Тема: «Икона. Иконопись на Дону»
Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения русской иконной живописи, понятиями икона, иконописец.
Задачи:
Обучающие:
- Расширить представление о православных иконах.
- Познакомить с историей создание икон, с чудотворными иконами, с иконописцами нашего Донского края.
Развивающие:
- Развивать воображение, речь.
- Формировать мыслительные операции, анализ, обобщение.
- Учить предполагать, рассуждать, аргументировать свои ответы.
Воспитывающие:
- Воспитывать чувство почитание иконы, как образа божьего.
- Воспитывать чувство сострадания, любви к ближнему, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, репродукция икон и картин для работы в группе.
Ключевые слова: икона, фон, нимб, мироточение, церковь, храм, иконописец.
Ход урока
- Организационный момент.
- Вхождение в проблему.
Слайд № 1.
– Прочитайте стихотворение.
«Любите, дети, старину
С ее былинными веками,
С ее старинными церквами,
К величью ведшие страну,
Любите, дети, старину». (С.С. Бехтев)
- О чем просит нас автор?
- Какое свидетельство старины (памятник старины) мы может увидеть в нашем городе ?(церкви).
- Попробуйте догадаться сами, о чем мы будем говорить на уроке. Перед Вами несколько репродукций. Рассмотрите их внимательно и постарайтесь распределить на две группы (репродукции картин и икон).
Слайд № 2.
Картины
Иконы
- Дайте названия каждой группе.
- Скажите, чем отличаются картины от икон?
(На картинах изображены реальные люди, ситуации или вымышленные художником, а на иконах изображены Бог, Святые, Библейский сюжеты).
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить ?(иконы)
- Кто из вас попытается объяснить, что такое икона?
(Работа со словарем)
Слайд № 3.
Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.
Актуализация знаний.
- Ребята! Хотите узнать, почему икона для православных христиан – святыня? Чем она необычна?
- Давайте определим на какие вопросы мы постараемся ответить?
(Работа в группах).
Слайд № 4.
Читаем вопрос и если на него есть полный ответ, ставим рядом крестик. Если ответа нет, будем искать его вместе.
Где можно встретить иконы? (В храмах, дома, в автомобиле…)
Слайд № 5.
Отчет группы о проделанной работе.
- Основным местом нахождения икон, является храм, церковь.
Слайд № 6, 7, 8
- Сейчас уместным будет дать ответ на 6 вопросы – Зачем нужны иконы? (предполагают ответы)
- Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых.
- Почему жизни святых, можно и нужно подражать? (их жизнь безгрешна, наполнена любовью и добром, к этому должен стремиться каждый человек).
Дидактическая игра «Сделай свой выбор» (в группах лежат жетоны).
Слайд № 9.
Рассмотрите репродукции икон на доске.
- Какой цвет используется на иконах в качестве фона?
Черный
Красный
Золотой
Синий
(Прикрепить жетон в нужный столбик). (Золотой).
- Этот фон на иконе выбран неспроста, его называют светом иконы. А в Библии Свет – это одно из имен Бога.
- Можно ли сказать, что иконы излучают свет? (можно)
- Откуда исходит свет? (от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг головы).
Слайд № 10.
Главная особенность икон, свет исходит от образа, а не падает на него (мы ответили на третий вопрос).
- Как называется золотой круг, который окружает голову святого? (нимб).
- Что он символизирует, подумайте, на что он похож? (на солнце).
Слайд № 11.
- Что дает солнце всему живому? (тепло, свет, уют, радость).
- А как все перечисленное назвать одним словом? (благодать)
- Так что символизирует нимб вокруг головы святого? (знак божьей благодати).
- Что самое поразительное есть в иконах? Хотите узнать? Вы все прекрасно знаете, что все самое прекрасное, стараются запечатлеть в своих произведениях и поэты и писатели. Так, может мы найдем ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов.
Работа в группах.
Слайд № 12.
Смотрю в глаза Христа,
Как в Океан Вселенной,
Смотрю и погружаюсь вся
В гармонии покой
(Е. Резник «Глаза Христа»)
Слайд № 13.
В пустыньку он помолиться бредет;…
Шапочкой ветхой прикрыв волоса,
В глубь себя он устремляет лучистые,
Полные ласки душевной глаза…
(Леонид Денисов «Моление о чаше» / О Сергии Радонежском)
Слайд № 14
На иконе глаза Божией Матери.
Я смотрю в них и таю, как льдина
Это боль о земле,
Что погрязла в грехах.
И святая любовь в этих чудных глазах
(Монах Святогорец).
- Что же считают самым прекрасным каждый из этих поэтов? (глаза)
- О чьих глазах Вы прочитали? (Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа).
-И так мы уже знаем, что икона – это живописное изображение Бога или Святых, являющееся предметом почитания у христиан.
Слайд № 15.
- А почему икону называют святыня? (рассказ заранее подготовленного ученика).
Само слово икона в переводе с греческого означает образ. Икона пришла к нам из Византии в 10 веке и вскоре на Руси появились свои иконописцы.
А кто такие иконописцы?
Иконописцы – люди, которые писали иконы. Большинство иконописцев не известны, так как они свои работы не подписывали. Однако иконы – величайшие произведения искусства доказывает нам то, что иконописцы были настоящие мастера, так как они умели видеть божий образ мира.
-Как вы думаете, какими качествами должен обладать мастер – живописец?
- Расшифруйте этот старинный текст.
Слайд № 16.
«Подабает бо быти живописцу смирну и кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы…»
-Как создавалась икона ?(сообщение подготовленного ученика).
-Какие же иконы наиболее почитаемы на Дону?
Слайд 17, 18, 19
Как вы думаете, есть ли в наше время живописцы, которые пишут иконы? – знакомство с В.И. Мирошниченко и М.Д. Алубаевым.
Слайд № 20
Закрепление.
Слайд № 21, 22
Разгадывание кроссворда «Православная икона».
Итог урока
-Вот и подошёл к концу наш урок.Что вас больше всего удивило на уроке? Что запомнилось больше всего?
Продолжите предложение:
- Сегодня на уроке я узнал, что…
-Сегодня на уроке я понял что …
-Мне очень хочется, чтобы…
Домашнее задание: подготовиться к экскурсии в храм.