Обучающая цель: - Ознакомить детей с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина;
Воспитательная цель: - Содействие формированию и развитию у детей отношения к истинным и ложным чудесам, а также развитию духовной основы личности.
Развивающая цель: - развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи, умения высказывать свои мысли, вести диалог.
Ключевые понятия: чудо, доброделание, добродетель
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Чудо в жизни христианина »
Основы православной культуры
«Чудо в жизни христианина»
Разработал Трункин В.В
Обучающая цель: - Ознакомить детей с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина;
Воспитательная цель: - Содействие формированию и развитию у детей отношения к истинным и ложным чудесам, а также развитию духовной основы личности.
Развивающая цель: - развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи, умения высказывать свои мысли, вести диалог.
Ключевые понятия: чудо, доброделание, добродетель
Оборудование урока: мультимедиа проектор,тетрадь, цветные карандаши, учебник
Ход урока
1. Беседа на тему предыдущего урока: «Зачем творить добро?» (Радость для своего сердца)
I. Подготовка учащихся к восприятию материала урока
слайд 1 4
Давай поговорим о чудесах. Ты веришь в них? Я верю. Правда, верю. Когда я вижу звезды в небесах И наблюдаю грациозность зверя.
О, сколько раз я видел тот закат, Расписанный Божественной рукой, Ив плачущих, волнительный наряд Над безупречной красоты рекой...
Я каждый раз о чуде говорю, Осознавая, как прекрасна сущность Тех мест, где я бываю и творю Свой каждый день, опровергая скучность.
Как можно унывать или хандрить В том мире, что Господь для нас придумал. Он дал нам - жить, любить, и говорить Возможность. Да еще и думать.
Все реже говорим о красоте. Все меньше видим в каждом вдохе чудо. Я не хочу болтать о суете. О чудесах - твержу, твердил и буду.
Чудо в жизни. Что вы понимаете под словом «чудо»? Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо? Может быть, о чудесных событиях своей жизни вам рассказывали бабушки и дедушки, мамы и папы?
II.Формулирование темы
Тема урока « Чудо в жизни христианина» , запись в тетрадях.
На уроке поговорим о том, что такое чудо?, Какие бывают чудеса?, Как бог творит чудеса?, Чему нас учат чудеса?
III. Опора на жизненный опыт
Вспомним сказки с добрыми чудесами. Золушка превратилась в принцессу и поехала на бал благодаря своей доброте, трудолюбию, терпению. Ведь не были вознаграждены также ее злые и жадные сестры, а наоборот, опозорены.
Сильный, добрый, смелый, русский богатырь Илья Муромец победил Соловья Разбойника, Русь защищал.
Добрый и простой Емеля ездил на печи в лес дрова рубить.
Вспомним сказки с недобрыми чудесами.
Кощей бессмертный превращает Василису Прекрасную в лягушку. Баба Яга превращает непослушного Иванушку в козленочка.
Можно рассмотреть сказку “Дикие лебеди” Г.Х. Андерсена.
ІV. Работа с учебником.
Для работы с текстом учебника предлагаю способ чтения с остановками.
Отрывок 1.
Вопросы по отрывку: Каково представление христиан о чуде?
Отрывок 2
Какова логика чуда, с точки зрения христиан?
Мир – это история которую творит Бог, а значит он может вносить поправки
Отрывок 3
Нашему миру Бог дал такие законы, что в нем единица не может равняться тройке. Но христианин убежден, что для Самого Творца это не так: Он выше наших различений и дробей. Поэтому в Боге Единственность и Троичность едины и совместимы. Христиане верят в Одного, Единого Бога, который тем не менее есть Троица: Отец, Сын (воплотившийся во Христе) и Дух. Объяснить это невозможно, но христиан радует такая свобода Бога даже от законов школьной арифметики.
Работа с использованием иллюстрации: А Рублёв. Троица. Икона.
Отрывок 4
Любое чудо не может быть объяснено – иначе оно перестает быть чудом. Поэтому на этом уроке мы просто послушаем Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх, ныне возглавляющий Русскую Православную Церковь, рассказал об одном из чудес в жизни его семьи: «Голод 1932-1933 годов имел ко мне самое непосредственное отношение. Мой дед около тридцати лет просидел в тюрьмах только за то, что он боролся за сохранение веры Православной. Когда его забирали — а дело было в Поволжье — то бабушка обратилась к нему и сказала: «На кого же ты нас оставляешь? Ты видишь, что голод идет, мы же все погибнем!». Тогда дед сказал: «Я иду страдать за Христа — волос не упадет с вашей головы». И вот когда в доме не осталось ни одного грамма муки, бабушка испекла вечером для семерых детей лепешечки, раздала им и сказала: «Дети, у нас нет ничего, что мы завтра сможем покушать. Мы завтра начнем умирать». А ночью произошло то, что я как верующий человек называю чудом. Раздался стук в окно, и моя бабушка услышала голос: «Хозяйка, выходи, принимай товар». Вышла — никого. А рядом с дверью стоит большой мешок муки. Этот мешок муки спас мою семью и дал возможность родиться мне».
Остановка 4
Какое событие своей жизни Патриарх воспринимает как чудо?
Что, с вашей точки зрения, было чудесного в этом чуде?
Какую закономерность происхождения чуда вы находите в рассказе Патриарха?
слайд 2
Остановка 5
5 и 6 абзацы – самостоятельное чтение
ответ на вопрос
Откуда же пришло чудо? Кто его совершил?
Остановка 6
7 и 8 абзацы- прочитав, выделяют основные понятия и записывают в тетрадь: Добродетель-…; Три главные христианские добродетели – вера, надежда, любовь.
Остановка 7
после прочтения 9 абзаца учащиеся объясняют понятие «вера»
V. Итоговая работа.
Доброделание и добродетели – родственные ли это слова?
Итак, ребята, мы с вами убедились в том, что чудо случается не только в сказках, но в жизни. А чудо может случится, только тогда, когда верующий христианин в своей жизни творит только добро и приобретает добродетель. Три христианские добродетели это: вера, надежда, любовь.
Схема:
Ребята скажите, пожалуйста, что же такое чудо? Для этого мы с вами составим кластер со словом «чудо» и раскроем его значение.
Добрые дела формируют характер человека. Если у некоего человека какая-то добрая черта стала постоянной чертой его жизни, христиане говорят, что он «стяжал» (приобрел, обогатился) такую-то добродетель.
(Составление кластера)
Составление синквейна на стадии рефлексии
Наше занятие завершено.
1.Что вы узнали для себя нового, интересного, над чем, возможно, задумались?
2. Что хотели бы пожелать своим сверстникам, которые не были на нашем уроке?
Домашнее задание
учебник с. 70-71, ответить на вопросы
Творческое задание – написать рассказ.
Обязательно с выводом, как повлияло чудо конкретно на вас?)
Обсуждение вопроса к следующей теме. Как вы думаете, если однажды встретятся человек и Бог, какие вопросы они зададут друг другу?
Занятие провела
Литература.
Библия в пересказе для детей. Ветхий и Новый Завет. Российское Библейское Общество, 1994. – 436с.
Избранные жития святых в изложении для детей. - М.: “Трим”, 1994. – 352с.
Просите, и дано будет вам. Непридуманные рассказы о чудесной помощи Божьей. - Клин: Фонд “Христианская жизнь”, 1999.- 253с.
К кому приходят Ангелы. Сост. Ганаго Б.А. - Мн: Белорусский Экзархат, 2007. - 240с.
Кочуринский Н. Чудо или подделка? – М.: Даниловский благовестник, 2009. – 91с.
Невелярович В.К. По вере вашей да будет вам. Чудесные исцеления. – М.: “Русский Хронографъ”, 2001.- 446с.
Воскресное чудо. Рассказы для детей. Сост. Ганаго Б.А. - Мн: Белорусский Экзархат, 2002. – 72с.
Ганаго Б.А. Детям о вере. - Мн: Белорусский Экзархат, 2002. – 72с.
Чудеса митрополита Московского Филарета. - М.: 1994.- 22с.
Чудеса на Гробе Господнем. - М.: Православное братство во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 1997. – 224с.
Цель урока: познакомить учащихся с понятием чуда в жизни православного христианина
Задачи урока:
- дать представление о проявлении чуда в жизни христианина;
- воспитывать осознание необходимости помогать другим людям, быть внимательными к ним
Ключевые понятия:чудо, Промысел Божий, благодетель, вера, надежда, любовь
Ход урока
Постановка целей урока.
В ходе изучения курса «Основы православной культуры» мы уже многое узнали о жизни православных христиан. Расскажите о тех темах курса, которые вам наиболее запомнились и понравились и почему.
(Рассказы учащихся о наиболее запомнившихся темах курса)
Тема нашего урока сегодня – Чудо в жизни христианина.
2. Работа над значением слова «чудо».
Вы что себе представляете тогда, когда вам приходится слышать слово «чудо»?
На ваших столах лежат Толковые словари, посмотрите в словаре значение этого слова.
(«Чудо – необычная вещь, случай или явление. Что-либо едва сбыточное» - В.И. Даль)
3. Выявление восприятия, мотивация.
Подумайте и скажите, может ли чудо быть изобретено человеком?
Итак, вы высказали свои самые разные точки зрения относительно возникновения чуда. Послушайте, что является чудом для христианина.
Для православных христиан чудо обязательно связано с Богом. Они считают, что вся жизнь христианина постоянно связана с чудом. Например, для них даже сам человек является чудом, так как он создан самим Богом.
Самое удивительное то, что православные считают также, что даже обычная, казалось бы, для нас дружба людей – это проявление замысла Божьего в жизни человека. Почему? Христиане говорят, что Бог заботится о каждом человеке. Он хотел бы, чтобы каждый человек становился все лучше и лучше день ото дня: не обманывал бы родителей и друзей, помогал бы попавшему в беду товарищу, был бы добрым, искренним.
Как вы считаете, являются ли эти качества ценными в человеке и почему?
Христиане считают, чтобы развить в себе такие качества, необходима помощь других людей. Так в жизни встречаются и дружат именно такие люди, которые обычно дополняют друг друга, учатся друг у друга чему-либо хорошему. По мнению христианина – это Бог посылает человеку таких людей.
Понаблюдайте за собою, дополняют ли вас ваши друзья, учитесь ли вы, глядя на них чему-либо хорошему?
(Учащиеся при своих ответах пытаются найти хорошие качества в своих друзьях и рассказать о том, как эти качества влияют на них)
Молодцы! Вы много хорошего рассказали о своих друзьях. Скажите, нужно ли ценить их за то, что благодаря им, вы приобретаете хорошие человеческие качества?
Сами вы заботитесь, чтобы ваши друзья становились лучше?
Итак, с точки зрения христианина можно ли назвать дружбу чудом и почему?
4. Просмотр и анализ фрагмента фильма «Рождественский ангел».
Итак, мы с вами выяснили, что христиане считают встречи различных людей друг с другом проявлением Божиим в их жизни. Давайте теперь познакомимся с историей, которая произошла в жизни четверых детей перед Рождеством.
(Начало фильма учитель эмоционально рассказывает учащимся. Затем показывается небольшой фрагмент с того момента, когда в их дом стучится слуга родителей Манечки. После просмотра фрагмента история анализируется с точки зрения того, можно ли считать ее проявлением чуда)
5. Работа с текстом учебника (с. 70 - 71).
Мы с вами растолковали значение слова «чудо», посмотрели, как толкуется данное слово в толковом словаре. Мы обратили внимание на то, как понимают явление «чуда» православные христиане, а сейчас обратимся к учебнику «Основы православной культуры» и познакомимся с темой «Чудо в жизни христианина» по учебнику.
а) Чтение текста.
б) Анализ текста.
1. В каком случае чудо перестает быть чудом?
2. Какой чудесный случай произошел с дедушкой патриарха Кирилла?
3. Некоторые христианине считают, что чудо – это явление ангела. Так ли это?
4. Что может быть чудом в жизни христианина?
5. В каком случае Бог помогает христианину?
6. Как вы понимаете смысл высказывания: «Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, стань ангелом для другого?»
7. Почему для христианина важно работать над своим характером?