Просмотр содержимого документа
«Доклад по духовно - нравственному воспитанию подростков»
Тема: «Духовно- нравственное воспитание учащихся во внеурочное время»
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из актуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом в наше нелегкое время. Характерными причинами недостатков духовно-нравственного воспитания явились:
отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно - досуговой работы с детьми и молодежью;
резкое снижение физической подготовки молодежи, подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей;
отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей;
резкие, непродуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне - развитой личности.
Все это происходит на фоне жестокости и насилия, при полной неспособности правоохранительных органов и иных органов государственной власти реагировать на факты нарушения прав детей и каким-либо образом изменить сложившуюся ситуацию. Это приводит к духовному истощению, безнравственности, агрессивности, формированию вредных привычек у детей и деградации личности молодежи.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. От того, направим ли мы их на путь истины, добра и света или оставим во тьме неведения смысла жизни человека, зависит и наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается еще в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, уважение, милосердие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимость к отклонениям от норм нравственности. Эти качества должны закладываться у детей с раннего детства.
Мой педагогический опыт и труд направлены на стремление и желание воспитать каждого своего ученика добрым и порядочным человеком. Используемые в школе методические разработки внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы педагогов по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, природы родного края, что так актуально сегодня. Воспитательный процесс в урочное время планируется и строится во взаимосвязи духовного и нравственного направлений, а внеклассная деятельность является продолжением начатой на уроке работы. При разработке планов, содержания воспитательной работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка. Однако, чтобы вся эта система воспитательных мероприятий была эффективной, необходимо чтобы каждое воздействие педагога было целенаправленно, осмысленно и закреплено своим личным позитивным примером. Поэтому, при работе со школьниками я применяю технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, которая направлена на понимание ребенка, как отдельной целостной уникальной личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей и взаимопонимание между педагогом и ребенком. Своим личным примером доброжелательного отношения ко всем учащимся, их родителям, своим коллегам я стараюсь воспитать у детей доброжелательность, уважение, чуткое отношение друг к другу. Я всегда провожу с ними беседы на этические и нравственные темы, особенно темы добра и зла. Составлена памятка – заповедь:
*Старайся делать добро;
*Познай мир и себя;
*Лучше отдай своё, чем возьми чужое;
*Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе;
* Уважай людей живущих рядом.
Современные дети уже с раннего возраста проявляют себя как жестокие агрессивные взрослые люди. За последнее время очень часто во время игр наблюдаешь такую картину, как небольшой конфликт между школьниками постепенно перерастает в кровавую бойню и ногами, и руками под всеобщий смех своих одноклассников. Дети, вместо того, чтобы успокоить ссорящихся, наоборот, обостряют конфликт. И такое неприятное зрелище многим детям приносит удовольствие! Это настораживает - все это вредное влияние от просмотра фильмов – боевиков или фильмов – ужасов, агрессивных и безнравственных компьютерных игр. Многие родители, не понимая всей пагубной роли всего этого для своего ребенка, сами предлагают ему полюбить этот жестокий агрессивный мир. Когда я проводила внеклассное мероприятие, на вопрос: «Вспомните, с чем за последнее время вы чаще встречались со злом или добротой?» больше половины учащихся вспомнили сразу о злых действиях по отношению к ним. Добрые воспоминания были у немногих учащихся. Поэтому, необходимость таких бесед на духовно-нравственные темы со школьниками еще раз доказывает приведенный пример. С детьми необходимо, как можно чаще разговаривать обо всем, чтобы выявить затаенную обиду, месть, зависть, т.е. все то, что отравляет светлую детскую душу и затем, путем бесед объяснить, как надо поступать в той или иной ситуации, учить любить тех, кто рядом с ними, учить относится друг к другу так, как если бы они хотели, чтобы относились к ним люди.
В своей практике духовно- нравственного воспитания учащихся я также применяю сказкотерапию. Дети любят слушать сказки, а сказки учат жить. Недаром говорится: «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок». Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя.
Педагогическая коррекция на основе работы со сказками позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роль обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально - исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях. Поэтому я стараюсь привлекать детей к участию во всех организуемых школой или внутригрупповых мероприятиях - будь то конкурс рисунков, выставка поделок или музыкальное представление, спортивное состязание.
Совместно с воспитателями возрождаем народные праздники, создавая интересные познавательные музыкальные проекты – «Новый год», «Масленица», «Пасха». Эти мероприятия позволяют познать детям что-то новое и получить удовольствие от проведения праздников и создания веселого настроения своим одноклассникам, учителям, родителям.
Веселые старты, эстафеты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую роль в оздоровлении не только тела ребят, но и их души. Во время спортивного часа учащиеся разучивают новые спортивные игры, учатся гуманным отношениям между собой во время игр, отношениям взаимного сотрудничества и коллективизма, общительности и коммуникабельности. Во время спортивных состязаний у детей воспитываются такие важные качества характера, как воля, сознательная дисциплина. Дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Хочется отметить, что большую роль в успешном осуществлении духовно-нравственного воспитания учащихся играет привлечение и участие родителей во всех широкомасштабных проектах школы, класса. Родители-первые помощники воспитателя и учителя. Активная позиция родителей по отношению ко всему тому, что происходит в школе, в классе у ребенка, играет положительную роль для самого ребенка. С родителями своих учащихся я стараюсь наладить тесную связь и сотрудничество, провожу беседы по поводу духовно- нравственного, этического и эстетического воспитания детей в семье, привлекаю к активному участию в конкурсах, выставках, родительских семинарах, приглашаю на утренники, посвященные «Дню матери», православным праздникам «Рождество Христово», «Пасха», «Масленица», праздничные вечера, спортивные состязания.
Патриотическое воспитание является важной частью духовно-нравственного воспитания учащихся. За последнее время патриотические чувства молодого поколения ослабли. Это результат перестроечной политики нашего правительства в лихие 90-е годы, когда патриотическое воспитание молодежи было сведено к нулю, началось постепенное разложение и расслоение общества на «новых русских» и «нищих», одновременно происходил развал страны. Сейчас все изменилось в лучшую сторону. Патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяют огромное значение и отводят наиважнейшую роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Каждый год я нахожу интересный материал по патриотическому воспитанию детей школьного возраста и провожу внеклассные мероприятия, посвященные «Дню защитника Отечества», «Дню космонавтики», «Дню Победы»; классные часы о подвигах защитников Отечества, о детях-героях; конкурсы рисунков на военную, космическую тематику, осуществляю просмотр документальных и художественных фильмов о войне. Все это создает в душе каждого ребенка гордость за свой народ, за свою страну, воспитывает патриотические чувства к своей Родине.
Неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания является экологическое воспитание, охрана природы. Каждый год в сентябре я провожу с детьми экологическую игру «Природа родного края», с помощью которой дети получают много интересной и познавательной информации об окружающей их природе (растениях и животных). Как важно детям знать, какие растения произрастают в их родном крае, какой животный мир окружает их. Какое значение для человека имеет тот или иной вид растения или животного? Как и почему человек должен охранять родную природу? Ответы на все эти вопросы дети находят во время игры. Получая новые знания о природе родного края, они начинают понимать значение природоохранительной деятельности человека. В течение учебного года проводятся беседы, викторины, конкурсы рисунков, игра «Что? Где? Когда?», выставки поделок, которые посвящены экологическому воспитанию учащихся, привитию любви и заботы о родной природе.
Все эти годы я наблюдала, как дети ведут себя во время общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков и пришла к выводу, что еще очень много нужно сделать учителям, родителям, чтобы воспитать в детях нравственные чувства, вести их к подлинной духовности. Формирование нравственных понятий - это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себя, умение наслаждаться окружающим миром, Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.