Просмотр содержимого документа
««Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы»»
Пилюкова Наталья Викторовна
Внеурочное занятие по ОПК во 2 классе
Тема: «Добро и зло в человеческом обществе и в мире природы»
Цели:
Задачи:
Сформировать чёткое представление учащихся о понятии добра и зла, о возникновении зла в мире.
Раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»; познакомить с понятием «грех», формировать представления о нравственной ответственности человека за содеянное.
Воспитывать стремление делать добро, противостоять злу.
Формировать УУД:
- Личностные УУД: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями.
- Регулятивные УУД: формулировать тему и учебную задачу урока с помощью учителя, оценивать степень успешности выполнения своей работы и работы других учащихся.
- Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, приводить аргументы; слушать других, принимать другую точку зрения; уметь договариваться, сотрудничать, работая в группе.
- Познавательные УУД: добывать новые знания, делать выводы на основе полученных знаний
Планируемый результат
Предметные: получат представления о добре и зле, научатся применять их в различных жизненных ситуациях.
Оборудование
Мультимедиапроектор, интерактивная доска. Презентация. Карточки со словами.
Ход занятия
1.Организационный момент.
- Сегодня у нас несколько необычное занятие, потому что на нем присутствуют гости. Когда приходят гости, их всегда хочется чем-то порадовать. Ведь так? Надеюсь, что наших гостей вы порадуете отличными знаниями и прекрасной работой на занятии.
- Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем хорошего настроения и начнем наше занятие.
2.Актуализация знаний, формулирование темы и целей.
- Вспомните прошлые уроки и ответьте на вопрос: «Какой бывает мир?» (внешний, духовный и внутренний)
- Грех первых людей называется первородным. Он изменил природу человека, страх и смерть вошли в мир, люди стали смертными. Однако душа остается бессмертной. Она может попасть в рай, или в ад. Ад – это место вечных мучений для грешников, то есть людей, которые отвергли Бога и Его заповеди.
- Всё зависит от человека. Он может сам спасти свою душу. Как вы думаете, как это можно сделать?
- Кто хочет в рай, тот молится и пытается восстановить общение с Богом.
- Вот так появилось зло на нашей Земле.
5. Просмотр притчи про двух волков.
- Добро и зло может находиться не только вокруг нас, но и внутри нас. В нашем внутреннем мире. Предлагаю вам посмотреть притчу про двух волков.
Видео
Старый индеец рассказал своему внуку:
- Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.
Маленький индеец на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил.
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
- О каких волках идет речь? Как вы поняли эту причту?
- Всё зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло – станет злым, будет нести добро – станет добрым.
- На эту притчу мы можем ответить словами другой притчи. «Всё в твоих руках!»
- Ребята, но не всегда мы бываем добры. Бывает такое, что в нас вселяются совсем недобрые мысли и поступки, мы начинаем злиться, обижаться, кричать, обзываться. А как же можно справиться с собой и заглушить свою злобу?
- Всю обиду и гнев можно поместить в воздушный шарик. Надуйте его, завяжите и отпустите. Представьте, как этот шарик исчезает в голубом небе, а вместе с ним ваше плохое настроение, обиды и злость.
- Что вы сейчас чувствуете?
7. Работа в группах.
- Как вы думаете, чего в нашей жизни больше: доброго или злого?
- Доброго в жизни все-таки больше, чем злого.
- А от кого и от чего зависит наличие добра и зла в жизни?
- Вы правы: станет ли добра еще больше, а зла меньше – зависит от человека.
- Можно ли заставить человека быть добрым?
- Мало быть добрым. Надо так проявлять доброту, чтобы она была приятна и понятна другим людям.
Недавно я была свидетелем такой ситуации.
- Автобус стоял на конечной остановке, когда в него вошёл молодой человек, очевидно, очень уставший после работы. Он тяжело опустился на сидение, и даже задремал. Потом, когда в салоне автобуса не осталось уже свободных мест, вошла старушка. Бабушка молча встала около молодого человека и вздохнула.
- Куда тебе ехать, бабка? –спросил её парень.
- А до Вокзальной, сынок, до Вокзальной.
- Садись уж, раз едешь.
- Спасибо, милок.
- И чего вам, пенсионерам, дома не сидится? А?
И он продолжил свой путь, стоя, встав над старушкой, как живой укор совести.
Какой поступок совершил молодой человек?
(Хороший, он уступил место пожилому человеку.)
А почему он это сделал?
(Он знает, что пожилым людям тяжело стоять, когда движется автобус; потому что надо место уступать)
А как он это сделал?
(Плохо, обидел старушку.)
- Вы совершенно правы, ребята. Сделал он это некрасиво, грубо, и ценность его поступка стала ничтожной. Какой вывод можно сделать из данной ситуации?
Вывод: Оказывать помощь надо тактично, не подчёркивая, что ты совершаешь хороший поступок.
- Что делает человека добрым или злым? (соблюдение правил, справедливость, милосердие и т.д.)
- Что можете сделать вы, чтобы доброты стало больше? Обсудите в группах.
8. Правила доброты.
помогать там, где нужна моя помощь;
понимать другого;
заботиться о близких;
выручать друзей из беды;
не ссориться;
улыбаться тем, с кем общаешься;
сочувствовать.
- Если вы будете выполнять эти правила, то будете очень красивыми людьми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».
9. Рефлексия.
- Подведем итог занятия.
- Что нового и интересного вы узнали сегодня на занятии?
- Как вы думаете, сегодняшнее занятие важно для нас?
- У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”. Подумайте, и определите цвет доброты. Прикрепите лучики к солнышку с пожеланиями своим одноклассникам и гостям. Почему выбрали именно эти цвета?
- Я желаю вам быть всегда добрыми, чтобы вас окружала только доброта.
- В заключении вам совет.
(читает ученик)
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.
Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.
- Всем спасибо за занятие, за хорошую работу! До свидания!
война
мир
жестокость
внимание месть жадность верность дружба ложь радость
эгоизм любовь ненависть трусость лень сострадание ласка