Просмотр содержимого документа
«Чудо в жизни христианина. Конспект урока ОРКСЭ»
Модуль: Основы православной культуры. 4 класс. 2013 год
Урок 22. Чудо в жизни христианина.
Цель урока: дать четкие представления о соотношении чуда и доброделания в понимании православных христиан.
Задачи урока:
Обучающая: ознакомить детей с понятием чуда, с определением смысла чуда, что чудо не бывает без веры в жизни христианина.
Воспитательная:содействие формированию и развитию у детей отношения к истинным и ложным чудесам, а также развитию духовной основы личности.Осознать, что для верующего в Бога человека доброделание есть норма его жизни и следствие доброго внутреннего настроя человека.
Развивающая: развивать умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи, умения высказывать свои мысли, вести диалог, умения работать в группах.
Виды деятельности: Беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, групповая работа, инсценировка.
Оборудование урока: мультимедиа проектор,презентация, рабочая тетрадь, цветные карандаши, учебник, костюмы для инсценирования притчи, учебник Кураева А.В. «Основы православной культуры», 4-5 класс.
Ход урока
Орг. момент.
Беседа на тему предыдущего урока: «Зачем творить добро?» (Радость для своего сердца)
Введение в тему урока. Подготовка учащихся к восприятию
материала урока. (Метод эмоционального погружения)
Чтение стихотворения.
Ты веришь в них? Я верю. Правда, верю.Давай поговорим о чудесах.
Когда я вижу звезды в небесах И наблюдаю грациозность зверя.
О, сколько раз я видел тот закат, Расписанный Божественной рукой, Ив плачущих, волнительный наряд Над безупречной красоты рекой...
Я каждый раз о чуде говорю, Осознавая, как прекрасна сущность Тех мест, где я бываю и творю Свой каждый день, опровергая скучность.
Как можно унывать или хандрить В том мире, что Господь для нас придумал. Он дал нам - жить, любить, и говорить Возможность. Да еще и думать.
Все реже говорим о красоте. Все меньше видим в каждом вдохе чудо. Я не хочу болтать о суете. О чудесах - твержу, твердил и буду.
Учитель:
Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Чудо в жизни.
Что вы понимаете под словом «чудо»?
Были ли в вашей жизни события, которые вы воспринимали как чудо?
Может быть, о чудесных событиях своей жизни вам рассказывали бабушки и дедушки, мамы и папы?
Актуализация знаний. (Метод опоры на жизненный опыт)
Где впервые человек встречается с чудом? В детстве, в сказках.
Слайд 1.
Вспомним сказки с добрыми чудесами.
Золушка превратилась в принцессу и поехала на бал благодаря своей доброте, трудолюбию, терпению. Ведь не были вознаграждены также ее злые и жадные сестры, а наоборот, опозорены.
Сильный, добрый, смелый, русский богатырь Илья Муромец победил Соловья Разбойника, Русь защищал.
Добрый и простой Емеля ездил на печи в лес дрова рубить.
Вспомним сказки с недобрыми чудесами.
Кощей бессмертный превращает Василису Прекрасную в лягушку. Баба Яга превращает непослушного Иванушку в козленочка.
Но и взрослый человек, тоже часто соприкасается с чудесами.
Слайд 2.
Учитель: Послушайте притчу «Вера в чудеса»
Что ответила мама сыну на его вопрос?
Нужно ли верить в чудеса? Или чудес не бывает?
Как вы думаете?
Давайте прочитаем как ответила мама?
Каким должен быть человек , который верит в чудо?( Добрым, хорошим)
Постановка учебной задачи. Формулирование темы урока.
Слайд3.
Учитель:Тема урока « Чудо в жизни христианина»
Слайд 4. Сформулируйте задачи урока.
Учитель:На уроке поговорим о том, что такое чудо?, Какие бывают чудеса?, Как бог творит чудеса?, Чему нас учат чудеса?
Постановка проблемы.
Учитель: В конце нашего урока, я хотела бы, чтобы вы ответили на вопрос:
Какое чудо (доброе дело) каждый из вас может совершить уже сейчас?
(прикрепляю лист с вопросом на доске)
Проблемное объяснение нового знания.(Метод создания ситуации интереса при преподавании определенного учебного материала)
Слайд 5.
Учитель: Как бы вы объяснили, что такое чудо?
Учитель: Кругом творятся чудеса – их надо вовремя увидеть.
Естественные чудеса окружают нас каждый день, мы даже не задумываемся над этим, не замечаем их. Какие это чудеса? А ведь солнце на небе, рассвет, закат- разве это не чудо..? А зелёный росток, пробившийся сквозь асфальт на дороге, разве это не чудо..? Весь окружающий мир – это чудесное творение БОГА.
Слайд 6.
Послушайте притчу «В поисках чуда»
Почему мы их не замечаем?
Итог: Эта притча помогает понять нам что значит настоящие чудеса которые происходят с нами каждый день.
Слайд 7.
Видеоклип «Как прекрасен этот мир».
Молитва благодарности к природе
Учитель: о каком чуде говорится в этой притче? (О естественном)
Богу доступны все чудеса.
Кроме естественных чудес, давайте вспомним о сверхъестественных чудесах Христа. (Дети называют)
Бог может сотворить самое настоящее чудо, которое никак нельзя объяснить исходя из научных представлений. Такими чудесами поистине являются Сотворение мира, Богоявление, воскресение Христово
Слайд 8.
Мгновенное исцеление слепого человека, хождение по водам.
Типичная черта подобных чудес – невозможность ни человеку, ни миру совершить что-либо подобное.
Сверхъестественные чудеса продолжаются и в наши дни.
Какие чудеса вы можете вспомнить? (Ответы детей)
Слайд 9.
Например, появление Креста над храмом Христа Спасителя
Слайд 10.
Ежегодное чудо схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем
Слайд 11-12.
Кровоточащий кувшин, икона Спасителя
Чудеса мироточения и обновления икон.
Чудеса Господни
Слайд 13.
Подытожим. Чудеса: естественные и сверхъестественные. Уловить причинно-следственную связь действий Божиих, угадать её невозможно. Часто можно сказать только так: человек молится – и происходит чудо.
Первичное закрепление.(Метод учебной дискуссии)
Учитель: Как же Бог творит чудеса? ( Бог творит чудеса сам и через людей)
Слайд 14.
Представьте себе, что вы неожиданно попали в современный мир из 18 века. Посмотрите на компьютер, выполняющий огромное количество операций, или операция на сердце, где хирург спасает жизнь человека, заменяя больное сердце искусственным. Разве это не чудеса? А ведь эти «чудеса» - не результат какого-то сверхъестественного вмешательства, они дело рук человека, использовавшего данные ему Богом способности, чтобы действовать в рамках законов природы.
А знаете ли вы, какое самое главное чудо в жизни ваших родителей и каждого взрослого человека? (Ответы детей)
Слайд 15.
И главное чудо в восприятии взрослого христианина – это детская колыбелька. Глядя на нее, мама и папа думают: «Неужели еще год назад моего малыша не было на свете? Какое же чудо, что он пришел в этот мир!». И многие молодые мамочки говорят: «Пока я смотрела на чужих детей, мне казалось, тут нет загадки. Но когда у меня родился мой – я поняла, что это чудо!».
Учитель:Теперь, когда вы знаете, что вы – чудо, какова будет логика вашего поведения:
Я – чудо, и родители должны постоянно дарить мне за это подарки.
Я – чудо, и это возлагает на меня большую ответственность, ведь я должен соответствовать тому, что называется чудом. (Рассуждения детей)
Физминутка для глаз.
Самостоятельная работа в группах.
Учитель: Как вы думаете, что же лежит в основе чуда? ( Ответы детей)
( Любовь и сострадание к человеку, восхищение, радость.Открытое сердце красоте и добру)
Послушайте притчу о Божьей коровке.(Инсценировка)
Нас красят Божьи дела.
Презентация №2
Слайд 1.
Учитель: Нет чуда без добра.
Как вы понимаете эти слова? (рассуждения детей)
Как вы считаете, для чего человек совершает добрый поступок, чудо: чтобы все заметили и похвалили его, или …ваше мнение..?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы совершить чудо?
Учитель: В православии главное – изменение твоего внутреннего мира. Истинность православия доказывается не столько чудесами, сколько тем, что люди меняются.
Для того, чтобы точнее ответить на эти вопросы, разобраться что же такое чудо для верующего человека, какими качествами должен обладать христианин, познакомимся с текстом учебника.
Слайд 2.
Учитель: Работать будем по группам.
Слайд 3.
Вспомним правила работы в группах.
Каждая группа получит задание, над которым будет работать.
Слайд 4.
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Выберите слова, раскрывающие смысл понятия «ЧУДО»
Составьте кластер с этим словом
Составьте схему
«Христианские добродетели»
Составьте 3 вопроса по тексту учебника для одноклассников
Учитель:Прочтите текст учебника на с.70-71 и выполните свои задания.
(Дети работают в группах, составляют схемы)
Учитель: Подведём итоги вашей работы.
Слайд 5.
Начнём с третьей группы. ( Дети отвечают на поставленные вопросы)
Итог. Чудо - в том, что творит каждый день человек, открывая глаза и любуясь миром, в котором он живет. Чудо - в том, что человечество способно любить и делать мир вокруг прекрасным - настолько прекрасным и совершенным, насколько совершенна Душа... Чудо - в том, что вопреки всему Человек живет и сердце его способно объять весь мир - если он захочет ...
Вторая группа познакомит с результатами своей работы.
Мы убедились в том, что чудо случается не только в сказках, но в жизни. А чудо может случится, только тогда, когда верующий христианин в своей жизни творит только добро и приобретает добродетель. Три христианские добродетели это: вера, надежда, любовь.
Каждый человек должен во что нибудь верить. Вера – это его внутреннее убеждение, его истина.
Третья группа представит свой кластер.
Что же такое чудо? Для этого мы составили кластер со словом «чудо» и раскрыли его значение.
Добрые дела формируют характер человека. Если у некоего человека какая-то добрая черта стала постоянной чертой его жизни, христиане говорят, что он «стяжал» (приобрел, обогатился) такую-то добродетель.
Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Учитель: Какой же вывод мы можем сделать, после этой работы? (Ответы детей)
Итак, верующий человек знает, что за доброе отношение к людям он может быть вознагражден от Бога.
Христианин знает, что если хочешь помощи от Бога, то и сам должен постараться исполнить Его заповеди, призывающие к добрым делам. Если хочешь, чтобы Бог послал ангела, сам стань ангелом для другого.
Добрые дела формируют характер человека.
Не жди, когда в твоей жизни появится чудо. Сотвори его сам.
Учитель: Давайте вернёмся к вопросу, который я поставила вам в начале урока.
Какое чудо (доброе дело) каждый из вас может совершить уже сейчас?
(Ответы детей)
Учитель: А вот ещё примеры чудес, которые совершают добрые, верующие люди.
Многие люди берут в свои семьи детей из детских домов.
На 5 канале каждый четверг « Сотвори добро» акция « Помощь детям»
Рефлексия. Итог урока.
Учитель: В начале урока мы ставили вопросы:что такое чудо?, Какие бывают чудеса?, Как бог творит чудеса?, Чему нас учат чудеса?
(Ответы детей)
Слайд 6.
Учитель: Что вы узнали для себя нового, интересного, над чем, возможно, задумались?
Что хотели бы пожелать своим сверстникам, которые не были на нашем уроке?
Слайд 7.
Рефлексия. Закончи предложения:
Я узнал…
Я смогла…
Я попробую…
Каждый должен всегда следовать за своей мечтой, ведь она обязательно принесёт счастье. А если мечта сбылась значит чудо произошло. Чудо что мы живем, у нас есть близкие и друзья. Я верю во все доброе: надежду, доброту, заботу, дружбу, здоровье.
Учитель: Закончить наш урок я хотела бы музыкальным клипом.