Учитель: Сегодня у нас необычный урок, у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся с ними.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Все в порядке на столе? (Да!)
Есть порядок в голове? (Да!)
Мы за парты сели ровно.
И к работе все готовы.
Я желаю вам узнать много нового и интересного.
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Учитель: О чём мы говорили на прошлом уроке?
- Вам было предложено на выбор несколько вариантов д/з. Поднимите руки, кто составил синквейн со словом «Храм», кто составил памятку «Как вести себя в храме».
Выслушать по одному ученику на каждое задание.
- Как называется стена, составленная из икон? (иконостас)
Введение в тему.
Учитель: А вот о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке, попробуйте догадаться сами, но сначала отгадайте загадку:
Силой Божией полна
В наших храмах есть она,
Да и дома, где про Бога
Люди помнят хоть немного.
(Икона)
Учитель: Ребята, как вы думаете, что сегодня будет темой нашего разговора? (Икона)
Учитель: Итак, тема нашего урока «Икона» - запишите к себе в тетрадь.
- Что вы знаете об иконах? Где их можно встретить?
- Посмотрите на доску. Здесь вы видите две репродукции. Что это: две иконы? две картины? или икона и картина?
- Ребята, как вы думаете, есть ли различие между иконой и картиной? (Да/Нет)
- Мнения разделились, а это значит, что вопрос заслуживает нашего внимания.
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Что будет нашей целью? (Будем сравнивать картину и икону).
Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнаем:
Что такое икона.
В чём её необычность и отличие от картины.
Как появилась первая икона.
Зачем нужны иконы.
Работа по теме.
Работа над понятием «икона».
Учитель: Кто из вас попытается объяснить, что такое «икона» (изображение Бога, святых…)
- Где мы можем найти точное толкование? (в словарях)
Работа в группах со словарями.
- Найдите определение слова «икона». Зачитайте.
(Группы по очереди зачитывают найденные определения):
1 группа. Словарь русского языка автор - С.И. Ожегов.
Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ.
- Какие главные слова можно выписать из этого толкования. / Изображение Бога, святых, предмет поклонения.
2 группа. Толковый словарь Ушакова.
Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ.
- Какие главные слова можно взять из этого толкования? / Предмет
почитания/
-Объясните смысл этого словосочетания. ( то, что очень уважают, чем восхищаются)
3 группа. Советский энциклопедический словарь.
Икона (от греч. eikón — изображение, образ) в христианской религии — изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение.
- Какие главные слова можно выписать из этого толкования? / Священное значение –святыня/
Учитель: Этимологический словарь русского языка Семенова А.В. даёт такое определение иконе.
Икона - изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой.
- Что главное в этом толковании? / Люди обращаются с молитвой/
- Замечательно! Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний сказать, что такое «Икона».
Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня,перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.
Это определение будет на ваших рабочих листах, которые я вам сейчас раздам для работы по второму вопросу. В них же есть план нашего урока. Посмотрите на какой вопрос мы сейчас ответили.
Физкультминутка.
Прилетели ангелочки
Становились на носочки.
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили-
В стороны направили
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножками потопали
Ручками похлопали
Поскакали в высоту,
Чтобы нам достать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.
Продолжение работы по теме.
Исследовательская работа с текстом учебника, репродукциями картин и икон в парах.
Учитель: Ребята, чтобы ответить на второй вопрос нашего урока «В чём состоит отличие иконы от картины», мы проведём с вами небольшую исследовательскую работу. Работать будете парами с текстом учебника, репродукциями икон и картин и заполнять одну строку таблицы. При выступлении каждой пары, остальным нужно будет заполнить оставшиеся строки таблицы. Время работы 5 минут.
вопросы
картина
икона
1. Какова главная задача? с. 52, абз. 3
Может быть любая
Показать мир души святого
2. Как показан свет?
с. 52, абз. 4, 5.
Падает на человека, образуя тень
Проступает через фигуру святого
3. Каким бывает фон?
с. 52-53 абз. 7
Фон может быть любого цвета
Золотой фон - символ божественного света.
4. Нимб - золотой круг вокруг головы.
с. 53 абз. 1-2
Нет
Есть. Это знак вечности и Божией благодати.
5. Задний план и линия горизонта.
с. 53 абз. 1-2 снизу.
Есть
Отсутствуют.
4 Отчёт пар.
По ходу выступления каждой пары заполняются остальные строки таблицы.
Учитель: Как вы думаете, что самое поразительное, самое прекрасное в иконе?(лики и глаза)
- И в подтверждение ваших слов послушайте пожалуйста стихотворение
Л. Щербакова «Светлой печали радость».
За окном моим – беспроходица,
В небесах – непроглядная даль,
А в глазах больших Богородицы
Светлой радости вижу печаль.
- Разве может такое быть: в глазах одновременно и радость и печаль?
- В Библии говорится, что такие глаза выражают «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ».
- О чём радуются святые? (тому, что они с Богом)
- А о чём печалятся? ( о том, что многие из нас пока далеки от Него)
5. Как появилась первая икона.
- О том, как появилась первая икона нам расскажет Зяблицева Настя.
(Подготовленный ученик читает сообщение на эту тему.)
…В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, правитель сирийского города Эдессы князь Авгар тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Но однажды князю открылось, что излечение произойдёт, если он увидит лицо Иисуса Христа. Так как из-за болезни он не мог идти к нему, он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник пришёл в Храм, где Иисус Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. На помощь ему пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Божественный нерукотворный Образ. Этот образ Спасителя и стал первой Иконой. Когда Авгар увидел этот образ – первую, Самим Господом Сотворённую икону, и с верою приложился к нему, то получил исцеление за свою веру по милости Божией.Икона так и называется «Спас Нерукотворный».
- Так появилась первая икона «Спас нерукотворный».
- Как называют людей, которые пишут иконы? (иконописцы)
- Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Одним из известных иконописцев является Андрей Рублёв.
Зачем нужны иконы. (ВИДЕОФРАГМЕНТ)
Учитель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент, который поможет нам ответить на последний вопрос нашего плана.
Беседа после просмотра:
- Зачем нужны иконы людям? (чтобы молиться)
- Кому молятся люди? (Богу, Богородице, святым)
- Христиане молятся иконам или перед иконами?
- Христиане молятся перед иконами, тому, кого они видят на иконе. Икона приглашает людей к молитве, а главное - к подражанию жизни святых. То есть такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям.
В самом начале параграфа учебника есть очень странные слова, прочитаем их: «Библия говорит, что каждый человек – образ Божий. Христианство каждого человека воспринимает, как святыню». Получается, что каждый человек – икона. Нет ли здесь ошибки? Или преувеличения? Ведь в таком случае каждый должен быть прекрасен, добр, должен излучать свет, радость, покой. Но это не так! Мы видим вокруг и злобных, и мрачных, и агрессивных людей. Представим, что прекрасная икона попала в руки злодея, человеконенавистника. И он надругался над нею: измазал светлый лик грязной краской, а сверху нарисовал отвратительную картинку и приписал гадкие слова. Скажите, икона перестала быть иконой? Конечно, нет. А если она попадет в руки доброму реставратору, он может вернуть ей прежний облик. Вот и христианство считает, что все люди – иконы, просто некоторые изуродованы до неузнаваемости, а на иных налипли грязь и копоть. Но там, внутри, – все равно гениальные творения гениального Автора (Образ Божий есть во всех). Попытайтесь «про себя» ответить на вопрос: а какой иконой являюсь я, не нужен ли и мне добрый реставратор? (диалог подростка с самим собой, вслух не говорить).
Закрепление.
Тренажёр по теме «Икона».
Итог урока. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу. Мы сегодня заглянули в мир духовный. Окном в этот мир послужила икона.
Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем уроке я узнал …
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось …
IX. Домашнее задание.
а) для всех: с. 52-55 читать, ответить на вопросы.
б) на выбор:
- составить синквейн со словом «икона»;
- подобрать стихи об иконах;
- сообщение об Андрее Рублёве.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока на тему "Икона"»
Тема урока: ИКОНА
Цель урока: углубление и обобщение знаний об особенностях иконы через её сравнение с картиной, формирование понимания значения икон для христиан.
Задачи урока:
Обучающая: углубить представление об иконе; познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.
Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир.
Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов; создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.
В области формирования УУД:
познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников;
регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;
коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Ключевые понятия: икона, образ, нимб, молитва перед иконой.
Планируемые результаты урока:
Личностные: обладают знаниями о ценности культурных достижений и необходимости бережного отношения к ним;
Предметные: имеют представление о понятиях « Икона», молитва «перед иконой», «ценность».
Метапредметные:
- получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников;
Учитель: Сегодня у нас необычный урок, у нас на уроке гости. Давайте поздороваемся с ними.
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Все в порядке на столе? (Да!)
Есть порядок в голове? (Да!)
Мы за парты сели ровно.
И к работе все готовы.
Я желаю вам узнать много нового и интересного.
Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.
Учитель: О чём мы говорили на прошлом уроке?
- Вам было предложено на выбор несколько вариантов д/з. Поднимите руки, кто составил синквейн со словом «Храм», кто составил памятку «Как вести себя в храме».
Выслушать по одному ученику на каждое задание.
- Как называется стена, составленная из икон? (иконостас)
Введение в тему.
Учитель: А вот о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке, попробуйте догадаться сами, но сначала отгадайте загадку:
Силой Божией полна
В наших храмах есть она,
Да и дома, где про Бога
Люди помнят хоть немного.
(Икона)
Учитель: Ребята, как вы думаете, что сегодня будет темой нашего разговора? (Икона)
Учитель: Итак, тема нашего урока «Икона» - запишите к себе в тетрадь.
- Что вы знаете об иконах? Где их можно встретить?
- Посмотрите на доску. Здесь вы видите две репродукции. Что это: две иконы? две картины? или икона и картина?
- Ребята, как вы думаете, есть ли различие между иконой и картиной? (Да/Нет)
- Мнения разделились, а это значит, что вопрос заслуживает нашего внимания.
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Что будет нашей целью? (Будем сравнивать картину и икону).
Учитель: На сегодняшнем уроке мы узнаем:
Что такое икона.
В чём её необычность и отличие от картины.
Как появилась первая икона.
Зачем нужны иконы.
Работа по теме.
Работа над понятием «икона».
Учитель: Кто из вас попытается объяснить, что такое «икона» (изображение Бога, святых…)
- Где мы можем найти точное толкование? (в словарях)
Работа в группах со словарями.
- Найдите определение слова «икона». Зачитайте.
(Группы по очереди зачитывают найденные определения):
1 группа. Словарь русского языка автор - С.И. Ожегов.
Икона - предмет поклонения – изображение Бога, святого или святых в виде портрета в красках, образ.
- Какие главные слова можно выписать из этого толкования. / Изображение Бога, святых, предмет поклонения.
2 группа. Толковый словарь Ушакова.
Иконы, ж. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ.
- Какие главные слова можно взять из этого толкования? / Предмет
почитания/
-Объясните смысл этого словосочетания. ( то, что очень уважают, чем восхищаются)
3 группа. Советский энциклопедический словарь.
Икона (от греч. eikón — изображение, образ) в христианской религии — изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение.
- Какие главные слова можно выписать из этого толкования? / Священное значение –святыня/
Учитель: Этимологический словарь русского языка Семенова А.В. даёт такое определение иконе.
Икона - изображение святого, к которому люди обращаются с молитвой.
- Что главное в этом толковании? / Люди обращаются с молитвой/
- Замечательно! Попробуйте с помощью данных слов и словосочетаний сказать, что такое «Икона».
Икона – изображение Бога, святых. Предмет поклонения и почитания, святыня,перед которой люди обращаются с молитвой к Богу и святым.
Это определение будет на ваших рабочих листах, которые я вам сейчас раздам для работы по второму вопросу. В них же есть план нашего урока. Посмотрите на какой вопрос мы сейчас ответили.
Физкультминутка.
Прилетели ангелочки
Становились на носочки.
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили-
В стороны направили
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножками потопали
Ручками похлопали
Поскакали в высоту,
Чтобы нам достать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.
Продолжение работы по теме.
Исследовательская работа с текстом учебника, репродукциями картин и икон в парах.
Учитель: Ребята, чтобы ответить на второй вопрос нашего урока «В чём состоит отличие иконы от картины», мы проведём с вами небольшую исследовательскую работу. Работать будете парами с текстом учебника, репродукциями икон и картин и заполнять одну строку таблицы. При выступлении каждой пары, остальным нужно будет заполнить оставшиеся строки таблицы. Время работы 5 минут.
вопросы
картина
икона
1. Какова главная задача? с. 52, абз. 3
Может быть любая
Показать мир души святого
2. Как показан свет?
с. 52, абз. 4, 5.
Падает на человека, образуя тень
Проступает через фигуру святого
3. Каким бывает фон?
с. 52-53 абз. 7
Фон может быть любого цвета
Золотой фон - символ божественного света.
4. Нимб - золотой круг вокруг головы.
с. 53 абз. 1-2
Нет
Есть. Это знак вечности и Божией благодати.
5. Задний план и линия горизонта.
с. 53 абз. 1-2 снизу.
Есть
Отсутствуют.
4 Отчёт пар.
По ходу выступления каждой пары заполняются остальные строки таблицы.
Учитель: Как вы думаете, что самое поразительное, самое прекрасное в иконе?(лики и глаза)
- И в подтверждение ваших слов послушайте пожалуйста стихотворение
Л. Щербакова «Светлой печали радость».
За окном моим – беспроходица,
В небесах – непроглядная даль,
А в глазах больших Богородицы
Светлой радости вижу печаль.
- Разве может такое быть: в глазах одновременно и радость и печаль?
- В Библии говорится, что такие глаза выражают «РАДОСТОПЕЧАЛИЕ».
- О чём радуются святые? (тому, что они с Богом)
- А о чём печалятся? ( о том, что многие из нас пока далеки от Него)
5. Как появилась первая икона.
- О том, как появилась первая икона нам расскажет Зяблицева Настя.
(Подготовленный ученик читает сообщение на эту тему.)
…В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, правитель сирийского города Эдессы князь Авгар тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Но однажды князю открылось, что излечение произойдёт, если он увидит лицо Иисуса Христа. Так как из-за болезни он не мог идти к нему, он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник пришёл в Храм, где Иисус Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. На помощь ему пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Божественный нерукотворный Образ. Этот образ Спасителя и стал первой Иконой. Когда Авгар увидел этот образ – первую, Самим Господом Сотворённую икону, и с верою приложился к нему, то получил исцеление за свою веру по милости Божией.Икона так и называется «Спас Нерукотворный».
- Так появилась первая икона «Спас нерукотворный».
- Как называют людей, которые пишут иконы? (иконописцы)
- Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Одним из известных иконописцев является Андрей Рублёв.
Зачем нужны иконы. (ВИДЕОФРАГМЕНТ)
Учитель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент, который поможет нам ответить на последний вопрос нашего плана.
Беседа после просмотра:
- Зачем нужны иконы людям? (чтобы молиться)
- Кому молятся люди? (Богу, Богородице, святым)
- Христиане молятся иконам или перед иконами?
- Христиане молятся перед иконами, тому, кого они видят на иконе. Икона приглашает людей к молитве, а главное - к подражанию жизни святых. То есть такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям.
В самом начале параграфа учебника есть очень странные слова, прочитаем их: «Библия говорит, что каждый человек – образ Божий. Христианство каждого человека воспринимает, как святыню». Получается, что каждый человек – икона. Нет ли здесь ошибки? Или преувеличения? Ведь в таком случае каждый должен быть прекрасен, добр, должен излучать свет, радость, покой. Но это не так! Мы видим вокруг и злобных, и мрачных, и агрессивных людей. Представим, что прекрасная икона попала в руки злодея, человеконенавистника. И он надругался над нею: измазал светлый лик грязной краской, а сверху нарисовал отвратительную картинку и приписал гадкие слова. Скажите, икона перестала быть иконой? Конечно, нет. А если она попадет в руки доброму реставратору, он может вернуть ей прежний облик. Вот и христианство считает, что все люди – иконы, просто некоторые изуродованы до неузнаваемости, а на иных налипли грязь и копоть. Но там, внутри, – все равно гениальные творения гениального Автора (Образ Божий есть во всех). Попытайтесь «про себя» ответить на вопрос: а какой иконой являюсь я, не нужен ли и мне добрый реставратор? (диалог подростка с самим собой, вслух не говорить).
Закрепление.
Тренажёр по теме «Икона».
Итог урока. Рефлексия.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Мы сегодня заглянули в мир духовный. Окном в этот мир послужила икона.
Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем уроке я узнал …
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось …
IX. Домашнее задание.
а) для всех: с. 52-55 читать, ответить на вопросы.