенном порядке камни. И сейчас еще находят остатки этих сооружений из камней.

Самое древнее и загадочное религиозное сооружение находится в Англии и называется Стоунхендж. Сл. 7 Оно состоит из огромных камней, находящихся под открытым небом. До сих пор неизвестно их истинное назначение.

С развитием общества люди стали приходить к единобожию, появились мировые религии и храмы, посвященные им.

А теперь вернемся назад в будущее и более подробно познакомимся со священными сооружениями традиционных религий России.

-Перечислите их.


- В этом нам поможет виртуальная экскурсия, которую вы будете проводить сами. По ходу экскурсии вы будете заполнять сравнительную таблицу на листочках. Сл.8 (Давайте рассмотрим ее).

3. Священные сооружения:

Алгоритм ответа учащихся:

  1. Название сооружения.

  2. Внешний вид сооружения.

  3. Внутреннее устройство сооружения.

  4. Правила поведения при посещении священного сооружения.


А). Буддийские священные сооружения.

Работа с сообщениями «Буддийские храмы»

Ступа – культовое сооружение для хранения реликвий, имеющее купольную форму и не имеющее доступа внутрь.

Пагода – культовое сооружение, обычно имеющее вид башни, состоящей из нескольких ярусов.

Алтарь, ленты, фонари.

Буддийский храм Шад Тчуп Линг


Б) Священные сооружения иудаизма.

Работа с сообщением «Синагога»

(учащиеся работают вместе с учителем)

Синагога - еврейский «дом собраний» (молитвы).

Внутренний вид: шкаф с Торой, бима, парахет, каменные плиты, менора.

Центральная синагога Перми.

В). Православные христианские храмы.

Работа с сообщением «Православный храм»

Храм - архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Схема храма (алтарь, иконостас, средний храм, притвор).

Мариамнинская церковь

Г) Исламские священные сооружения.

Работа с сообщением «Мечеть и минарет»

Священный город Мекка

Мечеть, минарет, михраб, арабески.

Пермская соборная мечеть



Храмы различных религиозных культур.


В них люди молятся Богу и совершают обряды и таинства.










Познакомиться со священными сооружениями древности.






Слушают рассказ учителя, дополняют, отвечают на вопросы.








Иудаизм, христианство, ислам, буддизм.




Работа в группах:

  • Рассказывают сообщения,

  • читаете и выделяете главное карандашом;

  • читаете алгоритм выступления;

  • составляете выступление.



Комментирование сообщений, дополнения.


Ответы на вопросы других групп.


Познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи.




Коммуникативные:

Владеть устной и письменной речью.































Регулятивные:

Ставить перед собой цель;

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать работу;


Коммуникативные:

Договариваться;

сотрудничать.


Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу;

действовать по плану.


Коммуникативные:

Владеть устной и письменной речью;

понимать друг друга.


Познавательные:

Работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать.


Познавательные:

осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Наша экскурсия подходит к концу.

Вы самостоятельно заполняли таблицу, давайте сверим ее с эталоном.

Ключи на слайде Сл. 38

- Какие священные сооружения религий мира мы знаем?

- Почему синагога не считается у иудеев священным сооружением?

- Что общего у всех священных сооружений?

Чем они отличаются?

Оцените свою работу с таблицей:

  • заполнил всю таблицу, правильно;

  • заполнил всю таблицу, есть что добавить;

  • не заполнил таблицу, в чем затруднения;

  • справитесь сами или нужна помощь?

  • (доработать дома)



Решение тестов в электронном приложении

Заполненную таблицу проверяют по эталону.




Ответы детей – общее,

(особо святые места, звучат слова обращения к Богу, символ света).

Ответы детей - отличие, (архитектурные особенности, внутреннее устройство, правила поведения)


Самооценка учащихся.




Регулятивные:

осуществлять контроль по результат.






Личностные: самоопределение, адекватная мотивация учебной деятельности.


Регулятивные:

оценивать результат.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

(итог урока)

Учитель обращается к эпиграфу урока Сл. 39

«И не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, не знаем, как и рассказать об этом»

(из «Повести временных лет»).

Ребята, теперь мы готовы с вами ответить на поставленные вопросы.

  • О чем же говорится в эпиграфе?


  • Какая главная мысль содержится в этих словах?

  • Скажите, можем ли мы в одном городе увидеть священные и религиозные сооружения разных мировых религий? (конечно, можем).

  • А почему так бывает?

В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу.

Что ещё вы хотели бы узнать о подобных архитектурных сооружениях?


Наше путешествие закончилось, оно понравилось вам?

- Закончите предложения:

Сегодня я узнал…

Меня очень заинтересовало…

Мне было сложно понять…

Было неинтересно…

Я бы хотел…


Ответы учащихся.




Здесь говорится о священных сооружениях.

На земле нет ничего лучше и удивительнее священных сооружений.





Ответы учащихся.




Познавательные:

устанавливать причинно-следственные связи.


Личностные:

Толерантное отношение к представителям разных религиозных культур.


Личностные:

эмоциональный отклик на произведения искусства, оценка произведений искусства.


Регулятивные:

Осуществлять контроль по результату.


Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Личностные:

Самоопределение.

8.Домашнее задание по выбору

Общее задание: стр.30 - 33, прочитать, ответить на вопросы.

Творческая часть по желанию:

  1. проведи для своих родителей заочную экскурсию по священным сооружениям, используя иллюстрации учебника или презентации к уроку.

  2. составь кроссворд или викторину о священных сооружениях одной из религий, используя таблицу урока, статью учебника.

  3. подготовь рисунок по теме урока.

Всем спасибо!!!!!!


Регулятивные:

Принимать и сохранять учебную задачу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Технологическая карта к уроку ОРКСЭ "Священные сооружения", 4 класс

Автор: Зырянова Надежда Николаевна

Дата: 14.11.2016

Номер свидетельства: 358946

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства