В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать Господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».
- Как называют людей которые пишут иконы? (иконописцы). Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Одним из известных иконописцев является Андрей Рублёв, репродукцию икон которого мы видим.
- Конечно написать икону может только человек, который обладает добродетелями. У вас на столах карточки, выберете из них добродетели и прикрепите их на доску
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Данный урок подготовлен на базе учебника А.В. Кураева «Основы православной культуры» 4 – 5 класс. – М., «Просвещение», 2010. Урок знакомит детей с особенностями иконописного изображения, с различиями написания иконы и картины. Воспитывает у детей бережное отношение к христианским святыням. Использована презентация для освоения новой темы. Урок подготовлен на основе творческого использования материалов сайта «Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4 – 5 классов».
Проблема:
Сегодня, когда разрушаются традиционные способы передачи духовных и культурных ценностей от родителей детям – дети не знакомы с ценностями христианского искусства, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества.
План урока.
Организация деятельности учащихся.
Беседа по домашнему заданию.
Обсуждение темы урока с обучающимися.
Вступительное слово учителя.
Выявление восприятия, мотивация.
Размышляем сами.
Работа над новым материалом.
Исследовательская работа с текстом учебника.
Послетекстовая работа.
Закрепление.
Заочное путешествие.
Работа с карточками.
Врезка. Текст по Б. Успенскому.
Итог урока.
Сядем в кружок.
Домашнее задание.
Цель: Расширить представление о ценностях Христианского искусства, объяснить смысл
иконы.
Задачи:
познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины;
уяснить, что свет – основа иконописания;
воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.
Ключевые понятия: икона, иконописец, образ, гармония, нимб, пространство без тени, обратная перспектива.
Ход урока.
Организация деятельности учащихся. Беседа по домашнему заданию. Запись в тетради темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися (как вы понимаете тему урока).
Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы с вами проведём урок, посвященный русской иконе. Кто знает что такое икона? (изображение святых и их деяний).
- Икона слово греческое. Это священное изображение (образ), которое почитают православные христиане.
- У кого из вас есть дома иконы? Иконы у православных христиан были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Самое видное место было отведено под иконы и называлось «красный угол».
Выявление восприятия, мотивация.
Размышляем сами.
Делим детей на группы и просим находящиеся в классе репродукции разделить на две группы: иконописные изображения и картины. Затем каждая группа детей объясняет, почему они сделали такой выбор.
- Есть ли различие между иконами и картинами? В чём оно состоит? (на картине изображено обычное или фантастическое событие, которое вообразил художник. Икона изображает лики святых, события священной истории. Икона пишется по строгим канонам – правилам).
- Как вы понимаете слово «гармония»?
- Какие слова вы бы написали, близкие по значению данному слову? (согласованность, стройность, слаженность).
- Какое отношение это слово имеет к изображению святых на иконах? Выскажите ваше мнение.
Работа над новым материалом.
Исследовательская работа с текстом учебника. Опережающее задание.
- Работая с текстом найдите подтверждение нашим предположениям.
Чтение текста.
Послетекстовая работа.
- Какие подтверждения своим предположениям вы обнаружили в тексте?
- Как вы поняли, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
- Как понятие «света» связано с пониманием христианами Бога? Почему в иконописном
изображении нет тени, а наоборот, все пронизано светом?
- Почему свет в иконе «излучает» лик, фигура святого, а не другие элементы изображае-
мого, например, солнце?
- Как вы думаете, почему Свет – одно из имён Бога?
-Расскажите о нимбе. Знаковым обозначением чего является на иконе нимб?
- Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
Почему появилась икона? Кто «открыл дверь» для иконописания?
- Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
Закрепление.
Заочное путешествие.
- Иконопись зародилась В древние века. А как же появилась первая икона? Сейчас мы совершим путешествие в прошлое и узнаем об этом. ( Рассказ ученика).
В древние времена заболел царь Авгарь. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что его исцелит Христос. Он повелел художнику нарисовать и принести изображение Иисуса Христа. Но художник никак не мог нарисовать Господа. Тогда Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. А на полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Икона так и называется «Спас Нерукотворный».
- Как называют людей которые пишут иконы? (иконописцы). Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Одним из известных иконописцев является Андрей Рублёв, репродукцию икон которого мы видим.
- Конечно написать икону может только человек, который обладает добродетелями. У вас на столах карточки, выберете из них добродетели и прикрепите их на доску.
Один мальчик нарисовал обычный детский рисунок. Внизу листка – домик, вверху – лес. От двери дома к лесу шла дорога. Но отчего – то она была похожа на хвост кометы – чем дальше, тем она становилась шире. Отец уже пояснил этому мальчику, что вдали линии на рисунке должны сходиться и, значит, дорога ближе к горизонту (то есть к верхнему краю листа) должна сужаться. Но мальчик всё же нарисовал по – своему. Поэтому отец спросил его – «Ты же сам в домике, дорога, уходя от тебя вдаль, должна уменьшаться! Отчего же ты всё нарисовал наоборот?». И мальчик ответил: «Но ведь гости же оттуда придут!».
Итог урока.
Сядем в кружок.
Как и на иконе, на рисунке мальчика линии расходились вдаль. Мальчик объяснил, что рисунок он построил не со своей точки зрения, а как бы с точки зрения того, кто придёт к нему издалека? Есть ли тут что- то общее с построением пространства на иконе? Как это связано с эгоизмом?
В живописи всё исходит от человека и направляется к горизонту. В иконописи от источника света к человеку, который только благодаря этому может духовно возрастать
Домашнее задание.
Расскажите родителям что вы узнали и что поняли сегодня на уроке.
Посмотрите на иллюстрацию иконы. Попробуйте найти сведения и рассказать об этой иконе. (Приложение)