kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Икона. Иконопись на Дону

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  «Икона. Иконопись на Дону»

Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения русской иконной живописи, понятиями икона, иконописец.

Задачи:

Обучающие:

  1. Расширить представление о православных иконах.
  2. Познакомить с историей создание икон, с чудотворными иконами, с иконописцами нашего Донского края.

Развивающие:

  1. Развивать воображение, речь.
  2. Формировать мыслительные операции, анализ, обобщение.
  3. Учить предполагать, рассуждать, аргументировать свои ответы.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать чувство почитание иконы, как образа божьего.
  2. Воспитывать чувство сострадания, любви к ближнему, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, репродукция икон и картин для работы в группе.

Ключевые слова: икона, фон, нимб, мироточение,  церковь, храм, иконописец.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Вхождение в проблему.

Слайд № 1.

– Прочитайте стихотворение.

«Любите, дети, старину

С ее былинными веками,

С ее старинными церквами,

К величью ведшие страну,

Любите, дети, старину». (С.С. Бехтев)

- О чем просит нас автор?

- Какое свидетельство старины (памятник старины) мы может увидеть в нашем городе ?(церкви).

- Попробуйте догадаться сами, о чем мы будем говорить на уроке. Перед Вами несколько репродукций. Рассмотрите их внимательно и постарайтесь распределить на две группы (репродукции картин и икон).

Слайд  № 2.

Картины

Иконы

- Дайте названия каждой группе.

- Скажите,  чем отличаются картины от икон?

 (На картинах изображены реальные люди, ситуации или вымышленные художником, а на иконах изображены Бог, Святые, Библейский сюжеты).

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить ?(иконы)

- Кто из вас попытается объяснить, что такое икона?

(Работа со словарем)

Слайд № 3.

Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.

Актуализация знаний.

- Ребята! Хотите узнать, почему икона для православных христиан – святыня? Чем она необычна?

- Давайте определим на какие вопросы мы постараемся ответить?

(Работа в группах).

Слайд № 4.

Читаем вопрос и если на него есть полный ответ, ставим рядом крестик. Если ответа нет, будем искать его вместе.

Где можно встретить иконы?  (В храмах, дома, в автомобиле…)

Слайд № 5.

Отчет группы о проделанной работе.

- Основным местом нахождения икон, является храм, церковь.

Слайд № 6, 7, 8

- Сейчас уместным будет дать ответ на 6 вопросы – Зачем нужны иконы? (предполагают ответы)

- Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых.

- Почему жизни святых, можно и нужно подражать? (их жизнь безгрешна, наполнена любовью и добром, к этому должен стремиться каждый человек).

Дидактическая игра «Сделай свой выбор»  (в группах лежат жетоны).

Слайд № 9.

Рассмотрите репродукции икон на доске.

- Какой цвет используется на иконах в качестве фона?

Черный

Красный

Золотой

Синий

(Прикрепить жетон в нужный столбик). (Золотой).

- Этот фон на иконе выбран неспроста, его называют светом иконы. А в Библии Свет – это одно из имен Бога.

- Можно ли сказать, что иконы излучают свет? (можно)

- Откуда исходит свет? (от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг головы).

Слайд № 10.

Главная особенность икон, свет исходит от образа, а не падает на него (мы ответили на третий вопрос).

- Как называется золотой круг, который окружает голову святого? (нимб).

- Что он символизирует, подумайте, на что он похож? (на солнце).

Слайд № 11.

- Что дает солнце всему живому? (тепло, свет, уют, радость).

- А как все перечисленное назвать одним словом? (благодать)

- Так что символизирует нимб вокруг головы святого? (знак божьей благодати).

- Что самое поразительное есть в иконах?  Хотите узнать? Вы все прекрасно знаете, что все самое прекрасное, стараются запечатлеть в своих произведениях и поэты и писатели. Так, может мы найдем ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов.

Работа в группах.

Слайд № 12.

Смотрю в глаза Христа,

Как в Океан Вселенной,

Смотрю и погружаюсь вся

В гармонии покой

(Е. Резник «Глаза Христа»)

Слайд № 13.

В пустыньку он помолиться бредет;…

Шапочкой ветхой прикрыв волоса,

В глубь себя он устремляет лучистые,

Полные ласки душевной глаза…

(Леонид Денисов «Моление о чаше» / О Сергии Радонежском)

Слайд № 14

На иконе глаза Божией Матери.

Я смотрю в них и таю, как льдина

Это боль о земле,

Что погрязла в грехах.

И святая любовь в этих чудных глазах

(Монах Святогорец).

- Что же считают самым прекрасным каждый из этих поэтов? (глаза)

- О чьих глазах Вы прочитали? (Богородицы,  Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа).

-И так мы уже знаем, что икона – это живописное изображение Бога или Святых, являющееся предметом почитания у христиан.

Слайд № 15.

- А почему икону называют святыня? (рассказ заранее подготовленного ученика).

Само слово икона в переводе с греческого означает образ. Икона пришла к нам из Византии в 10 веке и вскоре на Руси появились свои иконописцы.

А кто такие иконописцы?

Иконописцы – люди, которые писали иконы. Большинство иконописцев не известны, так как они свои работы не подписывали. Однако иконы – величайшие произведения искусства доказывает нам то, что иконописцы были настоящие мастера, так как они умели видеть божий образ мира.

-Как вы думаете, какими качествами должен обладать мастер – живописец?

- Расшифруйте этот старинный текст.

Слайд № 16.

«Подабает бо быти живописцу смирну и кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы…»

-Как создавалась икона ?(сообщение подготовленного ученика).

-Какие же  иконы наиболее почитаемы на Дону?

Слайд 17, 18, 19

Как вы думаете, есть ли в наше время живописцы, которые пишут иконы? – знакомство с В.И. Мирошниченко и М.Д. Алубаевым.

Слайд № 20

Закрепление.

Слайд № 21, 22

Разгадывание кроссворда «Православная икона».

Итог урока

-Вот и  подошёл к концу наш  урок.Что  вас больше  всего  удивило  на  уроке?  Что  запомнилось  больше  всего?

Продолжите  предложение:

-  Сегодня  на  уроке  я  узнал, что…

-Сегодня  на  уроке  я  понял  что …

-Мне  очень  хочется, чтобы…

Домашнее  задание: подготовиться  к  экскурсии  в  храм.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Икона. Иконопись на Дону »

Тема: «Икона. Иконопись на Дону»

Цель: Познакомить учащихся с историей возникновения русской иконной живописи, понятиями икона, иконописец.

Задачи:

Обучающие:

  1. Расширить представление о православных иконах.

  2. Познакомить с историей создание икон, с чудотворными иконами, с иконописцами нашего Донского края.



Развивающие:

  1. Развивать воображение, речь.

  2. Формировать мыслительные операции, анализ, обобщение.

  3. Учить предполагать, рассуждать, аргументировать свои ответы.

Воспитывающие:

  1. Воспитывать чувство почитание иконы, как образа божьего.

  2. Воспитывать чувство сострадания, любви к ближнему, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, репродукция икон и картин для работы в группе.

Ключевые слова: икона, фон, нимб, мироточение, церковь, храм, иконописец.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вхождение в проблему.

Слайд № 1.

– Прочитайте стихотворение.

«Любите, дети, старину

С ее былинными веками,

С ее старинными церквами,

К величью ведшие страну,

Любите, дети, старину». (С.С. Бехтев)

- О чем просит нас автор?

- Какое свидетельство старины (памятник старины) мы может увидеть в нашем городе ?(церкви).

- Попробуйте догадаться сами, о чем мы будем говорить на уроке. Перед Вами несколько репродукций. Рассмотрите их внимательно и постарайтесь распределить на две группы (репродукции картин и икон).

Слайд № 2.

- Дайте названия каждой группе.

Картины

Иконы





- Скажите, чем отличаются картины от икон?

(На картинах изображены реальные люди, ситуации или вымышленные художником, а на иконах изображены Бог, Святые, Библейский сюжеты).

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить ?(иконы)

- Кто из вас попытается объяснить, что такое икона?

(Работа со словарем)

Слайд № 3.

Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня, перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.

Актуализация знаний.

- Ребята! Хотите узнать, почему икона для православных христиан – святыня? Чем она необычна?

- Давайте определим на какие вопросы мы постараемся ответить?

(Работа в группах).

Слайд № 4.

Читаем вопрос и если на него есть полный ответ, ставим рядом крестик. Если ответа нет, будем искать его вместе.

Где можно встретить иконы? (В храмах, дома, в автомобиле…)

Слайд № 5.

Отчет группы о проделанной работе.

- Основным местом нахождения икон, является храм, церковь.

Слайд № 6, 7, 8

- Сейчас уместным будет дать ответ на 6 вопросы – Зачем нужны иконы? (предполагают ответы)

- Икона приглашает к молитве, к подражанию жизни святых.

- Почему жизни святых, можно и нужно подражать? (их жизнь безгрешна, наполнена любовью и добром, к этому должен стремиться каждый человек).

Дидактическая игра «Сделай свой выбор» (в группах лежат жетоны).

Слайд № 9.

Рассмотрите репродукции икон на доске.

- Какой цвет используется на иконах в качестве фона?

Черный

Красный

Золотой

Синий

(Прикрепить жетон в нужный столбик). (Золотой).

- Этот фон на иконе выбран неспроста, его называют светом иконы. А в Библии Свет – это одно из имен Бога.

- Можно ли сказать, что иконы излучают свет? (можно)

- Откуда исходит свет? (от лица, фигуры, одежды, от золотого круга вокруг головы).

Слайд № 10.

Главная особенность икон, свет исходит от образа, а не падает на него (мы ответили на третий вопрос).

- Как называется золотой круг, который окружает голову святого? (нимб).

- Что он символизирует, подумайте, на что он похож? (на солнце).

Слайд № 11.

- Что дает солнце всему живому? (тепло, свет, уют, радость).

- А как все перечисленное назвать одним словом? (благодать)

- Так что символизирует нимб вокруг головы святого? (знак божьей благодати).

- Что самое поразительное есть в иконах? Хотите узнать? Вы все прекрасно знаете, что все самое прекрасное, стараются запечатлеть в своих произведениях и поэты и писатели. Так, может мы найдем ответ на данный вопрос в стихотворениях поэтов.

Работа в группах.

Слайд № 12.

Смотрю в глаза Христа,

Как в Океан Вселенной,

Смотрю и погружаюсь вся

В гармонии покой

(Е. Резник «Глаза Христа»)

Слайд № 13.

В пустыньку он помолиться бредет;…

Шапочкой ветхой прикрыв волоса,

В глубь себя он устремляет лучистые,

Полные ласки душевной глаза…

(Леонид Денисов «Моление о чаше» / О Сергии Радонежском)

Слайд № 14

На иконе глаза Божией Матери.

Я смотрю в них и таю, как льдина

Это боль о земле,

Что погрязла в грехах.

И святая любовь в этих чудных глазах

(Монах Святогорец).

- Что же считают самым прекрасным каждый из этих поэтов? (глаза)

- О чьих глазах Вы прочитали? (Богородицы, Святого Сергия Радонежского, Иисуса Христа).

-И так мы уже знаем, что икона – это живописное изображение Бога или Святых, являющееся предметом почитания у христиан.

Слайд № 15.

- А почему икону называют святыня? (рассказ заранее подготовленного ученика).

Спасение от пожара

Мироточение





Чудеса от икон



Избавление от врагов

Исцеление больных







-

Само слово икона в переводе с греческого означает образ. Икона пришла к нам из Византии в 10 веке и вскоре на Руси появились свои иконописцы.

А кто такие иконописцы?

Иконописцы – люди, которые писали иконы. Большинство иконописцев не известны, так как они свои работы не подписывали. Однако иконы – величайшие произведения искусства доказывает нам то, что иконописцы были настоящие мастера, так как они умели видеть божий образ мира.

-Как вы думаете, какими качествами должен обладать мастер – живописец?

- Расшифруйте этот старинный текст.

Слайд № 16.

«Подабает бо быти живописцу смирну и кротку, благоговейну, не празднослову, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьяницы…»

-Как создавалась икона ?(сообщение подготовленного ученика).

-Какие же иконы наиболее почитаемы на Дону?

Слайд 17, 18, 19

Как вы думаете, есть ли в наше время живописцы, которые пишут иконы? – знакомство с В.И. Мирошниченко и М.Д. Алубаевым.

Слайд № 20

Закрепление.

Слайд № 21, 22

Разгадывание кроссворда «Православная икона».

Итог урока

-Вот и подошёл к концу наш урок.Что вас больше всего удивило на уроке? Что запомнилось больше всего?

Продолжите предложение:

- Сегодня на уроке я узнал, что…

-Сегодня на уроке я понял что …

-Мне очень хочется, чтобы…

Домашнее задание: подготовиться к экскурсии в храм.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Икона. Иконопись на Дону

Автор: Белкина Илона Владимировна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118361

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Икона. Иконопись на Дону (презентация) "
    ["seo_title"] => string(38) "ikona-ikonopis-na-donu-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "120449"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413722292"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства