Обратите внимание на отличительные черты дружбы ( слайд 4)
1.Избирательность – это когда человек может себе выбрать друзей. Не случайно говорят « Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты»
2.Бескорыстность - это отсутствие стремления к личной выгоде, наживе. Друзьям приятно помогать друг другу. Друзья делятся друг с другом всем лучшим, что у них есть.
3. Взаимная симпатия и общность – это люди близки по духу, увлечениям.
Скажите, любой ли человек, который Вам симпатичен, к которому вы относитесь бескорыстно и с которым вы к примеру ходите в один кружок может называться другом? Дети отвечают
Один ученик зачитывает свой доклад исторический. Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить свое селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в свое войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали звать другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость и горе и придет на помощь.
Учитель: А что нужно для настоящей дружбы? Поработайте в парах с карточками и запишите в тетрадь те качества, которыми должен обладать друг?
На карточках записаны слова: скромность, доброжелательность, настойчивость, общительность, отзывчивость, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь другу.
Какие качества вы выбрали?(слайд 5) Дети отвечают
Послушайте песню. Слова написал Танич Михаил и скажите кто настоящий друг? Дети отвечают
Учитель: О дружбе и друзьях народ сложил немало пословиц и поговорок. На доске прикреплены пословицы, но они перепутаны. Соберите их пожалуйста. (слайд 5)
Дружба не гриб – в лесу не растет
Дружбу помни, а зло забывай
Друг познается в беде
Друг за друга стой – выиграешь бой
Взаимное доверие – основа дружбы.
Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь(ответы детей)
Молодцы ребята, справились. А сами вы дружить умеете, что вы делаете, чтобы сохранить дружбу? (ответы детей)
Физкультминутка: Дети встают и хором говорят. А у нас, а у нас самый-самый дружный класс! Подмигни соседу слева, улыбнись соседу справа, пожми руку соседу слева, обними соседа справа.
Много пословиц существует о дружбе. В любом классе, в любой школе, во всех городах, в каждой стране люди уважают чувство дружбы. Вот , например в Москве на ВВЦ установлен фонтан « Дружбы народов» ( слайд 7) В нем воплощены идеалы дружбы и мира, которые были и есть главными во взаимоотношениях разных стран. В Уфе монумент, еще один монумент в г. Ижевске, а также есть памятник в Ташкенте. Награждались – предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края города за большие заслуги в развитии братской дружбы и сотрудничества между народами стран, укреплении мира, дружеских отношений, за большой вклад в укреплении дружбы и братского сотрудничества.
А сейчас послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом? (читает ученик)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал)
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок-
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда – то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет.
Учитель: А может ли дружба распасться? А по каким причинам?
Для того, чтобы нам с Вами сформулировать закон дружного класса, нам необходимо понаблюдать за ситуациями из жизни школы.
1.Твой друг не выполнил задание и просит списать. Твои действия (отвечают дети)
2. Твой друг предлагает поступить плохо. Что ты ему скажешь? (отвечают дети)
3. Твой друг употребляет плохие слова. ( отвечают дети)
4. Твой друг говорит: « Я плохо себя чувствую» Что ты сделаешь? ( отвечают дети)
5.Твой друг нечаянно, но сильно толкнул. ( отвечают дети)
Вот мы и подошли к законам дружбы ( слайд 8):
Не обзывай и не унижай своего друга.
Помогай другу в беде
Не обманывай друга
Не предавай своего друга
Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
Звучит подборка песен о дружбе, дети подпевают, заранее даны слова отрывков из песен:
- С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки.
- Я иду и пою обо всем хорошем. И улыбку свою я дарю прохожим.
- Тем, кто дружен, не страшны тревоги! Нам любые дороги дороги!
- Жил на свете добрый жук, старый добрый друг. Никогда он не ворчал, не кричал, не пищал, Громко крыльями трещал, строго ссоры запрещал.
- Если с другом вышел в путь – весела дорога.
На доске прикреплена зеленая лужайка на которой сидят дети. Каждому ребенку раздаются вырезанные цветы.
Учитель Ребята ваша задача написать что для вас означает дружба, потом выйти прочитать и прекрепить ваш цветочек на зеленую лужайку. (Дети зачитывают).
Посмотрите какая красивая наша лужайка, а все благодаря дружбе.
Я желаю Вам иметь друзей. Это великое благо. А жизнь устроена так, что ее блага не сваливаются, ради них нужно трудиться. Ради дружбы необходим труд души. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, взаимоуважением, бескорыстием. (Слайд 9,10,).
В заключение хочу прочитать слова писателя М.М. Рощина. « Попробуйте не наступить, а уступить, не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а слушать. Не разорвать, а склеить. Вот тогда Ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.